Внеклассное мероприятие по географии "геокруиз". Открытое внеклассное мероприятие по географии Внеклассное открытое мероприятие по географии

Пуленкова Юлианна Викторовна

МБОУ ООШ № 32, учитель географии

Открытое внеклассное мероприятие по географии « Мир вокруг нас»

(для 5-7 классов)

Цель: формирование у учащихся повышенного интереса к предмету

Оборудование : компьютер, портреты великих путешественников и географов, физическая карта мира, глобусы, атласы, таблицы.

В мероприятии принимают участие 2команды из 5-7ых классов. В жюри – старшеклассники, педагоги. Результаты конкурсов оцениваются по 5- бальной системе.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости и ребята! У нас с вами сегодня не простой урок, а открытое внеклассное тематическое мероприятие. Мы сегодня будем рисовать, играть, отгадывать загадки! Вы не получите сегодня плохих отметок! В ваших дневниках появятся заслуженные пятерки и четверки. Слушайте и запоминайте! Играйте и познавайте! Смотрите и не говорите, что не видели!

Вот уже четыре с половиной миллиарда лет Земля вращается вокруг Солнца. Разумеется, наша планета не всегда была такой, как сейчас. Лицо Земли, как лицо живого существа, с возрастом стареет. Меняется состав океанов и атмосферы, вырастают и разрушаются горы, зарождаются и высыхают моря, реки прокладывают себе новый путь и прорезают в древних горах глубокие каньоны. И под воздействием этих глобальных перемен жизнь на Земле тоже меняется. Какие бы события ни происходили на Земле, растения, животные и микроорганизмы ухитрялись приспосабливаться к новым условиям. Откуда же мы знаем об этом? История - наука о человечестве. А о возникновении Земли и развитии жизни на ней рассказывают геология и палеонтология (наука об ископаемых).

Люди занимаются палеонтологией, чтобы ответить на один из основополагающих вопросов: как возникло то, что мы видим вокруг себя? Какой путь прошла наша планета и как развивалась жизнь на ней? Как все пришло к современному состоянию? На эти и другие вопросы мы ответим с вами, изучая географию….

Конкурс №1: « Этот загадочный мир»

Требуется нарисовать « портрет» планеты Земля. К доске выходят по одному учащемуся от каждой команды и рисует на доске в деталях: материки, моря, океаны и т.д. Побеждает тот, кто правильней нарисовал нашу планету.

Викторина для болельщиков

1. Какой материк омывается четырьмя океанами? (Евразия).

2.Как называется сборник географических карт? (атлас).

3.Какой материк почти не имеет рек? (Антарктида).

4.Какая страна занимает большую площадь? (Россия). 5. Как называются плавучие острова льда? (айсберг).

6.Назовите самую длинную параллель земли? (экватор).

7.В каком море самая соленая вода? (Мертвое море).

8.В какое озеро впадает 336 рек, а вытекает только одна? (Байкал)

9.Как называется линия, до которой нельзя дойти? (горизонт).

10.Самый большой остров? (Гренландия).

11.Кто совершил первое кругосветное путешествие? (Магеллан).

12.Прибор для измерения азимута? (компас).

13.Кто открыл Америку? (Колумб).

Конкурс 2: Узнай, что это?»

Ведущий. А теперь объявляется конкурс, в котором ребята должны узнать по описанию страны Земли. Участникам конкурса предлагается выслушать небольшие заметки и дать определения. В конкурсе побеждает тот,

кто правильно и быстро ответит на все вопросы.

1. Крупнейшее государство Южной Америки, занимающее почти половину континента. На севере и востоке омывается Атлантическим океаном. Пятая по величине страна в мире после России, Китая, Канады и Соединенных Штатов Америки.

Главными реками являются Амазонка, То-кантинс и Сан-Франсиску.. Важными реками являются также Мадейра, Та-пажос, Риу-Негру, Парнаиба, Уругвай. Климат страны изменяется в зависимости от региона от тропического до умеренного. Растительность страны весьма разнообразна, особенно в бассейне Амазонки. (Бразилия)

2. Государство на северо-западе Европы. Состоит из острова, на котором находятся Англия, Шотландия и Уэльс, и Северной Ирландии, занимающей часть острова Ирландия. Растительность довольно бедна, леса занимают менее 4% территории региона, чаще всего встречаются дуб, береза, сосна. Среди представителей фауны- олень, лиса, кролик, заяц, барсук; среди птиц - куропатка, голубь, ворон и другие. водятся.

