Отдел обслуживания Мысль семейная в романе Л. Н

Цель урока:

Методические приёмы:

Оборудование урока:

Ход урока

I . Слово преподавателя

В центре романа Л.Н. Толстого - жизнь нескольких семей, их история. Возникает вопрос: почему после эпического романа «Война и мир», посвящённого исследованию истории народа, его борьбе, движению, Толстой обращается к исследованию частной, семейной жизни?

Заканчивая «Войну и мир», Толстой привёл однажды старую французскую пословицу: «Счастливые народы не имеют истории». В «Анне Карениной» семейная история, - «то, что произошло после женитьбы», - наполняется борьбой, движением, драматической напряжённостью.

Что касается счастья, то оно, как особое, исключительное состояние, «не имеет истории». А брак, семья, жизнь, - это не только счастье, но и, как считал Толстой, «мудренейшее дело на свете», «труднейшее и важнейшее дело жизни», у которого есть и своя история.

Просмотр содержимого документа
««Мысль семейная» в романе «Анна Каренина»»

Урок 3.

«Мысль семейная» в романе «Анна Каренина»

Цель урока: определить значение «мысли семейной» в романе; развивать умение анализировать текст.

Методические приёмы: лекция преподавателя; беседа по вопросам.

Оборудование урока: портрет Л.Н. Толстого работы Крамского; издания романа «Анна Каренина».

Ход урока

I . Слово преподавателя

В центре романа Л.Н. Толстого – жизнь нескольких семей, их история. Возникает вопрос: почему после эпического романа «Война и мир», посвящённого исследованию истории народа, его борьбе, движению, Толстой обращается к исследованию частной, семейной жизни?

Заканчивая «Войну и мир», Толстой привёл однажды старую французскую пословицу: «Счастливые народы не имеют истории». В «Анне Карениной» семейная история, – «то, что произошло после женитьбы», – наполняется борьбой, движением, драматической напряжённостью.

Что касается счастья, то оно, как особое, исключительное состояние, «не имеет истории». А брак, семья, жизнь, – это не только счастье, но и, как считал Толстой, «мудренейшее дело на свете», «труднейшее и важнейшее дело жизни», у которого есть и своя история.

Таким образом, «мысль семейная» оказывается связанной у Толстого с «мыслью народной».

Прежде чем говорить о воплощении «мысли семейной» в романе Толстого, обратимся снова к роману Пушкина и попробуем отыскать истоки этой мысли.

II. Работа с группой

    Вспомним, как объяснял Белинский поступки и характеры пушкинских героев в свете их отношений к семье.

(Об Евгении Онегине Белинский пишет: «Если его могла ещё интересовать поэзия страсти, то поэзия брака не только не интересовала его, но была для него противна». Этим во многом объясняется та проповедь, которую прочитал Онегин влюблённой Татьяне: «Я сколько ни любил бы вас, / Привыкнув, разлюблю тотчас». Что касается Татьяны, то в её характере Белинского больше всего поражала верность и привязанность к «семейному кругу». Чувство семьи, чувство долга, верность данному слову не позволяют Татьяне ответить на пробудившиеся чувства Онегина, несмотря на то, что она по-прежнему любит его.)

Преподаватель. Толстой вспоминал о случае, бывшем с Пушкиным. Однажды он сказал кому-то из своих приятелей: «Представь, какую штуку сотворила со мной моя Татьяна! Она – замуж вышла. Этого я никак не ожидал от неё». Примерно то же Толстой мог сказать о своей героине: «Вообще герои и героини мои делают иногда такие штуки, каких я не желал бы: они делают то, что должны делать в действительной жизни и как бывает в действительной жизни, а не то, что мне хочется».

Толстой в своём романе дал полный простор и «поэзии страсти», и «поэзии брака», соединив их своей «мыслью семейной». Он словно задумался над тем, что сталось бы с пушкинской Татьяной, если бы она нарушила свой долг. Осуществление самых страстных желаний, требующих стольких жертв, такого решительного пренебрежения мнением окружающих, не приносят счастья ни Анне, ни Вронскому.

В «Анне Карениной», в противовес идиллическому представлению о «семейном счастье», Толстой исследует явление семейного несчастья. В одном из черновых вариантов он писал: «Мы любим себе представлять несчастие чем-то сосредоточенным, фактом совершившимся, тогда как несчастие никогда не бывает событие; а несчастие есть жизнь, длинная жизнь несчастная, то есть такая жизнь, в которой осталась обстановка счастья, а счастье, смысл жизни – потеряны».

