Завтра была война чему учит. Васильев завтра была война анализ произведения

Анализ повести

Б. Л. Васильева «Завтра была война»

Повесть Бориса Львовича Васильева “Завтра была война” написана в 1972 году. И наряду с другой повестью этого писателя “А зори здесь тихие...” стала одним из самых лучших и известных в нашей стране произведений о периоде Великой Отечественной войны.

В своей повести Б. Васильев используют такой художественный метод как реализм.

Тема произведения взаимосвязь между поколениями отцов и детей.

Повесть начинается прологом и заканчивается эпилогом. Через пролог Васильев вводит читателя в мир своих воспоминаний о юности, знакомит со своими бывшими одноклассниками и учителями, со школой и родителями и тому подобное. Одновременно писатель как бы размышляет, обдумывая и переоценивая все, что произошло с ним сорок лет назад.

Эпилог подытоживает повесть, резко, но, тем не менее, гармонично вливаясь в содержание. Мы снова оказываемся почти на сорок лет вперед, в 1972 году, узнаем о дальнейшей судьбе героев книги и не только из воспоминаний рассказчика, но и из слов директора школы.

В центре повествования оказываются несколько одноклассников. Искра Полякова - бойкая и целеустремленная девочка, мечтающая стать комиссаром, отличница, активистка, редактор стенгазеты. Подруги всегда идут к ней за советом, и для всех у Искры есть точный и меткий ответ, решение самых неразрешимых проблем и вопросов. Правда, в конце повести Искра сильно меняется, она начинает сомневаться в тех “истинах”, которые так старательно внушала ей мать. То есть Искра постепенно взрослеет.

Зина Коваленко - ветреная и непостоянная. Искра говорила, что она настоящая девчонка. Все свои вопросы Зина решает либо с помощью Искры, либо доверяясь безошибочной интуиции. Но и она начинает взрослеть, чувствует, что нравится мальчикам, и даже приобретает в конце повести самостоятельность и рассудительность Искры.

Вика Люберецкая - самая загадочная и непонятная для одноклассниц девочка. Она, похоже, была морально старше их и потому до девятого класса не имела друзей. Вика восхищена своим отцом, считает его идеалом, любит до самозабвения. Самое страшное для нее - это сомневаться в отце. И когда его арестовывают, Вика кончает жизнь самоубийством не из каприза, а как взрослый человек.

Взросление девочек происходит сначала физически, а затем морально. Несколько по-другому взрослеют мальчики, они как бы тянутся за своими повзрослевшими одноклассницами. Так, хулигана Сашу Стамескина берет под свою опеку Искра, делает его отличником, записывает в авиакружок, а затем помогает ему устроиться на авиазавод.

Жора Ландыс, верный друг и помощник всех мальчиков класса, влюбляется в Вику и стремится повзрослеть. Тот же процесс происходит и с некоторыми другими ребятами.

В принципе можно сказать, что инициатором всех этих возрастных изменений невольно стал новый директор школы - Николай Григорьевич Ромахин. Его необычная система воспитания не сковывает взросление и духовный поиск детей, а, наоборот, провоцирует взросление.

Антиподом Ромахина в повести является классная руководительница и учитель литературы Валентина Андроповна (Валендра, как ее называют ребята). Ее не устраивает распорядок нового директора в школе. В почти открытой борьбе с ним она использовала все средства, например, писала доносы в высшие инстанции, спорила и тому подобное. Однако Валентину Андроповну нельзя считать отрицательным персонажем. Автор пишет, что она абсолютно искренно верила в правильность своих убеждений, в то, что новый директор губит школу. И эта искренность в конце концов позволила ей найти общий язык с повзрослевшим классом и измениться.

Велико значение второстепенных персонажей в повести. Учителя литературы и директора нельзя отнести к ним, так как вокруг их взаимоотношений разворачивается основной конфликт повести. Второстепенные персонажи - это родители учеников и два учителя, не участвующие в конфликте. Родители, воспитывая своих детей, создали свою точную копию, со своими чертами характера, но все они с пониманием восприняли взросление своих детей, их новое понимание действительности. И даже товарищ Полякова - мать Искры, - “железная” женщина, привыкшая командовать дочерью, как подчиненным, встретив отпор повзрослевшей Искры, смиряется, поняв, что это должно было произойти. То же можно сказать и об отце Вики Люберецкой, который невольно изменил жизнь многих ребят, став их идеалом.

Тематика произведения выражается именно этим взрослением. Основной идеей, пронизывающей мыслью произведения является то, что ни в коем случае взрослым нельзя влиять на взросление детей, воспитывать их, конечно, необходимо, но взросление идет своим особым путем.

Впрочем, такая идея прослеживается лишь в основной части повести, а в прологе и эпилоге появляется новая идея. Тема пролога и эпилога - воспоминания автора о своей молодости. А идея выражается в том, что запоминается в жизни только самое прекрасное - юность. Повесть называется - “Завтра была война”, но о войне в ней практически ничего не сказано, и это не случайно.