(Великобритания)

3. Государство в Северной Америке. На севере граничит с Канадой, на юге - с Мексикой. На востоке омывается Атлантическим океаном, на юге - Мексиканским заливом, на Западе - Тихим океаном. Самая высокая точка страны (всей Северной Америки) находится на Аляске - гора Мак-Кинли (6194 м), самое низкое место - Долина смерти (86 м ниже уровня моря) - находится в Калифорнии. Среди природных достопримечательностей особенно выделяются Великий Каньон реки Колорадо на Среднем Западе страны; многочисленные национальные парки, одним из самых известных является Йеллоустонский с долиной гейзеров и большим количеством редких животных; пляжи и места развлечений во Флориде и Калифорнии; Великие озера; Ниагарский водопад. (США)

4. Государство в Восточной Азии, третья по территории страна мира после России и Канады и первая в мире по количеству населения. На севере граничит с Монголией и Россией, на северо-востоке - с Россией и КНДР, на юге - с Вьетнамом, Бирмой (Мьянма), Лаосом, Индией, Бутаном и Непалом, на западе - с Пакистаном, Афганистаном и Таджикистаном, на северо-западе с Кыргызстаном и Казахстаном. На востоке омывается Желтым морем и Восточно-Китайским морем, на юге - Южно-Китайским морем. Среди представителей фауны сохранились одни из самых редких животных. Среди них: некоторые виды аллигатора и саламандры, гигантская панда (обитает только на юго-западе) и водяной олень (обитает только в этой стране и Корее). (Китай)

Конкурс 3: « Земля на глобусе и на карте»

Ведущий объявляет конкурс, в котором учащиеся должны узнать континенты по фотографиям. Победителем становится самый активный ученик, правильно угадавший континенты.

Конкурс 4. «Путешествие вслепую».

Ведущий бросает мяч каждому члену команды и при этом называет любой географический объект. Ловящий мяч должен назвать континент, на котором находится названный объект.

1. горы Гималаи – Евразия;

2. река Нил – Африка;

3. озеро Мичиган – Северная Америка;

4.горы Анды – Южная Америка;

5.река Муррей – Австралия;

Конкурс 5. «Географические загадки».

Надели коняшки морские тельняшки. (Зебра).

Что за зверь скажите братцы, может сам в себя забраться? (норка).

Чем больше колец, тем старше жилец? (дерево).

По реке плывет бревно, ох и злющее оно? (крокодил).

Голубой аэропланчик, сел на белый одуванчик? (стрекоза)

С бородой родился, никто не удивился? (коза).

Конкурс 6 «Читаем карту».

К карте полушарий мира выходят по одному представителю от каждой команды. Получают листочки с заданиями. За каждый правильно показанный географический объект получают по жетону.

1 команда 2 команда

Марианский желоб Остров Мадагаскар

Амазонская низменность Горы Кордильеры

Средиземное море. Озеро Титикака

Пролив Дрейка Пролив Гибралтарский

Течение Гольфстрим. Течение Западных Ветров

Река Миссисипи. Река Конго

Ведущий. Вот и завершилось наше мероприятие. Я желаю вам успехов в учебе, а особенно - в изучении географии. Интересная наука, не правда ли? До новых встреч, друзья!

Подведение итогов и награждение

Литература

1. http : volschool 32. ucor . ru

2.Энциклопедия для детей. География. Том 3.- М.,2003

Внеклассное мероприяти e по географии.

Выполнила: учитель географии Румянцева П.А.

Географическое Эрудит - Ассорти « По странам и континентам».

Цель:

Развитие общеинтеллектуальных умений на материале, дополняющем школьную программу;

Формирование познавательной активности учащихся и навыка саморазвития;

Формирование культуры интеллектуального развития и совершенствования, логического мышления, творческой активности;

Развитие и укрепление чувства коллективизма, умения слушать другого, уважать его мнение;

Развитие умения мобилизовать все свои знания, думать, сопоставлять, оценивать собственные силы.

Познание + увлечение + самовыражение+ общение +развлечение = интеллект.

Подготовительный этап:

Оформление актового зала,

Подготовка необходимых материалов для конкурсов,

Музыкальное сопровождение,

Подготовка призов для участников.

Ведущий: Планета Земля - это люди и страны, Озёра и горы! Моря, океаны! Пустыни и реки, леса и равнины! Живая природа! Живые картины! Географическими лабиринтами, к вершине проложим наш путь с эрудитами! Блесни эрудит, яркой вспышкой познания! Игра - ассорти для души и внимания! Досуг мы проводим с особенной пользой! Ответов вам чётких и знаний серьёзных!

Дорогие друзья, вам конечно. Известны значения слов, которые составили название нашей игры для знатоков географии. Эрудиция - это начитанность, глубокие познания в какой - либо области. Ассорти - это подбор различных видов и сортов чего - либо, и поскольку наша игра географическая - вас ожидают самые различные конкурсы.

Предлагаю командам выбрать капитанов и пожелать друг другу удачи!

(Название команды записывается в начале игры на табличку, которая стоит на столе у участников состязания.)

На стол гостям - жюри ставится табличка « Совет Мудрецов» (Команда может обратиться за помощью, тогда минусуется один балл)

1.Конкурс вопросов и ответов «Эрудит»

Что называют « чёрным золотом»? (Нефть)

Каким поясом не подпояшешься? (Географическим)

Какой полуостров говорит о своей величине? (Ямал)

В какой город согласно поговорке ведут все дороги? (Рим)

Какой город Европы называют « Северная Пальмира»? (Санкт - Петербург)

Как называются горы, где мечтала побывать Маша Распутина? (Гималаи)

2. Конкурс « Правда - неправда».