    Как вы понимаете эту мысль Толстого? Согласны ли вы с ней? Какие примеры иллюстрируют мысль Толстого о разладе, о семейном несчастье?

(Мотив всеобщего разлада звучит во всём романе Толстого. Особенно это заметно именно в узком, домашнем, семейном кругу. Роман открывается двумя фразами, которые можно рассматривать как краткие введения. Первая фраза: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» философское введение, вторая: «Всё смешалось в доме Облонских» событийное.

Несчастье, разлад царит в доме Облонских: «Все члены семьи и домочадцы чувствовали, что нет смысла в их сожительстве и что на каждом постоялом дворе случайно сошедшиеся люди более связаны между собой, чем они, члены семьи и домочадцы Облонских». Несчастлива Анна в доме Каренина, опутавшего её «паутиной лжи». Не находит она счастья и в жизни с Вронским, поиски счастья, разочарование, отчаяние приводят её к трагедии, к гибели. Даже в имении Левина, в счастливой, казалось бы, семье, скользит тень непонимания, разлада, сомнений, разъединяя близких людей. «Мысль семейная» приобретает особенную остроту, становится тревожным фактором времени.)

Один из ранних набросков романа назывался “Два брака”. Эта тема осталась в романе.

    Как изображает Толстой семьи Каренина и Левина?

(Кажется, семейные истории Анны и Левина построены по контрасту: несчастный Каренин противопоставлен счастливому в браке Левину. С другой стороны, между этими героями есть общее. Оба они являются сторонниками нерасторжимости брака. Но семья Каренина разрушается, несмотря на его усилия сохранить хотя бы видимость благополучной семьи. Каренин с горечью сознаёт, что любви больше нет. Толстой пишет о нём даже сочувственно, считая его взгляд на семью верным. Однако Каренин оказывается беспомощным перед новыми веяниями времени, перед живой жизнью.

Для Левина «обязанности к земле, к семье» составляют нечто целое. Но и он чувствует смутную тревогу, мучится сомнениями, сознаёт, что налаженный ход жизни нарушен. В семейной истории Левина ведущая роль принадлежит Кити. Она понимает Левина, даже угадывает его мысли (вспомним сцену объяснения). Они словно предназначены друг для друга. Но Кити слишком себялюбива, и в соответствии с этим устраивает жизнь в Покровском. Чувства Левина, его внутреннюю жизнь она считает делом его совести и не старается вникать в это. Она по-своему хранит семейное счастье, не замечая, что постепенно оно теряет внутреннее содержание, утрачивается смысл жизни. Левина всё больше захватывала идея опрощения, отказа от собственности, разрыва с дворянством, «жизни по совести», и отношения с женой неминуемо усложняются.)

Преподаватель . Судьбы героев оказываются зависимы от семейных традиций. Каренин, Анна, Вронский, выросшие практически вне семьи (Каренин «рос сиротой», Анна тоже; Вронский воспитывался в Пажеском корпусе), не смогли создать или сохранить настоящую семью. Семья Облонского, хоть и «несчастливая», держится благодаря Долли. Долли, как и её сестра Кити, выросли в «настоящей» семье, это помогает Кити построить семью с Левиным. Толстой подчёркивает ведущее положение женщины как хранительницы домашнего очага.

Каренин неудачлив в роли главы семьи, Левин – в «науке хозяйства». Как в семейном укладе Левин искал «опрощения», так и в делах хозяйства приходит к мысли об отречении: «Это было отречение от своей старой жизни, от своих бесполезных знаний». Залог и истоки возрождения семейного начала писатель искал в жизни патриархального крестьянства. Левин как бы повторяет путь Толстого. Так «мысль народная» в «Анне Карениной» вырастает из зерна «мысли семейной».

III . Домашнее задание.

Выбрать и проанализировать эпизоды, связанные с образом Константина Левина.


