Целомудрие на духовном уровне. О целомудрии Целомудрие души

Целомудрие в широком смысле

Целомудрие – христианская добродетель, целое, неповрежденное, здравое мудрование, мудрая цельность человека, его целостность, внутренняя чистота и непорочность тела, души и духа.

Целомудрие – это здравость, неповрежденность, единство и вообще нормальное состояние внутренней духовной жизни христианина, цельность и крепость личности, свежесть духовных сил, духовную устроенность внутреннего человека. /Свящ. Павел Флоренский/

Целомудр тот, кто соблюдает себя в чистоте от всякого греха и в мыслях, и в чувствах, и во всех желаниях, намерениях, и в самых действиях. /Иеросхим. Мордарий/

Целомудрие

1) в отношении ума: чистота и доброта в помыслах; благоразумие, здравомыслие, трезвомыслие;

2) в отношении сердца: скромность, почтительность, благонравие и благородство;

3) в отношении тела: телесная чистота и непорочность или непричастность к плотским грехам.

Целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей. /Преп. Иоанн Лествичник/

Целомудрие состоит в том, чтобы соблюдать целыми все добродетели, наблюдая за собой во всех действиях, словах, делах, помыслах. /Преп. Амвросий Оптинский/

Целомудрие требует самоотверженной жизни со всесторонним попранием эгоизма и всякого самоугодия, все к себе стягивающего. /Свят. Феофан Затворник/

Внутренне целомудрие состоит в том, чтобы все доброе мы делали для Бога и пред Богом, а не для людей (по человекоугодию), чтобы подавляли в себе самом зародыши зловредных мыслей и пожеланий; считали всех лучшими себя, никому не завидовали, не предполагали ничего сами от себя, но все относили к воле и расположениям Промысла Божия; памятовали всегда о присутствии Божием, привязаны были к одному Богу, сохраняли свою веру чистой и недоступной никаким ересям и внутреннюю чистоту приписывали не себе, но Спасителю нашему Иисусу Христу, которой Он и есть источник. /Сщмч. Киприан Карфагенский/

Внешнее целомудрие состоит в том, чтобы избегать всего, что может положить малейшее пятно на чистоту души, не предаваться неумеренному смеху, не говорить ничего, что оскверняет приличие и истину, избегать общества людей зазорной жизни, не блуждать взорами, не выступать горделиво, не принимать кичливого или сладострастного вида, не издеваться над недостатками других, не говорить, чего не знаем, а равно и не говорить бессмысленно и неуместно всего, что знаем. /Сщмч. Киприан Карфагенский/

Целомудренная скромность христианина проявляется не только в словах и поступках, но и в самых телодвижениях, в походке, в умении скромно вести себя в обществе. Добродетель истинного целомудрия невозможно иметь иначе, как по благодати Божией, и ее имеют только те христиане, которые служат Богу с сокрушенным духом. /Преп. Иоанн Кассиан Римлянин/

Целомудрие в узком смысле

Нравственная чистота как добродетель, противоположная плотским страстям и разврату.

Целомудрие есть чистота души и тела от всякой плотской греховной скверны. /Преподобный Иоанн Лествичник/

Целомудрие как нравственная чистота – это добродетель, противоположная блудной страсти, это отчуждение тела от действительного впадания в грех и от всех действий, приводящих к греху, отчуждение ума от помышлений и мечтаний блудных, а сердца от ощущений и влечений блудных, за чем последует и отчуждение тела от плотского вожделения. /Святитель Игнатий Брянчанинов/

Целомудрие не в отрицании плоти, а в ее преображении и освящении.

Священное Писание о целомудрии и чистоте

ЦЕЛОМУДРИЕ

а) заповедано : «Не прелюбодействуй». (Исх. 2:14,17). «Храни себя чистым» (1Тим. 5:22). «Тело не для блуда, но для Господа. Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственнаго тела» (1Кор. 6:13,18). «Блуд и всякая нечистота не должны даже именоваться у вас» (Еф. 5:3).

б) заповедуется и во взглядах : «Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:28);

в) заповедуется в речах: «сквернословие не прилично вам, а напротив, благодарение» (Еф. 5:4). «Отложите сквернословие уст ваших» (Кол. 3:8);

г) заповедуется сердцу: «не пожелай красоты женщины в сердце твоем» (Прит. 6:25).

Мудрость соблюдает в целомудрии: «когда мудрость войдет в сердце твое: тогда рассудительность будет оберегать тебя» (Прит. 2: 10-11).

Пьянство вредит целомудрию (Прит. 23: 31-33).

Нечестивые не имеют целомудрия. «Они заменили истину Божию ложью. Потому предал их Бог постыдным страстям» (Рим. 1: 22,24-26).

Побуждение к целомудрию : «разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит (растлит) храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а сей храм вы» (1Кор. 3: 16,17). «Недостаток целомудрия лишает неба: не обманывайтесь: ни блудники, ни прелюбодея, ни малакии, ни мужеложники царства Божия не наследуют» (1Кор. 6:9-10).

Святые отцы о целомудрии и чистоте

Предел и крайняя степень совершенной и всеблаженной чистоты состоит в том, чтобы в одинаковом устроении пребывать при виде существ одушевленных и бездушных, словесных и безсловесных.

Хранение чистоты возможно лишь с помощью Божией.

