Автоматический обмен и контролируемые иностранные компании: часто задаваемые вопросы. Подтверждаем налоговый статус работника Рф не менее 183 календарных

09.12.2016

1. Автоматический обмен информацией о счетах физических лиц

Россия вступает в автоматический обмен в сентябре 2018 г.

Обмену подлежит следующая информация: ФИО владельца счета, страна его налогового резидентства, ИНН, дата рождения, номер счета, название банка, остаток средств на счете, сумма процентов (если это вклад).

Первым «отчётным» годом для счетов российских резидентов будет 2017 год.
То есть в сентябре 2018 г. иностранные налоговые органы передадут в Россию данные о банковских счетах резидентов РФ, актуализированные на конец 2017 года.

Однако, даже если физическое лицо – резидент РФ закроет иностранный счет в течение 2017 г., данные о таком счёте всё равно будут направлены в РФ.

Чтобы информация об иностранном счёте физического лица – резидента РФ не направлялась в РФ в сентябре 2018 года, такое лицо может:
a) закрыть счёт до 31 декабря 2016 года; или
b) изменить своё налоговое резидентство (перестать быть налоговым резидентом РФ - и это должно быть зафиксировано иностранным банком до того, как банк завершит актуализацию данных о резидентстве клиентов).

2. Чем отличаются налоговое и валютное резидентство РФ?

Налоговые резиденты РФ – это физические лица (независимо от гражданства), фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Число дней пребывания в РФ обычно подсчитывается по штампам в загранпаспорте.
Для целей автоматического обмена будет использоваться именно критерий налогового резидентства.

Валютные резиденты РФ – это все граждане РФ (кроме граждан РФ, постоянно проживающих за рубежом не менее 1 года), а также иностранные граждане, постоянно живущие в России на основании ВНЖ.

3. Как изменить страну своего налогового резидентства?

Чтобы утратить налоговое резидентство РФ, физическое лицо должно фактически находиться в России меньше 183 дней (то есть от 0 до 182 дней включительно) в течение 12 следующих подряд месяцев.

Обычно, чтобы приобрести налоговое резидентство другой страны, в ней нужно фактически находиться не менее 183 дней в течение 12 месяцев (но в разных странах это правило может отличаться). Лицо должно иметь возможность получить в налоговом органе данной страны сертификат (справку) о налоговом резидентстве. Также предполагается наличие у лица регистрации в данной стране в качестве налогоплательщика (с номером ИНН или аналогом).

Национальные правила каждой из участвующих в автоматическом обмене стран, касающиеся идентификационных номеров налогоплательщика (ИНН и его аналогов), включая вопросы их получения, применения и действительности, собраны на портале ОЭСР в разделе "Tax identification numbers (TINs) ".

4. Если налоговое резидентство не определить (напр., если лицо не проводит ни в одной стране больше 183 дней)?

Если лицо проводит в РФ менее 183 дней, оно может стать либо
- налоговый резидентом какой-то другой страны; либо
- лицом, чьё налоговое резидентство определить невозможно. Но:

Иностранный банк должен в любом случае определить налоговое резидентство своего клиента (т.е. ситуация, когда у лица нет налогового резидентства, не допускается).

Клиент сам сообщает банку (в специальной анкете банка) страну своего налогового резидентства и свой ИНН (его аналог) в этой стране. Такое сообщение не должно быть бездоказательным (банк примет меры к его проверке).

В ином случае банк самостоятельно определяет страну налогового резидентства клиента по совокупности имеющейся у банка информации, документов и пояснений клиента. В эту страну и будут отправлены данные о счете клиента.

5. Как происходит обмен данными о счетах юридических лиц?

Для не крупных счетов компаний - предусмотрено исключение: Если остаток на счете компании на конец отчетного периода меньше 250 000 долларов США , обмен информацией по нему не осуществляется.

Для целей обмена информацией иностранные банки должны подразделить своих клиентов - юридических лиц на “активные” и “пассивные”.