Он говорил, ҹто задаҹа его сделать эту женщину только жалкой, и не виноватой. С. Толстая После оконҹания работы над романом Война и мир Лев Николаевиҹ увлекся проблемами семьи и брака. Окружающая его действительность давала много материала о семейной жизни, и Толстой приступил к работе над новым романом Анна Каренина. Выдвинутая внаҹале тема семьи оказалась взаимосвязанной с общественными, социальными, философскими вопросами произведение постепенно разрослось до крупного социального романа, в котором писатель отразил современную ему жизнь. Завязка проста, даже банальна. Замужняя женщина, мать восьмилетнего ребенка, увлекается блестящим офицером. Но все просто лишь на первый взгляд. Анна вдруг осознала, ҹто I не может себя обманывать, она меҹтает о любви, ҹто любовь и жизнь для нее синонимы. В этот решающий момент она не думает ни о ком, кроме Алексея Вронского. Неумение обманывать, искренность и правдивость героини вовлекают ее в серьезный конфликт с мужем и тем обществом, в котором она живет. Анна сравнивает мужа с бездушным механизмом, называет его злой машиной. Каренин все ҹувства проверяет нормами, установленными государством и церковью. Он страдает от измены жены, но как-то оҹень своеобразно, хоҹет отряхнуться от той грязи, которою она забрызгала его в своем падении, и продолжать идти по своему пути деятельной, ҹестной и полезной жизни. Он живет умом, а не сердцем. Именно его рациональность подсказывает путь жестокого отмщения Анне. Алексей Александровиҹ Каренин разлуҹает Анну с горяҹо любимым сыном Сережей. Героине приходится выбирать, и она делает шаг в сторону Вронского, но это гибельный путь, он ведет к пропасти. Анна ниҹего не хотела менять в своей жизни, это рок все повернул. Она идет по уготованному ей пути, страдая и муҹаясь. В единый узел противореҹий сплелись любовь к оставленному сыну, страсть к Вронскому, протест против ложной морали общества. Анна не в силах решить эти проблемы. Она хоҹет уйти от них. Просто жить сҹастливо: любить и быть любимой. Но как недостижимо для нее простое ҹеловеҹеское сҹастье! Разговаривая с женой брата, Анна признается: Ты пойми, ҹто я люблю, кажется, равно, но обоих больше себя, два существа Сережу и Алексея. Только эти два существа я люблю, и одно исклюҹает другое. Я не могу их соединить, а это мне одно нужно. А если этого нет, то все равно. Все, все равно... Анна с ужасом понимает, ҹто для Вронского недостатоҹно одной страстной любви. Он ҹеловек общества. Ему хоҹется быть полезным, добиваться ҹинов и видного положения. Тихая же семейная жизнь не для него. Ради этого ҹеловека и его ҹестолюбивых планов она пожертвовала всем: покоем, положением в обществе, сыном... Анна понимает, ҹто сама себя загнала в тупик. Писатель еще в эпиграфе: Мне отмщение и аз воздам заявил, ҹто его героиню судить не светским ханжам, а Творцу. В романе эта мысль не раз подтверждается. Старая тетка Анны говорит в разговоре с Долли: Их будет судить Бог, а не мы. Кознышев в разговоре с матерью Вронского утверждает: Не нам судить, графиня. Таким образом Толстой противопоставил государственной и религиозной законности и светской морали, утверждавшим зло, ложь и обман, мудрость библейского изреҹения, взятого для эпиграфа. Изнаҹально автор хотел изобразить женщину, потерявшую себя, но не виноватую. Постепенно же роман вырос в широкое облиҹительное полотно, показывающее жизнь пореформенной России во всем ее многообразии. В романе представлены все слои общества, все классы и сословия в новых социально-экономиҹеских условиях, после отмены крепостного права. Говоря же об Анне Карениной, Толстой показал, ҹто ее волнуют лишь сугубо лиҹные проблемы: любовь, семья, брак. Не найдя достойного выхода из сложившейся ситуации, Анна решает уйти из жизни. Она бросается под поезд, так как жизнь в теперешнем ее положении стала невыносимой. Сам того не желая, Толстой вынес суровый приговор обществу с его лживой ханжеской моралью, доведшей Анну до самоубийства. В этом обществе нет места искренним ҹувствам, а лишь установленным правилам, которые можно обойти, но скрываясь, обманывая всех и себя. Искреннего, любящего ҹеловека общество отторгает, как инородное тело. Толстой осуждает такое общество и установленные им законы.

Роман «Анна Каренина» был задуман и написан в переломную эпоху, в 1873-1875 годах, когда русская жизнь преображалась на глазах. И Толстой как художник и человек был неотделим от этой драматической эпохи, которая и отразилась в его романе рельефно и отчетливо. Роман начал печататься в журнале «Русский вестник» с января 1875 года и сразу вызвал в обществе и русской критике бурю споров, противоположных мнений и отзывов от благоговейного восхищения до разочарования, недовольства и даже возмущения.

