Олимпия в пушкинском. "олимпию" эдуарда мане из собрания музея д`орсэ привезли в гмии имени пушкина

Ревизор/Ирина Ремнева

Знаменитая картина одного из основателей импрессионизма Эдуарда Мане "Олимпия", хранящаяся в парижском Музее д’Орсэ, приехала в Москву. Её первое представление на публике в 1865 году вызвало скандал, а сегодня музеи всего мира мечтают заполучить полотно хоть на короткое время. В 2013 году картина впервые была вывезена из Франции и представлена на выставке в Венеции, и вот теперь исключительное право показать полотно получил ГМИИ им. Пушкина.

"Олимпия" была написана Эдуардом Мане в 1863 году и сегодня по праву входит в список шедевров мирового изобразительного искусства. В своей работе он сделал попытку переосмыслить образную и пластическую "формулу" "Венеры Урбинской" кисти Тициана, пояснила искусствовед и автор текстов к экспозиции в ГМИИ им. Пушкина Марина Свидерская. Мане взял за основу женское природное начало богини Венеры и попытался соединить его с настроениями своей эпохи. Он вступил в диалог с полотном Тициана, а также с темой любви и красоты в европейском искусстве. И в результате создал совершенно новый изобразительный язык.

В отличие от большинства импрессионистов, которые тяготели к созданию этюдов, наполненных впечатлениями и игрой светотени, Мане стремился писать полноценные картины с серьезным сюжетом. С этим связано и его желание выставляться в салоне. По словам Свидерской, он хотел войти в систему, чтобы приучить ее к своей живописи и изменить. Именно поэтому он представил полотно "Олимпия" в 1865 году на знаменитом парижском салоне.

Критики разгромили картину. "Олимпия" вызвала такой шквал возмущения, что по воспоминаниям современников возле неё сначала пришлось выставить охрану, а затем и вовсе поднять полотно под самый потолок в дальнем углу выставки. Творческие поиски реалиста Мане столкнулись с идеальным мифологическим образом, который в связи с этим приобрел совершенно иное звучание. Публика увидела не привычную обнаженную идеальную богиню, а именно голую женщину, распущенную куртизанку, которая совершенно не стесняется своего положения, а наоборот достаточно смело глядит на зрителя. Этот эффект "неприличия" усугубило и то, что в "Олимпии" без труда можно было узнать совершенно конкретного человека - любимую натурщицу Мане Викторину Меран. Да и название картины, придуманное друзьями художника, сразу напоминало о героине романа Александра Дюма "Дама с камелиями" - блестящей, холодной и расчетливой даме полусвета.

Лишь немногие поддержали Мане в его творческом поиске. После смерти художника его друзья собрали деньги и выкупили полотно у вдовы мастера, а затем буквально навязали государству. Картина отправилась в запасники Люксембургского дворца, а позже переехала в Лувр, и лишь в 1947 году она, наконец, заняла своё законное место в Музее импрессионизма и затем была передана в Музей д’Орсэ, открывшийся в 1986 году.

Впервые "Олимпия" покинула Францию в 2013 году - она стала частью экспозиции в венецианском Дворце дожей и демонстрировалась вместе с "Венерой Урбинской". По словам директора Музея д’Орсэ и историка искусства Ги Кожеваля, для того, чтобы эта выставка состоялась, были проведены переговоры на самом высоком уровне. В том числе потребовалось личное участие президента Франции Франсуа Олланда. И именно он способствовал и тому, что картина во второй раз покинула родные стены - на сей раз отправившись в Россию. "Я обратился к нему с вопросом, можем ли мы предоставить "Олимпию" для выставки в России. И президент ответил, что не против того, чтобы она направилась в Москву", - сказал Кожеваль.

