Отцы и дети тезисный план по главам. Тургенев, анализ произведения отцы и дети, план

«Отцы и дети». Сущность основного конфликта в романе

1. «Мысль семейная» в романе «Отцы и дети» как традиция русской литературы – выверять прочность общественных отношений семьей и семейными отношениями.

2. Противоречие в названии романа, указывающее на глубину конфликта:

2.1. социальное, идейное противоречие «отцов» и «детей» - Базаров и Павел Петрович (демократизм и аристократизм);

2.2. психологическое противоречие «отцов» и «детей» - Базаров и Николай Петрович. Яркая, выдающаяся личность – и обыкновенная, дюжинная натура;

2.3. возрастное противоречие отцов и детей – Базаров и Василий Иванович, его отец. Отец стремится «не отставать от века», но жизнь движется вперед, образуя пропасть между ним и сыном: «…где ж нам за вами угнаться? Ведь вы нам на смену пришли».

3. Конфликт отцов и детей в эпилоге романа:

3.1. описание природы, подчеркивающее поэтическую натуру погибшего Базарова;

3.2. одинокие фигуры родителей на могиле сына как символ вечной связи, неразрывности уз отцов и детей;

3.3. последние строки романа, сглаживающие конфликт, напоминающие о примирении и любви поколений.

Идейный спор отцов и детей

1. Время создания романа. основной социальный конфликт.

1.1. Тургенев как летописец эпохи 60-х г.г.;

1.2. время действия в романе 1859-1860-г.г. (время публикации 1860-1862 г.г.);

1.3. признаки предреформенной России в поместье Кирсановых, свидетельствующие о кризисе крепостного права.

2. Спор поколений (Базаров и П. П. Кирсанов):

2.1. различные черты героев:

Социальное положение (Базаров – разночинец, Павел Петрович – дворянин);

Манера поведения (аристократизм Павла Петровича, простота и грубоватость Базарова);

Внешний вид (небрежность Базарова, изящество Павла Петровича);

Взаимоотношения друг с другом (недружелюбное и равнодушное отношение Базарова к Павлу Петровичу; резкое неприятие, ненависть Павла Петровича к Базарову);

Поведение в споре (убежденность Базарова, сочетающаяся с пренебрежением к П. П., полное неприятие прежних устоев и правил, огульное отрицание; У П. П. – отстаивание аристократических принципов, непререкаемое подчинение авторитетам);

Их взгляды на природу, искусство, любовь, народ, на пути преобразования России.

2.2. Общие черты героев:

Сильные личности (убежденность, оба не поддаются чужому влиянию, способны подчинять себе других);

Безграничное самолюбие (неумение слушать оппонента, сатанинская гордость);

Взаимная вражда (полное неприятие взглядов и поступков соперников);

Человечность, благородство (их отношения во время и после дуэли).

3. Философское значение образов Базарова и П. П.: драматический характер их социального конфликта, трагичность их образов наводят на размышления о судьбе всего общества; герои в финале романа: мужественная смерть Базарова и скучающее прозябание П. П.

Тема любви в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

1. Место этой темы в творчестве Тургенева. Высота и чистота любовного чувства героев Тургенева.

2. Испытание любовью, через которое проходят все герои романа «Отцы и дети»:

2.1. Любовь в жизни П. П. и Базарова:

До встречи с любовью – успешное, блестящее будущее офицера П. П. и нигилиста, естествоиспытателя Базарова;

Мистический, романтический характер любви П. П. и осознанное чувство Базарова; сила и трагичность любовного чувства обоих героев;

П. П. и Базаров после расставания с любовью: жизненный крах П. П. и его дальнейшее бессмысленное существование (

2.2. Любовь в жизни Николая Петровича и Аркадия:

Гармоничность и плодотворность их чувства;

Счастливый характер их любви, удачные браки: их любовь принесла им покой и уют, возродила их к жизни.

3. Мастерство Тургенева в изображении внутренней жизни героев:

Речь: нарочитая грубость Базарова, почувствовавшего любовь к Одинцовой;

Деталь: рассеянность влюбленного Базарова, два раза за одно утро поздоровавшегося в с Аркадием в имении Одинцовой;

Портрет: в портрете Одинцовой проявляется достоинство, незаурядность ее натуры.

Образ Базарова

1. Социальное происхождение героя: из разночинцев, отец, Василий Иванович, - обедневший дворянин, полковой лекарь, всю жизнь трудился. Базаров – студент естественного факультета.

2. Взгляды Базарова:

2.1. На будущее страны: самодержавие разрушить – а строить будут другие;

2.2. На русский народ: патриархальность, набожность – следствие его отсталости;

2.3. На любовь: ее отрицание, потому что это пережиток дворянской культуры;

2.4. На искусство: его отрицание, потому что оно пережиток дворянской культуры;

2.5. На природу: «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»;

3. Отношения Базарова с героями романа:

3.1. его идейный поединок, столкновение с П. П.;

3.2. его его снисходительно-уважительное отношение к Николаю Петровичу;

3.3. дружба с Аркадием, распавшаяся из-за разного уровня их личностей;

3.4. любовь к Одинцовой – но Анне Сергеевне собственный покой дороже любви;

3.5. ироничное, пренебрежительное отношение к Ситникову и Кукшиной;

3.6. Базаров любит и ценит родителей – и скучает с ними, их опека томит его;

3.7. отношение Базарова к самому себе: самоломанность как важнейшее свойство его личности; Базаров шел против своей природы, сам себя сделал.

4. Жизненный путь Базарова, подчиненный его целеустремленности и так внезапно оборвавшийся. Величие Базарова в смерти.

5. Значение образа Базарова в идейном замысле романа.

1. Лирический дар Тургенева («У Тургенева лиризм составляет внутреннюю сущность его художественного мироощущения, выражает его отношение к изображаемому» Н. И. Пруцков)

2.1. Уважение и восхищение;

2.2. Отсутствие насмешки при изображении Базарова;

2.3. Изображение любви Базарова с сочувствием и большой художественной силой;

2.4. Величие Базарова перед лицом смерти;

2.5. Оценки Базарова и Тургенева, их мнения о персонажах романа во многом совпадают, Тургенев как бы попадает под влияние мятежной и сильной личности Базарова;

2.7. Позиции Базарова Тургенев противопоставляет «жизнь человеческую, в самом широком ее значении».

Урок № 1.
РОМАН И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ».
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ 60-х ГОДОВ XIX Века

Цели: напомнить учащимся позицию писателя в литературной и общественной борьбе в период работы над романом; подчеркнуть особенности таланта Тургенева «улавливать» современность, откликаться на все новое, только что зарождавшееся в русской жизни; рассказать об истории написания романа, выяснить смысл названия, обменяться первоначальными впечатлениями о прочитанном произведении; на материале романа «Отцы и дети» охарактеризовать эпоху 60-х годов XIX века.

Ход уроков

1. Каково значение журнала «Современник» для И. С. Тургенева?

2. В чем причина разрыва писателя с «Современником» и Н. А. Некрасовым?

3. Расскажите о русской общественной жизни 60-х годов XIX века.

(В 60-е годы XIX века началась новая эпоха русской жизни. Определились враждующие силы общества: консерваторы , защищающие старые порядки, либералы , выступающие за постепенные изменения в общественно-политической жизни России (сам Тургенев – сторонник постепенных реформистских преобразований в стране), и демократы , настроенные на немедленное разрушение старых и установление новых порядков (герой Тургенева – Базаров – относится к этим силам.)

И. С. Тургенев был свидетелем торжества революционеров-демократов над либералами. Он восхищался мужеством русских революционеров, но не верил в перспективы их деятельности, поэтому особенно остро ощущал недостатки и крайности революционного движения шестидесятников, получивших в романе «Отцы и дети» название «нигилизм». Нигилисты, по словам современного литературоведа Н. И. Пруцкого, действительно «готовы были отрицать прекрасное, искусство, эстетику… Нигилисты называли себя «ужасными реалистами», сторонниками беспощадного анализа, поклонниками точных наук, эксперимента».

Роман «Отцы и дети» – роман злободневный, во многом объясняющий жизнь русского общества. Тургенев «уловил и развернул» в романе основной конфликт кризисной эпохи – бескомпромиссную борьбу либералов с революционерами-демократами. В книге Тургенев размышляет о смене поколений, о вечной борьбе старого и нового, о бережном отношении к культурному наследию. Эти вечные проблемы обрели емкую формулировку в заглавии романа «Отцы и дети» – это «универсальный охват действительности» во всей ее полноте: от прошлого через настоящее к будущему.)