«Анна Каренина» - роман о всеобщем разрыве, каком-то всеобщем разводе во всех сферах жизни. Тут все одиноки и не могут понять друг друга, потому что утерян ключ любви, без которого нет семейной жизни. Безлюбовная семья выступает в романе как обобщенный образ всей безлюбовной жизни человечества. Критикуя глазами семьи весь современный ему социальный строй, Толстой не выходит за рамки семейной темы; он раздвигает эти рамки, расширяет эту тему до всей жизни человечества.

Образ главной героини романа не сразу сложился у автора. В процессе работы Толстой последовательно возвышал облик Анны, наделяя ее не только замечательной физической красотой, но и богатым внутренним миром, незаурядным умом, способностью к беспощадному самоанализу. Это один из сравнительно редких случаев в художественной практике Толстого, когда в образе героини нет противоречия между наружностью и внутренней сущностью. Моральная чистота и нравственная порядочность Анны, не желавшей приспосабливаться, обманывать себя и других в соответствии с «нормами» светской жизни, послужили главной причиной ее смелого решения - открыто уйти от нелюбимого мужа к Вронскому, что и стало источником и причиной ее резкого конфликта с окружающей средой, которая мстит Анне именно за ее честность, независимость, пренебрежение к лицемерным устоям фальшивого в основе своей светского общества. Противопоставление жизнелюбия Анны безжизненности Каренина в романе проводится последовательно с характерной для художественного мышления Толстого заостренностью на непримиримости противоречия. Когда Алексей Александрович столкнулся с мыслью о том, что супруга способна ему изменить, он почувствовал, что «стоит лицом к лицу перед чем-то нелогичным и бестолковым. Он стоял лицом к лицу перед возможностью любви в его жене к кому-нибудь, кроме него, перед жизнью. И любой раз, когда он сталкивался с самою жизнью, он отстранялся от нее».

Настоящая жизнь для Толстого - это страстное стремление и умение человека существовать жизнью всех людей, общей жизнью и каждой отдельной человеческой жизнью. Только такая жизнь для Анны Карениной и представляется настоящей. Анна наделена самым ценным, с точки зрения Толстого, человеческим даром: даром общения, открытости для всех, понимания всех и умения совместного чувствования с другими людьми. Это и создает поэтический мир героини. В романе противопоставлены жизненность Анны безжизненности Каренина. Любовь, вспыхнувшая в Анне, - это сама жизнь как она есть, со всей ее путаницей, неразберихой, не укладывающаяся ни в какие схемы. Каренин же хотел отстраниться от любви свое жены к другому человеку, сделать вид, что этого просто нет. Отношение Алексея Александровича к Анне воплощает сущность его отношений с самой жизнью: игнорирование живой сложности, замена ее искусственной стройностью внешней логики. Их семейные отношения были насилием над жизнью – медленным, повседневным, постоянным угнетением, при всей незлобности и даже скрытой доброте Алексей Александровича.

Тема одиночества в любви пронизывает весь роман. Ей также посвящена и вся история отношений Анны и Вронского. Любовь Анны и Вронского обречена в романе с самого начала и этому предшествует дурное предзнаменование - погибель человека под колесами поезда, прообраз гибели героини, гибели любви. Так уже само знакомство Анны с Вронским окрашено мыслью о смерти. И история любви оказывается историей смерти. Близость, установившуюся между Вронским и Анной, Толстой изображает как убийство. Любовь Анны неизбежно должна была прийти к своему отрицанию, превращению в свою противоположность. Любовь, которая по сути означает самое полное единение людей, превращается в самое полное разъединение. С того самого момента, когда Анна начинает любить, она приходит в неразрешимое противоречие со всеми формами общественных отношений. Получается, что именно человечность любви Анны сама по себе неизбежно приводит героиню к обособлению от всех и от всего, кроме любимого человека, а в конечном счете и от него. Уже незадолго до своей гибели Анна сама начинает сознавать, что именно глубина ее чувства к Вронскому разобщает ее и с ним. Для Анны роман с Вронским – роман всей ее жизни, но он не создан для той любви, которой она ждет от жизни. Причина гибели любви заключены в самой любви, в этой неизбежной сосредоточенности только на себе самой. Это и порождает «беспричинное» раздражение, вспышки «беспричинной» ненависти. Даже сами разговоры о любви начинают раздражать Вронского. Бунт Анны против лживой морали света оказывается бесплодным. Она становится жертвой не только своего конфликта с обществом, но и того, что есть в ней самой от этого самого общества («дух лжи и обмана») и с чем не может примириться ее собственное нравственное чувство.