Пассивная компания - это компания, пассивный доход которой за прошедший календарный год составил более 50%. Если пассивных доходов менее 50% - компания активная.
Пассивный доход - это доход в виде дивидендов, процентов, роялти (лицензионных платежей), доход от сдачи имущества в аренду и некоторые другие.

Банк проверяет налоговое резидентство компании и проводит “тест на активность” компании (на основании информации, полученной от клиента).

Если банк определил, что компания-клиент является “пассивной”, то информация передается:

  • о счете компании - в страну налогового резидентства компании ;
  • о счете компании + о ее бенефициаре - в страну налогового резидентства бенефициара .

Если же компания является “активной”, то в страну компании передается только информация о счете компании; в страну бенефициара информация не направляется.

6. Каковы текущие обязанности по контролируемым иностранным компаниям (КИК)?

Контролирующие лица (резиденты РФ) должны будут

  1. подать в налоговые органы уведомление о КИК не позднее 20 марта 2017 года (форма уведомления о КИК утверждена Приказом ФНС России от 13 декабря 2016 г. № ММВ-7-13/679@);
  2. включить прибыль КИК за 2015 г. в налоговую базу по НДФЛ за 2016 г., если прибыль КИК за 2015 год превысила 50 000 000 руб.;
  3. подать налоговую декларацию 3-НДФЛ с приложением финансовой отчетности КИК или иных документов до 30 апреля 2017 г.

ВАЖНО: Прибыль КИК учитывается у налогоплательщика на 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом, на который приходится дата окончания финансового года КИК.
Контролирующее лицо считается фактически получившим сумму прибыли КИК за 2015 год 31 декабря 2016 года.

Таким образом, если КИК будет ликвидирована до даты признания дохода в виде прибыли КИК (то есть до 31 декабря 2016 года), прибыль этой КИК не будет учитываться при определении налоговой базы контролирующего лица. В этом случае не потребуется и подача уведомления о КИК.

Указанная позиция (правда, в отношении не НДФЛ, а налога на прибыль) была сообщена в Письме Минфина России от 3 августа 2016 г. № 03-01-23/45751.

О налогообложении физических лиц, являющихся нерезидентами Российской Федерации 1. Определение статуса физического лица
Для целей уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) физические лица делятся на налоговых резидентов Российской Федерации и на лиц, ими не являющихся - нерезидентов. К доходам резидентов и нерезидентов применяются разные налоговые ставки - 13 процентов и 30 процентов (п.п. 1 и 3 ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговыми резидентами признаются физические лица, находящиеся на территории нашей страны не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).
Данный период не прерывается даже тогда, когда физическое лицо выезжает за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Подтвердить нахождение за границей в целях лечения или обучения можно следующими документами:
- договором (либо справкой) с образовательным (медицинским) учреждением;
- копией паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы (письмо Минфина России от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182).
Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ.

2. Как считать 183 дня?
Статьей 6.1 НК РФ установлено, что течение срока, исчисляемого днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
В связи с этим течение срока фактического нахождения работника на территории РФ начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем его прибытия на территорию РФ. День отъезда за рубеж считается днем нахождения в РФ.
При определении налогового статуса имеет значение только фактическое, документально подтвержденное время нахождения физического лица в РФ. Намерения физического лица относительно времени нахождения в Российской Федерации при определении его налогового статуса в расчет не принимаются. Определение налогового статуса исходя из предполагаемого (в том числе исходя из трудового договора) времени нахождения в Российской Федерации Кодексом не предусмотрено (Письма Минфина России от 07.11.2007 N 03-04-06-01/377, от 25.06.2007 N 03-04-06-01/200, от 13.06.2007 N 03-04-06-01/185).
Исключение составляют случаи приема на работу граждан Белоруссии, которые признаются налоговыми резидентами РФ с момента заключения трудового договора с работодателем - российской организацией на срок не менее 183 дней в календарном году (см. Письма Минфина РФ от 29.03.2007 N 03-04-06-01/94, от 26.12.2005 N 03-05-01-04/396, от 15.08.2005 N 03-05-01-03/82).