Никто не мог предположить такого чуда, в свою очередь, рассказала Ирина Антонова - президент ГМИИ им. А.С. Пушкина. "Мы обсуждали с месье Кожевалем одну из предстоящих выставок в ГМИИ им. Пушкина, и я отметила, что "Олимпия" очень подошла бы для нее. "Я понимаю, что просить ее невозможно", - сказала я. Он очень внимательно посмотрел на меня и произнес: "Ну почему же невозможно". И тогда начались переговоры. Это очень большой жест для музея - расстаться с таким сокровищем".

Антонова добавила, что нынешняя выставка в Москве сравнима по значимости разве что с такими событиями, как явление в стенах ГМИИ им. Пушкина в своё время "Сикстинской мадонны" Рафаэля и "Джоконды" Леонардо да Винчи.

"Олимпия" расположилась в небольшом полутемном зале с бордовыми стенами, превратившимся в своего рода будуар. Организаторы отмечают, что знакомство с картиной должно стать своего рода медитацией: нужно сесть напротив полотна и долго вглядываться в изображение. "Это совершенно особая живопись, - рассказала Марина Свидерская. - Мане писал без теней, без скульптурного пластического основания. Он писал только цветом. В результате возникает удивительный эффект - совершенно некрасивая девушка с неклассическими пропорциями приобретает удивительную красоту и свежесть". Искусствовед отметила, что в картине есть тяготение к чертам художественного примитива - большие плоскости цвета и резкие контрасты. Но вместе с этим в ней присутствуют царственное богатство колорита и виртуозное разнообразие мазков. Зеленый занавес способствует появлению розового свечения, что делает девушку похожей на распускающийся бутон. "Борис Виппер называл ее розой, обсыпанной росой, - напомнила Свидерская. - У Мане не получилось богини. Но у него получился образ, наполненный свежестью и природной естественностью".

По-настоящему "Олимпия" раскрывается перед зрителем только после изучения отдельных фрагментов картины. Здесь важна каждая деталь - как напряжена голова героини, как смяты шелковые подушки, как соскальзывает с ноги одна из туфелек, как благоухает цветок орхидеи в волосах героини, и как она смотрит на зрителя, прикрываясь левой рукой, точно отталкивая от себя. Пришедшая с цветами служанка вводит в повествование момент действия. Шурша бумагой, она будит кошку, которая изогнула спину, защищая свою хозяйку.

"Этой картиной Мане положил рубеж между всем предшествующим развитием мировой живописи и новым временем. Отказавшись от той системы идеалов, которая господствовала в мировой живописи до середины XIX века, Мане все же сумел сохранить веру в такие вечные чувства, как любовь и красота, - сказала Ирина Антонова. - Он сказал правду о веке, который затем Александр Блок охарактеризует, как "век жестокий, беспощадный". Образ "Олимпии" созвучен с Сонечкой Мармеладовой Достоевского и Катюшей Масловой Толстого. Мы видим этот образ в "Травиате" Джузеппе Верди и на картине "Неизвестная" Ивана Крамского".

Проект "Олимпия" - это не просто выставка одной картины - полотно демонстрируется в окружении трех работ из собственного собрания музея, и в этом кроется особый кураторский замысел, автором которого стала Ирина Антонова. В одном зале с "Олимпией" зрители увидят копию Афродиты Книдской - знаменитой статуи афинского скульптора IV век до н. э. Праксителя. Это первое появление полностью обнажённого тела в европейском искусстве, которое у одних вызвало шок, а у других восхищение. Здесь же можно изучить полотно "Дама за туалетом, или Форнарина", принадлежащее кисти наследника гениев Возрождения Джулио Романо, и картину Поля Гогена "Королева".

"Каждое из этих произведений является своего рода ступенькой к пониманию того, что представляли любовь и красота в разные периоды истории европейского искусства. И помогает нам понять творчество Мане", - сказала директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак.

Что: Выставка "Олимпия" Эдуарда Мане из собрания Музея д"Орсэ"
Где: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Когда: 19 апреля - 17 июля 2016

Одну из самых знаменитых работ Эдуарда Мане, фактически визитную карточку импрессиониста, представят в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина.