В гибели Анны виноваты не лица, представляющие общество. В гибели Анны виновно само устройство общества. Безжизненное общество, безжизненная действительность убивает любовь тем, что лишает ее содержания: жизни. Но истоки трагедии Анны не только во внешних препятствиях, но и в ней самой, в характере ее страсти, в невозможности уйти от укоров совести.

Замысел писателя показать женщину, потерявшую себя, но не виноватую, подчеркивается эпиграфом к роману: «Мне отмщение и аз воздам». Смысл эпиграфа в том, что судить человека, его жизнь и поступки может бог, но не люди. Не светским ханжам судить Анну. Мысль эпиграфа несколько раз звучит в словах действующих лиц романа. Старая тетка Анны говорит Долли: «Их будет судить бог, а не мы». Сергей Иванович Кознышев, встретившись с матерью Вронского, в ответ на осуждение Анны говорит: «Не нам судить, графиня». Библейское изречение, взятое для эпиграфа, Толстойпротивопоставил государственной и религиозной законности и светской морали, утверждавшим «Зло, ложь и обман» «…все это переворотилось и только укладывается» Трагический жизненный путь Анны проходит в пореформенную эпоху. Сложные вопросы о браке,любвии семье Толстой рассматривает в связи с самыми различными сторонами современной ему действительности, когда на смену политическим и нравственным основам крепостнического строя пришли новые, буржуазные. В романе представлены петербургские сановники, военно-дворцовые круги, московское и поместное дворянство; земские деятели; адвокаты и другиечиновники; служащие в дворянских семьях учителя, врачи, управляющие имениями, приказчики, буржуазные дельцы, слуги, деревенские мужики – словом, все классы и сословия в новых социально-экономических условиях, после отмены крепостного права. Своеобразие жанра «Анны Карениной» состоит в том, что в романе этом объединены черты, свойственные нескольким видам романного творчества. Он закл-т в себе прежде всего особенности, характеризующие семейный роман. История не­с-х семей, семейные отношения и конфликты выдвинуты здесь на первый план. Не случайно Толстой подчеркивал, что при создании «Анны Карениной» им владела мысль семейная, в то время как, работая над «Войной и миром», он хотел во­плотить мысль народную. Но вместе с тем «Анна Каренина» - это не только семейный роман, но и роман социальный, психо­логический, произведение, в котором история семейных отно­шений тесно соединяется с изображением сложных обществен­ных процессов, а обрисовка судеб героев неотделима от глубокого раскрытия их внутреннего мира. Показывая движе­ние времени, характеризуя становление нового социального порядка, образ жизни и психологию различных слоев общества, Толстой придавал своему роману черты эпопеи.

"

Анна Каренина

После окончания работы над романом «Война и мир» Лев Николаевич Толстой «увлекся» проблемами семьи и брака. Окружающая действительность того времени давала много материала о семейной жизни, и Толстой приступил к работе над новым романом «Анна Каренина».

Выдвинутая вначале тема семьи оказалась взаимосвязанной с общественными, философскими вопросами - произведение постепенно разрослось до крупного романа, в котором писатель отразил современную ему жизнь. Мир добра и красоты в «Анне Карениной» гораздо более тесно переплетается с миром зла. «Анна Каренина» - энциклопедический роман. Целая эпоха с её надеждами, страстями, тревогами. Настоящая жизнь для Толстого -- это страстное желание и умение человека жить жизнью всех людей, общей жизнью и каждой отдельной человеческой жизнью. Только такая жизнь для Анны Карениной и представляется настоящей.

Автор романа рисует свою героиню как замужнюю женщину, мать восьмилетнего сына, довольно прелестной и очаровательной. Анна Каренина замечательный образ цельной, непосредственной женщины, живущей чувством. В её движениях присутствует решительность и грация поражающая собою. Анна, человек сильный и жизнелюбивый. Она наделена самым ценным, с точки зрения Толстого, человеческим даром: даром общения, открытости для всех, понимания всех и сочувствования в буквальном смысле слова, то есть умения совместного чувствования с другими людьми. Это и создает поэтический мир Анны. В Анне Карениной воплощен образ человека, созданного для великой любви, но постигшего законы реальности, погубившей ее.