3. Какими документами подтвердить нахождение на территории РФ?
Даты прибытия на территорию России и отъезда из России устанавливаются по отметкам пограничного контроля в загранпаспорте.
Если физическое лицо является гражданином иностранного государства, с которым у Российской Федерации существует действующее соглашение о безвизовом режиме, то для целей получения подтверждения за указанный в заявлении период представляются дополнительные документы, подтверждающие фактическое нахождение этого лица на территории Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Такими документами могут быть, например, справка с места работы в Российской Федерации, копия табеля учета рабочего времени из других организаций, копии договоров возмездного оказания услуг, копии авиа- и железнодорожных билетов и др. (Письмо Минфина России от 05.02.2008 N 03-04-06-01/31).
Следует иметь ввиду, что вид на жительство не является документом, свидетельствующим о фактическом времени нахождения гражданина на территории страны, а лишь подтверждает право физического лица на проживание в ней, а также его право на свободный выезд и въезд в страну (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"). Налоговый кодекс не предусматривает специального порядка определения налогового статуса физических лиц в зависимости от гражданства. Ответственность за правильность его определения у физического лица - получателя дохода лежит на организации, являющейся налоговым агентом (Письмо Минфина России от 26.10.2007 N 03-04-06-01/362).

4. Ставка налога на доходы физических лиц (НДФЛ)
Налоговые ставки устанавливаются также в зависимости от того, является ли физическое лицо резидентом:
- для резидентов - 13%, если иное не предусмотрено настоящей статьей;
- для нерезидентов - 30% (за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка равна 15%).
В случае изменения налогового статуса работника перерасчет сумм НДФЛ производится с момента, когда его статус за налоговый период более изменяться не может, либо по окончании налогового периода.
Если по итогам налогового периода сотрудник будет являться налоговым резидентом, то по его доходам от источников в РФ сумму налога, ранее рассчитанную по ставке 30%, следует пересчитать по ставке 13% как с резидента (Письмо Минфина России от 22.11.2007 N 03-04-06-01/406).
Если по итогам какого-либо налогового периода физическое лицо не будет являться налоговым резидентом (например, в случае окончательного отъезда из РФ до достижения 183 дней нахождения в РФ в данном календарном году), а налог с доходов, выплаченных до отъезда, удерживался исходя из наличия на каждую дату фактического получения дохода (с учетом предшествующего каждой такой дате 12-месячного периода) статуса налогового резидента по ставке 13%, то сумма налога, подлежащая уплате, должна быть пересчитана по ставке 30% (Письмо Минфина России от 04.07.2007 N 03-04-06-01/210).
Данный перерасчет осуществляется с начала налогового периода, в котором произошло изменение налогового статуса.

5. Устранение двойного налогообложения
В соответствии с пунктом 3 статьи 224 НК РФ налоговая ставка в размере 30 процентов устанавливается в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно статье 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 232 НК РФ для получения налоговых привилегий, предусмотренных международным договором, налогоплательщик должен представить в налоговые органы Российской Федерации официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения. Подтверждение может быть представлено как до уплаты, так и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на получение налоговых привилегий.
В случае отсутствия такого подтверждения налогообложение доходов, полученных лицом, не являющимся налоговым резидентом Российской Федерации, производится по ставке 30 процентов.