II. Реализация индивидуального задания.

Сообщение учащегося.

история написания романа

«Отцы и дети» создавались в тревожную эпоху. Роман был задуман в 1860 г. в Англии, во время летнего отдыха Тургенева. Продолжал работу над романом писатель в Париже. Но, судя по письмам к друзьям, дело продвигалось медленно. В мае 1861 года Тургенев приехал в Россию, в Спасское-Лутовиново. Под влиянием непосредственных впечатлений работа пошла успешно.

Роман «Отцы и дети» был завершен к августу 1861 года.

В период работы над книгой Тургенева постигли разочарования. Одним за другим следовали разрывы с людьми, которых он ценил.

После романа «Накануне» и статьи Н. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» Тургенев порвал с «Современником», с которым его связывало многое, он был его сотрудником в течение пятнадцати лет.

Затем возник конфликт с И. А. Гончаровым, что привело к разрыву отношений, вслед за этим (летом 1861 г.) произошла ссора с Л. Н. Толстым, чуть не закончившаяся дуэлью.

Рушилась вера Тургенева в силу дружеских чувств.

Роман «Отцы и дети» был напечатан в журнале «Русский вестник» в феврале 1862 года, посвящен В. Г. Белинскому, направлен «против дворянства как передового класса».

И. С. Тургенев: «В основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача (он умер незадолго до 1860 г.). В этом замечательном человеке воплотилось… то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно: я… напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало… Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду…»

О прототипах Тургенев писал: «Николай Петрович [Кирсанов] – это я, Огарев и тысячи других; Павел Петрович [Кирсанов] – Столыпин, Есаков, Россет, тоже наши современники».

В характере Николая Петровича Тургенев запечатлел очень много автобиографического, отношение писателя к этому герою сочувственное.

У Павла Петровича Кирсанова оказались прототипы: Алексей Аркадьевич Столыпин, офицер, друг и родственник М. Ю. Лермонтова; братья Александр, Аркадий и Климентий Россет, гвардейские офицеры, близкие знакомые Пушкина.

III. Анализ содержания романа «Отцы и дети».

Вопросы и задания:

1. Когда происходят события? Прочитайте начало романа.

2. Кто приезжает вместе с Аркадием? (Николай Петрович Кирсанов ожидает приезда сына, но Аркадий приезжает вместе с Базаровым, демократом-разночинцем, героем новой эпохи.)

3. Анализ пейзажа (описан в 3-й главе романа), представшего глазам Аркадия и Базарова по дороге в Марьино.

Чтение со слов: «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными…»

4. Каково положение крестьян? Какие детали пейзажа об этом говорят?

5. Почему, на ваш взгляд, Тургенев избегает ярких эпитетов, рисующих жизнь природы? (Перед нами социальная функция пейзажа. Автор отбирает в природе лишь то, что прямо или косвенно связано с условиями жизни крестьян. Нищета, бедность во всем. Пруды с «худыми плотинами», «деревеньки с низкими избенками», разоренные кладбища: задавленные нищетой живые забыли о мертвых… «Сердце Аркадия понемногу сжималось».)

6. Анализ второй части пейзажа (3-я глава). Чтение со слов: «А пока он размышлял, весна брала свое…» Какие чувства возникают после прочтения? (Писатель полон оптимизма. Пейзаж прекрасен! Жизнь природы захватывает. Нет ни одной детали, омрачающей настроение!)

7. На материале романа расскажите о взаимоотношениях крестьян и помещиков. («Лес… только я его продал», «…земля отходит к мужикам…», «…оброка не платят…», «размежевался с крестьянами…» Николай Петрович переводит крестьян с барщины на оброк, забирает себе хорошие земли, использует труд вольнонаемных рабочих, вырубает лес, который должен отойти к мужикам, делает все, чтобы защитить свои интересы. Крестьяне сопротивляются по-своему – отказываются от выполнения барских повинностей.)

8. Кто же будет осуществлять необходимые преобразования? (Конечно же, новые люди новой эпохи, такие как Базаров, разночинец по происхождению и убеждениям.)

Домашнее задание.

1. Чтение романа (11–15-я главы).

2. Составить характеристику Н. П. Кирсанова.

3. Анализ поведения Е. Базарова в гостях. Его взаимоотношения с Аркадием и П. П. Кирсановым.

Урок №2.
Е. БАЗАРОВ В СРЕДЕ КИРСАНОВЫХ. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ
И СОЦИАЛЬНЫЕ РАЗНОГЛАСИЯ ГЕРОЕВ

Цели: работа над содержанием романа, анализ глав II, IV, X; обратить внимание учащихся на происхождение Е. Базарова, его поведение в гостях, отношение к братьям Кирсановым; опираясь на текст, выделить основные линии спора Базарова и Павла Петровича Кирсанова, определить «победителя» в этих спорах.

Ход уроков

I. Опрос учащихся.

Вопросы:

1. Расскажите об истории создания романа «Отцы и дети». Кому посвятил Тургенев свое произведение?

2. Есть ли прототипы у героев романа? Кто они?

3. Какой общественный конфликт лежит в основе романа «Отцы и дети»?

4. Какова позиция писателя в споре либеральных дворян и разночинцев-демократов?

5. В чем суть основного конфликта романа? Как это отражено в произведении?

6. Как вы понимаете смысл названия романа?

7. Расскажите об эпохе 60-х годов XIX века (на материале романа).

II. Анализ содержания II главы романа. Встреча Евгения Базарова с Николаем Петровичем Кирсановым (чтение в лицах).

Вопросы:

1. Как одет Евгений Базаров? Что значит «балахон с кистями»? (Балахон – просторная одежда . Появление Базарова в таком балахоне в среде Кирсановых – вызов аристократическим условностям.)

2. Внешность Базарова. На что обратил внимание Николай Петрович? («Обнаженная красная рука» Базарова – рука человека, привыкшего к физическому труду.)

3. Как Базаров представился? («Евгений Васильев» – это простонародная форма. Так представлялись крестьяне.)

4. Почему при встрече с Николаем Петровичем Базаров не сразу подал ему руку? (А вдруг рука его повиснет в воздухе? Ведь аристократ Николай Петрович мог бы и не подать руки.)

III. Анализ содержания IV главы романа. Приезд Базарова в Марьино.

Вопросы:

1. Какое впечатление производит усадьба Марьино?

2. Как ведет себя Базаров? Николай Петрович? (Николай Петрович старается не замечать развязные манеры гостя.)

3. Павел Петрович Кирсанов. Его внешность, манеры. (Внешность поражает изысканностью.) Тургенев сочувствует герою или иронизирует над ним?

4. Какую оценку братьям Кирсановым дал Базаров?

5. Чем занимались в Марьино Евгений Базаров? Аркадий? («Аркадий сибаритствовал, Базаров работал». Жизнь дворян проходит в безделье, а содержанием жизни Базарова является труд, даже в гостях он продолжает свои естественнонаучные занятия.)

6. Каково отношение Павла Петровича Кирсанова к Базарову? («Павел Петрович всеми силами души возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем».)

7. Как относятся к Базарову простые люди?

8. Базаров – «нигилист». Как объясняет Аркадий значение этого слова? В чем сущность базаровского нигилизма? (Ко всему относиться с критической точки зрения, не принимая ничего на веру. Нигилизм – особое мировоззрение, в основе которого лежит отрицание общественных норм, правил, принципов.)

Базаров и Кирсановы Николай Петрович и Павел Петрович – люди разные. Базаров – «нигилист» и демократ, человек, прошедший суровую школу труда и лишений. Кирсановы – люди «старого века». Между ними не может быть примирения и единства. Столкновение неизбежно.

(В главе преобладает диалог. Тургенев – мастер диалогов.)

План:

1. Выразительное чтение диалогов героев в лицах.

2. Проследить, что говорят герои и как они говорят. (Как вы понимаете слово «принцип» и почему так яростно спорят герои о принципах? Объясните точку зрения спорящих. Что стоит за принципами: требования жизни или традиции? Прав ли П. Кирсанов, упрекая молодежь в беспринципности? Как относятся герои к существующему строю? Можно ли Базарова считать революционером? В чем слабая сторона политических взглядов Базарова? Убеждают ли спорящие друг друга?)