Война не фигурирует в действии повести, а как бы вытекает из ее содержания, логически завершая школьные годы. Борис Васильев пишет, что разница между поколением его молодости и нынешним заключается в том, что они знали, что война будет, а мы знаем, что ее не будет, и искренне в это верим.

И сейчас, через сорок лет, в поезде, символизирующем жизнь, эти вечные девятиклассники вспоминают не войну, не то, как горели в танке и шли в бой, а то, что было до этого.

Повесть «Завтра была война» Васильева была написана в 1972 году, но увидела свет лишь в 80-х годах, в период ослабления цензуры. В основе сюжета – воспоминания автора о своей ранней юности, которая пришлась на непростое время. Главными героями книги Васильева стали обычные школьники, ученики девятого класса.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Завтра была война» по главам. Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Главные герои

Искра Полякова – активистка, староста класса, порядочная, ответственная, решительная девушка.

Вика Люберецкая – дочь главного инженера авиазавода, умная и тонкая девушка, рано ощутившая себя взрослой.

Валентина Андроновна (Валендра) – классная руководительница 9 «Б», жесткая, принципиальная женщина.

Николай Григорьевич Ромахин – директор, справедливый, честный, порядочный человек, прекрасный педагог.

Другие персонажи

Товарищ Полякова – мать Искры, в прошлом комиссар, бескомпромиссная женщина, фанатично преданная идеям революции.

Зиночка Коваленко – беззаботная, легкомысленная, но добрая и отзывчивая девушка, лучшая подруга Искры.

Саша Стамескин – бывший двоечник и хулиган, перевоспитанный Искрой.

Валька Александров (Эдисон) – страстный изобретатель, с живым, беспокойным умом.

Артем Шефер – волевой, решительный, работящий парень с устоявшимися жизненными ценностями.

Пашка Остапчук – порядочный парень, серьезно увлеченный спортом.

Леночка Бокова – тихая, робкая девушка, мечтавшая стать актрисой.

Жорка Ландыс – филателист, общительный и добрый малый.

Пролог

Глава первая

В гости к Зиночке приходит Искра, и сообщает, что Сашка Стамескин вынужден уйти из школы. « Теперь за ученье надо платить », а Сашу растит одна мать, и денег катастрофически не хватает.

Искра воспитана суровой матерью, комиссаром, и для нее « слабость пуще предательства ». Девушку слушают все друзья, и она считается «совестью класса». Искра от всей души хочет помочь способному однокласснику, которого она в свое время взяла под шефство. Зина предлагает устроить Сашку на авиационный завод, где он сможет учиться в вечерней школе.

Подруги решают обратиться за помощью к Вике Люберецкой – круглой отличнице, дочери главного инженера авиационного завода. С ее подачи Стамескина берут на работу.

Глава вторая

Артем Шефер в силу своего природного косноязычия люто ненавидит « все предметы, где надо много говорить ». Это прекрасный спортсмен, легкоатлет, старательный ученик, который не смог стать отличником из-за проблем с речью. Этот недостаток проявляется еще больше в присутствии Зиночки, в которую тайно влюблен Артем.

Парень усердно работает все лето, чтобы с размахом отметить свое шестнадцатилетие. День рожденье удается на славу: ребята играют в шарады, танцуют, читают стихи. Напоследок Вика дает Искре почтить « сборник стихов упадочнического поэта Сергея Есенина », чье творчество так понравилось девушке.

Глава третья

Школа, в которой учатся друзья – новая, многоэтажная. Некоторое время ею руководила Валентина Андроновна или Валендра, как ее прозвали старшеклассники – женщина самых строгих правил. Новый директор Николай Григорьевич Ромахин сразу же меняет ранее установленные правила и даже распоряжается повесить зеркала « во всех девчоночьих уборных ».

Добрый, справедливый и невероятно интересный, он быстро заслуживает всеобщее обожание, в то время как ставшую классной руководительницей 9 «Б»Валендру « не просто не любили, а презирали столь дружно и глубоко, что не затрачивались уже ни на какие иные эмоции ».

Зиночка случайно рассказывает Валендре о чтении стихов крамольного Есенина. Искра спешит к Люберецким, чтобы предупредить о возможных неприятностях.

Глава четвертая

Зиночка, постоянно живущая « в сладком состоянии легкой влюбленности », решает выбрать себе нового возлюбленного их трех возможных кандидатов. Она пишет три одинаковых любовных письма, но не решается отправить их. Одно из писем находит Валендра, и передает его директору, который попросту сжигает чужое любовное послание.

Тем временем дружба между Искрой и Сашкой перерастает в нечто большое, и Искра чувствует, что « наступило время личной жизни ».

Глава пятая

Зиночка идет на свидание с самым красивым мальчиком в школе – Юрой из 10 «А». После просмотра кино они собираются немного посидеть где-то, и Зиночка вспоминает укромную лавочку, скрытую в кустах возле дома Люберецких.

Молодые люди замечают, как « к подъезду бесшумно подкатила большая черная машина », а спустя время вышел отец Вики в сопровождении трех мужчин.

Зиночка изо всех сил спешит к Искре, чтобы рассказать о том, « что арестовали папу Вики Люберецкой ». Об этом узнает мать девочки, и сразу же пишет письмо в ЦК с защитой в адрес главного инженера.