Свою "Олимпию" Мане написал в далеком 1863-м в Париже, и с тех пор картина лишь однажды покинула стены знаменитого французского Музея д’Орсэ. В Москве на Венеру 19-го века можно будет посмотреть в компании ещё двух полотен.

Тот случай, когда высокое искусство еще и тяжелое. 300-килограммовый ящик несут вдесятером и очень бережно, внутри - шедевр Франции, знаменитая «Олимпия» Эдуарда Мане. Эта капризная дама путешествует в исключительных случаях.

Вояж Париж-Москва всего второй за все полтора века ее существования. До этого картина покидала родной Музей д"Орсэ лишь однажды - ездила на выставку в соседнюю Италию.

"Мы очень-очень редко отдаем в другие музеи наше сокровище. Она никогда не путешествовала до тех пор, пока я не стал директором музея, и вот второе путешествие - очень волнительный момент" директор Музея д"Орсэ Ги Кожеваль.

Ее первые и самые внимательные зрители, реставраторы и хранители Пушкинского музея, вглядываются буквально в каждый миллиметр полотна - обязательная процедура: перед тем как принять картину от представителей Франции, необходимо убедиться в ее сохранности. Эту выставку в Пушкинском готовили полгода, мечтали о ней еще дольше.

"Было очень много разрешений. Президент Франции имел к этому личное отношение, давал разрешение. То есть это важнейшая вещь для истории французского искусства", - говорит директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак.

Первый раз именно в Италию «Олимпия» ездила не случайно - там она встретилась с картиной, по мотивам которой художник и писал. "Венера Урбинская" Тициана - отправная точка и источник вдохновения Эдуарда Мане.

"Мане обожает использовать историю, он любит связывать картину с прошлым, но в то же время его манера полностью выходить за пределы исторического первоисточника. В его произведении - картина в картине, что очень важно. Это один из шедевров, на который не вы смотрите, а который смотрит на вас - способны ли вы его понять до конца", - рассказывает директор Музея д"Орсэ Ги Кожеваль.

Если на полотне Тициана изображена богиня, то у Мане - реальная девушка, более того, преуспевающая парижская куртизанка. В отличие от кокетливо склонившей голову на бок Венеры, Олимпия смотрит пристально, прямо на зрителя, а вместо свернувшийся калачиком белой собачки, символа супружеской верности и уюта - ставшая на дыбы черная кошка, пришедшая на картину из стихотворений Шарля Бодлера, друга Мане.

Работу художника современники приняли не просто в штыки, назвали чуть ли не порнографической. На Парижском салоне в 1895-м даже пришлось приставить охрану к картине и перевесить под потолок, чтобы трости и зонты недовольных посетителей не смогли дотянуться.

"Это, конечно, было потрясение всех возможных основ, это было и по смыслу, и по художественному принципам началом совсем нового времени в живописи. Собственно этим был основан импрессионизм с его непосредственным видением натуры", - сказала президент ГМИИ имени А.С.Пушкина Ирина Антонова.

Атмосфера в зале скорее будуарная: приглушенный свет освещает лишь главных героинь. Четыре шедевра, четыре женских образа. В компании «Олимпии» Мане еще три дамы - представительницы разных веков, направлений в искусстве и даже стран, но такие разные они лишь на первый взгляд. Ведь каждая - революция для своего времени.

В четвертом веке до нашей эры афинский скульптор Пракситель впервые изображает богиню Афродиту обнаженной. Представленная на выставке скульптура - копия из запасников Пушкинского. Шедевр Джулио Романо "Дама за туалетом" - тоже свежий ветер. В том числе благодаря этой картине в эпоху Возрождения возвращаются к изображению нагой натуры после пышного Средневековья. Поразил современников и выбор Гогена на роль его "Королевы". Героиней картины стала простая жительница Таити с золотистой смуглой кожей. И если внимательно вглядеться в «Королеву», то в ней легко можно узнать «Олимпию» Мане. Похожи и поза, и образ. Но главное - все та же ода к женской красоте - непременная константа, проходящая через века и стили.