3. Взгляды на природу и искусство. Выявление авторской позиции. Присоединяется ли Тургенев к заявлению Базарова о том, что природа не храм, а мастерская? Отрицает ли он полностью кредо Базарова? Каким описанием природы заканчивает автор роман и почему?

Схватка Павла Петровича с Базаровым происходит за вечерним чаем. Герои спорят о русском народе, о принципах и деятельности нигилистов, об искусстве и природе, о дворянстве и аристократии. Каждая реплика Базарова направлена против какого-либо общепризнанного принципа. (П. Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам, верить в них. Е. Базаров отрицает разумность того и другого. Павел Петрович утверждает, что без принципов нельзя жить, Базаров отвечает: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, подумаешь, сколько иностранных и… бесполезных слов!» Павел Петрович умиляется отсталостью русского народа и упрекает Базарова в презрении к народу, нигилист парирует упрек: «Что ж, коли он заслуживает презрения!» Положение народа у Базарова вызывает гнев. Герой видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Кирсанов говорит о Шиллере и Гете, Базаров восклицает: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!» 60-е годы XIX века – годы новых открытий в области естествознания, химии, медицины. Многие передовые деятели той эпохи увлекались этими науками. Таким образом, в этот период бурного развития науки и технической мысли нередко наблюдалась среди части общества недооценка искусства. Такие крайности присущи были и Базарову. Базаров признавал только то, что полезно его делу. Критерий пользы – та исходная позиция, с которой герой подходил к различным явлениям жизни и искусству.)

В поединках Е. Базарова с П. Кирсановым истина не рождалась. Участниками спора двигало не стремление к ней, а взаимная нетерпимость. Оба героя были не вполне справедливы по отношению друг к другу.

Домашнее задание.

2. Ответить на вопросы:

1) Отношение героев к любви, женщине вообще.

2) Е. Базаров и Анна Сергеевна Одинцова.

3) История любви П. П. Кирсанова к княгине Р.

4) Счастливы ли Аркадий и Катя?

Урок № 3 ДРУЖБА И ЛЮБОВЬ В ЖИЗНИ ГЕРОЕВ
(ПО РОМАНУ И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»)

Цели: разобрать взаимоотношения Базарова и Аркадия Кирсанова, постараться понять неизбежность разрыва между героями, «уловить» социальную обусловленность разрыва; выяснить, какое место занимает любовь в жизни героев романа, способны ли они на сильные чувства, выдержат ли испытания любовью; показать глубокие внутренние различия Базарова и Одинцовой при некотором сходстве их натур; раскрыть (в столкновении Базарова с Одинцовой) превосходство Базарова над дворянами в сфере чувств.

Ход урока

I. Беседа с учащимися по теме «Взаимоотношения Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова».

Вопросы:

1. Чтение и анализ текста со слов: «…Мы прощаемся навсегда… для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость…»

2. Как в этих словах характеризует Базаров жизнь революционеров?

3. Почему Аркадий примкнул к нигилистам? («Молодая смелость да молодой задор», Базарова же толкает на борьбу «дерзость» и «злость».)

4. Искренне ли А. Кирсанов вначале разделяет взгляды Базарова?

5. Почему, несмотря на желание, Аркадий не может сделаться «сильным, энергическим»?

6. Почему друзья разошлись? Есть ли последователи у Базарова? (Образованные и обеспеченные либеральные дворяне стремятся к комфорту (нравственному и физическому). Им хочется чувствовать, что они прогрессивные люди. Но когда приходится действовать, самовлюбленность и эгоизм делают их неспособными к последовательной борьбе («…ты невольно любуешься собою, тебе приятно самого себя бранить…» – говорит Базаров Аркадию). Аркадий – временный попутчик Базарова. Аркадий Кирсанов не привык к трудностям, в борьбе с которыми вырабатывается характер, идеи Базарова не были глубоко прочувствованы им.)

7. Какова роль Кукшиной и Ситникова в раскрытии идей нигилизма?

II. Диспут или беседа с учащимися на тему «Любовь в жизни героев».

Для Тургенева способность человека любить – критерий его состоятельности. Своих героев писатель обязательно проводит через это испытание.

Примерные вопросы для обсуждения:

2. Как вы оцениваете историю любви Павла Петровича? (В памяти Павла Петровича княгиня Р. запечатлелась как «непонятный, почти бессмысленный… образ». Тургенев подчеркивает ее «небольшой ум», истеричность поведения. Павел Петрович потерпел крах в любви. Он «терзался и ревновал, не давал ей «покою, таскался за ней повсюду…» Куда девались его самоуважение и гордость?)

3. Одна из проблем романа – конфликт Базарова с миром дворянства. Взаимоотношения героя с Одинцовой – лишь разветвление этого конфликта. Каковы взгляды Базарова на любовь и женщин вообще? (У Базарова преобладает цинически-потребительский взгляд на женщину. До встречи с Анной Сергеевной Одинцовой Базаров никого не любил, поэтому у него сложилось превратное представление об этом чувстве.)

4. Что привлекло Евгения Базарова в Одинцовой? Как он себя ведет? (Анна Сергеевна очаровала Базарова своей красотой, женским обаянием, умением держаться с достоинством. Но настоящая любовь возникла тогда, когда Базаров увидел в Одинцовой умного собеседника и человека, способного его понять. Базарову необходимо духовное общение! Чувства Евгения Базарова глубоки.)

5. Цель жизни Одинцовой? Каково ее отношение к Базарову? (Цель жизни Анны Сергеевны – материальная обеспеченность, комфорт и спокойствие. Одинцова не отвечает на любовь Базарова. Ей просто хотелось увидеть у своих ног человека интересного, умного, не похожего на других. В политическом отношении Базаров был человеком, не верившим в те основы жизни, которые казались ей привычными. По социальному положению Базаров – бедняк, будущий лекарь, в лучшем случае – ученый. По характеру тургеневский герой резок и прямолинеен. Любовь Базарова к Одинцовой – событие, потрясающее основы его убеждений, ставящее под сомнение его философскую систему.)

6. Могла ли счастливо сложиться судьба Базарова и Одинцовой? Могла ли Анна Сергеевна измениться, пойти с Базаровым в его «горькую, терпкую, бобыльную» жизнь? (Никогда бы она за ним не пошла, даже если бы полюбила.)

Выводы. Базаров способен на любовь, на большое и глубокое чувство. По мнению М. М. Жданова, сопоставление Базарова с Одинцовой и Павлом Петровичем Кирсановым позволяет увидеть внутреннее единство произведения, связь любовной интриги с основным конфликтом романа, доказывает «торжество демократизма над аристократией» в области чувств .

Базаров любит Одинцову и одновременно презирает себя за то, что не может справиться с чувством. Одиночество героя нарастает. Пытаясь бороться с любовью к Анне Сергеевне, он погружается в работу, но и это не спасает его. Сложное сплетение противоречивых чувств уже нельзя ни распутать, ни разрубить.

7. Прав ли Достоевский, увидевший в Базарове «признак великого сердца»?

8. Счастливы ли Аркадий и Катя? (Их чувства естественны, а потому прекрасны.)

9. Как следует понимать слова Тургенева о любви в эпилоге романа?

Домашнее задание.

2. Ответить на вопросы:

1) Отношение Базарова к родителям.

2) Проанализировать сцену болезни и смерти Базарова. Какие качества героя проявились в последние часы жизни?

3) Поразмыслить над судьбой Базарова, если бы он остался жив. Почему роман не закончился смертью героя?

Урок № 4. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СИЛА ПОСЛЕДНИХ СЦЕН РОМАНА
И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ» (ГЛАВА 27 И ЭПИЛОГ)

Цели: показать эмоциональное воздействие последних глав романа; помочь учащимся представить безысходное положение, в котором оказался Базаров, случайна ли болезнь героя и его смерть, каково отношение Тургенева к своему герою; раскрыть положительные качества Базарова, с особой силой проявившиеся в последние часы жизни (мужество, сила воли, верность своим убеждениям, любовь к жизни, женщине, родителям, таинственной Родине).