Глава шестая

Зиночка и Искра договариваются, что никто в школе не узнает об аресте Люберецкого – это « никого не касается ». Однако уже на первом уроке все знают о случившемся. Зина признается, что это сделал Юра, и ребята решают отомстить ему.

Артем вызывает десятиклассника в школьную котельную, и между ребятами завязывается драка. После ее окончания друзья отправляются к Вике, чтобы поддержать ее в трудную минуту.

От Сашки Искра узнает, что Люберецкий – враг народа, который « за миллион чертежи нашего самолета фашистам продал ».

Спустя три дня в кабинет директора вызывают Артема и Искру. Валендра обвиняет парня в том, что его драка с Юрой была « политической », а от Искры требует провести « экстренное комсомольское собрание » с целью исключения Вики Люберецкой из комсомола.

Глава седьмая

Вика предлагает ребятам отдохнуть на природе, чтобы попрощаться с осенью. Она привозит друзей в Сосновку, к себе на дачу. Но дом опечатан, и ребята разводят костер возле речки.

Вика, зная, что Жорка Ландыс давно в нее влюблен, разрешает поцеловать себя. Друзья прекрасно проводят время – пекут картошку, дурачатся, поют песни, прыгают через костер.

На следующий день созывается комсомольское собрание, на котором Люберецкая должна публично отречься от отца, однако она не приходит. Валендра посылает за ней Зиночку. Девушка вскоре прибегает и сообщает, что Вика « в морге ».

Глава восьмая

Расследование смерти Вики длилось всего сутки – перед тем, как выпить все снотворное, что было в доме, девушка оставила записку « В смерти моей прошу никого не винить. Я поступаю сознательно и добровольно ».

Все это время Искра живет, « не замечая ни времени, ни окружающих ». Мать Искры осуждает Вику, покончившую с собой из-за слабоволия, и запрещает Искре « устраивать панихиду » на ее похоронах.

Родители Артема и Зины решают все вопросы касательно похорон, однако серьезной проблемой становится отсутствие машины. Тогда директор под свою ответственность закрывает на день школу, собирает старшеклассников и несет гроб Вики Люберецкой « через город до окраинного кладбища ».

Николай Григорьевич призывает учеников запомнить на всю жизнь, что убивает не только пуля, но также « дурное слово и скверное дело, убивает равнодушие и казенщина, убивает трусость и подлость ». Несмотря на запрет матери, Искра читает у могилы подруги « последние есенинские строчки », а Жорка сажает куст шиповника, под которым он целовал Вику.

Глава девятая

Искра получает от Вики посылку, в которой были сборники Есенина и Грина, а также письмо. Из письма Искра узнает, что подруга была вынуждена уйти из жизни, поскольку считала, что « нельзя предавать отцов ».

Постепенно восстанавливается привычный ход жизни, но неожиданно все узнают, что домой приехал Люберецкий, которого оправдали. Ребята решают отправиться к нему всем классом, чтобы рассказать о последних днях жизни Вики. Им удается разговорить застывшего в своем горе Леонида Сергеевича, и тот лишь вздыхает: « Какой тяжелый год ». Зиночка предполагает, что во всех несчастьях виноват високосный год, но « следующим был тысяча девятьсот сорок первый »…

Эпилог

Автор рассказывает о судьбах своих друзей по прошествии сорока лет. Валька Александров, которому пророчили судьбу великого изобретателя, работал обычным часовщиком. У Пашки Остапчука война отняла ногу, спорт и Лену, к которой он не осмелился « вернуться инвалидом ». Сашка Стамескин выбился «в люди», став директором крупнейшего авиазавода.

Жора Ландыс был летчиком-истребителем, героем, но с войны не вернулся. Артем Шефер « сам себя взорвал вместе с мостом ». Искру и ее мать, как самых рьяных активисток подполья, повесили гестаповцы.

Заключение

Это история о сложном этапе взросления, становления личности молодых людей, чье беззаботное детство навсегда оказалось в прошлом. История о любви, дружбе, предательстве и разочаровании.

Краткий пересказ «Завтра была война» Бориса Васильева будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 252.

Характеристика Сашки Стамескина? из книга "А завтра была война" и получил лучший ответ