6. Налогообложение единым социальным налогом (ЕСН)
По общему правилу выплаты работникам-иностранцам облагаются ЕСН в том же порядке, что и выплаты работникам-россиянам. Начислять ЕСН нужно на выплаты и вознаграждения, которые производятся иностранцам по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг) или авторским договорам, согласно п. 1 ст. 236, п. 1 ст. 237 НК РФ.
Несмотря на то, что по общему правилу выплаты иностранцам облагаются ЕСН так же, как и выплаты россиянам, одна особенность здесь все-таки есть. И заключается она в том, что на порядок исчисления суммы ЕСН к уплате в федеральный бюджет оказывает влияние статус иностранца в России. В частности, является иностранец постоянно проживающим, временно проживающим или временно пребывающим на территории РФ.
Это связано с тем, что сумма ЕСН определяется отдельно по федеральному бюджету, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС (п. 1 ст. 243 НК РФ). При этом налог, исчисленный для уплаты в федеральный бюджет по каждому физическому лицу, подлежит уменьшению на сумму начисленных за тот же период страховых взносов на ОПС (налоговый вычет). Это установлено абз. 2 п. 2 ст. 243 НК РФ.
В свою очередь, взносы на ОПС начисляются только на выплаты тем иностранцам, которые постоянно или временно проживают в РФ (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), т.е. застрахованным. Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства
Таким образом, если работник-иностранец находится на территории РФ в статусе временно пребывающего, то налоговый вычет по ЕСН в отношении этого работника не применяется.

7. Об уведомлении налоговых органов
В соответствии с пп.4 п.8 ст.18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.
Работодатель обязан уведомлять налоговый орган при наступлении хотя бы одного из перечисленных оснований, но в отношении каждого из привлекаемых к осуществлению трудовой деятельности иностранных граждан.
За неуведомление налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства на основании ч.3 ст.18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях работодатель - юридическое лицо может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо в виде приостановления деятельности на срок до девяноста суток. На должностных лиц за указанное правонарушение налагается штраф в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на граждан - в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.

Отдел налогообложения физических лиц
Управления Федеральной налоговой службы
по Камчатскому краю

налоговыми резидентами РФ

Для целей уплаты НДФЛ физические лица делятся на налоговых резидентов Российской Федерации и на лиц, ими не являющихся. К доходам резидентов и нерезидентов применяются разные налоговые ставки - 13 процентов и 30 процентов (п. п. 1 и 3 ст. 224 НК РФ).

Ранее ст. 11 НК РФ устанавливала, что налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся на территории России не менее 183 дней в календарном году. С 1 января 2007 г. резидентами признаются физические лица, находящиеся на территории России не менее 183 дней в течение 12 месяцев подряд (то есть в расчет будут приниматься и месяцы проживания, предшествующие текущему календарному году) (п. 2 ст. 207 НК РФ). Уточняется, что этот период не прерывается на время выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Для определения статуса физического лица следует учитывать любой непрерывный 12-месячный период, в том числе начавшийся в одном календарном году, а продолжающийся в другом. Поэтому при выплате доходов сотруднику его статус (резидент или нет) следует определять на соответствующие даты выплаты дохода в 2007 г. исходя из периода нахождения в РФ, начавшегося в 2006 г. (при условии, что работник за этот период пребывал в России более 183 дней) (Письмо Минфина РФ от 19.03.2007 N 03-04-06-01/76).

В дальнейшем статус работника может измениться. Поскольку НДФЛ с доходов резидентов и нерезидентов уплачивается по разным ставкам (13 и 30 процентов), при утрате работником статуса налогового резидента налог необходимо пересчитать. Если трудовые отношения прерываются до изменения налогового статуса работника, доплатить НДФЛ должно само физическое лицо. А если налоговый статус работника изменяется до прекращения с ним трудовых отношений, работодатель обязан самостоятельно удержать доначисленные суммы налога (Письмо Минфина РФ от 19.03.2007 N 03-04-06-01/74).

Налоговый статус физического лица устанавливается исходя из фактического документально подтвержденного времени его нахождения на территории России. Определять налоговый статус исходя из предполагаемого времени нахождения в Российской Федерации (в том числе на основании заключенного трудового договора) неправомерно (Письмо Минфина РФ от 25.06.2007 N 03-04-06-01/200). Иными словами, при приеме на работу иностранного гражданина и заключении с ним трудового договора на неопределенный срок изначально рассматривать работника как налогового резидента РФ (удерживая с его доходов НДФЛ по ставке 13 процентов) нельзя. Исключение составляют случаи приема на работу граждан Белоруссии, которые признаются налоговыми резидентами РФ с момента заключения трудового договора с работодателем - российской организацией на срок не менее 183 дней в календарном году (см. Письма Минфина РФ от 29.03.2007 N 03-04-06-01/94 , от 26.12.2005 N 03-05-01-04/396 , от 15.08.2005

11 марта

Описание ситуации:

Российская организация создает представительство на территории Республики Китай. В представительстве будут работать два сотрудника: Руководитель представительства - резидент России (обращаем внимание на то, что Руководитель представительства является не гражданином России, а лицом без гражданства) и наемный работник - гражданин Китая. Для сотрудников представительство будет основным (постоянным) местом работы.

