Какое неорганическое вещество самое распространённое на земле? Состав и строение клеток Органические и минеральные вещества клетки.

Вода* Самое распространенное неорганическое соединение в живых организмах — вода. Ее содержание колеблется в широких пределах: в клетках эмали зубов воды около 10%, а в клетках развивающегося зародыша — более 90%. В среднем в многоклеточном организме вода составляет около 80% массы тела.

Роль воды в клетке очень велика. Ее функции во многом определяются химической природой. Дипольный характер строения молекул обусловливает способность воды активно вступать во взаимодействие с различными веществами. Ее молекулы вызывают расщепление ряда водорастворимых веществ на катионы и анионы. В результате этого ионы быстро вступают в химические реакции. Большинство химических реакций представляет собой взаимодействие между растворимыми в воде веществами.

Таким образом, полярность молекул и способность образовывать водородные связи делают воду хорошим растворителем для огромного количества неорганических и органических веществ. Кроме того, в качестве растворителя вода обеспечивает как приток веществ в клетку, так и удаление из нее продуктов жизнедеятельности, поскольку большинство химических соединений может проникнуть через наружную клеточную мембрану только в растворенном виде.

Не менее важна и чисто химическая роль воды. Под действием некоторых катализаторов — ферментов — она вступает в реакции гидролиза, т. е. реакции, при которых к свободным валентностям различных молекул присоединяются группы ОН" или НГ воды. В результате образуются новые вещества с новыми свойствами.

Вода в известной степени является теплорегулятором; за счет хорошей теплопроводности и большой теплоемкости воды, при изменении температуры окружающей среды, внутри клетки температура остается неизменной или ее колебания оказываются значительно меньшими, чем в окружающей клетку -. среде.

Минеральные соли. Большая часть неорганических веществ клетки находится в виде солей — либо диссоциированных на ионы, либо в твердом состоянии. Среди первых большое значение имеют катионы К + . Na + , Ca 2+ , которые обеспечивают такое важнейшее свойство живых организмов, как раздражимость. В тканях многоклеточных животных кальций входит в состав межклеточного «цемента», обусловливающего сцепление клеток между собой и упорядоченное их расположение в тканях. От концентрации солей внутри клетки зависят буферные свойства клетки.


молекулы аминокислот образуют связи между углеродом кислотной и азотом основной групп. Такие связи называются ковалентными, а в данном случае -пептидными связями:

Соединение двух аминокислот в одну молекулу называется дипептидом, трех аминокислот — трипептидом и т. д., а соединение, состоящее из 20 и более аминокислотных остатков, — полипептидом.

Аминокислоты имеют общий план строения, но отличаются друг от друга по строению радикала (R), которое весьма разнообразно. Например, у аминокислоты аланина радикал простой — СНз, радикал цистеина содержит серу — CH 2 SH, другие аминокислоты имеют более сложные радикалы.

Белки, выделенные из живых организмов животных, растений и микроорганизмов, включают несколько сотен, а иногда и тысяч комбинаций 20 основных аминокислот. Порядок их чередования самый разнообразный, что делает возможным существование огромного числа молекул белка, отличающихся друг от друга. Например, для белка, состоящего всего из 20 остатков аминокислот, теоретически возможно около 2x10 вариантов, отличающихся чередованием аминокислот, а значит, и свойствами различных белковых молекул. Последовательность аминокислот в полипептидной цепи принято называть первичной структурой белка.

Однако молекула белка в виде цепи аминокислотных остатков, последовательно соединенных между собой пептидными связями, еще не способна выполнять специфические функции. Для этого необходима более высокая структурная организация. Путем образования водородных связей между остатками карбоксильных и аминогрупп разных аминокислот белковая молекула принимает вид спирали {а- структура) или сладчатого слоя «гармошки» (/?- структура). Это вторичная структура белка (рис. 3.1, 3.2).


Буферноетыо называют способность клетки поддерживать слабощелочную реакцию своего содержимого на постоянном уровне. Буферные растворы характеризуются тем, что внесение в них или образование в процессе обмена веществ небольших количеств кислоты или щелочи не оказывает влияния на значения рН вследствие образования соединений с карбонатами, фосфатами или органическими молекулами. Внутри клетки буферность обеспечивается глав-ным образом анионами Н2РО4". Во внеклеточной жидкости и в крови роль буфера играют Н2СО3" и НСОз ". Анионы слабых кислот и слабые щелочи связывают ионы водорода (НГ) и гидроксил-ионы (ОН"), благодаря чему реакция внутри клетки практически не меняется.