Ответ от N[гуру]
Еще год назад имя Сашки Стамескина склонялось на всех педсоветах, фигурировало во всех отчетах и глазело на мир с черной доски, установленной в вестибюле школы.
Саша был хулиганом и бесшабашным мальчишкой, но после того, как Искра взяла его под свою опеку, он исправился.
Повесть Б. Л. Васильева «Завтра была война»
Основная часть -- это рассказ о жизни автора, написанный так, будто он по цепочке вытаскивает одно за другим воспоминания из шкатулки своей памяти. Начиная описывать одноклассников или какое-нибудь происшествие, он переключается на более ранние события, затем вновь возвращается к нему и так далее. Вместе с писателем мы перемещаемся то в третий, то в пятый, то в девятый класс, вспоминая урывками прошедшие события. Несмотря на такую необычную и сложную структуру, эти воспоминания не запутывают нас, не позволяют заблудиться в довольно сложной цепочке рассуждений, потерять нить повествования, но, напротив, складываются удивительно ловко и точно, составляя завершенный характер повести, что, несомненно, свидетельствует о мастерстве писателя.
Эпилог подытоживает повесть, резко, но тем не менее гармонично вливаясь в содержание. Мы снова оказываемся почти на сорок лет вперед, в 1972 году, размышляя вместе с автором над прошлым.
В центре повествования оказываются несколько одноклассников. Искра Полякова -- бойкая и целеустремленная девочка, мечтающая стать комиссаром, отличница, активистка, редактор стенгазеты. Подруги всегда идут к ней за советом, и для всех у Искры есть точный и меткий ответ, решение самых неразрешимых проблем и вопросов. Правда, в конце повести Искра сильно меняется, она начинает сомневаться в тех "истинах", которые так старательно внушала ей мать. То есть Искра постепенно взрослеет.
Зина Коваленко -- ветреная и непостоянная. Искра говорила, что она настоящая девчонка. Все свои вопросы Зина решает либо с помощью Искры, либо доверяясь безошибочной интуиции. Но и она начинает взрослеть, чувствует, что нравится мальчикам, и даже приобретает в конце повести самостоятельность и рассудительность Искры.
Вика Люберецкая -- самая загадочная и непонятная для одноклассниц девочка. Она, похоже, была морально старше их и потому до девятого класса не имела друзей. Вика восхищена своим отцом, считает его идеалом, любит до самозабвения. Самое страшное для нее -- это сомневаться в отце. И когда его арестовывают, Вика кончает жизнь самоубийством не из каприза, а как взрослый человек.
Взросление девочек происходит сначала физически, а затем морально. Несколько по-другому взрослеют мальчики, они как бы тянутся за своими повзрослевшими одноклассни цами. Так, хулигана Сашу Стамескина берет под свою опеку Искра, делает его отличником, записывает в авиакружок, а затем помогает ему устроиться на авиазавод.
Жора Ландыс, верный друг и помощник всех мальчиков класса, влюбляется в Вику и стремится повзрослеть. Тот же процесс происходит и с некоторыми другими ребятами.
В принципе можно сказать, что инициатором всех этих возрастных изменений невольно стал новый директор школы -- Николай Григорьевич Ромахин. Его необычная система воспитания не сковывает взросление и духовный поиск детей, а, наоборот, провоцирует взросление.
Антиподом Ромахина в повести является классная руководительница и учитель литературы Валентина Андроповна (Валендра, как ее называют ребята). Ее не устраивает распорядок нового директора в школе. В почти открытой борьбе с ним она использовала все средства, например, писала доносы в высшие инстанции, спорила и тому подобное. Однако Валентину Андроповну нельзя считать отрицательным персонажем. Автор пишет, что она абсолютно искренно верила в правильность своих убеждений, в то, что новый директор губит школу. И эта искренность в конце концов позволила ей найти общий язык с повзрослевшим классом и изменит

Тип урока : урок-память «За себя и за того парня»

Такими были наши дали...

Цели урока : Знать содержание повести Б. Васильева «Завтра была война», проблемы, поставленные автором в произведении, знать историческую эпоху, изображенную на страницах повести.

Уметь самостоятельно ставить цели, задачи на различных этапах работы, обобщать, анализировать литературный текст, давать характеристику героям, их поступкам, уметь раскрыть истоки их мужества, героизма.

Развитие ассоциативного мышления, творческого воображения, чувства музыки, цветового восприятия. Приобщение к радости творчества, законам открытия нового, к самостоятельной творческой деятельностию.

Воспитывать личность духовно-нравственную, социально-значимую, воспитывать чувство любви к Родине.

Оформление: текст произведения, презентация, кадры из фильма «Завтра была война», музыкальное оформление.

Эпиграф:

Что проще может быть:

Не лгать.

Не трусить,

Верным быть народу.

Любить родную землю – мать,

Чтоб за нее в огонь и в воду,

А если –

То и жизнь отдать.

Такими были наши дали…

А. Твардовский

Ход урока:

Он : Я ухожу, чтоб возвратиться…

Смотри, уже пылает небо.

Я ухожу, чтоб возвратиться…

Над нашим счастьем поднят меч.

Она : Я верю, встреча повторится.

С тобою буду, где б ты ни был...

Я верю, встреча повторится

Как тысячи счастливых встреч!

Учитель: Ребята, о какой встрече идёт речь в прочитанных строчках.

Да, у нас сегодня удивительная встреча с прекрасным произведением, повестью Б.Л.Васильева «Завтра была война», встреча с героями этого произведениями.

Пишем тему урока. Просмотр эпизода фильма - эпилог.

Учитель: Ребята, что бы вам хотелось узнать о ваших ровесниках предвоенного времени

Перед нами стоит вопрос, в чём истоки мужества этих ребят, героев повести Б.Васильева «Завтра была война».

1). Истоки мужества. Как вы понимаете это выражение ? (версии детей).

Обратимся к толковому словарю

2-й слайд «Мужество – храбрость, присутствие духа в опасности.