Ход урока

I. Индивидуальные сообщения учащихся по теме «Базаров и родители» или беседа по вопросам:

1. Родители Е. Базарова. Кто они? (Старики Базаровы – люди простые, доживающие свой век в небольшом домике под соломенной крышей. Они боготворят своего сына и гордятся им. Василий Иванович Базаров – высокий «худощавый человек с взъерошенными волосами». Он разночинец, сын дьячка, ставший врачом. За борьбу с эпидемией чумы награжден орденом. Пытается идти в ногу со временем, сблизиться с молодым поколением. Арина Власьевна – «кругленькая старушка» с «пухлыми ручками». Она чувствительна и набожна, верит в приметы. Автор рисует ее образ: «настоящей русской дворяночки прежнего времени», которой следовало бы жить «лет за двести». Приезд дорогого «Енюши» взволновал, переполнил все ее существо любовью и заботами.)

2. Какую роль сыграли родители в воспитании сына? Как они смотрят теперь на его деятельность? (Они помогали Евгению чем могли, чувствовали его необыкновенность.)

3. Как Базаров относится к родителям? (Базаров понимает, что «переделать» родителей невозможно. Он любит их такими, какие они есть (хотя разница во взглядах очевидна). Базаров противопоставляет родителей высокому свету: «…Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать», – говорит он Одинцовой. Но тем не менее в общении с матерью и отцом сын «угловат и беспомощен»: ни приласкать, ни успокоить. Он часто молчит и делает все возможное, чтобы спрятать подальше, подавить в себе чувство сыновней любви. Ведь любовь и сыновняя, и родительская, по понятиям Базарова, чувство «напускное».

II. Выразительное чтение отрывка о смерти Базарова (с небольшими сокращениями).

III. Беседа с учащимися по вопросам:

1. Какие мысли и чувства вызывает Базаров в сцене смерти? (Восхищение силой характера, душевной стойкостью, мужеством, умением держаться до конца.)

2. Установите причину болезни и гибели героя. (Кажется, что заражение при вскрытии трупа – случайность, на самом деле это не так. На работе, в стремлении к познанию еще не познанного Базарова настигает смерть.)

3. Д. И. Писарев: «Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова… Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева; я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось что-нибудь замечательное».

А. П. Чехов: «Что за роскошь – «Отцы и дети»! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова?.. Это черт знает как сделано. Просто гениально».

Согласны ли вы с такими утверждениями Чехова и Писарева?

4. Каково отношение Тургенева к своему герою?

И. С. Тургенев: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель – потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего».

Отношение писателя к Базарову было не вполне ясным: Базаров был его «враг», к которому он чувствовал «невольное влечение» . Писатель не верил, что люди базаровского склада «найдут путь обновления России» (Д. К. Мотольская).

И. С. Тургенев: «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит… я виноват и не достиг своей цели». В этих словах, на мой взгляд, любовь писателя к своему герою.

5. Расскажите, как в столкновении с окружающими людьми постепенно растет одиночество Базарова. (По мнению М. М. Жданова, Тургенев, рисуя превосходство Базарова над окружающими, психологически очень тонко и убедительно показывает его одиночество. Разрыв с Кирсановыми произошел по идеологическим разногласиям, с Анной Сергеевной – на почве неразделенной любви, Кукшину и Ситникова герой презирает, Аркадий по своему характеру не способен на большие дела, старики Базаровы и их сын – люди разных поколений, да и разница в их развитии велика, с простыми людьми – отчуждение .

6. Д. И. Писарев считает смерть Базарова героической, сродни подвигу. Он пишет: «Умереть так, как умер Базаров, – все равно, что сделать великий подвиг». «…Но смотреть в глаза смерти, предвидеть ее приближение, не стараясь ее обмануть, остаться верным себе до последней минуты, не ослабеть и не струсить – это дело сильного характера». Прав ли Писарев, оценив смерть Базарова как подвиг?

7. Как могла бы сложиться его судьба?

8. Какие качества Базарова с особой силой проявились в последние часы его жизни? С какой целью он попросил родителей послать за Одинцовой? (Наверное, можно сказать, что Базаров умирает от одиночества. Находясь в состоянии глубокого душевного кризиса, он допускает небрежность при вскрытии трупа и не предпринимает вовремя ничего , чтобы уменьшить возможность заражения. Мужество, с которым тургеневский герой встречает свою смерть, свидетельствует об истинной незаурядности его натуры. Все наносное, внешнее исчезает в Базарове, и нам открывается человек с любящей и даже поэтической душой. Одинцовой Базаров восхищался, с чувством любви он уже не считает нужным бороться.

В образе Базарова Тургенев типизирует такие прекрасные качества новых людей, как воля, мужество, глубина чувств, готовность к действию, жажда жизни, нежность.)

9. Почему роман не кончается смертью героя?

10. Существует ли базаровщина в наши дни? (В эпилоге И. С. Тургенев пишет: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»

Взволнованный голос автора! Тургенев говорит о вечных законах бытия, которые не зависят от человека. Писатель убеждает нас, что идти против этих законов – безумство. В романе побеждает то, что естественно: возвращается в родительский дом Аркадий, создаются семьи… А непокорного, жесткого, колючего Базарова и после его смерти по-прежнему помнят и любят стареющие родители.)

Домашнее задание.

2. После прочтения статьи ответить на вопросы:

1) Каковы коренные свойства базаровского типа?

2) Каково, по мнению Писарева, отношение автора к базаровскому типу вообще и к смерти героя в частности?

3) Что, с точки зрения Писарева, управляет поведением Базарова?

4) Как соотносится Базаров с героями предшествующей эпохи?

3. Письменный ответ (индивидуальное задание): Чем интересен роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» и его герой сегодняшнему читателю?

4. Выпишите интересные высказывания о романе литературных критиков Н. Н. Страхова, В. Ю. Троицкого. Какие из них, на ваш взгляд, ближе к точке зрения Тургенева на своего героя? С какими следует поспорить?

Урок № 5.
СПОРЫ ВОКРУГ РОМАНА И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ».
СОВРЕМЕННИКИ ОБ «ОТЦАХ И ДЕТЯХ»

Цели: познакомить с оценками романа Тургенева русскими критиками; рассмотреть основные положения статьи Д. И. Писарева «Базаров»; выяснить, чем интересен роман сегодняшнему читателю, что в произведении устарело и что современно; определить свое отношение к тургеневскому роману и его героям.

Ход урока

I. Повторение изученного.

Примерные вопросы:

1. Вспомним, как создавался роман, где был напечатан, кому посвящен, против кого направлен. (Роман был задуман в 1860 г. в Англии, закончен в России в 1861 г., напечатан в «Русском вестнике» в 1862 г., посвящен В. Г. Белинскому, направлен против дворянства.)

2. Какие события романа вы считаете главными?

3. В чем суть основного конфликта?

4. С какой целью И. С. Тургенев сталкивает Базарова с другими героями романа? Что такое «прием психологической пары»? Какие персонажи романа в ней участвуют?

5. Что такое «нигилизм»?

6. В чем суть базаровского нигилизма?

7. Какова роль Одинцовой в выявлении основного конфликта романа?

8. Почему Тургенев «заставил» своего героя умереть? Верил ли Базаров в бессмертие души?

9. Что, на ваш взгляд, в романе устарело и что современно?

10. Каково ваше отношение к тургеневскому роману и его героям?

II. Обсуждение высказываний русских критиков о романе «Отцы и дети».

И. С. Тургенев после выхода в свет «Отцов и детей» хотел навсегда оставить литературную деятельность и даже попрощался с читателями в повести «Довольно».

«Отцы и дети» нашумели так, как не ожидал автор. С недоумением и горечью он останавливался перед «хаосом противоречивых суждений» (Ю. В. Лебедев) .

В письме к А. А. Фету Тургенев растерянно заметил: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю уже, люблю ли я его или ненавижу!»

1. Д. И. Писарев написал две блестящие статьи «Базаров» (1862 г.) и «Реалисты» (1864 г.), в которых выразил свое отношение к тургеневскому роману и главному герою. Свою задачу критик видел в том, чтобы «обрисовать крупными чертами личность Базарова», показать его сильный, честный и суровый характер, защитить от несправедливых обвинений.

Статья Писарева «Базаров». (2–4, 10, 11-я главы.)

Беседа с учащимися по вопросам:

1) Каковы коренные свойства базаровского типа и чем они обусловлены? (Писарев со свойственной ему афористической чеканностью раскрывает существо базаровского типа, который порожден суровой школой труда. Именно труд развил энергию… Грубость и резкость Базарова Писарев объяснил тем, что «от сурового труда грубеют руки, грубеют манеры, грубеют чувства».)