Нерастворимые минеральные соли, например фосфорнокислый кальций, входят в состав межклеточного вещества костной ткани, в раковины моллюсков, обеспечивая прочность этих образований.

самое распространенное вещество на земле

Альтернативные описания

Растаявший лед

Самая распространенная на земле жидкость

Прозрачная бесцветная жидкость

. "Губит людей не пиво, губит людей..."

. "Как с гуся..."

. "Не разлей..."

. "Под лежачий камень... не течет"

. "аш два О"

. "в морях и реках обитает, но часто по небу летает, а как наскучит ей летать, на землю падает опять" (загадка)

. "тихая... берега подмывает" (посл.)

. "тонкая материя", оказавшаяся на первой ступени "лестницы природы", построенной в 18 веке швейцарским натуралистом Шарлем Бонне

Ты жизнь

65% человеческого тела

Без нее "и ни туды, и ни сюды"

Без нее жизни нет

Большая часть водки

В нее обычно прячут концы

Важнейшее неорганическое вещество для нас

Водка без алкоголя

Водка без спирта

Водород+ кислород

Второе к воде и медным трубам

Газированная...

Горячая и холодная в кране

Губит людей в отличие от пива

Губительница людей (песен.)

Дистиллированная...

Драгоценность в пустыне

Друзья - не разлей...

Ее в ступе не толкут

Ею поливают сад и огород

Жидкая колыбель жизни

Жидкость

Жидкость без вкуса, цвета и запаха

Жидкость в ванне

Жидкость, которая льется в пустых речах

Жидкость, которой много утекло

Жидкость, необходимая для существования всего живого

Из чего состоит снежинка

Именно в ее каплю советовали заглянуть римские мудрецы, "если хочешь познать мир"

Каким теплоносителем, как правило, охлаждают кипящий реактор

Камень точит

Картина российского художника С. Чуйкова "Живая..."

Колодезная...

Компонент бетона

Компонент водки

Лишняя в водке, по мнению пьяниц

Лучшее средство от жажды

Льется из крана

Малозначащий компонент водки

Минералка

Минеральная в бутылке

Минеральная, газированная

Мутная после ледохода

Мы пьем ее и в ней купаемся

Мы пьем ее и ею паримся

Наливают в ведро или в стакан

Наливают в чайник для кипячения

Наполнительница ванн и морей

Обязательное условие жизни

Одно из самых распространенных веществ в природе

Оказывается, из нее и сухим можно выйти

Оксид дейтерия или тяжелая...

Она льется в пустых речах

Она может течь, а может капать

Она не течет под лежачий камень

Основа всего живого на Земле

Основа жизни

Парное молоко в ночном озере

Партнер огня и медных труб

Питьевой союз двух газов

Плоть дождя

Плоть моря

По мнению французского химика Леонеля, молекула этого вещества напоминает персик, по бокам которого прикреплены два абрикоса

Популярный в Германии травяной ликер "Данцигская золотая...", содержит мельчайшие частицы сусального золота

Пресная...

Пресная в озере

Пресная в пруду

Пресная жидкость в пруду

Прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой химическое соединение водорода и кислорода

Проточная в джакузи

Прятка для концов

Растаявший лед

Рыбная среда обитания

Сбежала из ведра

Седьмая жидкость на киселе

Седьмая на киселе

Сжиженный лед

Согласно казахской пословице, без недостатка только бог, без грязи - только она

Содержим. решета согласно поговорки

Содержимое клепсидры

Содержимое реки и моря

Содержимое самовара

Соленая в море

Соленая влага моря

Соленая морская...

