Музыкальный лад – ещё одно понятие из музыкальной теории, с которым мы познакомимся. Лад в музыке – это система отношений устойчивых и неустойчивых звуков и созвучий, которая работает на определённый звуковой эффект.
Ладов в музыке довольно много, сейчас мы рассмотрим только два самых распространённых (в европейской музыке) – мажор и минор . Эти названия вы уже слышали, слышали и их банальных расшифровки типа мажор – весёлый, жизнеутверждающий и радостный лад, а минор – грустный, элегичный, мягкий.
Это только примерные характеристики, но, ни в коем случае, не ярлыки – музыка в каждом из музыкальных ладов может выражать любые чувства: например, трагизм в мажоре или какие-то светлые чувства в миноре (видите, всё наоборот).
Мажор и минор – основные лады в музыке
Итак, давайте проанализируем мажорный и минорный лад. Понятие лад тесно связано со звукорядами. Звукоряды мажора и минора состоят из семи музыкальных ступеней (то есть нот) плюс последняя, восьмая ступень повторяет первую.
Разница между мажором и минором заключается как раз в отношениях между ступенями их звукорядов. Эти ступени отстоят одна от другой на расстояние либо целого тона, либо полутона. В мажоре эти отношения будут следующими: тон-тон полутон тон-тон-тон полутон (легко запомнить – 2 тона полутон 3 тона полутон ) , в миноре – тон полутон тон-тон полутон тон-тон (тон полутон 2 тона полутон 2 тона ). Ещё раз смотрим на картинку и запоминаем:
Теперь посмотрим и тот, и другой музыкальный лад на конкретном примере. Для наглядности построим мажорный и минорный звукоряды от ноты до.
Вы видите, что в записи мажора и минора есть существенная разница. Поиграйте эти примеры на инструменты – вы обнаружите разницу и в самом звучании. Позволю себе одно маленькое отступление: если вы не знаете, как считаются тона и полутона, то обратитесь к материалам вот этих статей: и .
Свойства музыкальных ладов
Лад в музыке существует не просто так, он выполняет определённые функции, и одна из таких функций – регулирование отношений устойчивых и неустойчивых ступеней. Для мажора и минора устойчивые ступени – это первая, третья и пятая (I, III и V) , неустойчивые – вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II, IV, VI и VII) . Устойчивыми ступенями начинается и заканчивается мелодия, если она написана в мажорном или минорном ладу. Неустойчивые звуки всегда стремятся к устойчивым звукам.
Особое значение имеет первая ступень – это , она имеет название тоника . Устойчивые ступени вместе образуют тоническое трезвучие , это трезвучие – идентификатор музыкального лада.
Другие музыкальные лады
Мажорный и минорный лад в музыке – это не единственные варианты звукорядов. Кроме них существует ещё и много других ладов, свойственных тем или иным музыкальным культурам или искусственно созданных композиторами. Например, пентатоника – пятиступенный лад, в котором роль тоники может играть любая из его ступеней. Пентатоника чрезвычайно широко распространена в Китае и Японии.
Подведём итоги. Мы дали определение понятию , узнали строение звукорядов мажорных и минорных ладов, разделили ступени звукорядов на устойчивые и неустойчивые.
Вы запомнили, что тоника – это основная ступень музыкального лада , основной устойчивый звук? Отлично! Хорошо поработали, теперь можно и немного развлечься. Посмотрите вот этот мультяшный прикол.
Три вида мажорного лада
Чаще всего музыку записывают в мажорном и минорном ладу. Оба этих лада имеют три вида: натуральный, гармонический и мелодический. Основа у всех видов одна. В гармоническом и мелодическом мажоре или миноре изменяются определённые ступени (VI и VII) . В миноре они повышаются, а в мажоре будут понижаться.
Натуральный мажор.
Натуральный мажор - это обыкновенная мажорная гамма со своими ключевыми знаками, если они, конечно, есть, и без каких бы то ни было случайных знаков альтерации. Из трёх видов мажора натуральный в музыкальных произведениях встречаются чаще остальных.
Мажорная гамма основывается на известной формуле из последовательности в звукоряде целых тонов и полутонов: 1т-1т-0,5т-1т-1т-1т-0,5т.
Вот примеры нескольких простых мажорных гамм в натуральном виде: натуральный С (до мажор) , гамма G (соль мажор) в своём натуральном виде и звукоряд тональности натурального F (фа мажор) :
Гармонический мажор.
Гармонический мажор
– это мажор с пониженной шестой ступенью (VIь) . Эта шестая ступень понижается ради того, чтобы быть ближе к пятой. И лад приобретает восточный оттенок.Вот как выглядят звукоряды гармонического мажора уже показанных ранее тональностей: С (до мажор) , G (соль мажор) и F (фа мажор) .
В C (до мажоре) появился aь (ля-бемоль) – признак изменения натуральной шестой ступени, ставшей гармонической. В G (соль мажоре) появился знак eь (ми-бемоль), а в F (фа-мажоре) – dь (ре-бемоль).
Мелодический мажор.