Матерь чистоты есть безмолвие с послушанием. Чистота нас усвояет Богу, и сколько возможно, делает Ему подобными. /Преподобный Иоанн Лествичник/

«Истинно целомудрен, кто не только тело хранит от блуда, но и каждый член телесный, когда, например, глаз и язык соблюдают целомудрие, каждый в собственной его деятельности, и во внутреннем человеке душевные помышления не входят в сочетание с прочими мыслями» /Прп. Ефрем Сирин/

«Признак чистоты - веселиться с веселящимися и плакать с плачущими». /Прп. Исаак Сирин/

«Чистота сердца зрит Бога, она воссиявает и цветет в душе не вследствие учения человеческого, но от невидения злобы человеческой». /Свт. Игнатий Брянчанинов/

«Целомудрие, праведность и благочестие обнимают всю святую жизнь и совмещают все заповеди, всю волю Божию о нашем спасении». /Свт. Феофан Затворник/

«Всякий, любящий чистоту и целомудрие, становится храмом Божиим». «Возлюби целомудрие до крайней степени, чтобы вселился в тебя дух Божий». /Преп. Ефрем Сирин/

«Целомудрие есть небесное приобретение, удел Ангелов, дар Божий.» «Целомудрию содействует благодать Духа... где целомудрие, там пребывает Господь Иисус Христос.» «То достойно удивления, когда целомудрие блистает в юноше. Кто целомудрен в старости, тот заслуживает небольшую награду; его самый возраст делает уже целомудренным» /Свт. Иоанн Златоуст/

«Целомудрие в старости - уже не целомудрие, а невозможность предаваться невоздержанию.» /Свт. Василий Великий/

Что содействует целомудрию?

Святитель Тихон Задонский:

Первое : мало ешь и пей, полюби пост.

Второе : никогда не будь празден, всегда делай что-нибудь полезное.

Третье : помни всегда, что ходишь пред Богом, и Он на тебя везде и всегда смотрит, и наблюдает твои дела, слова и мысли. Как пред Богом дерзнешь согрешить и осквернить себя? Берегись же не только делом, но и мыслью грешить. Перед отцом и матерью не смеешь согрешить, как же пред Всевидящим Богом будешь безбоязненно грешить?

Четвертое : когда приходит плохая мысль, тотчас отгоняй ее от себя и молись: «Господи Иисусе Христе, помоги мне, грешному».

Пятое : часто молись и проси у Христа: «Господи, дай мне смирение, целомудрие» (из молитвы на 24 часа свт. Иоанна Златоустого) и другие добродетели. Без молитвы и Божией помощи целомудрия и прочих добродетелей иметь не можем.

Шестое : храни глаза от взглядов на красивые лица, и уши от соблазнительных песен и не прельщайся ими.

Седьмое : стоя в церкви, не смотри по сторонам, но смотри в землю и к святому алтарю, а ум возводи к Богу.

Преп. Антоний Великий:

Для сохранения чистоты душевной и телесной недостаточно одного воздержания от пищи, нужны и другие добродетели духовные. Прежде всего через послушание, сокрушение сердечное и утомление тела трудом надо научиться смирению, желание денег надо истребить, гнев подавить, уныние победить, тщеславие отвергнуть, гордость попрать, непостоянные помыслы ума обуздать непрестанным памятованием о Боге.

Преподобный Исаак Сирин:

Вера и милостыня помогают человеку быстро очиститься. Телесный труд и поучение в Божественных Писаниях охраняют чистоту.

Целомудренное воспитание детей –
забота о чистоте тела, души и духа

✦ В Новый Иерусалим не войдет ничто нечистое (Откр. 21: 27): «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8);

✦ Господь призывает людей очищать свои сердца от страстей и наставлять в том же своих чад;

✦ Начало премудрости и основа всякого доброго воспитания – страх Божий;

✦ Наставление детей в благочестии и в страхе Господнем должно начинаться с младенчества, потому что дети по природе своей склонны как к доброму, так и к злому;

✦ Необходимо греховную наклонность ребенка подавлять и направлять к добру, терпеливо бороться с недостатками и одновременно способствовать развитию добрых душевных и сердечных качеств;

✦ основные возбудители греха по св. Феофану Затворнику – своеумие в уме, своеволие в воле, самоуслаждение в чувствах, поэтому воспитывать детей нужно так, чтобы не отдать их в плен этим возбудителям греха, а напротив, попытаться возобладать над ними;

✦ Гармоничное воспитание подразумевает одновременное воспитание тела, души и духа ребенка;

✦ Поскольку принято условно разделать человеческую душу на три части: умную (ум), вожделетельную (волю) и чувственную (чувства), то воспитывать душу ребенка нужно гармоничным положительным влиянием на все эти три составляющие;

✦ Первые и ближайшие воспитатели ребенка – родители. Семья должна стать малой (домашней) Церковью;

✦ Воспитание в детях здравомыслия, доброй воли, трудолюбия, послушания и истинных чувств любви, сострадания, милосердия, правдивости, стыдливости - необходимые элементы гармоничного целомудренного воспитания детей;

✦ Сердце ребенка – сад, а родители – садовники, поставленные от Бога; воспитание детей в духе целомудрия и чистоты – святая обязанность родителей, за которую они несут ответственность пред Богом.