Полотно Эдуарда Мане на три месяца стало украшением Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. «Олимпия» - едва ли не самый знаменитый шедевр одного из основателей импрессионизма. Написанная в 1863-м, картина, спустя два года, оказалась в центре беспрецедентного скандала на Парижском салоне. Её называли неприличной, а автора обвиняли в нарушении норм общественной нравственности. Прошло время, и как это нередко бывает в истории искусства, буря возмущения, разыгравшаяся полтора столетия назад, у современной публики вызывает искреннее недоумение.

С момента создания в 1863 году «Олимпия» Эдуарда Мане покидала Францию всего однажды - в 2013 году. Тогда картину выставляли в Венеции во дворце Дожей. Нынешняя выставка в Пушкинском музее - второй такой беспрецедентный случай. Французы настолько гордятся этим полотном, что решение о его отправке за пределы страны в обоих случаях принималось на самом высоком уровне.

«Поскольку после Венеции у меня был налажен контакт с президентом Французской Республики, я обратился к нему с вопросом, можем ли мы привезти "Олимпию" в Россию. Он сказал, что не против, чтобы эта картина была предоставлена на выставке», - признался президент Музея д"Орсэ Ги Кожеваль.

«Спасибо огромное Музею д"Орсэ, спасибо правительству Франции, мы запомним ваше особое отношение и тоже привезём вам что-нибудь хорошее, уже в этом году», - ответил министр культуры России Владимир Мединский.

Президент Пушкинского музея Ирина Антонова сравнила появление полотна Эдуарда Мане в Пушкинском музее с чудом. По ее словам, это этапное произведение. Картина стала рубежом между всей предшествующей мировой живописью и искусством нового времени. Поводом для создания полотна стало желание Мане вступить в диалог с «Венерой Урбинской» Тициана, созданной на три столетия раньше. Примечательно, что модель, которая позировала Мане, не была куртизанкой, она лишь играет эту роль на картине, что было в новинку для XIX века.

«"Олимпия" - очень французская картина. Ее тема становится весьма важной для XIX столетия. И мы находим образы, созвучные "Олимпии", только в другом ракурсе, и в Сонечке Мармеладовой у Достоевского, и в Катюше Масловой у Толстого», - рассказала президент ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Антонова.

В свое время «Олимпия» Эдуарда Мане вызвала резкое неприятие и критики, и зрителей. «Это самка гориллы, сделанная из каучука», - вот лишь один из отзывов того времени. На Парижском салоне 1865 года картину пришлось поместить в самый дальний зал и повесить высоко от пола - чтобы до нее не долетали плевки возмущенных зрителей.

«Трудно даже представить, чем она так раздражила зрителей, что заставило говорить, что это ничтожество даже невозможно оценивать. Но так всегда происходит. Энергия неприятия - она чудовищная. Зато потом энергия восприятия - аналогичная», - отметила директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.

В Пушкинском музее «Олимпия» пробудет три месяца. Чтобы ей не было скучно, выставку аранжировали тремя произведениями на схожую тему из собрания ГМИИ - слепком скульптуры Праксителя «Афродита Книдская», картиной Джулио Романо «Дама за туалетом» и «Королевой» Поля Гогена, который в своей картине по-своему переосмыслил «Олимпию» Мане.

Картина лишь во второй раз покинула музей Орсэ. Фото автора

В последние дни тон в выставочной жизни Москвы задавал ГМИИ им. Пушкина. В выходные в рамках международного фестиваля фильмов об искусстве Perform здесь состоялась российская премьера документальной ленты голландского продюсера и режиссера Питера ван Хёйсте «Иероним Босх: вдохновленный дьяволом». Причем ажиотаж был такой, что музей устроил второй, дополнительный показ. А в начале недели из музея Орсэ сюда привезли знаменитую «Олимпию» Эдуарда Мане, и Москва - второй город, куда французы выпустили на гастроли свою обнаженную красавицу. Потом она отправится в Эрмитаж.