Как и в мелодическом миноре, в
мажоре изменяются сразу две ступени – VI и VII , только всё здесь ровным счётом наоборот. Во-первых, эти два звука не повышаются, как в миноре, а понижаются . Во-вторых, альтерируются они не при восходящем движении, а при нисходящем .Любопытно, что из-за понижения шестой ступени между этой ступенью и другими звуками могут образовываться всякие интересные интервалы – увеличенные и уменьшённые. Это могут быть тритоны или интервалы характерные – рекомендую вам в этом разобраться.
Мелодический мажор – это мажорный звукоряд, в котором при восходящем движении играется гамма натурального вида, а при нисходящем движении понижаются две ступени – шестая и седьмая (VIb и VIIb).
Нотные примеры мелодического мажора — тональности С (до мажор), G (соль мажор) и F (фа мажор):
В мелодическом C (до мажоре) в нисходящем движении появляются два «случайных» бемоля – bь (си-бемоль) и аь (ля-бемоль). В G (соль мажоре) сначала отменяется F# (фа-диез) - понижается седьмая ступень, а затем появляется бемоль перед нотой e (ми) - понижается шестая ступень. В мелодическом F (фа мажоре) появляются два бемоля: еь (ми-бемоль) и dь (ре-бемоль).
Итак, существуют три вида мажора. Это натуральный (простой), гармонический (с пониженной шестой ступенью) и мелодический (в котором при восходящем движении нужно играть/петь натуральную гамму, а при движении вниз – понижать седьмую и шестую ступени).
Вы уже знаете, что чаще всего музыку записывают в мажорном и минорном ладу. Оба этих лада имеют по три разновидности – гамму натуральную, гармоническую и мелодическую. Ничего страшного за этими названиями не кроется: основа у всех одна, только в гармоническом и мелодическом мажоре или миноре изменяются определённые ступеньки (VI и VII). В миноре они повышаются, а в мажоре будут понижаться.
3 вида мажора: первый – натуральный
Натуральный мажор – это обыкновенная мажорная гамма со своими ключевыми знаками, если они, конечно, есть, и без каких бы то ни было случайных знаков альтерации. Из трёх видов мажора этот в музыкальных произведениях встречаются чаще остальных.
Мажорная гамма основывается на известной формуле из последовательности в звукоряде целых тонов и полутонов: Т-Т-ПТ-Т-Т-Т-ПТ . Подробнее можно почитать об этом .
Посмотрите на примеры нескольких простых мажорных гамм в натуральном виде: натуральный до мажор, гамма соль мажор в своём натуральном виде и звукоряд тональности натурального фа мажора:
3 вида мажора: второй – гармонический
Гармонический мажор – это мажор с пониженной шестой ступенью (VIb). Эта шестая ступенька понижается ради того, чтобы быть ближе к пятой. Низкая шестая ступень в мажоре звучит очень интересно – она его словно «оминоривает», и становится нежным, приобретает оттенки восточной томности.
Вот как выглядят звукоряды гармонического мажора уже показанных ранее тональностей до мажор, соль мажор и фа мажор.
В до мажоре появился ля-бемоль – признак изменения натуральной шестой ступени, ставшей гармонической. В соль мажоре появился знак ми-бемоль, а в фа-мажоре – ре-бемоль.
3 вида мажора: третий – мелодический
Как и в , в мажоре той де разновидности изменяются сразу две ступеньки –VI и VII, только всё здесь ровным счётом наоборот. Во-первых, эти два звука не повышаются, как в миноре, а понижаются. Во-вторых, альтерируются они не при восходящем движении, а при нисходящем. Впрочем, всё логично: в мелодическом миноре в восходящем движении повышаются, а в мелодическом миноре в нисходящем движении понижаются. Вроде, так и должно быть.
Любопытно, что из-за понижения шестой ступени между этой ступенью и другими звуками могут образовываться всякие интересные интервалы – увеличенные и уменьшённые. Это могут быть или – рекомендую вам в этом разобраться.
Мелодический мажор – это такой мажорный звукоряд, в котором при восходящем движении играется гамма натурального вида, а при нисходящем движении понижаются две ступеньки – шестая и седьмая (VIb и VIIb).
Нотные примеры мелодического вида – тональности до мажор, соль мажор и фа мажор:
В мелодическом до мажоре в нисходящем движении появляются два “случайных” бемоля – си-бемоль и ля-бемоль. В соль мажоре мелодического вида сначала отменяется фа-диез (понижается седьмая ступень), а затем появляется бемоль перед нотой ми (понижается шестая ступень). В мелодическом фа мажоре появляются два бемоля: ми-бемоль и ре-бемоль.
И ещё разок…
Итак, существуют . Это натуральный (простой), гармонический (с пониженной шестой ступенью) и мелодический (в котором при восходящем движении нужно играть/петь натуральную гамму, а при движении вниз – понижать седьмую и шестую ступени).