Спасение от жажды

Так называют линейную часть дистанции для одной лодки

Текучка из душа

Течет из крана

То, чем "дышат" рыбы

То, чем не разольешь настоящую дружбу

То, что возят на обиженных

То, что наливают из-под крана

Устаревшее античное созвездие

Утоляет жажду

Фильм А. А. Роу "Огонь, ... и медные трубы"

Химическое вещество без которого ни человек, ни животное долго не протянет

Химическое вещество в виде прозрачной жидкости

Ходит без ног, рукава без рук, уста - без речи (загадка)

Чем разбавляют спирт

Что в даосизме стало символом триумфа видимой слабости над силой

Что вскипает в самоваре

Что отмеряло время в античной клепсидре

Некипяч. чай без сахара и заварки

Партнёр огня и медных труб

С лица её не пить, согласно поговорке

Содержимое сливного бачка

1. На какие внешние раздражители реагируют простейшие (механические, химические, световые, звуковые)?
2. Чем отличается инфузория туфелька от амебы (наличие ложноножек, рта, ресничек, хлоропластов, двух ядер)?
3. Какие органеллы клетки выполняют пищеварительную функцию у простейших (аппарат Гольджи, рибосомы, лизосомы, митохондрии)?
4. Каковы функции митохондрий у простейших (синтез белка, синтез АТФ, расщепление пищи, дыхание)?
5.Какова функция малого ядра у инфузории туфельки (отвечает за процессы синтеза и роста, несет наследственную информацию, участвует в половом процессе)?
6. В чем сущность полового процесса у инфузории туфельки (размножение, обмен наследственной информации, рост)?
7. Какие простейшие имеют минеральный скелет (амебы, споровики, радиолярии, инфузории)?
8. Какие простейшие являются самыми древними на Земле (амебы, жгутиконосцы, ресничные, инфузории)?
9. Без чего амеба могла бы погибнуть (без пищи, без воды, без воздуха, без водорослей)?
10. Где происходит переваривание пищи у инфузории (в вакуоли, в клеточном рте, в желудке, в ядре)?

Какие утверждения верны?1Все живые организмы на Земле имеют клеточное строение.

2Бактериальные клетки имеют ядро.

3« бактерион» означает «палочка».

4Грибы – растения, лишенные хлорофилла.

5Микология наука о грибах.

6Клетки грибов имеют ядра.

7Лишайники – это организмы- симбионты.

8Водоросли - это древнейшие фотосинтезирующие организмы на Земле.

9Тело водорослей разделено на вегетативные органы.

10Все мхи имеют корень.

11Ризоиды – это разновидность корней.

12Гаметофит- это половое поколение растений.

13Листья хвоща имеют стеблевое происхождение.

14Папоротники не имеют корней.

18Основной признак покрытосеменных растений – наличие семени.

19Цветковые растения способны образовывать сложные сообщества.

20Основной признак двудольных растений- наличие двух семядолей в семени.
пишите + или-

Выпишите номера правильных утверждений: 1.Только растения могут поглощать энергию солнечного излучения. 2.Потребляя неорганические вещества (

углекислый газ,воду и минеральные соли), растение питается. 3.На полях после уборки урожая поглощённые растениями минеральные вещества не возвращаются в почву. 4.В лесу поглощённые растениями минеральные соли возвращаются в почву с опавшими листьями и хвоей. 5.Питание растения воздухом называется воздушным питанием. 6.С помощью хлорофилла из углекислого газа и воды в листе образуются органические вещества (сахар). 7.Автотрофы - организмы,способные самостоятельно синтезировать органические вещества из неорганических. 8.Зелёные растения поглощают энергию солнечного света и преобразуют её в энергию химических связей. 9.Роль зелёных растений называют космической потому, что они из космоса получают энергию солнечного света. 10.Поступившая из космоса энергия солнечного света запасается зелёными растениями в виде углеводов, жиров и белков. 11.С появлением на Земле зелёных растений образовался атмосферный кислород. 12. Кислород-вещество, необходимое для фотосинтеза и дыхания растения. 13. Дыхание-это расщепление сложных органических веществ на более простые, неорганические, и освобождение энергии химических связей. 14. Водный ток в растении зависит от всасывающей способности корневых волосков. 15. Обмен веществ-это питание и дыхание растений.

Тест по биологии Химический состав клетки для учащихся 6 класса с ответами. Тест состоит из 2 вариантов в каждом по 11 заданий.