Участники могут поднимать карточки зелёного (означает « правда»); жёлтого цвета (означает « неправда»).

1 часть: Правда или неправда то, что

Европейский пингвин умеет летать;

Амазонский кенгуру не имеет сумки;

Сухопутные киты всё время обливаются водой?

У крылатых обезьян имеется специальный руль для управления полётом?

Карликовые слоны страдают бессонницей;

Зайцы не отличают морковь от капусты;

Киты не умеют плавать, а держатся на воде лишь благодаря огромному весу?

Серые вороны с возрастом становятся чёрными;

У зайцев развито чувство стыда?

Ответ: Всё перечисленное выше в 1 -й части - неправда!

2 часть:

Гориллы между собой ссорятся исключительно редко?

Веки у змей прозрачные и срастаются между собой;

Римляне делали из дельфинов колбасу?

На Кавказе солят арбузы;

У крокодилов жир зелёного цвета?

Стрижи спят на лету?

Ответ: Всё перечисленное во 2 -й части - истинная правда!

3. Конкурс « Самый - самый».

Назвать самое выдающееся среди подобных.

Самое толстое дерево на Земле? (Баобаб)

Самое глубокое озеро Земли? (Байкал)

Самое глубокое место в Мировом океане? (Марианский желоб - 11022 м.)

Самое солёное море в мире? (Мёртвое)

Самая полноводная река на Земле? (Амазонка) 4. Конкурс капитанов « Меткий Робин Гуд»

Вопросы 1 -му капитану:

Наивысшей точкой этой горной системы является гора Народная высотой 1895 метров. (Урал)

Этот «цветок белого дракона» с 16 лепестками изображён на гербе Японии, на печатях и монетах этой страны. А ещё из него готовят салаты и пирожные. (Хризантема)

Самое маленькое в мире независимое государство? (Ватикан 0,44 га)

Вопросы 2-му капитану:

Самая высокая вершина мира? (Эверест)

В древне Египте в знак траура все члены семьи и домочадцы сбривали себе брови. А кто из членов семьи умирал? (Кошка)

Самое большое по площади государство мира? (Россия 17,1 млн. кв.км.)

5. Конкурс « Чёрный ящик».

Выносится чёрный ящик с предметами. Ведущий читает характеристику скрытого предмета. Задача команд - отгадать, о каком предмете идёт речь. За каждый отгаданный предмет - 10 баллов.

Для 1-й команды:

Когда это овощное растение привезли в Европу, в каждой стране его называли по- своему: англичане - « потапо»;голландцы - « аардантель» - « зелёное яблоко»; французы - « де -терр» - « земляное яблоко»; итальянцы - « тартуфель». Как это растение называют у нас? (Картофель)

Родина этого душистого растения - Мексика, Панама и Антильские острова. У ацтеков оно служило ценной пряностью задолго до завоевания их территории испанцами. Позднее ацтеки платили испанцам этим растением дань. В переводе с испанского его название означает « маленький стручок»,испанцы же завезли это растение в Европу. (Ваниль)

Для 2-й команды:

В греческой мифологии это растение посвящено Апполону, украшавшему своё тело его венками. Венок этот с древности - символ славы национальных героев. (Лавр)

Греки и славяне в Древние и Средние века считали его незаменимым средством против укусов ядовитых змей. Поэтому они называли его « змеиной травой». В Египте при строительстве пирамид его давали тысячам рабам ежедневно. Родина этого растения - Средняя Азия. На Руси оно появилось примерно в 19 веке. (Чеснок)

Ведущий: Французские духи, конечно французская мода. Пьер Карден, Ив Сен - Лоран - имена известных модельеров Франции. Париж - столица моды.

Париж… Это самая элегантная столица мира, город всех времён и народов, Париж сохранил и приметы далёкого прошлого, и романтизм новейшего времени.

6 .Конкурс « От кутюр»

Задание для любителей высокой и невысокой моды.

Для участия в конкурсе приглашаются по 2 участника от команды. Игроки получают заготовки (газеты, цветную бумагу, степлеры, скотч, ножницы). В течение 5 минут изготавливается модный наряд на тему: « Парижский фейерверк». (Задание можно подготовить и заранее, как домашнее).

Если конкурс « От кутюр» выполняется в зале, то можно провести конкурс со зрителями « Коррида». Приглашаются по одному юноше, к брюкам участников крепятся красные воздушные шары на одну ногу.

Задание: наступить на шар противника и сохранить свой.

7. Конкурс « Мелькают города и страны»

Вопросы 1-й команде:

1. Этой стране принадлежит самый древний текст государственного гимна - слова датируются 19 веком.

2.Согласно традициям этой страны, дарить цветы простым людям может только особа императорской фамилии.

3. Парадоксально, но национальная одежда женщин этой страны делает их плоскими спереди и горбатыми сзади.

Ответ: Япония.

Вопросы 2-й команде:

1. Государство, о котором идёт речь, обладает самой протяжённой береговой линией и занимает первое место в мире по запасам леса на одного жителя.

2. На территории этой страны находится Северный магнитный полюс, который является центром северных сияний, поэтому северное сияние в ней можно видеть даже на широте 45 градусов северной широты.