Анна произвела впечатление непохожей, на светскую даму или на мать восьмилетнего сына, но скорее походила на двадцатилетнюю девушку по гибкости движений, свежести и установившемуся на её лице оживлению, выбивавшемуся то в улыбку, то во взгляде, если бы не серьезное, иногда грустное выражение её глаз, которое поражало и притягивало Кити.

Она казалась многим, и даже самой себе хотела казаться, вполне счастливой, в действительности она была глубоко несчастна.

Тема одиночества в любви пронизывает весь роман. Ей также посвящена и вся история отношений Анны и Вронского. Любовь Анны и Вронского обречена в романе с самого начала и этому предшествует дурное предзнаменование - гибель сторожа под колесами поезда, прообраз гибели героини, гибели любви. Так уже само знакомство Анны с Вронским окрашено мыслью о смерти. И история любви оказывается историей смерти. Близость, установившуюся между Вронским и Анной, Толстой изображает как убийство.

С Вронским у нее связано представление о себе, как о любящей женщине, с Карениным -- как о безупречной матери их сына, и, о некогда верной жене. Анна хочет одновременно быть и той и другой.

Встреча с Вронским решила судьбу Анны. Как не старалась Анна по возвращению домой, жить по прежнему, этому уже не дано было сбыться. Любовь к Вронскому заставила пересмотреть все её взгляды на свою супружескую жизнь: «…Я поняла, что не могу больше себя обманывать, что я живая, что я не виновата, что бог меня сделал такою, что мне нужно любить и жить». Неумение обманывать других людей, искренность и правдивость вовлекают ее в тяжелый конфликт с Алексеем Александровичем Карениным и светским обществом. Судьба Каренина - несомненно, трагична, и многое в ней заставляет жалеть его. Он страдает от измены жены, но как-то очень своеобразно. Он пытается «отряхнуться от той грязи, которою она забрызгала его в своем падение», и продолжает идти по своему пути деятельной, честной и полезной жизни. Он живет умом, а не сердцем. Его рациональность подсказывает путь жестокого отмщения Анне. Алексей Александрович Каренин разлучает Анну с горячо любимым ею сыном Сережей. В полубессознательном состоянии она говорит, обращаясь к Каренину: -- «Я все та же... Но во мне есть другая, я ее боюсь -- она полюбила того, и я хотела возненавидеть тебя и не могла забыть про ту, которая была прежде. Та не я. Теперь я настоящая, я вся…» Героине приходится выбирать, и она делает свой выбор в сторону Вронского, но это губительный путь, который только сможет привести её к пропасти. Она идет по уготовленному ей пути, страдая и мучаясь. В единый узел противоречий сплелись любовь к любимому сыну, страсть к Вронскому, протест против нее светским обществом. Анна не в силах решить эти проблемы. Она хочет уйти от них. Она хочет жить счастливо: любить и быть любимой. Но для нее не достижимо простое человеческое счастье!

Вронский страстно полюбил Анну, это чувство заполнило всю его жизнь. Он защищает Анну перед светом, принимает на себя самые серьезные обязательства по отношению к любимой женщине. Во имя любви он жертвует военной карьерой: выходит в отставку и вопреки светским понятиям и нравам уезжает с Анной за границу. Чем больше Анна познает Вронского, тем сильнее она начинает его любить. Несмотря на полное осуществление того, чего он желал так долго, не был вполне счастлив… Попытки заняться политикой, книгами, живописью не дали результатов, и, в конце концов, уединенная жизнь в итальянском городе показалась ему скучной; было решено ехать в Россию.

Связь между Анной и Вронским прощалось ему, но не Анне. Дома и общества, в которых раньше она была желанной гостью, стали для нее закрытыми. Бывшие её знакомые отвернулись от нее. Лицемерно было все общество, с которым сталкивалась Анна. С каждым поворотом своей трудной судьбы она все более убеждалась в этом. Она искала честного, бескомпромиссного счастья. Вокруг же себя видела ложь, лицемерие, ханжество, явный и скрытый разврат. И не Анна судит этих людей, а эти люди судят Анну. Старая тетка Анны говорит Долли: «Их будет судить бог, а не мы». Сергей Иванович Кознышев, встретившись с матерью Вронского, в ответ на осуждение Анны говорит: “Не нам судить, графиня”.