2) Что, по мнению Д. И. Писарева, управляет поступками Базарова?
(Причины активной деятельности, по Писареву, «личная прихоть или личные расчеты». Критик, проглядев революционность Базарова, не смог четко объяснить, что значит «личные расчеты». Писарев обеднил и понятие «личной прихоти», не наполнив его революционным содержанием.)

3) Как соотносится Базаров с героями предшествующей эпохи?

(Д. И. Писарев так написал об отношении к Базарову и его предшественникам в русской литературе: «…у Печориных есть воля без знания, у Рудиных – знание без воли, у Базаровых есть – и знания, и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое».)

4) Что говорит критик об отношении Тургенева к базаровскому типу вообще? Что думает о смерти героя в частности? (Для Тургенева его герой стоит «в преддверии будущего». Базаров погибает, а его одинокая могила заставляет задуматься, что последователей и продолжателей у демократа Базарова нет.

Писарев как бы солидарен с Тургеневым, так как считает, что у Базарова «нет деятельности». Ну а если «незачем ему жить; так надо посмотреть, как он будет умирать». Критик подробно анализирует главу о болезни и смерти Базарова, восхищается героем, показывает, какие гигантские силы и возможности есть в этом новом типе. «Умереть так, как умер Базаров, – все равно, что сделать великий подвиг».)

5) Какие высказывания русского критика представляются вам интересными?

2. Д. Д. Минаев 1 . Стихотворение «Отцы или дети? Параллель» (1862 г.) .

Уж много лет без утомленья

Ведут войну два поколенья,

Кровавую войну;

И в наши дни в любой газете

Вступают в бой «Отцы» и «Дети».

Разят друг друга те и эти,

Как прежде, в старину.

Мы проводили, как умели,

Двух поколений параллели

Сквозь мглу и сквозь туман.

Но разлетелся пар тумана:

Лишь от Тургенева Ивана

Дождались нового романа –

Наш спор решил роман.

И мы воскликнули в задоре:

«Кто устоит в неравном споре?»

Которое ж из двух?

Кто победил? Кто лучших правил?

Кто уважать себя заставил:

Базаров ли, Кирсанов Павел,

Ласкающий наш слух?

В его лицо вглядитесь строже:

Какая нежность, тонкость кожи!

Как свет, бела рука.

В речах, в приемах – такт и мера,

Величье лондонского «сэра», –

Ведь без духов, без несессера 2

И жизнь ему тяжка.

А что за нравственность! О боги!

Он перед Фенечкой в тревоге,

Как гимназист, дрожит;

За мужика вступаясь в споре,

Он иногда при всей конторе,

Рисуясь с братом в разговоре,

«Спокойствие, спокойствие!» – твердит.

Свое воспитывая тело,

Он дело делает без дела,

Пленяя старых дам;

Садится в ванну, спать ложася,

Питает ужас к новой расе,

Как лев на Брюлевской террасе

Гуляя по утрам.

Вот старой прессы представитель.

Вы с ним Базарова сравните ль?

Едва ли, господа!

Героя видно по приметам,

А в нигилисте мрачном этом

С его лекарствами, с ланцетом,

Геройства нет следа.

* * *

Как циник самый образцовый,

Он стан madame де Одинцовой

К своей груди прижал.

И даже, – дерзость ведь какая, –

Гостеприимства прав не зная,

Однажды Феню, обнимая,

В саду поцеловал.

Кто ж нам милей: старик Кирсанов,

Любитель фресок и кальянов,

Российский Тогенбург 3 ?

Иль он, друг черни и базаров,

Переродившийся Инсаров, –

Лягушек режущий Базаров,

Неряха и хирург?

Ответ готов: ведь мы недаром

Имеем слабость к русским барам –

Несите ж им венцы!

И мы, решая все на свете,

Вопросы разрешили эти…

Кто нам милей – отцы иль дети?

Отцы! Отцы! Отцы!

Беседа с учащимися по вопросам:

2) Каковы особенности формы стихотворения? (Ироничное стихотворение Минаева напоминает лермонтовское «Бородино». Поэт видит в романе «Отцы и дети» нападки Тургенева на молодое поколение. Симпатии Тургенева, по мнению Минаева, на стороне отцов: «Кто нам милей – отцы иль дети? Отцы! Отцы! Отцы!»)

3. М. А. Антонович «Асмодей 4 нашего времени» (1862 г.).

Максим Алексеевич Антонович – публицист, литературный критик и естествоиспытатель, принадлежал к революционно-демократическому лагерю, был учеником Н. А. Добролюбова и Н. Г. Чернышевского. Благоговейное отношение к Чернышевскому и Добролюбову пронес через всю жизнь. С Некрасовым у Антоновича были сложные отношения.

По воспоминаниям дочери, Антонович обладал очень самолюбивым и нетерпимым характером, что усугубляло драматизм его судьбы в журналистике.

В статье «Асмодей нашего времени» Антонович отрицательно отозвался о романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Критик увидел в романе идеализацию отцов и клевету на детей. В Базарове Антонович находил безнравственность и «кашу» в голове. Евгений Базаров – карикатура, клевета на молодое поколение.

Некоторые выдержки из статьи.

«С первых же страниц… Вас обдает каким-то мертвящим холодом; вы не живете с действующими лицами романа, не проникаетесь их жизнью, а начинаете холодно рассуждать с ними или, точнее, следить за их рассуждениями… Это показывает, что новое произведение г. Тургенева крайне неудовлетворительно в художественном отношении… в новом произведении нет… психологического анализа, нет… художественных изображений картин природы…

…в романе… нет ни одного живого лица и живой души, а все только отвлеченные идеи и разные направления… Главного своего героя и его приятелей он [Тургенев] презирает и ненавидит от всей души…

В спорах он [Базаров] совершенно теряется, высказывает бессмыслицы и проповедует нелепости, непростительные самому ограниченному уму…

О нравственном характере и нравственных качествах героя и говорить нечего; это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей. Он систематически ненавидит и преследует всех, начиная от своих добрых родителей, которых он терпеть не может, и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадной жестокостью. Никогда ни одно чувство не закрадывается в его холодное сердце; не видно в нем и следа какого-нибудь увлечения или страсти…

[Базаров] не живая личность, а карикатура, чудовище с крошечной головой и гигантским ртом, с маленьким лицом и пребольшим носом, и притом карикатура самая злостная…

Как же представляет себе современное молодое поколение г. Тургенев? Он, видимо, не расположен к нему, относится к детям даже враждебно; отцам он отдает полное преимущество…

Роман есть не что иное, как беспощадная и разрушительная критика молодого поколения…

Павел Петрович [Кирсанов], человек холостой… до бесконечности погруженный в заботы о франтовстве, но непобедимый диалектик, на каждом шагу поражает Базарова и своего племянника…»

На доске записываются некоторые высказывания из статьи Антоновича, учащимся предлагается оспорить мнение критика.

– «Новое произведение г. Тургенева крайне неудовлетворительно в художественном отношении».

– Тургенев «главного своего героя… презирает и ненавидит от всей души», а «отцам отдает полное преимущество и старается возвысить их…»

– Базаров «совершенно теряется, высказывает бессмыслицы и проповедует нелепости». Павел Петрович «на каждом шагу поражает Базарова».

– Базаров «ненавидит всех»… «ни одно чувство не закрадывается в его холодное сердце».

4. Николай Николаевич Страхов – литературный критик, автор напечатанной в журнале «Время» (1862) статьи «И. С. Тургенев. "Отцы и дети"». Статья посвящена разоблачению нигилизма как якобы оторванной от русской жизни теории.

Критик считал, что Базаров – образ человека, пытающегося подчинить себе «силы жизни», его породившие и над ним властвующие. Поэтому герой отрицает любовь, искусство, красоту природы – это силы жизни, примиряющие человека с окружающим его миром. Базаров ненавидит примирение, он жаждет борьбы. Страхов подчеркивает величие Базарова. Отношение Тургенева, по мнению Страхова, и к отцам и к детям одинаково. «Эта одинаковая мера, эта общая точка зрения у Тургенева есть жизнь человеческая, в самом широком и полном ее значении».

III. Реализация домашнего индивидуального задания.

Чтение письменного ответа на вопрос «Чем интересен роман Тургенева «Отцы и дети» и его герой сегодняшнему читателю?».

Домашнее задание.

1. Сочинение по роману Тургенева «Отцы и дети». (Срок написания – неделя).

Примерные темы:

1) Смысл заглавия романа Тургенева «Отцы и дети».

2) Русское дворянство в изображении Тургенева.