3. Дерево, лист которого красуется на государственном флаге государства, растёт только в его юго- восточной части, занимающей всего 5% территории страны, правда проживают там 2/3 всех её жителей.

Ответ: Канада.

8 .Конкурс « Тёмная лошадка»

Каждая команда получает в чёрном пакете предметы, которые нужно ярко и интересно представить(подготовка 3-5 минут)

Команда 1 : Пирамида. Кокос.

Команда 2: Рис и палочки. Эвкалипт.

/ Можно добавить интересные предметы - символы стран: зёрна кофе, статуэтки и другое/

9. Конкурс « Мозаика стран»

Ведущий: Удивительная страна с Римом - столицей мира и уникальной Венецией, где вместо улиц - 150 каналов, с итальянской пиццей, спагетти, а ещё в этой стране есть город, который известен недостроенным архитектурным сооружением. Это город с его знаменитой « падающей башней» строительство которого началось ещё в 1174 году, её высота - 54,5 метра. В результате неравномерной осадки грунта башня отклонилась от вертикали на 4,8 метра.

Задание: « Строим башню»

Участники конкурса (по одному игроку от команды) должны построить башню из десяти пластиковых стаканчиков. Побеждает тот, кто сделает это быстрее.

Подведение итогов игры: Географическое Эрудит - Ассорти « По странам и континентам». Награждение участников.

Внеклассное мероприятие по географии в 6 классе:

Игра «Географическая тропа»

Цель: Активизация познавательного интереса к географии.

Задачи:

Образовательные : расширить интеллектуальный кругозор учащихся;

Развивающие : развитие творческих способностей учащихся, логического мышления, внимания, речи, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач;

Воспитательные : формирование навыков общения и умения работы в команде, повышение культуры общения, воспитание чувства дружбы, товарищества

Форма проведения : игра. Можно проводить как в классе, так и в параллели.

Оборудование : компьютер, экран, мультимедиа проектор, презентация

План мероприятия:
1. Вступление.
2. Представление команд.
3. Сообщение правил игры.
4. Основные этапы игры.
5. Подведение итогов игры.
6. Заключение.

Ход мероприятия:
1. Орг. момент. Вступление.

Ведущий: "Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас на игре, которая называется «Географическая тропа».

2. Представление команд.
Класс делится на команды, выбираются капитаны команд и представляются (название и девиз). Представление членов жюри.

3. Сообщение правил игры:

Ведущий: «Представьте себе, что вы туристы, и вам предстоит пройти по маршруту данной географической тропы.»

Ведущий: « Для этого вам предстоит ответить на вопросы, которые соответствуют данным рубрикам: «Географическая карта», «Географические рекорды», «Веселая география».

Но пройти по данной географической тропе не так просто и не так быстро, как может показаться на 1-й взгляд. Тропа – своеобразная полоса препятствий. На пути вам будут встречаться такие преграды, как «Оставайся на месте», «Сделай шаги назад». Для выбора вопроса бросается кубик, и определяется цифра, которая обозначает на сколько шагов по тропе может передвинуться турист (т.е. ваша команда) . Когда турист передвигается по тропе, в правом углу слайда появляется звездочка, соответствующая цветам предложенных рубрик. Нажав эту звездочку, открывается вопрос, на который предстоит ответить той команде, которая бросала виртуальный кубик. Время на обдумывание ответа – не более 1 минуты - отсчитывается по часам, которые находятся в правом верхнем углу слайда. Если ответ правильный, то необходимо нажать внизу на красный знак, если не верный – на синий. Щелкнув на поле с вопросом, появляется правильный ответ. Далее виртуальный кубик бросает другая команда. Игра продолжается до тех пор, пока турист не выйдет к финишу.»

Рубрики:

Географическая карта

    Назовите материк, расположенный во всех 4-х полушариях (Африка).

    Назовите океан, омывающий все материки, кроме Африки (Тихий океан).

    Назовите материк, который пересекают все меридианы Земли (Антарктида).

    В каком море ловят рыбу жители 3-х частей света? (в Средиземном море).

    Назовите пролив, который соединяет одновременно 2 моря и 2 океана, разделяет 2 полуострова и 2 государства (Берингов пролив).

    Если плыть вдоль берегов этого океана, то можно пересечь 3 океана (Антарктида).

    В какой части света, чем северней, тем холоднее? (в Австралии).

    Сколько океанов омывают берега США? Назовите их. (3 океана: Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый океан).

Географические рекорды

1. Назовите самый большой остров на Земле (Гренландия).

2. Какой материк на Земле самый жаркий? (Африка).

3. Какая река мира самая длинная? (Нил).

4. По какому государству протекает самая длинная река Европы? Назовите государство и реку (Россия и Волга).

5. Назовите самый сухой материк на Земле (Австралия).

6. Какое озеро самое большое в мире? (Каспийское море-озеро).

7. Назовите самую высокую горную вершину России (Эльбрус).

8 . Назовите самое глубокое озеро в мире (Байкал).

Веселая география

    Какой город России самый сердитый? (Грозный).