Источник – начало, первоисточник»

2). Подберите однокоренные слова к данному слову, ассоциативные слова (героизм, отвага, подвиг)

Наша задача, цель урока:

Проанализировать содержание повести,

на основе анализа множества тем данного произведения попробовать определить проблемы, которые поднимаются автором и разрешаются в повести. Для этого нам придётся дать оценку эпохе, изображенной в произведении, нарисовать портрет довоенного времени; пройтись по страницам повести и вспомнить наиболее яркие эпизоды, важные для раскрытия идеи текста. Ребята, расскажите о своих первых впечатленях по повести. Что вас заинтересовало, на что вы обратили внимание.

Название необычное.

Слово учителя : а что вы знаете об авторе произведения?

Поколение, к которому принадлежал Б.Л. Васильев, родившийся в 1924 году, сразу за школьным порогом ждала война. Борис Васильев, как и миллионы его сверстников, прежде чем стать кем – то, стал солдатом. Он ушел на фронт сразу после выпускного бала, прожив свои произведения в окопах, выстрадав под минометным огнем противника, теряя родных и близких. Жизни вчерашних школьников только начинались, обещали ярко развернуться и были жестоко оборваны.

Эта боль потерь не давала будущему писателю спокойно жить после войны. Одно за другим выходят из-под пера такие произведения, как «А зори здесь тихие..», «В списках не значился», «Встречный бой».

Сообщение о Б. Васильеве.

«Тема войны всегда будет болью отзываться в людской памяти, ибо нет на Руси семьи, не пострадавшей в годы Великой Отечественной войны. Борис Львович Васильев так сказал о повести «Завтра была война»: Я написал три книги о войне и хотел в них показать как бы три её лика. В повести «А зори здесь тихие» рассказать о войне как о жестоком испытании…

В романе «В списках не значился» хотелось сказать о том, что если человек с высокой нравственностью, если он живет и действует по совести, то в тяжелый для Родины час он станет героем, даже сражаясь в одиночку.

А повесть «Встречный бой» - протест против бессмысленных потерь на войне…

Когда эти три вещи были написаны, меня стал мучить вопрос: а кто же они были - те, кто вынес эту войну на своих плечах? Откуда они взялись, эти мальчишки и девчонки, максималисты, ушедшие на фронт со школьной парты? Как выросли такими? Так появился роман о предвоенной школе «Завтра была война». Роман был напечатан в 1987 году в журнале «Юность» В ответ на это произведение редакция получила тысячи писем. Писали чаще молодые, но много писем пришло и от людей немолодых, помнивших довоенную школу, чьи судьбы были схожи с судьбами героев Бориса Васильева. По роману поставлены спектакли, снят фильм.

Поэт Андрей Дементьев писал: «Я видел спектакль по повести в Театре имени Вл. Маяковского. В тот вечер в зале были почти одни школьники. Многие плакали. Я подумал: мир спасут слёзы - чистые, искренние слёзы юности».

Слово учителя: Повесть «Завтра была война» – яркое, уникальное явление не только в творчестве Б. Васильева, но и во всей русской литературе.

Давайте осмыслим название «Завтра была война».

1). Какое время предполагает слово завтра? (будущее)

2). А глагол какого времени стоит рядом? (прошедшего)

В названии парадокс. А что такое парадокс?

5-й слайд «Парадокс – 1. Это мнение, противоречащее здравому смыслу. 2.Странное мнение, не совпадающее с общепринятым.

3). Чем вызвано парадоксальное название? (Особенностями композиции)

4). Что такое композиция? (построение произведения)

Давайте посмотрим, как построено это произведение

6-й слайд.

Пролог 9 глав Эпилог

от 1-го лица от 3-го ли от 1-го

после войны воспоминания о былом судьбы

главных

Место действия - г. Воронеж

Какие части произведения называются эпилогом, прологом? (пролог – вводная часть, эпилог – заключительная).

Давайте вспомним, как называется такой вид композиции? (композиция с обрамлением)

6). О чем узнаем в прологе? (Знакомимся с действующими лицами)

Чтение учеником отрывка из эпилога со слов: «Наша компания …»

Учитель:

Свой первый бой герои книги выдержали еще до войны.

Что же за испытание, в ходе которого они сделали свой нравственный выбор, выпало на долю горестно знаменитого 9 «Б»в далеком 40-м.? Что же это за эпоха?

Назовите, пожалуйста, приметы времени...

  1. В ассоциативных словах передайте атмосферу времени, изображенного на страницах повести.

Вывод, к которому приходят дети : время, изображенное на страницах произведения, противоречивое, сложное, поэтому на героях лежит нравственный груз преодоления всего, что мешает проявлению истинно человеческих чувств. Любимая страна, самая лучшая в мире, любимые одноклассники, друзья, рядом несправедливость,сталинские репрессии, аресты верных делу революции людей, преданных партии и народу (отец Вики), подлость (классный руководитель Валентина Андроновна-Валендра, полное непонимание ребят, их интересов, клевета, предательство).

40-е годы – это годы великих строек. Люди живут мечтою о прекрасном будущем, но врывается сюда страшное настоящее. В это время происходило утверждение коммунистической идеологии. Об этом говорят цитаты из текста:

Готовьтесь к борьбе»..