3) В чем сила и художественная привлекательность Базарова?

4) Что я люблю и чего не принимаю в Базарове?

5) «Значит, вы все отрицаете?» (Базаров и Павел Петрович Кирсанов.)

6) Отношение к женщинам героев романа.

7) Роль пейзажа в романе Тургенева «Отцы и дети».

8) «Лишние люди» в литературе XIX века и «новый герой» И. С. Тургенева.

9) Анализ эпизода из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» (по выбору учащихся).

2. Биография поэта Ф. И. Тютчева.

3. Чтение стихотворений поэта.


В основе сюжета романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» — конфликт поколений, перенесенный из плоскости семейных отношений в плоскость социально-философских споров. Композиция романа помогает определить позиции героев, с одной стороны, и позицию автора по отношению к героям, с другой стороны.

Сюжет в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Противопоставление — это основной композиционный прием произведения.

Контраст задан:

  • заглавием — «Отцы и дети»,
  • образами главных героев — Базарова и Павла Петровича, Базарова и других героев романа.

Он проявляется также в повторении «маршрута» Базарова (Базаров дважды посещает поместья Кирсановых и Одинцовой, дважды возвращается под родительский кров).

Конфликт между «отцами» (либералами) и «детьми» (революционерами-демократами) проступает в завязке романа — описании внешности Базарова и Павла Петровича:

  • красная, обветренная рука Базарова — белая аристократическая рука Павла Петровича,
  • балахон Базарова — аристократические туалеты старшего Кирсанова, смешные в деревне.

«…высокого роста в длинном балахоне с кистями, лицо его, длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета…оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум», «Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стойкость и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцати годов».

Композиция романа «Отцы и дети»

Композиционное решение помогает Тургеневу высказать свое отношение к главному герои и его теории. Важными пунктами композиции являются главы нескольких кульминаций романа.

Х глава — кульминация идеологических споров героев

Позиции Базарова, неприемлемы для Кирсановых, особенно для Кирсанова старшего: отрицание всего, что близко позициям либералов- отцов: принципов, красоты природы, поэзии, музыки, нравственных основ в народе, социальных основ русского общества.

Цель — все разрушить, «место очистить».

ХХIV глава — кульминация личностных отношений

А именно — между Базаровым и Кирсановым. Дуэль. Необычное разрешение конфликта.

«…дуэль с Павлом Петровичем именно введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного почти преувеличенно комически».

Базаров перестает видеть в Павле Петровиче противника, а видит только страдающего раненого старого человека. Павел Петрович о поведении Базарова:

«Вы поступили благородно».

Цель композиционного построения — развенчание теории героя

Один из пунктов — испытание любовью. Эволюция взглядов и чувств героя: поездка в город, впечатление от Одинцовой

… этакое богатое тело! — хоть сейчас в анатомический театр»,

в усадьбе Одинцовой («Базаров сознавал романтика в самом себе»), теория любви (Базаров — Аркадию:

«Нравится тебе женщина… старайся добиться толку; а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля клином не сошлась»

ХШ глава — кульминация отношений

В этом объяснении с Одинцовой Базаров сохраняет чувство собственного достоинства:

«Человек я бедный, но милостыни до сих пор не принимал».

Перед смертью герой говорит Одинцовой:

«Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».

Роль глав ХII- ХШ

Это не только завязка любовной интриги, но и знакомство с «последователями» Базарова Ситниковым и Кукшиной. Для Тургенева здесь важна гротескность их образов. Например, портрет Ситникова:

«Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом».

Эмансипированная Кукшина вызывает неприязнь у Базарова. Она самонадеянно говорит:»… слава Богу у меня нет детей», бездетная Кукшина — символ бесперспективности идей нигилизма. Других последователей в романе у главного персонажа нет.

Главы ХХ, ХХI,ХХVII- отношения Базарова с родителями

Первый приезд — герой, декларируя чувства как инстинкт, тяготится любовью родителей (прерывает ученые разговоры отца, снисходителен к матери), второй приезд, смерть героя — изменение отношения к родителям

«Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать».

Смерть героя

Композиционная роль эпилога

Это на будущее России:

а) Упоминание о Ситникове и Кукшиной закономерная концовка абсурдности идей нигилизма (нигилизм обречен),

б) Жизнь Николая Петровича и Аркадия — идиллия семейного счастья, далекая от общественных споров (вариант дворянского пути в судьбах России),

в) Судьба Павла Петровича — итог жизни, загубленной страстной любовью (без семьи, без любви, вдали от Родины),

г) Судьба Одинцовой — еще один вариант будущего, героиня выходит замуж за человека, являющегося одним из будущих общественных деятелей России.

д) Описание могилы Базарова — декларация вечности вечности жизни, временности всяких социальных теорий, претендующих на вечность

«Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят они нам, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»

Сюжет и композиция романа «Отцы и дети» помогают писателю представить свой взгляд на новые явления российской жизни, на ее будущее.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Анализ произведения

Характер конфликта в романе основан прежде всего не на возрастных, а на общественных противоречиях. В 60-е годы XIX века в общественной жизни России появилось два направле­ния: демократы-разночинцы и либералы. Характер борьбы этих течений и отражен в произведении.

Роман имеет особую композицию: он построен в форме диало­га, политических споров. Всего здесь 28 глав, причем последняя глава выполняет роль эпилога, а все главы следуют одна за дру­гой по принципу “за” и “против”.

Конфликтной основой является

Спор Базарова и Павла Петро­вича Кирсанова (демократы – либералы).

Начинается роман с экспозиции. В Марьино приезжает Арка­дий вместе со своим другом Евгением Базаровым. В этом произве­дении имеется несколько сюжетных линий, а именно: Базаров – Павел Петрович Кирсанов, Базаров – Одинцова, Базаров – Ар­кадий, Базаров – Ситников – Кукшина.

Но основной является линия: Базаров – Павел Петрович.

В V главе начинают раскрываться некоторые подтекстовые моменты спора. Речь идет о нигилизме Базарова. Высказано не­сколько точек зрения.

Объяснение нигилизма Николай Петрович пытается

Найти, обращаясь к этимологии этого слова. Павел Пет­рович в этот термин вкладывает пренебрежительный характер. И только Аркадий видит в данном слове общественный смысл.

В VI главе продолжаются споры между Базаровым и Кирсано­вым, и теперь они затрагивают науку и искусство. Базаров высту­пает как сторонник науки, но такой, которая приносит практи­ческую пользу и ценность.

Конфликт постепенно обостряется и кульминацией идейного спора станет десятая глава.

Основным пунктом их расхождений является вопрос об отно­шении к существующей действительности. Базаров отрицает не только ее, но и строй, в котором они живут. Но Тургенев показал и слабые стороны этой программы.

Дело в том, что Базаров и разночинцы предлагают программу-минимум: разрушить все, “место расчистить”, а программы-максимума у них нет.

Второй вопрос – о народе, о русском мужике. Павел Петро­вич и Базаров сходятся в том, что русский народ патриархаль­ный, религиозный, женственный и забитый. Но если Павел Пет­рович умиляется этими чертами, считает их исконными, то Ба­заров протестует против такого отношения к мужику.

Он считает, что ему надо дать образование, сделать его просвещенным.

Третьим пунктом разногласий является отношение к существу­ющим законам, постановлениям и нормам. Павел Петрович свято верит в то, что в России исполняются законы, а Базаров это от­рицает.

Их спор носит идейный характер и отражает два противопо­ложных взгляда на самые актуальные проблемы того времени.

После девятой главы общественные ситуации как бы отходят на второй план. Развязкой этой линии является дуэль Базарова с Павлом Петровичем, внешняя причина которой – поцелуй Фе­нечки. А внутренняя причина заключается в том, что эти два человека – антагонисты.

Вся сцена дуэли дана в пародийном плане.

Тургенев психологически готовит Базарова к смерти, так как не находит ему места в жизни, показывает его депрессию.

Накануне смерти происходит встреча Базарова и Одинцовой. Эта сцена, одна из немногих в романе написанная в романтичес­ком ключе, раскрывает личность Евгения с совершенно иной сто­роны, показывает его благородство.

В последней главе все сюжетные линии приходят к развязке. Николай Петрович и Аркадий в один и тот же день женятся, первый – на Фенечке, второй – на Кате Одинцовой. Кроме того, в эпилоге рассказывается о судьбе Павла Петровича Кирсанова. Автор показывает его не физическую, но нравственную смерть.