Соблюдение детей от соблазнов мира

✦ «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:7);

✦ Крайнее развращение нравов современного общества в результате отпадения от Бога и погружение в язычество и идолопоклонство, и при этом абсолютное неосознание греха, и полное самооправдание;

✦ Философия освобождения от совести и свободы для греха, философия жизни ради удовлетворения похотей плоти, неизбежно влекущая к обожествлению плотских страстей, внедряется в сознание людей, особенно молодежи, всеми возможными методами;

✦ Огромную роль в развращении нравов играют современные технические, особенно аудиовизуальные средства;

✦ Качественно новое влияние на души детей и взрослых оказывает компьютер, позволяющий быть не только пассивным наблюдателем событий, но и их активным участником в виртуальной реальности;

✦ Отвратить детей от соблазнов этого мира, научить их любить истину и противостоять злу этого мира любовью и молитвой, научить их хранить себя в чистоте и целомудрии - вот задача родителей и воспитателей;

✦ В современных условиях непрекращающейся войны за души детей воспитание детей в духе чистоты и целомудрия является настоящим подвигом, и первая помощница в этом – Святая Церковь.

Воспитание детей для целомудренного брака

✦ Гиперсексуальность стала одной из неотъемлемых черт современной эпохи: похоть возбуждается со всех сторон, все в мире вращается вокруг страсти блуда.

✦ В современном обществе все подталкивает молодых людей к тому, чтобы лишиться целомудрия до брака, настраивает на добрачные и внебрачные отношения, учит воспринимать семью как пережиток прошлого, а детей как ненужную обузу.

✦ Сейчас дети воспитываются так, как будто их не ожидает семейная жизнь, обязанности перед государством, обществом, они оказываются совершенно не готовыми к браку и семейной жизни и даже не имеют истинных представлений о таинстве брака.

✦ Правильно ориентированное нравственное воспитание молодежи должно начинаться с младенчества и готовить молодых людей к сознательному материнству и отцовству, формируя качества, характерные полу и соответствующее поведение;

✦ Человек, сохранивший целомудрие до брака, вероятно, сохранит его и в браке, потому что целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей.

✦ В Церкви над головами брачующихся держат венцы. Чтобы брак был счастливым, он не должен строиться на принципе пробы; девичья честь, юношеская целомудренная чистота и супружеская верность – генетическая основа семейного счастья и благополучия нации и государства.

Материал, представленный ниже, является авторской работой священника Максима Каскуна (Московская область), опубликованной в сети Интернет в формате видеолекций. Автор данного проекта «ierei063» с целью более лаконичной подачи информации оптимизировал его лекции таким образом, чтобы без потери основной мысли значительно уменьшить объем материала, предоставляя возможность читателю быстро и точно уловить основную мысль.

Батюшка проделал серьезную, заслуживающую уважения работу, из различных источников, в том числе из трудов Святых отцов, собрал информацию по теме, четко систематизировал и раскрыл её. Разработкой данного материала он занимался весьма долго, и я не претендую на авторство, но с целью экономии собственного времени, видя сей достойный труд, дерзаю разместить «сокращенную версию» у себя на сайте. Желающих обратиться к оригинальному материалу прошу переходить на Интернет-проект иерея Максима Каскуна, который так же нуждается в поддержке своих трудов.

Благочестие, целомудрие и чистота

Целомудрие есть чистота души и тела.

Чистота — отчуждение ума от мыслей греховных и блудных, а сердце от ощущений и блудных влечений.

Целомудрие тесно связано с такими добродетелями, как благочестие и чистота.

Понятие «Целомудрие» очень широкое, рассмотрим примеры целомудрия:

  1. Сохранения приличия в одеждах, поведении, взглядах;
  2. Сохранение девства до законного, Богом благословленного брака;
  3. Сохранение верности в браке или «ложе брачное» нескверное, то есть нескверность супружеских отношений (часто упоминается об это в таинстве венчания);
  4. Целомудрие можно восстановить, конечно, однако, как и любая другая восстановленная вещь, восстановленное целомудрие — оно уже не настолько чисто, оно не такое крепкое, но тоже имеет право на жизнь. Когда человек пал во грехи, осознал их, покаялся, исправился и очистился и изменил свою жизнь и стал жить целомудренно

Как сохранить или приобрести целомудрие:

Борьба, воздержание, пост, молитва, умеренность, сопротивление греховным помыслам — это прямые добродетели.

Но важно также понимать и избегать следующего: рукоблудия (онанизма, кстати, это тяжкий смертный грех), блудного осязания, скоктания - это все один шаг до смертного падения, недовольства, раздражительности, лености, многоспания, гнева, осуждения, многоглаголания, сквернословия — как страстей, которые очень быстро опустошают душу, и тогда человек «награждается» духом уныния, после которого целомудрие очень быстро осквернится.

Потеря целомудрия в буквальном смысле слова происходит через плотское падение: блуд, прелюбодеяние, частичная потеря целомудрия — это онанизм.

Легко люди соблазняются и падают посредством сближения, прикасания, прочих телесных позывов — очень опасная грань.

Очень большой акцент делает Святая Церковь на такую добродетель, как «Чистота», и те, кто ходит регулярно на Богослужения, услышав слово «Чистота», невольно вспомнят, как диакон или священник на ектении призывает людей помолиться также «О Богохранимой Стране Нашей Российской, Властех и Воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком Благочестии и чистоте».

Игнатий Брянчанинов ясно и четко в своих трудах пишет о понятии «Чистота»:

«Чистота — это добродетель, противоположная блудной страсти.

Это отчуждение тела от действительного впадения в грех и от всех действий, приводящих ко греху, отчуждение ума от помышлений и мечтаний блудных, а сердца от ощущений и влечений блудных, а за тем последует и отчуждение тела от плотского вожделения».

«Услаждение блудными помыслами есть блуд сердца и осквернение человека, соделающее его неспособным к общению с Богом.