    В какой стране все животные бегают с сумками? (в Австралии).

    Что есть и у петуха, и у женщин, и у волны? (Гребень).

    Именем какого полуострова нашей страны называют задние ряды парт в классе? (Камчатка).

    Какой полуостров заявляет о своей величине? (Ямал).

    Какие реки «бегут» по шоссе? (Волга, Ока).

    Какой остров называет себя спортивной одеждой? (Ямайка).

    Какую твердую горную породу заставляют «грызть» детей в школе? (гранит науки).

Жюри объявляет общие итоги игры.

Называет победителей. Награждает победителей.

Ведущий: « Благодарим всех за активное участие!»

Ведущий: Прежде чем отправиться в плавание, кораблю необходимо название. «Как вы судно назовете, так оно и поплывет!» Итак...

Первое задание командам : за 3 мин придумать название своему кораблю и девиз. («Непобедимый», «Отважный», «Первооткрыватель» и т. п.)

Ведущий: Корабли названы, готовы отправиться в путь. А знаете ли вы, в какую сторону плыть?

Вопросы

1. Давайте определимся, где мы находимся. В каком полушарии?

(Большая часть территории России расположена в Восточном полушарии. В Западном полушарии находится полуостров Чукотка.)

2. Какими океанами омывается Россия? (Берега России омываются волнами трех океанов: Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого.)

3. Какие еще государства расположены одновременно в двух различных полушариях и омываются водами нескольких океанов?

(Колумбия и Индонезия расположены в Северном и Южном полушариях. Омываются: Колумбия — водами Тихого и Атлантического, Индонезия — Тихого и Индийского океанов.)

4. А на какой широте и долготе находится наш город?

Ведущий: Итак, где мы находимся, мы определились. А теперь давайте решать, куда нам плыть. Я вот давно мечтаю посетить один замечательный город. Как же его название? Помню, что на букву Б. И точно столица государства. Названия столиц каких иностранных государств, начинающихся на букву Б, вы знаете? Найдите их на карте мира. К каким из них можно добраться на корабле?

(В Европе: Белград (Югославия), Берлин (Германия), Берн (Швейцария), Брюссель (Бельгия), Будапешт (Венгрия, Бухарест (Румыния), Бонн (Германия). В Азии: Багдад (Ирак), Бангкок (Таиланд), Бейрут (Ливан). В Америке: Богота (Колумбия), Бразилия (Бразилия), Бриджтаун (Барбадос), Буэнос-Айрес (Аргентина). В Африке: Бамако (Мали), Банги (Центрально-Африканская Республика), Банджуп (Намибия), Бисау (Республика Гвинея Бисау), Браззавиль (Конго), Бужумбура (Бурунди).)

Ведущий : Плывем! Проплываем один океан, виднеется другой, их соединяет пролив... Как его название? (Проливов, соединяющих океаны, всего два. Так что либо Магелланов пролив — между островом Огненная Земля и Американским материком, либо пролив Дрейка между Огненной Землей и Южными Шотландскими островами.)

Ведущий: Пролив не настолько широк, чтобы через него могли проплыть сразу два наших корабля. Поэтому сейчас они обменяются условными выстрелами. Команда каждого корабля задает по три вопроса своей сопернице. (Вопросы готовятся заранее.) Правильный ответ оценивается пятью баллами. Время на обдумывание каждого вопроса — 2 мин.

Команды обмениваются выстрелами и отвечают на вопросы соперников.

Ведущий : Итак, вперед вырывается корабль «...». А не пора ли нам проверить компетентность капитанов?

Конкурс капитанов

Капитаны по очереди называют города на одну букву. Выигрывает тот, кто назвал свой город последним.

Ведущий : Людей издавна тянуло в странствия, путешествия. Именно неугомонным натурам мы обязаны тем, что нам есть что изучать на уроках географии. За 30 лет до Васко да Гама Индию посетил один наш соотечественник. Он оставил лучшие для своего времени и наиболее правдивые описания Индии и ряда других заморских стран. «Описал я грешное свое хождение за море Дербентское — море Хвалынское, второе море Индийское — море Индостанское, третье — море Стамбульское». Как звали этого путешественника? Какую книгу он написал? О каких морях идет речь в этом отрывке?

(Тверской купец Афанасий Никитин в 1466— 1472 гг. совершил путешествие в Персию и Индию, написал книгу записок «Хождения за три моря». Хвалынское = Дербентское море — это Каспийское море. Индостанское = Индийское — это Аравийское море. Стамбульское море — это Черное море.)

Ведущий : Ох уж эта история географических открытий! Одни находят не то, что искали, и вечная им слава и почет. А другие и открыли, а неблагодарные потомки забыли об открытии напрочь, и приходится кому-то открывать заново. Пролив между Азией и Америкой называется Беринговым проливом в честь русского мореплавателя Витуса Беринга, который в 1728 г. на корабле «Святой Гавриил» проплыл по проливу с юга на север. Но впервые этот пролив был открыт за 80 лет до Беринга. Кем же?