Он живет в Дрездене, и единственное, что связывает Павла Пет­ровича с Россией, – это пепельница в виде мужского лаптя. Мы видим, что он не нужен России.

Тургенев вводит в роман лирическую концовку, которая со­держит философские размышления автора.

Он считал, что в жизни есть истины вечные, а есть приходя­щие и уходящие. Такой вечной истиной для него является приро­да, а человек – временная истина, поскольку он приходит в этот мир и уходит из него. Автор пишет о грешном и бунтующем серд­це Базарова, ведь главный герой его произведения бросил вызов самой природе и самой действительности.

План

1. Базаров в имении Кирсановых.

2. В губернском городе.

3. В усадьбе Одинцовой.

4. В доме родителей Базарова.

5. Возвращение к Кирсановым.

6. Последний раз у Одинцовой.

7. Вновь в родном доме. Смерть.

8. Эпилог.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. В спорах с Павлом Петровичем Базаров одержал победу, для него Павел Петрович – не противник. Тургенев приготовил для Базарова противника посерьезнее – жизнь, испытание любовью, дружбой, одиночеством. В романе четыре любовные линии: Базаров – Анна Сергеевна; Аркадий – Катя; Николай Петрович – Фенечка; Павел Петрович – княгиня Р. Любовь Павла Петровича и княгини Р. – […]...
  2. Роман “Отцы и дети” повествует о взаимоотношениях разных поколений. Многие писатели обращались и обращаются к этой теме. Она неисчерпаема. Так ли это все сложно? Иван Сергеевич Тургенев опубликовал роман в 1862 году, а он еще актуален. Начинается роман с семейного конфликта между отцом и сыном. Приезжает Аркадий Кирсанов домой не один, а с приятелем Евгением […]...
  3. Базаров Евгений Васильевич Базаров – главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”, сын полкового лекаря, студент-медик, приятель Аркадия Кирсанова. Базаров является ярчайшим представителем молодежи и разночинно-демократической интеллигенции середины XIX века. Называя себя “нигилистом”, он отрицает установленный общественный уклад и отвергает любые принципы. Герой отличается сложностью и противоречивостью характера. Он не принимает на веру […]...
  4. Базаров – нигилист, отвергающий все прекрасное: музыку, поэзию, любовь. Но встреча с Одинцовой меняет его, в нем вспыхивает чувство. Базаров, по – прежнему, хочет казаться нигилистом, “высказывающим свое равнодушное презрение ко всему романтическому”, но, “оставшись наедине с негодованием сознает романтика в самом себе”. В образе Базарова сталкиваются отрицатель и романтик, начинается борьба чувств, борьба противоречий. […]...
  5. И. С. Тургенев является автором романа “Отцы и дети”, где он противопоставил два поколения, две враждующие силы общества: консерваторы и либералы. В центре романа отчетливо виден конфликт Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Павел Кирсанов – сын боевого генерала, воспитывался в пажеском корпусе. Имел “замечательную красоту, к тому же он был самоуверен”. Вышедши в офицеры, […]...
  6. Собственно говоря, отцы и дети изображены в литературе нашей не одним романом, что было бы не под силу и такому таланту, как г. Тургенев, а двумя замечательными романами, принадлежащими двум разным художникам, ошибавшимся и касательно выводов, которые могут быть сделаны из основной идеи их произведений. Г-н Гончаров думал, что на смену Обломовых идет поколение Штольцев, […]...
  7. Для того чтобы осознать конфликт романа во всей его полноте, следует понять все оттенки разногласий Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. “Кто есть Базаров?”-спрашивают Кирсановы и слышат ответ Аркадия: “Нигилист”. По мнению Павла Петровича, нигилисты попросту ничего не признают и ничего не уважают. Взгляды нигилиста Базарова можно определить, только выяснив его позицию. Вопрос, что признавать, […]...
  8. Павел Петрович Кирсанов был хорошо воспитанным человеком. Его манеры, привычки, поведение указывали на благородное происхождение. Даже проживая в деревне он вел себя так, как будто находился в высшем обществе. Николай Петрович Кирсанов очень отличался от брата. Он был человеком с более мягким характером, в нем было добродушие. Он очень любил своего брата и сыновей с […]...
  9. Образ Базарова в произведении Тургенева “Отцы и дети” оставляет многогранный след. Этот герой предстает перед нами с разных сторон, но впечатление, несомненно, создает конкретное: это молодой человек с ярким характером, бунтарь, разночинец. Его желание – создать новое государство на обломках старого, при этом сам Павел Петрович не задумывается о том, как будет проходить “восстановление”. По […]...
  10. Непримиримость и непонимание поколений детей и родителей трудность многовековая. Иван Сергеевич Тургенев в романе “Отцы и Дети” максимально раскрыл проблему примирения поколений. Отец Николай Петрович Кирсанов, рано овдовевший и самостоятельно воспитывающий единственного сына Аркадия, в течение многих лет старался максимально приблизиться к жизни сына. Стремился дружить с приятелями сына, всегда был рад, когда у них […]...
  11. В романе четыре любовных сюжета, 4 взгляда на эту проблему: любовь Павла Петровича к княгине Р., любовь Базарова к Одинцовой, любовь Аркадия к Кате и любовь Николая Петровича к Фенечке. Урок можно провести, работая в 4 группах. 1-я группа. Павел Петрович и княгиня Р. 1. Работая над лексикой VII главы, покажите, как изменился Павел Петрович […]...
  12. Павел Петрович Кирсанов – брат Николая Петровича, дядя Аркадия Кирсанова, аристократ-либерал, который, так же, как и брат, является представителем многовековой дворянской культуры. Для своих сорока пяти лет герою удалось сохранить хорошую форму, он строен и подтянут, а изящество и породистость всегда были свойственны ему от природы. В ранней молодости Павел Петрович пережил личную драму. Его […]...
  13. Отношение автора к Базарову очень неоднозначно. На протяжении всего романа мы наблюдали и критику, и упреки, и восхищение, и сопереживание по отношению к главному герою. Автор наделяет Евгения Васильевича необыкновенным, пылким характером. Ему присущи стойкость, мужество, смелость, самообладание, упорство, ценизм, что в совокупности образует горючую смесь. Наш герой не такой как все, поэтому он нередко […]...
  14. Аркадий Кирсанов Аркадий Кирсанов – молодой дворянин, сын Николая Петровича Кирсанова и друг Базарова. Окончив университет, он вернулся в отчий дом в Марьине вместе с приятелем, которого считает своим духовным наставником. В отличие от Базарова, к “нигилизму”, то есть неприятию всего, он относится поверхностно, не углубляясь в подробности. Его просто привлекает ощущение свободы в этом […]...
  15. Особо ярко изображена любовь в романе “Отцы и дети”, где можно встретить две похожие любовные линии: Базарова и Одинцовой, Павла Кирсанова и княгини Р. Евгений Базаров проходит через многие испытания. Но испытание любовью перевернуло его жизнь, нарушило правила, по которым он жил. Ведь в начале романа Евгений Базаров отрицает любовь. Но, встретив Одинцову, он с […]...
  16. Павел Петрович Павел Петрович – брат Николая Петровича Кирсанова, дядя Аркадия и главный противник Базарова в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Он выступает основным оппонентом в идейных спорах с Базаровым и по силе своего характера является достойным соперником ему. Павла Петровича отличают принципиальность, проницательность, аристократизм, высокий интеллект, острый ум, благородство, сила воли, либеральные […]...
  17. Авторская позиция и способы ее выражения в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” I. Вступление Авторская позиция – это отношение писателя к тому, что он изображает, и в особенности к персонажам произведения. II. Главная часть 1. В романе Тургенева действуют разные герои, и почти в каждом из них автору что-то нравится, а что-то нет. […]...
  18. Роман И. А. Тургенева “Отцы и дети” вышел накануне крестьянской реформы и вызвал бурные споры. В образе ключевого героя автор показал “нового человека”, наделив его достоинствами и отрицательными чертами характера. Уже с начала повествования через диалог в доме Кирсановых становится ясно, что Евгений Базаров принадлежит к нигилистам, отрицающим традиционные устои, искусство и все то, что […]...
  19. Тургенев назвал свой роман “Отцы и дети”, обозначив конфликт двух поколений. Если внимательно присмотреться к происходящему в романе, то вряд ли можно согласиться с автором: спор шел не между поколениями, а сословиями. В романе Гончарова противостояли две силы – уходящего с исторической сцены дворянства и нового, делового, активного сословия предпринимателей Обломовых и Штольцев. Здесь, в […]...