А блуд тела есть изменение всего человеческого естества от смешения с другим телом, являясь совершенным отчуждением от Бога, есть душевная смерть и погибель.

Из первого состояния нужно - трезвление. Из второго - покаяние».

«Чистота супругов состоит в том, чтобы сохранять верность и не осквернять супружеское ложе».

Очень надеюсь, что читатель четко понимает границы дозволенных супружеских отношений, и вопрос о том, как можно осквернить ложе, оставим на размышление и благоразумие каждого, дабы здесь не упоминать срамных ситуаций, которые потоком текут с Запада несколько последних десятилетий.

«Если у человека есть телесная чистота, но нет чистоты душевной, то Бог не почивает в нем. Потому что в таком человеке живут лукавство, гордость, злоба и подобные страсти. Его жизнь - один сплошной обман. Начинайте свой подвиг именно с этого и старайтесь стяжать душевную чистоту».

1. Блудодеяние так гнусно, что даже не должно именоваться среди христиан.

Блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. (Еф. 4,3-5).

Как днем будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечение о плоти не превращайте в похоть (Рим. 13,13-14).

2. Побуждения к удалению от блудодеяния:

а) христиане куплены дорогою ценою : - ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которыя суть Божии (1 Кор. 6,20).

б) они призваны к святости : - Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости (1 Фесс. 4,7).

в) они храм Святаго Духа : - Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм вы (1Кор. 3,16-17).

г) блудодеяние лишает царствия небеснаго : - Знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в царствии Христа и Бога. (Еф. 5,5).

1. Блудный мучается бесами.

Преподобный Илларион изгонял некогда из одной девицы беса и спросил его: почему он не вошел в того юношу, который волхованием послал его в сию девицу? Бес отвечал: в сем юноше уже живет мой товарищ, любострастный бес блудный. Видите: в блуднике живет бес блуда и мучит его ражжением блудным!

2. Рассказы о борьбе с плотской похотью.

Чтобы умертвить в себе похоть плоти, преподобный Макарий однажды несколько месяцев просидел в болоте нагим и был так искусан болотными большими комарами, что все тело его было покрыто ранами, как у прокаженнаго, и иноки могли узнать его только по голосу (Жития святых, январь 19)

О благочестивой жизни преподобнаго Мартиниана знали все, живущие в Кесарии и ея окрестностях, и много говорили о нем. Подслушав эти речи, одна блудница решилась искусить его на грех. Переодевшись в роскошные одежды, она надела на себя дорогия украшения и предстала пред Мартинианом во всем блеске своей красоты. Угодник Божий, окрепший в духовной жизни, не поддался козням искусительницы. Он разложил посреди келии огонь и стал на него босыми ногами. Ноги его жестоко опалились огнем. "Теперь подумай, Мартиниан (говорил он сам себе), каков огонь вечный, геенский. Если хочешь геенскаго огня, пожалуй, подойди к этой женщине". Пораженная терпением и страданием праведника блудница как бы проснулась от греховнаго сна, бросилась к ногам отшельника, исповедала грехи свои и со слезами умоляла его, чтобы он простил ее и помолился за нее. Через 12 лет после своего обращения, она почила с миром, с именем преподобной Зои. (Жития Святых, февраль 13).

Целомудрие. (стр. 237).


Целомудрие

а) заповедано :

Не прелюбодействуй. Не желай жены ближняго твоего, ни рабыни его (Исх. 2,14,17).

Как днем будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству (Рим. 13,13).

Тело не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бегайте блуда: всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственнаго тела (1 Кор. 6,13,18).

Блуд и всякая нечистота не должны даже именоваться у вас, как прилично святым (Еф. 5,3).

Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть (Кол. 3,5).

Храни себя чистым (1 Тим. 5,22).

б) заповедуется и во взглядах : Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5,28);

в) заповедуется в речах : сквернословие не прилично вам, а напротив, благодарение (Еф. 5,4).

Отложите сквернословие уст ваших (Кол. 3,8);

г) заповедуется сердцу : не пожелай красоты чужой женщины в сердце твоем (Прит. 6,25).

Юношеских похотей убегай, а держись правды со всеми призывающими Господа от чистаго сердца (2 Тим. 2,22).

Соблюдайте ваше тело в целомудрии : как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте: так ныне представьте члены ваши в рабы праведности, на дела святыя (Рим. 6,19). Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! (1 Кор. 6,15).

Бог хранит верующих в целомудрии : добрый пред Богом спасется от женщины, а грешник уловлен будет ею (Еккл. 7,26).

Мудрость соблюдает в целомудрии : когда мудрость войдет в сердце твое: тогда рассудительность будет оберегать тебя, дабы спасти тебя от жены другого, от чужой. Дом ея ведет к смерти (Прит. 2,10-11). Скажи мудрости: "Ты сестра моя!" и разум назови родным твоим, чтобы они охраняли тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает слова свои (- 7,4,5).

Пьянство вредит целомудрию: не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии как змей оно укусит и ужалит как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное (Прит. 23,31-33).

Избегайте тех, которые не имеют целомудрия : я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником или пьяницею, с таковым даже и не есть вместе. И так извергните развращеннаго из среды вас (1 Кор. 5,11-13). Знайте, что никакой блудник, или нечистый не имеет наследия в царстве Христа и Бога. И так не будьте сообщниками их (Еф. 5,5,7).