(Казаком Семеном Дежневым и приказчиком Федотом Поповым. Они в 1648 г. во время промысловой экспедиции первыми прошли Беринговым проливом. В отличие от Попова, Дежневу удалось вернуться, он составил подробное донесение о своем открытии, но оно не было передано по инстанциям. Его открытие забылось. Таким образом, Берингов пролив и был открыт дважды.)

Ведущий : Впереди виднеется берег. Наши корабли приближаются к гавани. Сейчас жюри определит победителя. А я всем вам желаю новых географических открытий. И непременно когда-нибудь объехать весь земной шар!

Жюри подводит итоги . В качестве призов отлично подойдут книги по географии или сувениры по теме.

Цель: привитие любви к географии, расширение кругозора, совершенствование умений работать в группе, коммуникативных навыков общения.

В игре участвуют две команды. На доске вывешивается игровое «море» с нанесенными островами. Два парусника (название каждая команда придумывает заранее)

Круиз проходит по морю Знаний, с посещением островов:

  1. Пословиц
  2. Сообразилии.
  3. Автомобилей.
  4. Коварных дебрей.
  5. Веселый песенный остров.
  6. Кулинарии.
  7. Захват пиратов.

Ход игры

Остров Сообразилии.

1. Географические анаграммы :

Команде 1

  • удар→ р _ _ _(полезное ископаемое) руда
  • арба→ а _ _ _ (национальность) араб
  • выбор→ о _ _ _ _(крутой откос на берегу реки) обрыв
  • провода→ в _ _ _ _ _ _(падающий поток воды) водопад
  • розга→ г _ _ _ _ (атмосферное явление) гроза

Команде 2

  • игра→ Р _ _ _ (столица Латвии) Рига
  • пенал→ Н _ _ _ _ (Государство в Азии) Непал
  • ласка→ с _ _ _ _ (каменная крутая гора) скала
  • сало→ Л_ _ _ (государство на полуострове Индокитай) Лаос
  • тиски→ Т _ _ _ _ (порт в море Лаптевых) Тикси

2. Геологика

По данным определениям отгадайте географический термин или понятие.

Кто даст правильный ответ по меньшему числу определений, тот считается выигравшим.

Вопросы задаются всем по очереди.

  • теплый, холодный, звездный, кислотный, слепой, грибной, частый, затяжной, проливной. (Дождь)
  • золотой, сахарный, крупный, мелкий, речной, морской. (Песок)
  • звездный, веселый, холодный, теплый, сильный, слабый, порывистый, резкий, южный, северный, северо-западный. (Ветер)
  • снежная, пыльная, песчаная, разрушительная. (Буря)
  • метеоритный, транспортный, финансовый, воздушный, людской, дождевой, водный, грязевой, речной. (Поток)
  • материковый, вулканический, песчаный, коралловый, морской, необитаемый. (Остров).
  • живая, мертвая, огненная, жесткая, мягкая, мутная, прозрачная, стоячая, проточная, пресная, соленая, минеральная, газированная. (Вода).
  • молочная, подземная, бурная, спокойная, широкая, узкая, извилистая, горная, сплавная, судоходная. (Река)
  • звуковая, световая, воздушная, взрывная, ударная, магнитная, морская, сейсмическая. (Волна).
  • политическое, научное, плавное, быстрое, морское, теплое, холодное, стоковое, (Течение).
  • нервная, благодатная, подготовленная, плодородная, рыхлая, влажная, песчаная, черноземная. (Почва).

3. Индивидуальное задание для менее подготовленных ребят. Назови одним словом:

Команде 1:

  1. Море, озеро, река – водоем.
  2. Ессентуки, Анталия, Шармаль-Шейх – курорты.
  3. Берн, Абу-Даби, Виндхук – столицы.
  4. Илья Муромец, Анхель, Виктория – водопад.
  5. Губа, лиман, фьорд – заливы.

Команде 2:

  1. Бог Огня, Тятя, Этна - вулканы.
  2. Гоби, Каракумы, Кызылкумы – пустыни.
  3. Невада, Индиана, Техас - штаты .
  4. Самум, бора, мистраль – ветры.
  5. Кедровая падь, Столбы, Беловежская пуща – заповедники.

Остров Пословиц.

1. Вставить подходящий по смыслу географический термин в текст русской пословицы.

Команде 1:

  1. Муж в дверь, жена в … (Тверь)
  2. Язык до … доведет. (Киева)
  3. Река … – всем рекам мать. (Волга)
  4. Погиб как швед под … (Полтавой)
  5. Один глаз на нас, а другой в … (Арзамас)
  6. Тот герой, кто за Родину … (горой)

Команде 2:

  1. Орет во всю … (Ивановскую)
  2. Матушка … белокаменная, златоглавая, хлебосольная, православная, словоохотливая. (Москва)
  3. Все дороги ведут в … (Рим)
  4. Добрая пословица не на … молвится. (Ветер)
  5. Не все …, что блестит. (Золото)
  6. … песком не засыплешь. (Море)

2. Какая страна, такие и пословицы в ней. (Немецкая пословица).

Индивидуальное задание. (Капитанам команд).

Отгадать в какой стране родились данные пословицы.