-« И надо учиться любить и учиться ненавидеть. И это самые главные предметы в жизни…»

-«..враги используют сейчас любые средства, чтобы растлить нашу молодежь, чтобы оторвать ее от партии, чтобы вбить клин между отцами и детьми»

-«Честь- дворянское понятие. Мы ее не признаем.»

-«Человека вообще нет. Нет! Есть гражданин,обязанный верить. Верить!»

Вопросы классу:

1. Каково материальное положение населения в стране?

Пирожные «они привыкли есть только по великим праздникам..»

Сахара нет, будут давать по 2 кг»

2. Что нового вы узнали о школе того времени?

- «..спортзал- редчайшая вещь по тем временам».

Система оценок: «очень плохо», «посредственно», «отлично»

Запрет на Есенина

Чтение учителем отрывка из поэмы А.А. Ахматовой «Это было, когда улыбался только мертвый..на фоне тихо звучащей записи танго «Утомленное солнце.

«Черные маруси» - это машины, которые увозили арестованных отцов и матерей по доносам недоброжелателей, как врагов народа. Семья репрессированного автоматически выключалась из жизни общества, и ее члены должны были сделать выбор: либо отречься от него, либо пережить свой круг ада страданий и унижений. Так в одну темную осеннюю ночь увезли отца Вики Люберецкой, героя гражданской войны, директора авиазавода.

Ребята составим кластер по тематике, идейному содержанию и проблематике повести.

Повесть является доказательством общности, духовного родства бойцов революции, гражданской войны, т. е. отцов и будущих солдат Великой Отечественной. Если отец Зины Коваленко вышел из гражданской весь в шрамах, то мать Искры без них, но со шрамами на душе. (Зачитать отрывок из повести.) Послевоенное существование таких пламенных революционеров – это горькая разочарованность от крушения идеалов, за которые было пролито столько крови. Но для Искры они были идеалом. Да, у них, у отцов, учились подростки любви к родине, патриотизму. Об этом свидетельствует эпиграф:

Мне стал понятен смысл отцовских вех.

Отцы мои! Я следовал за вами,

С раскрытым сердцем, с лучшими словами, Глаза мои не обожгло словами,

Глаза мои обращены на всех.

***Родители – второстепенные персонажи повести. Они, воспитывая детей, создали свою точную копию, со своими чертами характера, но все они с пониманием восприняли взросление своих детей, их новое понимание действительности. И даже мать Искры, привыкшая командовать дочерью, как подчиненным, встретив отпор Искры, смиряется, поняв, что это должно произойти. Взросление идет своим особым путем.

Учитель: Давайте вспомним, какова система воспитания директора школы Николая Григорьевича Ромахина. (Версии детей). Видеоролик №1

(Его необычная система воспитания не сковывает взросление и духовный поиск детей, а, наоборот, провоцирует взросление.)

Для ровесника той поры характерны мечтательность и действенность, полет фантазии и практицизм, любовь к добру и беспощадность, широта души и трезвый расчет, страстная любовь к радостям земным и самоограничение.

Вика (Люберецкая)

Красивая, уверенная

Читала, любила, не предала

Предана идеологии

Смерть.

1). Какой же выбор был у Вики? (отречься от отца и жить дальше)

2). Что выбрала Вика? (смерть)

Учитель: Это был страшный выбор. Жизнь закончилась,не успев начаться. Но не менее трудным был выбор у ее одноклассников: остаться с Викой до конца или отречься от неё.

Одноклассница Вики Искра Полякова тоже сделала свой выбор. Зачитать разговор с матерью.; сцена на кладбище

1). Почему нам важно отношение именно Искры Поляковой? Что это за человек?

Синквейн (Искра Полякова) Максималистка

2 Целеустремленная, справедливая

3. Пророчила.Организовывала. Сражалась

4. Была совестью класса

5.Подпольщица

Искра Полякова- одна из главных героинь произведения.Она объявила себя «Пифией», щедрой пророчицей: каждого ожидала куча детей и вагон счастья. В классе не только любили ее, но и слушали. Слушали все, но зато не прощали ничего. Искра всегда об этом помнила и немного гордилась, хотя оставаться совестью класса было порой нелегко. Характеристику Искре дает директор школы: «Хороший человек

Вика Люберецкая назвала Искру максималисткой, так как до общения с семьей Люберецких девочка знала все ответы на вопросы. Сомнений для нее не существовало, так как её мать – товарищ Полякова, убежденная коммунистка- считала все сомнения душевной слабостью. Трагедия Вики заставила Искру задуматься, разум и душа вступили в конфликт. Искра очень искренняя девочка, и Вика оценила это. Именно ей было адресовано прощальное письмо, где Вика объяснила причину своего поступка. Сила характера Искры проявляется в сцене похорон. Искра усердно занималась, читала стихи и неформулярные романы, играла в баскетбол, ходила в кино, регулярно выпускала стенгазету, поскольку была ее главным редактором.