Нечестивые не имеют целомудрия : называя себя мудрыми, обезумели: потому и предал их Бог, в похотях сердец их, нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью. Потому предал их Бог постыдным страстям (Рим. 1,22,24-26). Они (народы), дошедши до безчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью (Еф. 4,19). Они срамники и сквернители. Глаза у них исполнены любострастия и непрестаемаго греха (2 Пет. 2,13,14). Беззаконники злословят все, чего не знают; что же по природе, как безсловесныя животныя, знают, тем растлевают себя. Это свирепыя морския волны, пенящиеся срамотами своими (Иуд. 10,13).

Побуждение относительно целомудрия : разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит (растлит) храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а сей храм вы (1 Кор. 3,16,17). Вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них, и буду ходить в них. Имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню во страхе Божием (2 Кор. 6,10; - 7,1). Призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости (1 Фес. 4,7).

Зло, происходящее от недостатка целомудрия : из-за жены блудной обнищавают до куска хлеба. Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих? То же бывает и с тем, кто входит к жене ближняго своего: тот губит душу свою, кто делает это. Побои и позор найдет он, и безчестие его не изгладится (Прит. 6,26,28,32,33). Глубокая пропасть - уста блудницы; на кого прогневается Господь, тот упадет туда (-22,14). Нашел я, что горче смерти женщина, потому что она - сеть, и сердце ея - силки, руки ея - оковы (Еккл. 7,26).

Наказание за недостаток целомудрия : Я насыщал их (иудеев), а они толпами ходили в домы блудниц. Неужели Я не накажу за это? - говорит Господь; и не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот? (Иер. 5,7,9). Видел я неистовые похотения твои, твои непотребства и твои мерзости. Горе тебе, Иерусалим! (-13,27). Умертвите блуд, нечистоту, страсть, злую похоть, за которыя гнев Божий грядет на сынов противления (Кол. 3,5,6). Похоть, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть (Иак. 1,15).

Недостаток целомудрия лишает неба : не обманывайтесь: ни блудники, ни прелюбодея, ни малакии, ни мужеложники царства Божия не наследуют (1 Кор. 6,9,10). Дела плоти известны, они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, безчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так царства Божия не наследуют (Гал. 5,19,21). Знайте, что никакой блудник, или нечистый, не имеет наследия в царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами; ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления (Еф. 5,5,6). Святый да освящается еще; нечистый пусть еще сквернится. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Божии, чтобы войти в город (небесный Иерусалим) вратами. А вне псы и любодея и всякий любящий и делающий неправду (Ап. 22,11,14,15).

Вечное осуждение определено нечистым: блудников и прелюбодеев судит Бог (Евр. 13,4). Скверных и прелюбодеев участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая (Апок. 21,8).

Пример целомудрия : Иосиф был красив станом и красив лицом. И обратила взоры на Иосифа жена господина его, и сказала: спи со мною. Но он отказался, и сказал жене господина своего: вот господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки; нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло, и согрешу пред Богом? Когда так она ежедневно говорила Иосифу, а он не слушал ея, случилось в один день, что он вошел в дом делать дело свое, а никого из домашних тут не было; она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мною. Но он, оставив одежду свою в руках ея, побежал, и выбежал вон (Быт. 39,6-12).

Примеры целомудренных христиан. (стр. 409).


Фомаида, юная супруга одного Александрийскаго гражданина, захотела лучше быть разсеченною на части, чем изменить супружеской верности; беззаконный свекор ея за непреклонность святой жены на грехопадение мечом разсек ее надвое. И это мученичество целомудрия почтил сам преподобный Даниил Скитский; он признал святую жену мученицею и удостоил ее погребения вместе со святыми отцами. Бог прославил мощи ея чудесами: по молитвам, у святых мощей ея одержимые страстью блуда получали исцеления (Жития Святых, 13 апреля).

Жена одного царедворца в Константинополе по смерти мужа своего не хотела и слышать о другом муже. Когда же один вельможа, прельстясь красотою юной вдовы, хотел взять ее силою, она, сохраняя целомудрие, раздав все имение бедным и отпустив всех рабов на свободу, с двумя вернейшими рабынями убежала в пустыню и в ущелине одной горы 11 лет провела, живя для одного Бога, Который питал здесь рабу Свою посредством воронов, приносивших ей древесные плоды (Пролог, 10 сентября).

Мастридия, дева-инокиня, спасавшаяся в Иерусалиме, узнав о страсти к ней одного юноши, чтобы сохранить чистоту свою для Господа, так же бежала в пустыню и здесь всю жизнь провела в подвигах благочестия (6 февраля).

Преподобная Макрина, сестра святаго Василия Великаго, была обручена одному избранному юноше. Перед свадьбою жених ея умер, и Макрина уже не хотела избрать другого мужа. Родителям, желавшим ея замужества, она говорила: "несправедливо обрученной одному жениху девице отдавать сердце свое другому. Вы говорите, что жених мой умер; но я верую, что он жив Богу. Грех супруге не сохранять своей верности к супругу, отсутствующему на малое время"... Однажды на груди у Макрины сделался опасный нарыв, и мать ея, блаженная Емилия, боялась, чтобы болезнь не разлилась по всему телу; но, несмотря на просьбы показать врачу больную грудь, Макрина не согласилась обнажить ее пред мужчинами, и предпочла лучше страдать, чем допустить прикосновение чужой руки к своему телу. Но как продолжавшаяся болезнь была поводом частых напоминаний со стороны матери довериться врачу, по преподобная Макрина обратилась ко Врачу невидимому и всемогущему. После продолжительной пламенной и слезной молитвы к Богу об исцелении, она смешала молитвенные свои слезы с землею и приложила к больной груди: в ту же минуту болезнь исчезла (Жития Святых, 19 июля).