Если вам понравилась статья, то, пожалуйста, нажмите на кнопку «Мне нравится!». Если вам есть, что сказать по данной теме – оставляйте комментарий. Если вы хотите, чтобы ни одна новая статья на сайте не осталась не прочитанной вами, то, во-первых, заходите к нам чаще, а, во-вторых, подписывайтесь на твиттер.
ВСТУПАЙТЕ В НАШУ ГРУППУ В КОНТАКТЕ –
В музыке существует большое разнообразие ладов . На слух легко отличить русские частушки от грузинских песен, восточную музыку от западной и т.д.. Такое различие мелодий, их настроений, обусловлено используемым ладом. Наиболее широко распространены мажорный и минорный лады. В этой главе мы рассмотрим мажорный лад.
Мажорный лад
Лад , устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие, называется мажорным . Сразу поясним сказанное. Трезвучие - это уже аккорд, о нём - чуть позже, а пока под трезвучием понимаем 3 звука, взятых либо одновременно, либо последовательно. Мажорное трезвучие образовывают звуки, интервалы между которыми составляют терции. Между нижним звуком и средним - большая терция (2 тона); между средним и верхним звуками - малая терция (1.5 тона). Пример мажорного трезвучия:
Рисунок 1. Мажорное трезвучие
Мажорное трезвучие, в основании которого тоника, называется тоническим трезвучием.
Мажорный лад состоит из семи звуков, которые представляют собой определённую последовательность больших и малых секунд . Обозначим большую секунду «б.2», а малую «м.2». Тогда мажорный звукоряд можно представить следующим образом: б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2. Последовательность звуков с таким расположением ступеней называется натуральной мажорной гаммой, а лад - натуральным мажором. Вообще говоря, гаммой и называют упорядоченное расположение звуков лада по высоте (от тоники до тоники). Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Ступени гаммы обозначаются римскими цифрами. Не путайте со ступенями звукоряда - у них обозначений нет. Ниже на рисунке изображены пронумерованные ступени мажорного лада.
Рисунок 2. Ступени мажорного лада
Ступени имеют не только цифровое обозначение, но и самостоятельное называние:
Ступень I: тоника (Т);
Ступень II: нисходящий вводный звук;
Ступень III: медианта (средняя);
Ступень IV: субдоминанта (S);
Ступень V: доминанта (D);
Ступень VI: субмедианта (нижняя медианта);
Ступень VII: восходящий вводный звук.
Ступени I, IV и V называются главными ступенями. Остальные ступени - побочные. Вводные звуки тяготеют к тонике (стремятся к разрешению).
Ступени I, III и V являются устойчивыми, они образуют тоническое трезвучие.
Коротко о главном
Итак, мажорный лад - это лад, у которого последовательность звуков образует следующую последовательность: б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2. Ещё раз напомним: б.2 - большая секунда, представляет собой целый тон: м.2 - малая секунда, представляет собой полутон. Последовательность звуков мажорного лада изображена на рисунке:
Рисунок 3. Интервалы натурального мажорного лада
На рисунке обозначено:
- б.2 - большая секунда (целый тон);
- м.2 - малая секунда (полутон);
- цифрой 1 указан целый тон. Возможно, так схема читается легче;
- цифрой 0.5 обозначен полутон.
Итоги
Мы познакомились с понятием «лад», подробно разобрали мажорный лад. Из всех названий ступеней чаще всего мы будем пользоваться основными, поэтому их названия и расположения нужно запомнить.
Тональность - это высотное положение лада. Название тональности происходит от названия звука, принятого за тонику и составляется из обозначения тоники и лада, т.е. слова мажор или минор.
Мажорный лад - это лад, это лад, устойчивые звуки которого образуют большое, или мажорное трезвучие.
Мажорный лад бывает трёх видов:
- · Натуральный мажор - имеет строение Т-Т-П-Т-Т-Т-П.
- · Гармонический мажор - мажор, с пониженной VI ступенью, имеет строение Т-Т-П-Т-П-1/2Т-П,
- · Мелодический мажор - понижаются VI и VII ступени; имеет строение Т-Т-П-Т-П-Т-Т.
МИНОРНЫЙ ЛАД
Система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками называется ладом. В основе любой отдельной мелодии и музыкального произведения всегда лежит определённый лад.
Расположение звуков лада в порядке высоты (начиная от тоники - I ступени и до тоники следующей октавы) называется гаммой. Звуки гаммы называются ступенями и обозначаются римскими цифрами. Из них I, III и V ступени являются устойчивыми, а II, IV, VI и VII ступени - неустойчивыми. Неустойчивые ступени по тяготению разрешаются в соседний устойчивый звук.
Минорный лад - это лад, это лад, устойчивые звуки которого образуют малое, или минорное трезвучие.
Минорный лад бывает трёх видов:
- · Натуральный минор - имеет строение Т-П-Т-Т-П-Т-Т.
- · Гармонический минор - минор, с повышенной седьмой ступенью; имеет строение Т-П-Т-Т-П-1/2Т-П.
- · Мелодический минор - повышаются VI и VII ступени; имеет строение Т-П-Т-Т-Т-Т-П.