Не стоит искать скрытую тайну в названии «Иероним Босх: вдохновленный дьяволом». Скорее всего touched by the devil из оригинального названия – то есть тот, до кого дотронулся дьявол, как сам художник касался досок, создавая фантастических, часто адских персонажей, – в переводе был вытеснен словом «вдохновленный» в угоду броскости заголовка. Картине Хёйсте о Босхе – кстати, режиссерскому дебюту этого продюсера – однако броскость и чужда, и ни к чему. В 2010 году голландский искусствовед Маттайс Илсинк собрал команду для исследования работ Босха и попутной подготовки выставки, которая в 2016-м, в год 500-летия смерти художника, открылась в Музее Северного Брабанта в родном городе Босха Хертогенбосе. Илсинк стал ее сокуратором. На экране чередуются неистощимые на изобретательность босховские образы то панорамно, то в макросъемке; ломающие голову над атрибуцией ученые, и их «одиссея» по городам и музеям, сопровождаемая переговорами, соглашениями... и проблемами. По большому счету этот фильм – не только о Босхе, которого в 2016-м, вспоминая всем миром, можно сказать, возвели на Олимп, но и о том, что такое искусствоведческая работа. Расследования сменяются интригами – в музейном мире есть своя политика. Инфракрасная съемка, дендрохронология, – то, что помимо стилистического анализа помогает искусствоведам, как сказал один из героев фильма, предсказывать прошлое. Что-то у Босха, наследие которого сегодня исчисляется всего 25 работами, «отписывать», вызывая конфликты между музеями. А что-то, напротив, вводить в корпус его творений – как Илсинк сделал с «Искушением Св. Антония» из Музея искусств Нельсон-Эткинс в Канзас-Сити.

Эти движущиеся картинки сменились в Пушкинском на выставке неподвижными. Второй раз парижский Орсэ – с российской стороны благодаря президенту ГМИИ Ирине Антоновой, готовившей показ, – покинула «Олимпия» Эдуарда Мане (1863). Давно уже классика, а когда-то вызывавшая скандалы. Впервые картина выезжала из Орсэ в 2013-м, тогда ее возили на ретроспективу Мане в Венецию и показывали рядом с одним из «прототипов» (с ним, впрочем, художник одновременно и спорил своим полотном) – с тициановской «Венерой Урбинской», которая в ГМИИ тоже была, но в начале миллениума. Джорджоне, Тициан, Веласкес писали нагих Венер, Гойя со своей «Махой обнаженной» и Мане – современниц. Олимпию Мане писал с натурщицы Викторины Мёран (той же, что позировала ему для «Завтрака на траве», хотя не сразу скажешь, что это одна женщина). Мане выводит на сцену современности даму полусвета, причем на сцену – это почти буквально. Обнаженная героиня, скинувшая на кровать одну шелковую домашнюю туфельку, выхвачена светом из темноты. Хотя для Мане новая Венера, которой служанка подносит букет от посетителя, – еще и живописный экзерсис. Где он увлекается колористическими сочетаниями, «обрамляя» и «оттеняя» бледную кожу девушки то более холодными по тону белыми простынями и белой бумагой, в которую завернуты цветы, то палевым покрывалом и розовой блузой служанки. В музее же все это дополнительно решили «обрамить» образцами красоты разных эпох: слепком с копии с «Афродиты Книдской» Праксителя, картиной ученика Рафаэля Джулио Романо «Дама за туалетом, или Форнарина» и прелестно-непосредственной гогеновской картиной «Te Arii Vahine. Королева (Жена короля)». Кстати, Гоген в свое время копировал «Олимпию» Мане и, отправляясь в Океанию, взял с собой фотографию картины.