Один из отцов рассказывал: некто авва Павел, живший в Фиваиде, брал в руки скорпионов и змей и разрывал их пополам. Однажды братия, поклонившись ему, сказали: "скажи нам, авва, что сделал ты, что получил такую благодать?" Авва отвечал им: "простите мне, отцы: кто приобрел чистоту, тому все будет повиноваться так же, как все повиновалось Адаму в раю, когда он еще не преступил заповеди" (Достопамятные сказания о подвижничестве святых отцов).

Некоторый человек, увидев однажды красивую женщину, вместо того чтобы ею соблазниться, нашел для себя в ея красоте случай прославить Создавшаго столь прекрасное творение и удивляться Его премудрости. Посмотрев на нее, он пролил слезы благоговейнаго умиления и воспламенился чистейшей любовью к Богу. Таким образом, для него спасением послужило то самое, что для других обыкновенно служит камнем преткновения и соблазна. (Луг духовный, статья 15).

Преподобный Моисей Угрин целых одиннадцать лет томился в оковах, как пленный, в Польше. Последние шесть лет его терзала одна знатная ляхиня, прельстившаяся его красотою и требовавшая от него его согласия вступить с нею в брак. Напрасно она истощала для достижения своей цели ласки, употребляла угрозы, напрасно заключала его в темницу и томила голодом, - ничто не могло прельстить русскаго целомудреннаго Иосифа и отклонить его от любезнаго ему целомудрия. Тогда в безумном изступлении гордая ляхиня велела сделать его евнухом, так что страдалец, истекая кровью, едва остался жив. Господь дал ему силы оправиться и возможность уйти в Киев, где он в посте, бдении и молитвах и строгом целомудрии подвизался еще 10 лет. Боримые блудной похотью обращаются с усердною молитвою к нему. ("История русской Церкви" митрополита Макария, том 2, стр. 51).

СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ЦЕЛОМУДРИИ И ЧИСТОТЕ Сщмч. Киприан Карфагенский Целомудренный из человекоугодия - не целомудрен. Он не за добродетелью гонится, но уловляет славу добродетели. Свт. Василий Великий Дело целомудрия есть бесстрастно смотреть на вещи, обыкновенно возбуждающие в нас неразумные мечты и желания. Авва Евагрий Если любишь целомудрие, воздерживай чрево. Авва Евагрий Нельзя приобрести добродетели целомудрия, если прежде не будут положены основания смирения в сердце. Прп. Иоанн Кассиан Для совершенства целомудрия не может быть достаточно одной чистоты телесного воздержания, если не будет к ней присоединена и непорочность духа. Авва Херимон Целомудрие сохраняется не пособием строгости (воздержания), а любовью к нему и удовольствием от собственной чистоты. Авва Херимон Усердно молись Господу, чтобы даровал тебе дух совершенного целомудрия. Чтоб и в ночных мечтаниях убегать тебе козней лукавого. Прп. Ефрем Сирин Целомудрие состоит не только в том, чтобы воздерживаться от блуда и от плотских удовольствий, но чтобы свободным быть и от прочих страстей. Прп. Ефрем Сирин Истинно целомудрен, кто не только тело хранит от блуда, но и каждый член телесный, когда, например, глаз и язык соблюдают целомудрие, каждый в собственной его деятельности, и во внутреннем человеке душевные помышления не входят в сочетание с прочими мыслями. Прп. Ефрем Сирин Дела целомудрия зависят не от возраста, но от душевного расположения. Свт. Иоанн Златоуст Дивно целомудрие, но оно гораздо удивительнее, когда соединяется с наружной красотой. Свт. Иоанн Златоуст Если кто научится целомудрию, то жену свою будет считать милее всех, станет смотреть на нее с великой любовью и иметь с ней большое согласие, а с миром и согласием войдут в его дом все блага. Свт. Иоанн Златоуст Ничто так не украшает юного возраста, как венец целомудрия и то, чтобы вступить в брак чистому от всякого распутства. Свт. Иоанн Златоуст Чист тот, кто плотскую любовь отражает любовью Божественной и телесный огнь угасил огнем невещественным. Прп. Иоанн Лествичник Целомудр тот, кто и в самом сне не ощущает никакого движения или изменения в том устроении, в котором он пребывает. Прп. Иоанн Лествичник Целомудр, кто навсегда стяжал совершенную нечувствительность к различию тел. Прп. Иоанн Лествичник Никто из обучившихся хранению чистоты да не вменяет себе приобретение ее, ибо невозможное дело, чтобы кто-нибудь победил свою природу, а где природа побеждена, там познается пришествие того, Кто выше естества, ибо без всякого прекословия меньшее упраздняется большим. Прп. Иоанн Лествичник Некоторые ублажают скопцов по естеству, как избавленных от мучительства плоти, а я ублажаю повседневных скопцов, которые разумом, как ножом, обучились оскоплять себя. Прп. Иоанн Лествичник Представь Господу немощь своего естества, сознавая во всем свое бессилие, и неощутительным образом получишь дарование целомудрия. Прп. Иоанн Лествичник Бесы ни о чем другом столько не веселятся, как о злосмрадии блуда, и никакой страсти не любят так, как оскверняющую тело. Прп. Иоанн Лествичник Ничто так не потрясает целомудрия, как навык к дерзости, к свободному обращению, отвергшему уставы скромности. Прп. Иоанн Лествичник О чистоте. Телесное, избегающее пятна, позора и бесчестия, служит как бы вступлением к светлости душевной. Свт. Кирилл Александрийский Сердце чистое есть то, которое представило Богу память совершенно безвидную (чистую от впечатлений) и не имеющую образов и готово принять одни напечатления Божий, от которых оно обыкновенно делается светлым. Прп. Марк Подвижник Со всей осмотрительностью должны быть очищаемы сначала тайники нашего сердца. Ибо чего ветхозаветные желают достигнуть в чистоте тела, то мы должны иметь в тайниках совести, в которой пребывая, Господь - Советник и Подвигоположник - всегда смотрит на подвиг нашего течения и борьбы, чтобы тому, что боимся сделать открыто, мы не допустили возникнуть и внутри неосторожным помышлением, и что стыдимся обнаружить перед людьми, тем не должны оскверниться и тайным согласием. Прп. Иоанн Кассиан Никто не может достигнуть чистоты сердца и совершенства иначе, как истинным смирением, которое сначала должен человек оказывать братьям, также и Богу в сокровенности сердца, в полной уверенности, что без покровительства и помощи Его, оказываемой ему ежеминутно, он вовсе не может достигнуть совершенства. Прп. Иоанн Кассиан Чем дальше человек прогонит страсть гнева, тем лучше приобретет чистоту. Авва Херимон Что составляет нечистоту душевную? Нечистые помыслы, сладострастный взор, памятозлобие, обманы и тому подобное. Прп. Ефрем Сирин Что составляет нечистоту плотскую? Блуд, прелюбодеяние и всякое плотоугодие. Прп. Ефрем Сирин Чистая жизнь в состоянии с великой силой заградить уста и самого диавола. Свт. Иоанн Златоуст Предел чистоты состоит в том, чтобы ко всем иметь такое же чувство (плотское), как к предметам неодушевленным. Прп. Иоанн Лествичник Признак чистоты - веселиться с веселящимися и плакать с плачущими. Прп. Исаак Сирин Чистота жительствующих в супружестве состоит в верности супругов друг другу. Чистота дев и вдовиц, уневестившихся Христу, состоит в верности Христу. Свт. Игнатий Брянчанинов Чистота сердца зрит Бога, она воссиявает и цветет в душе не вследствие учения человеческого, но от невидения злобы человеческой. Свт. Игнатий Брянчанинов