Вопрос 1. Правильно ли мы полагаем, что с точки зрения российского законодательства по истечении 183 дней руководитель представительства пе-ре-ста-нет быть резидентом России? Какое в этом случае может иметь значение тот факт, что руководитель является лицом без гражданства?

Ответ. Понятие налогового резидента РФ содержится в п. 2 ст. 207 НК РФ: это физическое лицо, которое фактически находится в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Следовательно, нерезидент - это физическое лицо, которое фактически находится не в РФ более 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

При определении налогового статуса физического лица учитывается любой непрерывный 12-месячный период, определяемый на соответствующую дату получения доходов, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году).

Для определения налогового статуса физического лица не имеют значения иные обстоятельства, кроме срока его фактического нахождения в РФ. Так, например, при определении налогового резидентства неважно наличие или отсутствие гражданства РФ (Письмо Минфина РФ от 19.03.2012 № 03-04-05/6-318). Поэтому гражданин РФ, находящийся на территории РФ меньше 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не будет признаваться налоговым резидентом РФ, а иностранный гражданин или лицо без гражданства, находящееся в РФ не менее 183 календарных дней в течение следующих подряд 12 месяцев, напротив, будут являться налоговыми резидентами РФ.

Учитывая вышеизложенное, полагаем, что руководитель иностранного представительства, фактически находящийся на территории РФ меньше 183 календарных дней в течение следующих подряд 12 месяцев, не будет признаваться налоговым резидентом РФ. При этом не имеет значения то обстоятельство, что он является лицом без гражданства.

Вопросы 2, 3. Как российская организация или ее представительство в Китае должны рассчитывать, удерживать и перечислять налог с перечисленных доходов Руководителя представительства в течение первых 183 дней его трудовой деятельности на территории КНР: по российскому (13%) или по китайскому законодательству?

Какие из перечисленных видов доходов относятся к доходам от источников в РФ, а какие относятся к доходам от источников за пределами РФ, и как должно производиться налогообложение тех или иных видов доходов в течение первых 183 дней пребывания в КНР?

Ответ. В силу ст. 7 НК РФ международные договоры РФ, содержащие положения, касающиеся налогообложения и сборов, имеют приоритет над нормами НК РФ.

Следовательно, при ответе на заданный вопрос в первую очередь следует учитывать положения Соглашения «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы», заключенного 27.05.1994 между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики (далее - Соглашение).

Пунктом 1 ст. 14 Соглашения определено, что жалованье, заработная плата и другие подобные вознаграждения, получаемые лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся Государстве в отношении работы по найму, облагаются налогом только в этом Договаривающемся Государстве, если только работа по найму не осуществляется в другом Договаривающемся Государстве. Если работа по найму осуществляется таким образом, полученное в связи с этим вознаграждение может облагаться налогом в этом другом Договаривающемся Государстве.

Таким образом, по общему правилу, заработная плата, получаемая лицом с постоянным местом жительства в РФ, за работу, выполняемую на территории Китая, может облагаться налогом в Китае.

Из данного общего правила есть исключение. Так, в п. 2 ст. 14 Соглашения сказано, что, несмотря на положения пункта 1, вознаграждение, получаемое лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся Государстве в отношении работы по найму, осуществляемой в другом Договаривающемся Государстве, облагается налогом только в первом упомянутом Договаривающемся Государстве, если:

a) получатель находится в другом Договаривающемся Государстве в течение периода или периодов, не превышающих в совокупности 183 дней в соответствующем календарном году; и

b) вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, не являющегося лицом с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве; и

c) расходы по выплате вознаграждения не несет постоянное представительство или постоянная база, которые наниматель имеет в другом Договаривающемся Государстве.