Команде 1:

  1. Убежал от крокодила – наткнулся на леопарда. (Африканская).
  2. Тигр бережет свою шкуру, а человек имя. (Японская).
  3. Не верь, что за морем на виноградной лозе сосиски растут. (Итальянская)

Команде 2:

  1. Велик баобаб, но и он вырос из маленького семечка. (Африканская).
  2. Журавль на засохшем дереве гнезда не свивает. (Японская)
  3. Злой, как перец. (Болгарская)

Захват судна пиратами.

Сложить карту (физическую карту мира наклеить на альбомный лист, затем разрезать ее на разные кусочки, предварительно поставить крестик в Саргассовом море Атлантического океана. В этом месте следует пиратам искать клад.) Участники должны сложить карту (кто быстрее).

Остров кулинарии.

Каждой команде выдается меню, в котором все блюда зашифрованы.

Задача команд написать меню.

«Меню» команды 1:

  1. Этот напиток самый распространенный в мире, родина его Юго-западный Китай. (Чай)
  2. Какое лакомство обязано своим названием французскому городу Пломбьер. (Пломбир).
  3. Что в Африке называют негритянским хлебом? (Банан).
  4. Эту капусту для укрепления здоровья ели по указу императора в XIII веке в Китае. (Морская, повозки, груженые этой водорослью достигали самых отдаленных уголков страны. Вот это забота!)
  5. Говяжья котлета, вложенная в разрезанную пополам хрустящую булочку, получила свое название в честь германского города. (Гамбургер, Гамбург).
  6. В. И. Даль назвал это блюдо итальянскими трубками. (Макароны).

«Меню» команды 2:

  1. В 875 году в Эфиопии, в провинции Кафа, впервые было обнаружено растение, которое впоследствии стало очень популярно, из-за своих зерен. Из них стали изготавливать бодрящий напиток. Какой? (Кофе)
  2. Этот напиток, не приправленный молоком, англичане считают «просто отравой». (Чай)
  3. Этот соус обязан своим названием французскому городу Майон. О каком соусе идет речь? (Майонез).
  4. Бразильские индейцы называют его «НАНА». Как называем его мы? (Ананас).
  5. Переведите на немецкий язык фразу «хлеб с маслом». (Бутерброд)
  6. Приятель Пушкина граф Шереметьев пожаловался ему, приехав из Парижа: «худо, брат, жить в Париже: есть нечего; … у них не допросишься!..». Чего же ежедневно потребляемого нашими соотечественниками, по словам Шереметьева нельзя допроситься в Париже? (Черного хлеба)

Игра со зрителями: «Черный ящик».

Что в древнем Египте делали из фиников, в древней Руси – из кленового сиропа, сахара, патоки, меда, а в Европе из засахаренных фруктов? (конфеты).

Остров автомобилей.

Каждой команде даются одинаковые вопросы, кто быстрее и правильнее ответит тот и будет победителем.

  1. В какой стране в 1908 году была основана корпорация «Дженерал Моторс»? (США).
  2. Автомобили, какой марки производят в итальянском Турине? (ФИАТ)
  3. В какой стране в 30-е годы XX века возникла идея создать «народный» автомобиль, максимально простой и доступный каждой семье. Выпущенные автомобили внешне походили на божью коровку, за что получили прозвище «жучок». Что это за машины? (Фольксваген, Германия)
  4. В какой стране в 1913 году основана фирма «Ниссан»? (Япония).
  5. Своеобразным символом какой страны является фирма «Роллс-Ройс» и почему? (Великобритания, автомобили соответствуют характеру британского народа: строгие, спокойные, надежные, элегантные и очень дорогие).
  6. Какая машина получила название «Шведский чемодан». Марка этой машины переводится с латыни как «я качусь». (Универсал «Вольво»).

Остров Песенный.

Команды должны вставить недостающие географические термины в песни и напеть их.

Задание команде 1:

    Весна сорок пятого года,
    Так ждал тебя синий … (река) … (Дунай)
    Народам… (часть света) … свободу (Европа)
    Принес жаркий солнечный май.
    На площади … (город) … спасенной (Вена)
    Собрался народ стар и млад.
    на старой израненной в битвах гармони
    Вальс русский играл наш солдат.
    Помнит … (город)…, помнят… (горы)… и … (река) … (горы Альпы)
    Тот поющий и цветущий яркий май…

    Упала ранняя звезда,
    В … (ландшафт) … прохлада. (Полях)
    Плывет паром, поет вода
    О чем-то рядом.
    И там, где светится … (водоем) (Река)
    У тихой … (тип растительности) (Роща)
    Соединяет … (часть реки) ... (берега)
    Седой паромщик.

Задание команде 2:

    Как безмерно оно – притяжение … (планета) (Земли)
    Притяженье полей и печальных ракит,
    Всех дорог, по которым мы с детства прошли,
    И дорог, по которым пройти предстоит.
    Там … (рельеф) … высокие, (горы)
    Там … (ландшафт) … бескрайние, (степи)
    Там ветры летят, по проселкам пыля.
    Мы дети Галактики, но самое главное,
    Мы дети твои, дорогая …

    Ледяной горою … (скопление льда) (айсберг)
    Из …(атмосферное явление) вырастает, (туман)
    И несет его … (поток воды) ... (течение)
    По бескрайним, по… (водоем) (моря)
    Хорошо тому, кто знает,
    Как опасен в …(водоем), (океане)
    ... (…) встречным кораблям.