1 вариант

1. Самое распространённое неорганическое вещество, входящее в состав живых организмов, -это

1) вода
2) соль кальция
3) поваренная соль
4) углекислый газ

2. Основное органическое вещество клетки — это

1) вода
2) белок
3) крахмал
4) соли кальция

3. Сахароза, или свекловичный сахар, который мы едим каждый день, представляет собой

1) белок
2) жир
3) углевод
4) нуклеиновую кислоту

4. Значение жиров в теле тюленя заключается в том, что они

1) образуют скелет
2) участвуют в сокращении мышц
3) хранят наследственную информацию
4) предохраняют от потери тепла

5. Главное значение нуклеиновых кислот в организме связано с

1) хранением наследственной информации
2) выработкой энергии
3) транспортом кислорода
4) образованием древесины

6.

А. Состав химических элементов, образующих клетки всех живых организмов, сходен.
Б. Только организмы животных состоят из клеток.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

7. Верны ли следующие утверждения?

А. Существуют химические элементы, которые встречают­ся только в живых организмах и отсутствуют в неживой природе.
Б. Большинство химических элементов находится в клетке в виде химических соединений.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

8. Верны ли следующие утверждения?

А. Вода способствует удалению из организма вредных веществ.
Б. Основная функция углеводов в клетке — энергетическая.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

9. Рассмотрите диаграмму. Укажите химическое соеди­нение, содержание которого в клетке составляет 70-80%.

1) вода
2) белки
3) углекислый газ
4) минеральная соль

10. Установите соответствие между химическими соединен­иями и группой веществ, к которой их относят.

Химические соединения

1. Белки
2. Жиры
3. Вода
4. Минеральные соли

Группа веществ

А. Органические вещества
Б. Неорганические вещества

11.

Ответьте на вопросы.

1. Укажите химические элементы, которые составляют основу клетки.
2. Каково значение солей кальция в живой природе?

2 вариант

1. Для большинства химических реакций, протекающих в клетке, необходима среда

1) спиртовая
2) водная
3) воздушная
4) жировая

2. Самая распространённая соль в составе живых организмов

1) соль магния
2) соль натрия
3) соль фосфора
4) соль лития

3. Крахмал, содержащийся в клубнях картофеля, представ­ляет собой

1) белок
2) жир
3) углевод
4) нуклеиновую кислоту

4. Основным источником веществ в клетке являются

1) белки
2) углеводы
3) минеральные соли
4) нуклеиновые кислоты

5. Передачу наследственных признаков от родителей к детям осуществляют

1) жиры
2) углеводы
3) нуклеиновые кислоты
4) минеральные соли

6. Верны ли следующие утверждения?

А. Живые организмы состоят из клеток.
Б. Химический элемент углерод широко распространён в живой природе

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

7. Верны ли следующие утверждения?

А. Процентное содержание разных химических элементов в клетке различно.
Б. Химические элементы, встречающиеся в живой природе, широко распространены в неживой природе.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

8. Верны ли следующие утверждения?

А. Белки составляют около половины всех органических веществ клетки.
Б. Жиры входят в состав тел неживой природы.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

9. На рисунке изображена раковина моллюска. Укажите химическое соединение, которое входит в состав раковины.

1) жиры
2) белки
3) соли кальция
4) нуклеиновые кислоты

10. Установите соответствие между химическими соединениями и группой веществ, к которой их относят.

Химические соединения

1. Углеводы
2. Вода
3. Минеральные соли
4. Нуклеиновые кислоты

Группа веществ

А. Органические вещества
Б. Неорганические вещества

11. Проанализируйте табличные данные.

Распространённость химических элементов в неживой природе

Ответьте на вопросы.

1. Существуют ли химические элементы, которые встре­чаются только в живых организмах?
2. Какой химический элемент широко распространён в неживой и живой природе?

Ответ на тест по биологии Химический состав клетки
1 вариант
1-1, 2-2, 3-3, 4-4, 5-1, 6-1, 7-2, 8-3, 9-1
10-ААББ
11.
1. О, С, Н, N — в совокупности составляют 98% содержимого клетки.
2. Входят в состав костной ткани и раковин моллюсков.
2 вариант
1-2, 2-2, 3-3, 4-2, 5-3, 6-3, 7-3, 8-1, 9-3
10-АББА
11.
1. Нет. Элементы, которые встречаются в живой природе, имеются и в неживой природе.
2. Кислород.