Учитывая наличие предлога «и» между условиями, приведенными в данной норме, полагаем, что для применения исключения из общего правила необходимо выполнение всех трех условий в совокупности. Т. е. выполнение одновременно всех трех условий, установленных в п. 2 ст. 14 Соглашения, дает право на освобождение от налогообложения в Китае вознаграждения, полученного лицом с постоянным местом жительства в РФ за работу по найму на территории Китая.

Полагаем, что в рассматриваемой ситуации (т. е. в течение первых 183 дней пребывания Руководителя представительства на территории Китая) все три условия будут выполняться. Поэтому вознаграждение за работу, полученное Руководителем представительства, не будет облагаться налогом на доходы в Китае. После того, как срок пребывания в Китае Руководителя представительства превысит 183 дня, оснований для освобождения вознаграждения от обложения налогом на доходы в Китае уже не будет.

Таким образом, по нашему мнению, заработная плата Руководителя представительства за работу на территории Китая в течение первых 183 дней не будет облагаться налогом на доходы в Китае.

Что касается положений НК РФ по рассматриваемому вопросу.

Согласно ст. 207 НК РФ налогоплательщиками НДФЛ признаются:

  • физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;
  • физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

В силу ст. 209 НК РФ для физических лиц - налоговых резидентов РФ объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный от источников в РФ и от источников за пределами РФ, для физических лиц - нерезидентов - доход от источников в РФ.

Таким образом, если физическое лицо является налоговым резидентом РФ, оно уплачивает налог с доходов от источников в РФ и от источников за пределами РФ, а если физическое лицо не является налоговым резидентом РФ, налогоплательщиком НДФЛ оно будет признаваться только в отношении доходов от источников в РФ; с доходов, полученных от источников за пределами РФ, НДФЛ не уплачивается.

В соответствии с подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами РФ признается доходом налогоплательщика от источников за пределами РФ.

Таким образом, заработная плата за выполнение работы на территории иностранного государства признается доходом от источников за пределами РФ. Аналогичного мнения придерживается Минфин РФ (Письма Минфина РФ от 11.04.2012 № 03-04-05/6-490, от 02.04.2012 № 03-04-06/6-89 и т. д.).

Учитывая вышеизложенное, полагаем, что если руководитель представительства российской организации на территории Китая является налоговым резидентом РФ (в течение первых 183 дней пребывания в Китае), то заработная плата, полученная им от российской организации за выполнение трудовых обязанностей на территории Китая, подлежит обложению НДФЛ по ставке 13%. При этом организация-работодатель налоговым агентом в этом случае признаваться не будет. В силу подп. 3 п. 1 ст. 228 НК РФ физические лица - налоговые резиденты РФ, получающие доходы от источников, находящихся за пределами РФ, исчисление, декларирование и уплату НДФЛ производят самостоятельно по завершении налогового периода.

Таким образом, по нашему мнению, заработная плата Руководителя представительства за работу в Китае в течение первых 183 дней будет облагаться только НДФЛ по ставке 13%.

Следует иметь в виду, что в отличие от заработной платы иные выплаты - например суммы оплаты стоимости аренды жилых помещений и автотранспорта, суммы оплаты обучения, лечения сотрудников и т. п. - не являются вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей за пределами РФ. Это следует из положений ст. 207 ТК РФ. Поскольку указанные доходы выплачиваются российской организацией, они относятся к доходам от источников в РФ. Аналогичный вывод сделан в Письме Минфина РФ от 19.03.2012 № 03-04-06/6-65.

Следовательно, указанные доходы будут облагаться НДФЛ даже после того, как Руководитель представительства утратит статус налогового резидента РФ. Разница состоит лишь в том, что пока у Руководителя представительства будет статус налогового резидента, они будут облагаться НДФЛ по ставке 13%, а после того, как он станет нерезидентом - по ставке 30%. И в том, и в другом случае организация-работодатель, производящая соответствующие выплаты, выполняет обязанности налогового агента (п. 1 ст. 226 НК РФ).