Остров коварных дебрей.

Отметь правильный ответ. Учитывается время и правильность ответов.

    Как переводится на русский язык греческое слово география
    а) землеизмерение
    б) землеописание

    в) землеведение
    г) землеразделение.

    Что является главным параметром любой географической карты?
    а) размер
    б) масштаб
    в) масть
    г) толщина.

    Какое созвездие есть в южном полушарии небесной сферы
    а) компас
    б) психрометр
    в) барометр
    г) глобус.

    Как называется форма Земли
    а) шар
    б) параболоид
    в) эллипсоид
    г) геоид.

    Переведите на французский язык слово «первопроходец»
    а) скаут
    б) комсомолец
    в) пионер
    г) коммивояжер.

    Как называется космический корабль, на котором Ю. Гагарин совершил полет в космос?
    а) Север
    б) Юг
    в) Восток
    г) Запад.

    Как называли флагманский корабль Христофора Колумба
    а) Санта-Клаус
    б) Санта-Барбара
    в) Санта-Мария
    г) Санта-Лючия.

    Морской путь в какую страну искала экспедиция Х.Колумба, доплыв вместо этого до Америки?
    а) Эфиопия
    б) Япония
    в) Индия
    г) Китай.

    Куда отправился тверской купец Афанасий Никитин
    а) за три моря
    б) за золотым руном
    в) за аленьким цветочком
    г) в тридевятое государство.

    Какая «Земля» так и не появилась на географической карте
    а) Вильчека
    б) Бунге
    в) Санникова
    г) Франца-Иосифа.

    В честь какого мореплавателя названы оба американских континента?
    а) Колумб
    б) Магеллан
    в) Веспуччи
    г
    ) Васко-да Гама.

    Благодаря кому получили имя Командорские острова
    а) В. Беринг
    б) Д. Кук
    в) Магеллан
    г) Х. Колумб

    Какой мореплаватель трижды обогнул Землю
    а) Д. Кук
    б) Х. Колумб
    в) Ф. Магеллан
    г) В. Беринг

    Какой русский путешественник популярен в Австралии
    а) Н.Н. Миклухо-Маклай
    б) Н. Пржевальский
    в) Д. Ливингстон
    г) Ф. Магеллан

    Как папуасы Новой Гвинеи называли Н. Миклухо-Маклая?
    а) человек с Луны
    б) Бог Солнца
    в) Нептун
    г) человек-амфибия

    Какой газ преобладает в земной атмосфере?
    а) кислород
    б) водород
    в) гелий
    г) азот.

    Чем окружено ядро Земли?
    а) муфтой
    б) мантией
    в) манто
    г) мантильей.

    Какие потоки пытаются остановить люди с помощью дамб?
    а) транспортные
    б) воздушные
    в) финансовые
    г) водные.

    Как называется узкий коридор между двумя морями?
    а) залив
    б) пролив
    в) канал
    г) устье.

    Как называется короткий морской пролив?
    а) дверь
    б) калитка
    в) ворота
    г) арка.

    Где находится «кухня погоды» Земли?
    а) в горах
    б) в пустыне
    в) в океане
    г) в тайге.

    Какой великий композитор посвятил всем временам года свои знаменитые концерты?
    а) П. Чайковский
    б) С. Рахманинов
    в) М. Глинка
    г) А. Скрябин.

    Какой ветер соответствует 12 баллам по шкале Бофорта?
    а) штиль
    б) бриз
    в) ураган
    г) шторм.

    Один из ветров Гвинейского залива, приносящий прохладу называется:
    а) официант
    б) носильщик
    в) доктор
    г) полицейский.

    Как называют художника, изображающего морские виды, жизнь моря?
    а) мариец
    б) поморник
    в) помор
    г) маринист.

    Какой тип растительности можно наблюдать в североамериканской прерии?
    а) лес
    б) болото
    в) степь
    г) пустыня.

    При пересечении чего моряки, по традиции, устраивают «праздник Нептуна»?
    а) Полярного круга
    б) Гринвичского меридиана
    в) Экватора
    г) Южного тропика.

    Через какой штат США проходит Северный Полярный круг?
    а) Аляска
    б) Алабама
    в) Техас
    г) Арканзас.

    Какие путешествия связаны с Капустиным Яром?
    а) космические
    б) виртуальные
    в) морские
    г) автодорожные.

    «Хочешь увидеть мир, – гласит латинская пословица,–
    а) «путешествуй»
    б) «ходи в театр»
    в) «загляни в каплю воды»
    г) «стань воином».

Подведение итогов. Награждение команд.

Литература:

  1. И.Д. Агеева «Веселая география на уроках и праздниках».
  2. Н.А. Касаткина «Занимательные материалы к урокам и внеклассным.