Артем (Шефер)

Ловкий, увертливый

Дрался, влюбился, сражался

Умел постоять за себя, ничего не боялся,

Герой

    Чтение прощального письма с фронта

    Завет потомкам учащихся 9 «Б» класса

Рефлексия:

Судьба 9 «Б» класса подтвердила правильность выбранной ими жизненной позиции, в живых осталось девятнадцать человек, остальные погибли в войну, погибли, как герои.

Итак. Ребята, книга прочитана, наш разговор подошел к концу.

Я хочу еще раз напомнить разговор героев повести. Зиночка Коваленко говорит: «Искусство должно будить чувство.» Отец Вики добавляет: «Оно должно тревожить человека, заставлять болеть чужими горестями, любить и ненавидеть.А растревоженный человек пытлив и любознателен.»

И очень хочется, чтобы вы, ребята, читали больше, интересовались поэзией, чтобы, читая, вы становились великодушнее, добрее.

Работаем по принципу тройного дневника: что знаем- что узнали, прочитав повесть, - что хотим узнать.

Что знаем (тема)

Что узнали (идея)

Что хотим узнать (проблема)

Тема школы

Школа воспитывает детей, учит быть настоящими людьми, учит дружить, преодолевать трудности...

Проблема нравственного выбора

Тема отцов и детей

Для детей их родители - идеал, они гордятся ими, они не предадут их никогда...

Проблема понимания между отцами и детьми, проблема нравственного выбора

Тема истины

Тема комсомола

Тема дружбы

Тема любви

Тема взросления

Тема репрессий

Тема литературы

Сложны жизненные экзамены на человечность и нравственное мужество, которые пришлось выдержать девятиклассникам. Расскажите о них.

а)История с арестом отца Вики Люберецкой и самоубийством Вики
отношение к этим событиям одноклассников, классного руководителя,
директора школы, матери Вики; похороны Вики (прочитать о них).

б)Почему мать Искры запрещает ей участвовать в митинге на похоронах. (Годы культа личности Сталина. Люди гибли без суда и след­ствия...)

в)История с увольнением директора школы. Почему учащиеся при-
шли к Николаю Григорьевичу, чтобы сказать, что они верят ему?

г)Кто научил ребят вере в людей, умению жить честно, приходить
на помощь людям? (Перед их взором пример родителей, Николая Григорьевича, отца Вики Люберецкой, матери Искры...). Рассказ о матери Искры Поляковой.

д)Могли ли в будущем ребята поступать и жить по-другому?

е)Как вы считаете, почему Б. Васильев не рассказывает читателям том, как воевали его герои?

(В этом не было необходимости. Логика их характера, нрав­ственные принципы показали, что они уже выдержали провер­ку на человека. И на войне проявят себя достойно.)

Итак, ребята, какая проблема основная в повести. Проблема нравственного выбора, проблема воспитания патриотизма, мужества...

Вывод - каждому человеку хоть раз в жизни приходится делать свой нравственный выбор. В наше неспокойное время, когда понятие чести считается устаревшим, когда часто поступают в угоду собственному благополучию и спокойствию, книга Бориса Васильева служит неким нравственным ориентиром для всех нас.

Повесть Бориса Васильева «Завтра была война» была написана в 1984 году. В 1987 году по произведению был снять одноимённый фильм.

Действие происходит в СССР в 1940 году. Повесть рассказывает об учащихся 9 «Б» класса обычной советской школы. Вчерашние девчонки и мальчишки успели повзрослеть.

Многие из них уже чувствуют ответственность за самих себя, за своё будущее и даже за своих школьных товарищей. Новый учебный год принёс ребятам немало испытаний.

Школьники уверены в том, что грядущий 1941 будет намного счастливее. 1940 не принёс удачи потому, что был високосным. Никто не знал, что новый год готовит не только 9 «Б», но и всему советскому народу.

Искра Полякова

Искра – учащаяся 9 «Б». Это «совесть класса». Искра старается не только хорошо учиться, но и заниматься общественной работой. Девушка считает своей обязанностью перевоспитание Сашки Стамескина, не желающего учиться хулигана. В классе Полякову не просто боятся, а по-настоящему уважают, ведь она одна из самых ответственных и серьёзных учениц.

Кумиром Искры всегда была её мать, комиссар Полякова. Суровая женщина, прошедшая гражданскую войну, воспитала дочь в строгости и преданности советской власти. Искра не помнит своего отца, давшего ей необычное имя. Комиссар Полякова сочла своего спутника жизни слишком слабым и малодушным. Рядом с таким человеком невозможно бороться за свои идеалы. Родители Искры расстались, и мать безжалостно уничтожила все фотографии бывшего возлюбленного. Однажды личность матери открывается девушке совсем с иной стороны: комиссар Полякова способна плакать, а в глубине души она просто несчастная женщина.

Трансформация взглядов героини
Слабость, живущая в душе матери Искры, заставляет смягчиться и саму главную героиню. К концу повести девушка пересматривает некоторые свои взгляды. Первый поцелуй заставляет Искру задуматься о том, что помимо общественной работы в жизни может быть и личное счастье, окрыляющее душу и дающее силы бороться за свои политические идеалы.