Каренин не мог и не хотел понять, что делалось в душе Анны, так и Вронский был очень далек от этого. Любя Анну, он всегда забывал то, что составляло самую мучительную сторону его отношения к ней, - ее сына с его вопрошающим, противным, как ему казалось, взглядом. Потеряв для себя сына, Анна осталась только с Вронским. Она ради него и его честолюбивых планов пожертвовала всем: покоем, положением в обществе, сыном. Следовательно, привязанность ее к жизни наполовину уменьшилась, так как сын и Вронский были для нее одинаково дороги. Здесь разгадка того, почему она теперь стала так дорожить любовью Вронского. Для нее это была сама жизнь. Но Вронский с эгоистической природой не мог понять Анну. Анна была с ним и потому мало интересовала его. Между Анной и Вронским теперь все чаще и чаще возникали недоразумения, конфликты, споры. Причем формально Вронский, как ранее и Каренин, был прав, а Анна не права. При каждом отъезде Алексея Вронского, Анна Каренина терзалась в сомнения о его верности.

Последняя встреча Долли и Анны как бы подводит итог жизни той и другой. Разговаривая с Долли, Анна признается: «Ты пойми, что я люблю, кажется, равно, но обоих больше себя, два существа - Сережу и Алексея. Только эти два существа я люблю, и одно исключает другое. Я не могу их соединить, а это мне одно нужно. А если этого нет, то все равно. Все, все равно…» Судьба двух героинь как два противоположных варианта судьбы русских женщин. Одна смирилась и потому несчастлива, другая, напротив, осмелилась отстаивать свое счастье и тоже несчастлива.

Она потеряла все, к чему стремилась и что обрела, окружающая действительность предстала пред ней во всем своем страшном безжалостном облике, заставив шагнуть на перрон вокзала. Своей смертью она хотела наказать Вронского за свои мучения, переживания, страдания: «Туда! - говорила она себе, глядя в тень вагона, на смешанный с углем песок, которым были засыпаны шпалы, - туда, на самую середину, и я накажу его и избавлюсь от всех и от себя».

Проблема семьи - одна из определяющих в духовных поисках Л. Толстого и, в частности, в романе «Анна Каренина». Заметим, что «мысль семейная» волновала писателя еще в романе-эпопее «Война и мир», но там она была составляющей «мысли народной», потому что события произведения разворачиваются на фоне французско-русской войны 1812 г. Зато в «Анне Карениной» именно тема семьи является тем стержнем, который соединяет всю сюжетную конструкцию произведения от центра к периферии. Даже такие, по сути, эпизодические персонажи, как Сергей Кознишев, важные для раскрытия центральной темы романа - «мысли семейной» (этот персонаж не решается жениться с Варей, поскольку боится, что семейная жизнь повлечет разрушение привычного мира книжных формул, в котором он живет).

Не случайно, начиная уже с первой редакции, главная героиня была замужней женщиной из высшего общества. Причину трагедии Толстой изначально видел именно в Анне, но в процессе работы над романом взгляды автора на героиню и ее мужа несколько меняются. Судьба Анны Карениной изображена как безысходно-трагическая. А Алексей Каренин постепенно приобретает отталкивающих черт и начинает напоминать не человека, а какую-то машину, хотя читатель и сочувствует его горю.

Писатель не только воссоздал жизнь общества, но и изобразил основные «модели» семей, что существовали в нем. Поэтому некоторые критики усматривают в первой фразе романа еще один эпиграф к нему. Можно сказать, что эти слова - афористически выраженная основная мысль произведения: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».

Для подтверждения этой мысли автор рассказывает о семье Стіви Облонского. Уже в начале произведения подано краткую, но глубокую ее характеристику: «Все члены семьи и домочадцы чувствовали, что нет смысла в их сожительстве и что на каждом заезде люди, которые случайно сошлись, больше связаны между собой, чем они, члены семьи и домочадцы Облонских». Для самого Стіви семья - внешняя оболочка, необходимая часть общественного устройства. Показательны его рассуждения о том, что не может же он действительно быть верным своей жене. Он не раскаивался в том, что предал ее, а «только в том, что не умел лучше скрыть это от жены». Однако Облонский не лишен и положительных черт: он «чувствует тяжесть своего положения и уважает жену, детей и себя самого». Когда жена прощает его, Степан Аркадьевич испытывает счастье и радость, его мир снова обрел стабильности. Вероятнее всего, потом все будет так, как и раньше, разве что он, действительно, будет тщательнее скрывать свои увлечения. Очень метко характеризует понимание семьи и отношение к супружеской верности таких людей, как Стива, его сестра Анна в беседе с Долли: «Я знаю этих людей, как Стива, как они смотрят на это... Эти люди делают неверности, но свой домашний очаг и жена - это для них святыня. Как-то у них эти женщины остаются в презрении и не мешают семье. Они какую-то черту проводят непроходимую между семьей и этим. Я этого не понимаю, но это так».