- Есть прекрасное русское слово – «целомудрие», которое очень точно выражает мысль о духовной и нравственной целостности личности человека. Целомудрие – это не просто девственное состояние тела, но чистота всех чувств тела и души и незапятнанность совести в отношении к семье, к другим людям, к обществу, к работе, к природе.

Целомудрие и «развороченность» души в православии

Есть прекрасное русское слово – «целомудрие», которое очень точно выражает мысль о духовной и нравственной целостности личности человека. Целомудрие – это не просто девственное состояние тела, но чистота всех чувств тела и души и незапятнанность совести в отношении к семье, к другим людям, к обществу, к работе, к природе. Оно – естественное качество любого нравственно здорового человека, как не вступившего в брак, так и живущего в супружестве с рождением и воспитанием детей. Как сказал один из древних отцов святой Иоанн Лествичник (VI–VII вв.): «Целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей» . Целомудрие заложено в саму природу человека. Оно особенно присуще женщине. Оно достигает совершенства и покоряет своей красотой в истинно святых людях.

Целомудрие души и тела, и прежде всего добрачная девственность, является одним из главных условий сохранения нравственной свободы человека. Оно предполагает чистоту, свободу души от всякого рода дурных и грязных мыслей, желаний, слов и разговоров, от таких же фильмов, книг – и, конечно, соответствующее поведение, одежду. Ведь существует закон взаимосвязи внутреннего состояния души и внешней стороны жизни человека. Они взаимодействуют между собой на уровне как добрых чувств, намерений и дел (добродетелей), так и противоположных (грехов и страстей). Добродетели при этом находятся между собой в причинной взаимозависимости, или сродстве, и обуславливают друг друга. И так же взаимозависимы, родственны между собой грехи и страсти. «По причине этого сродства, – писал святитель Игнатий (Брянчанинов) , – произвольное подчинение одному греховному помыслу влечёт невольное подчинение другому; наличие одной греховной страсти влечёт в душу другую страсть, ей сродную; произвольное совершение одного греха влечёт к невольному впадению в другой грех, рождаемый первым. Злоба, сказали Отцы, не терпит пребывать бессупружной [одинокой] в сердце» .

Знание этого закона очень важно, поскольку иногда то, на что почти не обращается внимания, оказывается причиной самых серьёзных последствий. Так, многие не придают значения своим мыслям, а они, как добрые, так и злые, часто оказываются началом больших дел. Преподобный Марк Подвижник говорил: «Всё невольное происходит от произвольного» , то есть сознательное, например, принятие и развитие дурных мыслей в конечном счёте приводит человека, как раба, помимо его воли, к соответствующим поступкам, – к тому, на что он, как казалось, никогда бы не решился. А, например, святитель Игнатий указывает на закономерность, о которой мало кто знает: «По закону духовному, услаждающийся тщеславными и другими греховными помыслами и мечтаниями никогда не освободится от блудной страсти, сколько бы он против неё ни подвизался» .