Полякова меняет своё мнение и об одной из одноклассниц, которую всегда считала надменной ханжой. Стихи «упадочнического» Есенина также перестают казаться девушки антисоветскими.

Искра геройски погибла в годы Великой Отечественной войны. Поляковых казнили фашисты.

Вика Люберецкая

Вика – одноклассница Искры. Отец Вики занимал высокий пост, что позволяло ему всячески баловать свою дочь. Девушка рано осталась без матери и стала единственной радостью в жизни инженера Люберецкого.

Достаток семьи Вики отдалял её от остальных одноклассников. Ребята никогда не вступали с ней в открытые конфликты, но всегда сторонились хорошо одетой «буржуйки», которая приезжала в школу на машине. Девушка не пыталась стать своей, но и не противопоставляла себя классу. Отец Вики знал, что его дочь достаточно благоразумна для того, чтобы правильно распорядиться своими возможностями, и многое ей позволял.

Строже остальных одноклассников по отношению к Люберецкой настроена Искра. Вика кажется ей слишком избалованной, заносчивой и неприспособленной к жизни. Советская школьница просто не имеет права быть такой. Серьёзная неприятность в семье Люберецких заставляет Искру сожалеть о своём презрении к однокласснице. Отца Вики арестовали по подозрению в шпионской деятельности. Девушка понимает, что недолюбливавшие её товарищи будут ненавидеть её ещё больше. Тем не менее, одноклассники отнеслись к семейному горю с пониманием. К Вике стали относиться намного лучше, чем раньше.

Несмотря на поддержку одноклассников, Вика не вынесла тяжести испытания. Она стала дочерью «врага народа». Чтобы реабилитироваться в глазах общественности, ей следовало отказаться от своего отца. Но Вика не могла этого сделать. Не найдя выхода из своего положения, девушка отравилась. Отчаянный поступок дочери «врага народа» вызвал ещё большее сочувствие ребят в классе. Смерть Вики оказалась напрасной. С её отца были сняты все обвинения.

После гибели Люберецкой Искра получила от неё бандероль, в которой нашла две книги и письмо. Одна из книг оказалась сборником стихов Есенина, вторая – неизвестного Искре писателя Грина. Это были любимые книги умершей одноклассницы. В своём письме Вика сожалела, что Искра не стала её подругой раньше. Люберецкая всегда мечтала дружить с самой честной девушкой в классе, но боялась сделать первый шаг.

Прочие персонажи

Помимо Искры Поляковой и Вики Люберецкой в повести есть и другие главные герои, заслуживающие внимания читателя. К таким персонажам можно отнести Зиночку Коваленко, легкомысленную и всегда влюблённую в кого-то девушку; Ваньку Александрова, получившего прозвище «Эдисон» за свою страсть к изобретательству; Жорку Ландыса, безответно любившего Вику Люберецкую, и многих других.

Важное место в жизни молодых людей занимает педагогический коллектив школы. Классная дама 7 «Б» Валентина Андроновна когда-то исполняла обязанности директора учебного заведения. При ней школа превратилась в подобие солдатской казармы с суровой военной дисциплиной. За свой несносный характер Валентина Андроновна получила прозвище Валендра. Жестокой директрисе недолго довелось занимать свой пост. На её место был принят Николай Ромахин, при котором учащиеся наконец-то почувствовали долгожданную свободу.

Главная идея

Почти каждому человеку свойственно паниковать и драматизировать. Незначительная неприятность нередко приводит к унынию и большому отчаянию. Учащимся 9 «Б» кажется, что в их жизнь пришли настоящие, «взрослые» проблемы. Однако никто из них и не догадывается о том, что всего через несколько месяцев страну ожидает настолько тяжкое испытание, что даже смерть близкой подруги меркнет на фоне грядущей трагедии.

Существуют в мире литературы особенные произведения, для знакомства с которыми вряд ли подходит краткое содержание. «Завтра была война» (Васильев) – это повесть о взрослении. Юноши и девушки, которых продолжают считать детьми, уже успели утратить детскую наивность, но ещё не потеряли той непосредственности, которая свойственна только ребёнку. При этом молодые люди хотят участвовать в общественной жизни, быть полезными и нужными членами общества.

В действиях школьников, несмотря на их желание казаться взрослыми, заметно ещё много ребячества. Некоторые из них только подражают взрослым, а не являются ими на самом деле. Искра Полякова воспитана женщиной, не признающей слабостей в людях. Девушка тоже хочет стать «железной леди». Искра слишком молода для того, чтобы понять, что женщину, взявшую на себя роль мужчины, ждёт одиночество и непонимание окружающих. Поступок Вики Люберецкой тоже нельзя назвать обдуманным. Вероятно, девушка выразила таким образом протест, считая свои действия взрослыми и решительными. В реальности Вика совершила большую глупость, расставшись с жизнью при первых же жизненных трудностях.

Война остаётся за кулисами произведения. Она является событием прошлого в начале повести и событием будущего в её конце. Автор предпочитает не затрагивать напрямую болезненную для многих тему, позволяя читателям увидеть своих героев лишь до и после самой страшной эпохи в истории ХХ века.