Семья Карениных представляет другой тип отношений. Долли вспоминает, что, когда она находилась в Петербурге у Карениных, ей не нравился самый дом их; что-то было фальшивое во всем складе их семейного быта». Хотя Каренин - совершенно иной тип человека, чем Стива, их понимание семьи во многом подобное. Для Алексея Александровича Каренина семья - это не тепло семейного очага или доверительные отношения между ее членами, а прежде всего официально узаконенная форма отношений.

Узнав о чувствах Анны и Вронского, Каренин «чувствовал себя бессильным» что-то изменить, «он знал наперед, что все против него и что ему не дадут сделать то, что казалось ему теперь таким природніш и хорошо, а заставят сделать то, что дурно, но им кажется должным». Этот яркий факт подтверждает, что он живет в системе общественных условностей и норм. Нельзя сказать, что это совсем плохо, ведь он по-своему заботился о будущем Анны, Сережи и свое. «Он считал, что для Анны было бы лучше разорвать отношения с Вронским, - пишет Толстой. - Но, если они все считают, что это невозможно, он готов был даже вновь допустить эти сношения, только бы не стыдить детей, не лишиться их и не менять своего положения. Как ни было это дурно, это было все-таки лучше, чем разрыв, при котором она попадала в безвыходное, позорное положение, а он сам лишался всего, что любил». Однако решительная и радикальная Анна настолько непохожа на своего умеренного мужчины, насколько разными являются их представления о жизни. Конечно, при такой разнице между этими людьми, их семья держалась, видимо, на определенном ритуале, внешней видимости, что и Долли почувствовала, для которой смысл жизни - семья и прежде всего дети. Можно сказать, что Каренин, который живет не чувствами, а только умом, - один из «винтиков» государственного механизма. Поэтому семейная драма Анны приобретает более глубокого содержания, ведь речь идет о столкновении живой человеческой души с системой общественных устоев. Личная драма героини приобретает определенного социального «привкуса».

Следовательно, вряд ли семья Карениных крепче и счастливее (она тоже несчастна, но «по-своему»), чем семья Стіви и Долли Облонских. Даже наоборот, ведь семейный корабль Облонских все - таки выдержал жизненный шторм. Возможно, благодаря тому, что их семья держится на материнской самопожертвованию Долли.

Отчаянная попытка Анны и Вронского создать семью заканчивается крахом. Стоит отметить, что Вронский лишен единства и согласования всех интересов, поскольку для него семья и дело - это совершенно разные вещи. Однако такое сочетание всех интересов является характерной чертой любимых героев Толстого, которым он доверяет выражения собственных взглядов на жизнь.

По мнению писателя, для создания крепкой семьи мужчину и женщину, кроме искренней любви, должны связывать еще и общие интересы. Вронский же, хоть и искренне любит Анну, однако открывает ей лишь часть своей души. В таком случае создать счастливую семью невозможно. Для большинства героинь Л. Толстого идеальная семья - это искреннее и общее счастье. Поэтому трагедия Анны Карениной в своей основе является именно семейной, ведь ее идеалом является любовь бескомпромиссное и усеохоплююче. Убедившись, что для нее надежды на такое чувство нет и в то же время не видя смысла в другой жизни, она погибает.

Другой путь для решения подобной ситуации пытается найти в романе Левин. Однако, став счастливым семьянином, он одновременно переживает трагедию, что заставляет его не раз думать о самоубийстве. И только сильный испуг, искреннее переживание за жену и сына, которые попали в грозу, как будто становятся тем толчком, который ярко показал, что семья и судьбы всех ее членов стали смыслом его жизни. Для него, как и для автора романа, строить свою семью - это строить жизнь.

Недаром в конце романа Левин выражает свое главное моральное открытия, суголосне с позицией Льва Толстого: сУсе моя жизнь, независимо от того, что может случиться со мной, имеет несомненный смысл добра, который я властно заключить в него!»