Нарушение целомудрия, так называемое «сожительство по любви» и тому подобное, Церковь называет большим грехом. Но что же худого усматривает она в этом?

Здесь действует ещё один духовный закон, по которому, оказывается, в человеке происходит уничтожение самого ценного, что в нём есть, – любви! Внебрачное сожительство – это суицид души. Она уже не может иметь земного счастья, не говоря о посмертье. Причина этой духовной смерти заключается в том, что сожительствующих соединяет не любовь, а эгоистическое искание наслаждений. Ищущий наслаждений не может любить другого. Он любит только себя. Но эгоизм и любовь – явления взаимоисключающие.

Если действительная любовь к другому заставляет бороться со своим «я», отказываться от своих пристрастий и привычек во имя блага любимого, готова даже страдать ради него, жертвовать собой, то блуд жертвы не знает. В нём всё подчинено примитивному, грубому инстинкту и эгоизму. Не случайно священник Павел Флоренский , известный мыслитель, бывший до революции профессором Московской духовной академии, называл сожительство «по любви» (вне брака) переодетым эгоизмом . Блудник ради получения наслаждения принесёт в жертву кого угодно и что угодно, и прежде всего свою жену (мужа), детей, не говоря уже о родителях, родных, друзьях. Такой человек не способен быть верным. Он по самому духу своему изменник, ибо постоянно ищет чего-то лучшего и при первом же «удачном варианте» нарушает верность. И так всю жизнь, пока не окажется выброшенным на помойку. Действительно, точное слово, его характеризующее, – опустошённый . Поэтому так важно сохранить себя неосквернённым с юности своей!

Но полностью опустошить себя можно и не совершая греха делом – достаточно глаз, мыслей, мечтаний, внутренних ощущений и переживаний. Обычно всё начинается с малого – со взглядов, мыслей, фривольных шуток, свободы в обращении. Так что снаружи можно казаться целомудренным, а внутри быть грязным, не способным ни к какой духовной жизни.

Святой Исаак Сирин (VII в.) предупреждает: «Как погиб в потопе современный Ною род? Не за похотливость ли, когда люди с неистовством возжелали красоты дочерей Каиновых? За что отвержен Богом исполин Сампсон? Не за то ли, что осквернил себя сожитием с блудницею?»

Развращённость наступает постепенно, начинается с малого – сначала внутри, а потом выходит и наружу. Потому Христос предупреждает: Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом (Лк. 16, 10).

Само слово «разврат» является однокоренным с разворотить , извратить . Хирурги могут рассказать, как тяжело смотреть на человека после катастрофы, изувечившей его тело. Да и мы разве не отводим глаз, когда видим подобное? Разврат – это преступление, то есть переступление за границы человеческой природы, её естественной жизни, нарушение её целостности, целомудрия, закона меры. Он является развороченностью нормального состояния человека, извращением присущего ему порядка, его красоты. Поэтому и начинается он с подавления голоса совести и чувства стыда.

Ещё Казимир Малевич , нарисовавший свой пресловутый «Чёрный квадрат» и заявлявший: «Я Начало всего…», откровенно писал: «Самой высшей и сложной постройкой можно считать то произведение, которое в своём теле не имеет ни одной формы существующего [то есть Богом сотворённого – А.О.]» . Александр Бенуа , проницательно увидев в этом квадрате прямой вызов Самому Богу и Его творению, писал: «Чёрный квадрат – это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кончится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного приведёт всех к гибели» .

Но то, что происходит с одним человеком, может поразить и целую нацию, когда извращаются сами принципы общественной морали.

Это отчётливо проявилось, например, после отпадения Рима от Православия, особенно в эпоху Возрождения, когда католическая культура западных народов приобрела явно выраженный сексуальный характер. В ХХ веке, после Второй мировой войны, произошла резкая моральная деградация на Западе, а с 1980-х годов и в России, когда на людей обрушился настоящий идеологический смерч, разрушающий всё святое: насаждая бесстыжесть в поведении, в моде, в искусстве, прививая вместо совестливости страсть к деньгам, извращая красоту и гармонию уродливыми, неестественными и противоестественными формами, перемешивая правду с полуправдой и откровенной ложью.

В настоящее время по всем направлениям ведётся открытая и масштабная борьба с евангельскими нормами жизни, извращающая человечность в человеке. Всё отчётливее вырисовывается тёмное, демоническое зрелище (по-славянски – позор ) нравственного и духовного разложения людей. Об этом особенно ярко свидетельствует агрессия, которую осуществляют против человечества секс-меньшинства, захватившие власть на Западе, их гей-парады и разного рода публичные бесчинства.

Так перед молодым человеком, вступающим в период зрелости, встают два пути жизни. Евангелие называет их широким и узким путём.

О них всегда говорили мыслители, писатели, святые всех народов и эпох.


Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 15. §4.


Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание сочинений. М., 2014. Т. 4. С. 301.


Марк Подвижник, прп. Нравственно-подвижнические слова. М., 1858. Слово 2. § 104.


Игнатий (Брянчанинов), свт. Приношение современному монашеству // Полное собрание творений в 8-ми томах. М.: Паломник, 2003. Т. 5. Гл. 47. С. 313


Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. М., 1858. Сл. 62.


Малевич К. С. Собрание сочинений в 5-ти томах. М.: Гилея, 2004. Т. 5. C. 143.


Крусанов А. В. Русский авангард: 1907–1932. Исторический обзор. В 3-х томах. СПб.: Новое литературное обозрение, 1996. Т. 1. С. 262.