Вопрос 4. В налоговый орган какого государства и с какими документами должен обратиться Руководитель представительства с целью избежания двойного налогообложения своих доходов?

Ответ. Учитывая вышеизложенное, полагаем, что в рассматриваемой ситуации (т. е. в течение первых 183 дней пребывания в РФ) у Руководителя представительства не возникает двойного налогообложения, поскольку получаемая им заработная плата должна облагаться только НДФЛ в РФ.

Вместе с тем, порядок устранения двойного налогообложения установлен ст. 232 НК РФ.

Из указанной нормы следует, что для освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщик должен представить в налоговые органы официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым РФ заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, а также документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами РФ, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства.

Из анализа данной нормы следует, что налогоплательщик НДФЛ, доходы которого облагались налогом на доходы в иностранном государстве (в частности, в Китае), с которым у РФ заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, с целью освобождения от уплаты НДФЛ (проведения зачета и т.п.) должен представить в налоговые органы РФ:

  • официальное подтверждение того, что он является резидентом Китая (Минфин РФ в Письме от 30.11.2010 № 03-04-06/2-275 указал, что действие данного документа распространяется на календарный год, в котором он выдан);
  • документ о полученном доходе и об уплате им налога в Китае, подтвержденный налоговым органом Китая.

Подтверждение может быть представлено как до уплаты налога или авансовых платежей по налогу, так и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на получение освобождения от уплаты налога, проведения зачета, налоговых вычетов или привилегий.

Таким образом, по нашему мнению, доходы освобождаются от двойного налогообложения в вышеуказанном порядке.

Ирина Халимоненко

Статус человека - резидент он или нерезидент – важен для расчета НДФЛ. Резидентство определяют за 12 месяцев. Большую часть из них человек должен прожить в России. Тогда он станет резидентом. Налоговики разъяснили, что 183 дня могут чередоваться с днями, когда человек уезжал за границу.

Как определить налоговый статус человека

Чтобы человека признали налоговым резидентом, ему нужно пробыть в нашей стране не менее 183 дней за 12 месяцев. Это прописано в пункте 2 статьи 207 НК РФ. 183 дня пребывания в Российской Федерации, по достижении которых человек будет признан налоговым резидентом Российской Федерации, не прерывается в случае его выездов за границу на лечение или обучение, срок которых составляет менее шести месяцев.

ФНС указала, что 183 дня или шесть месяцев не обязательно должны идти подряд. Аналогичное мнение налоговики высказывали в письме от 19.12.14 № ОА-4-17/26338.

Пример 1

Работник компании поехал на учебу за границу. Срок обучения – полтора года. Периодически работник возвращался в Россию: всякий раз он находился за рубежом менее шести месяцев. Но за последние 12 месяцев он пробыл в России 125 дней. Дни заграничного обучения в расчет не включают, потому что по документам обучение не является краткосрочным. В итоге работник оказался нерезидентом.

Пример 2

С января по март (80 дней) и с июля по сентябрь (90 дней) работник выезжал за границу лечиться. Он также ездил на отдых – всего на 60 дней.

За последние 12 месяцев человек пробыл в России 135 дней. К ним приплюсуйте периоды, когда работник лечился. И тогда получится 305 дней. Человек признается налоговым резидентом.

Какие документы понадобятся

Резидентство работника надо документально подтвердить. Подойдет табель учета рабочего времени, квитанции из гостиницы, страницы паспорта с визами, проездные билеты и пр.

Чтобы доказать налоговикам, что человек выезжал за границу на краткосрочное лечение, подготовьте копии страниц загранпаспорта со специальными (учебными) визами и копии договоров с иностранными образовательными учреждениями, в которых указано, что срок обучения менее шести месяцев. Аналогичные бумаги подтвердят краткосрочное лечение. Только вместо договора на обучение понадобится договор с клиникой.