  20. Способность чутко угадывать назревшие в русском обществе проблемы и противоречия – важная отличительная черта Тургенева-романиста. В произведении “Отцы и дети” (1861 г.) воссоздана эпоха, предшествующая отмене крепостного права. В обстановке общественного кризиса резко обострились споры разных поколений о народе, искусстве, религии… Впрочем, открытое столкновение Базарова и Павла Петровича Кирсанова предопределено тем, что герои отличаются не […]...
  21. К работе над романом Тургенев приступил в начале августа 1860 года, а закончил его в июле 1861 года. Появились “Отцы и дети” в февральской книге журнала “Русский вестник” за 1862 год. В основу романа Тургенев положил конфликт между дворянским либерализмом и революционной демократией во времена отмены крепостного права. Между старшими и молодыми поколениями всегда существовали […]...
  22. Смысл заглавия романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” I. “Отцы и дети” – первый в русской литературе идеологический роман, роман-диалог о социальных перспективах России. 1. Художественная и нравственная прозорливость Тургенева. 2. “Честь нашей литературы” (Н. Г. Чернышевский). II. Роман о торжестве демократа над аристократами. 1. Сюжет романа как цепь столкновений нигилиста Базарова с “отцами”. […]...
  23. Отцы и дети в романе Тургенева “Отцы и дети” Проблема отцов и детей существовала всегда. Однако особенно остро она проявляется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколение становятся носителями разных эпох и идей. Такой период наблюдался в России в середине XIX века, когда старое дворянство враждовало с революционно-демократической молодежью. Именно эта проблема […]...
  24. Женщины в произведениях писателей играют большую роль. Можно сказать огромную. Так как без любви не обходится ни одно произведение. А женщины всегда ассациируются с любовью. Во всех произведениях женщина мечтает о большой любви. И не только в рассказах, но и в жизни. И каждая добивается ее по-своему. Стремление добиться связано с характером. Писатели об этом […]...
  25. Анализ эпизода смерти Базарова в романе Тургенева “Отцы и дети” невозможно сделать без представления, кто такой Базаров, каков его характер и отношение к тому, что его окружает. Начнем с того, что Базаров является главным персонажем данного произведения. Автор описывает его, как циничного самоуверенного мужчину, который отрицает любые сформировавшиеся в обществе принципы. Этот человек убежден в […]...
  26. Написание романа “Отцы и дети” совпало с важнейшими реформами 19 века, а именно отменой крепостного права. Век знаменовал собой развитие промышленности и естественных наук. Расширилась связь с Европой. В России стали принимать идеи западничества. “Отцы” придерживались старых взглядов. Молодое поколение приветствовало отмену крепостничества и реформы. Базаров, нигилист, представляет “новых людей”, в качестве главного противника ему […]...
  27. 20 мая 1859 г. Николай Петрович Кирсанов, сорокатрехлетний, но уже немолодой с виду помещик, волнуясь, ожидает на постоялом дворе своего сына Аркадия, который только что окончил университет. Николай Петрович был сыном генерала, но предназначенная ему военная карьера не состоялась (он в молодости сломал ногу и на всю жизнь остался “хроменьким”). Николай Петрович рано женился на […]...
  28. Философские взгляды Базарова и их испытания жизнью В романе И. С. Тургенева ” Отцы и дети” изображена Россия конца пятидесятых годов девятнадцатого века, время, когда демократическое движение только-только набирает силу. И в результате этого возникает конфликт между различными слоями общества: между теми, кто был сторонником либеральных взглядов и между теми, кто придерживался демократических воззрений. В […]...
  29. Анна Сергеевна Одинцова – девушка лет двадцати девяти, красивая и умная, богатая и рассудительная, спокойная и решительная. Спасая себя от бедности, Анна Сергеевна вышла замуж по расчету за богатого старика Одинцова, в дальнейшем она становится богатой вдовой. Огромное наследство, которое оставил Анне умерший муж, позволило ей жить независимо и делать все что вздумается. У Одинцовой […]...
  30. Связь романа с эпохой (50-е годы 19 века) – недавнее поражение в войне с Турцией, смена царствования. Появляется лагерь разночинцев, которые провозглашают необходимость получить профессию для возможности иметь средства к существованию и приносить реальную пользу людям. Выбор естественных наук. Развитие капиталистических отношений. Крестьянский вопрос. Споры либералов и демократов в 60-е годы 19 века. Многоплановость названия. […]...
  31. В романе Тургенева “Отцы и дети” мы находим множество ярких, запоминающихся персонажей: это и романтичный юноша Аркадий, и настоящая дама Ольга Одинцова, и комичные Ситников с Кукшиной. Но мне больше всех запомнились дворянин Павел Кирсанов и разночинец Евгений Базаров. Запомнились потому, что между ними возникает конфликт, потому, что автор противопоставляет их друг другу. С какой […]...
  32. Тургенев, как великий российский художник, запечатлел в романе “Отцы и дети” несколько ярких эпизодов идейной борьбы между основными общественными силами в России конца 50-х годов 19 века. Писатель противопоставил, с одной стороны, либералов-дворян (Павла Петровича, Николая Петровича и Аркадия Кирсановых), а с другой демократа Евгения Базарова. Через столкновение Базарова с либералами – “отцами” дал читателю […]...
  33. Николай Петрович Николай Петрович – один из главных персонажей романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Он – отец Аркадия Кирсанова и брат Павла Петровича. В прошлом был счастливо женат, но остался вдовцом. Сейчас у него живет молодая девушка Фенечка, которая родила ему сына. Несмотря на то, что Николай Петрович уже не молод, он старается […]...
  34. Роман “Отцы и дети” после публикации стал предметом ожесточенных споров и приобрел мировую известность. Скорее всего это произошло из-за того, что “чуткая рука художника нащупала больное место общества, обнажила явление, бессознательно волновавшее всех, но еще никем не формулированное ясно”. Этот роман ввел в круг “вечных образов” литературы еще один – Евгения Базарова. Тургенев писал портрет […]...
  35. Написание романа “Отцы и дети” совпало с важнейшими реформами 19 века, а именно отменой крепостного права. Век знаменит был развитием промышленности и естественных наук, расширением связи с Европой. В России стали принимать идеи западничества. “Отцы” придерживались старых взглядов. Молодое поколение приветствовало отмену крепостничества и реформы. Базаров, нигилист, представляет “новых людей”, а в качестве противника ему […]...
  36. Как Базаров иносказательно подчеркивает разницу между собой и Аркадием Кирсановым (по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”)? Для построения рассуждения на предложенную тему обратитесь к наблюдениям исследователей за параллелями между представителями семейства пернатых и героями романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Отметьте, что Николай Петрович Кирсанов ассоциируется с “крупным пестрым цыпленком”, “толстым сизым […]...
  37. Финальный эпизод любого произведения говорит о многом. Это и определенный итог, который захотел передать автор, и наставление, и предупреждение, и собственное мнение автора на этот счет. Поэтому анализ эпизода, когда Базаров находится перед лицом смерти, требует более детального изучения. Начнем с того, что Базаров – это главный герой романа “Отцы и дети”. Произведение относится к […]...
  38. Описание пейзажа, характеристики героев через отношение к природе – все это занимает большое место в произведениях Тургенева. Любовь к природе и частые обращения к ней в произведениях сделали автора знатоком пейзажной характеристики. Говоря о природе в романе “Отцы и дети”, прежде всего читатель вспомнит лес или, более конкретно, – дерево. И это имеет свой смысл, […]...
  39. Для того чтобы осознать конфликт романа во всей его полноте, следует понять все оттенки разногласий Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. “Кто есть Базаров?” – спрашивают Кирсановы и слышат ответ Аркадия: “Нигилист”. По мнению Павла Петровича, нигилисты попросту ничего не признают и ничего не уважают. Взгляды нигилиста Базарова можно определить, только выяснив его позицию. Вопрос, […]...
  40. Базаров узнает о существовании Анны Одинцовой от Кукшиной, знакомой его друга Ситникова. Первый раз он видит ее на балу у губернатора, куда приехал вместе с Аркадием. “Это что за фигура? – проговорил он. – На остальных баб не похожа”. Там же он с ней и знакомится. Она приглашает их с Аркадием к себе. В гостях […]...