МОСКВА, 18 апреля. /ТАСС/. Полотно "Олимпия" одного из основоположников импрессионизма Эдуарда Мане из собрания Музея д`Орсэ, всего лишь во второй раз покинувшее Францию с момента своего создания в 1863 году, представлено на выставке в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

"Олимпия" в ГМИИ

"Исключительность момента нам трудно осознать, это произошло, и величайшее произведение Мане оказалось в наших стенах", - сказала в понедельник на вернисаже директор Пушкинского музея Марина Лошак.

По ее словам, это произошло благодаря давним дружеским отношениям российского и французского музеев и инициативе президента ГМИИ им. А. С. Пушкина Ирины Антоновой, которая выступила куратором экспозиции.

Та, в свою очередь, сравнила по значимости гастроли "Олимпии" в Пушкинском музее с состоявшимися уже много лет назад показами "Джоконды" Леонардо да Винчи и "Сикстинской Мадонны" Рафаэля.

Специально для "Олимпии", которая писалась Мане как современная Венера, в музее освободили зал и дополнили полотно произведениями из собрания ГМИИ, которые наилучшим образом помогают понять замысел художника, а также раскрывают тему женской красоты и любви в разные эпохи. Это картины "Королева (Жена короля)" Поля Гогена (1895 г.) и "Дама за туалетом, или Форнарина" (начало 1520-х годов) Джулио Романо, а также скульптура Праксителя Афродита Книдская (копия римского времени с оригинала около 350 г. до н. э.).

Поворот к новому времени

"Олимпия" - удивительное по своими художественным качествам и своей новизне для того времени произведение, которое продолжает действовать на наше воображение и сегодня. Эта картина проложила рубеж между предыдущим развитием живописи и искусством нового времени. Своей "Олимпией" Мане доказал, что можно относиться самым критическим образом к своему времени и открывать какие-то его стороны, о которых никто никогда и не думал", - рассказала Антонова.

Публичный показ "Олимпии", которую Мане писал, вдохновившись образом "Венеры Урбинской" Тициана, на Парижском салоне в 1865 году сопровождал грандиозный скандал, и поначалу судьба картины складывалась не очень благополучно. Ее даже хотели продать за рубеж, чему воспрепятствовали собравшие необходимую сумму друзья художника. Таким образом она осталась во Франции и начала свое путешествие по музейным собраниям, пока не осела в Музее д`Орсэ.

"О связи межу картинами было известно с момента создания "Олимпии", но это две совершенно разные Венеры, поскольку в "Олимпии" модель известна и узнаваема, и в данном случае она играет роль куртизанки, что символизирует наступление новой эпохи в живописи", - сказал президент Музее д`Орсэ Ги Кожеваль.

Встреча двух Венер

В 2013 году Венеры Тициана и Мане встретились на выставке "Мане. Возвращение в Италию" в венецианском Дворце дожей, а показ "Олимпии" в России оказался возможен потому, что, по словам Кожеваля, в собраниях ГМИИ и Эрмитажа находятся великолепные образцы французской живописи.

"Я убежден, что это два великих музея мира, где очень хорошо представлено французское искусство, по коллекциям которых можно проследить зарождение и расцвет французского искусства нового времени", - резюмировал он.

Основоположниками этих коллекций были дореволюционные коллекционеры и меценаты Сергей Щукин и Иван Морозов. После революции собрания были национализированы, помещены в Государственный музей нового западного искусства, а после его расформирования распределены между ГМИИ и Эрмитажем. Вскоре, осенью этого года, значительную часть собрания Сергея Щукина с произведениями Анри Матисса и Пабло Пикассо представят в парижском Foundation Louis Vuitton, а уже сегодня Лошак, Антонова и Кожеваль обсудят будущие совместные проекты.