Чем особенна архитектура русских православных храмов? Католические иконы: отличия от православных Какой признак отличает православные.

Иногда полагают, что иконы есть только в православии. Это не совсем так. У католиков тоже есть иконы. Однако они имеют существенные отличия. Рассмотрим особенности иконописи и фото католических икон.

Как отличить

Существуют конкретные различия. Так, на католических изображениях левая рука святого лежит сверху правой, а на православных - правая сверху левой. Подписи на иконах в католичестве пишутся на латыни. А по православному канону - греческими. В русской традиции возможно и церковнославянскими буквами.

Отличия православных и католических икон

Итак. Главное отличие католической иконы от православной - большая «живость», эмоциональность изображения, что делает картину больше похожей на живопись. Изначально в католичестве существовало больше картин с библейским сюжетом, чем изображений святых. Поэтому средства выразительности - фигуры и выражения лиц, яркость красок - у католических и православных икон сильно отличаются. Например, у католического святого может быть изображена корона вместо нимба. В православной традиции такое невозможно. Всё это связано с предназначением иконы. В католичестве их чаще размещают для красоты и создания религиозной обстановки, а не для молитвы.

Сейчас в католичестве есть достаточное количество икон, не являющихся сюжетом, а представляющих собой изображение святого. Но и на них видна большая, чем на православных, эмоциональность выражения лица, прописанные детали и светотени. Могут присутствовать невозможные для православных икон детали, такие как сердце на католической иконе Божьей Матери "Непорочное сердце".

В чём смысл икон в католичестве и православии

Православных и католических икон обусловлены культурной традицией и некоторой разницей мировосприятия католиков и православных.

Изначально школа православной иконописи сформировалась под воздействием византийской школы. На неё, в свою очередь, было оказано большое влияние восточной традицией, характерными чертами которой были плавные линии, строгость, величественность, торжественность, сияние. Предназначение образа здесь - вызывать у человека молитвенный настрой, стремление к Богу, и ничего больше.

Католическая икона возникала в других обстоятельствах. Она возникала как иллюстрация на религиозную тему. Её задача - учить, наставлять, рассказывать библейскую историю, а не пробуждать молитвенное настроение. Чувственность икон стала одной из причин, по которой протестанты отказались от них, как от изображений, далеких от божественного.

Отличие канонов

В православии существует четко прописанный канон иконописи - правила создания иконы. Он был создан для того, чтобы иконописцы не привносили в иконы слишком много личного. Отклонения от него невозможны, кроме цветов, гамма которых может меняться в разных иконописных школах. Но тем не менее цвет всегда несёт смысловую нагрузку.

Например, по канону Божья Матерь одета в пурпурный плат (символ величия) и синий хитон (символ неба, вечного мира). Её икона обозначается МР-МФ. Всегда есть нимб. Следует отметить, что в православии встречаются изображения Богородицы в короне. Это заимствованный у католиков или униатов элемент. Корона в данном случае не заменяет нимб, а присутствует на иконе одновременно с ним.

Также есть свои каноны образа Иисуса Христа и святых. Портретного сходства по канону быть не должно, а узнаваемым образ делают характерные черты. Другие составляющие канона - двухмерность изображения, обратная перспектива (увеличение предметов по мере удаления), отсутствие теней. Все это предназначено для наилучшей передачи образа Божественного царства, в котором находятся святые.

Для католической иконы не существует канонов, регламентирующих её написание. Она представляет собой портрет или живописную картину, отличительной особенностью которых является присутствие святых и религиозный сюжет. Всё остальное продиктовано воображением художника. Католическая икона пишется автором. Чаще всего точно известен человек, её написавший. В православной иконописи, наоборот, обыкновенна анонимность, так как над иконой зачастую работают несколько иконописцев. Хотя часто говорят «икона Андрея Рублева» или «икона Феофана Грека», правильно было бы назвать их «икона школы Андрея Рублева» или «икона школы Феофана Грека».

Общие иконы

Есть иконы, равно почитаемые католиками и православными. Например, некоторые православные иконы Богородицы, такие как Казанская, Остробрамская и некоторые другие, почитаются католиками. Или же икона католической традиции «Умиление Серафимо-Дивеевская». Перед ней святой Серафим Саровский пребывал в молении. А также католическая икона Иисуса Христа «Гефсиманское моление» ("Моление о чаше").

Сравнение

Чтобы лучше ощутить разницу, рассмотрим изображение католической иконы Девы Марии (у нас она считается только картиной) - произведение Боттичелли «Благовещение», а также православную икону «Устюжское Благовещение», созданную в XII веке школой Андрея Рублева. Благовещение - праздник, одинаково почитаемый у христиан обеих конфессий.

"Благовещение" Сандро Боттичелли

Католические иконы более чувственны, на них изображены реальные люди, а не их образы. На религиозной картине Боттичелли Мария выглядит земной прекрасной девушкой, в эмоциональной позе, говорящей о её смущении перед Все детали картины четко прописаны - тени, элементы одежды, черты лиц. Есть перспектива - все предметы уменьшаются по мере отдаления; этого в православных иконах не существует. Присутствует подчеркнутое разделение пространства на внутреннее и внешнее, которого в православной иконописи нет: Архангел и Богородица находятся в помещении, за окном изображен пейзаж города.

Коричневые (в православии - символ тления и человеческой природы) и больше похожи на шляпы, выглядят как отдельные предметы. На православных иконах они всегда выполнены в светлых тонах и исходят от изображенного образа, представляя собой как бы исходящее изнутри сияние. Цвета картины не имеют символики.

Икона "Устюжское Благовещение"

Совершенно по-другому выполнена икона «Устюжское Благовещение». Действие происходит в другом, двухмерном измерении - отсутствует глубина. Это и светлый, золотистый фон, символизирующий Небесное Царство, подчеркивают отличие Богоматери и Архангела от обычных людей.

По некоторым деталям можно понять, что действие иконы все же происходит в конкретном месте - храме, но это пространство все равно другое, божественное, не от мира сего.

Фигуры вертикальные, без эмоциональных жестов и порывов. Вся икона как будто устремлена ввысь. Рука Архангела поднята для благословения, внешний вид Божьей Матери говорит о смиренном принятии Божьей воли. В отличие от картины Боттичелли, нет акцента на красоте одежды или лиц. Чистые, смиренные, безэмоциональные лица - характерная особенность православных икон.

Все цвета имеют значение: пурпурная одежда Девы Марии подчеркивает её величие, зеленые тона, присутствующие в одежде Архангела Гавриила, означают жизнь, радостную весть о зачатии новой жизни.

Таким образом, в православной иконе преобладает духовное; вертикаль, говорящая об устремленности к Небу. В картине Боттичелли, напротив, подчеркнуто земное начало, выражена горизонтальность изображения, как бы привязывающая действие к земле.

Тонкостей в построении дома Божьего достаточно много и их знает далеко не каждый зодчий. Но многие верующие могут определить, к какой религии принадлежит храм, только взглянув на него.

Особенности православного храма

Традиция строить прямоугольные храмы со сводчатым потолком и куполами пришла в Киевскую Русь из Византии. Для придания роскоши церковные купола покрывали зеленой или голубой краской, а в богатых областях – золотом.

Сегодня также архитектура православных храмов насыщена роскошью и плавными линиями. Количество куполов строго отвечает христианской символике и связано со святым или событием, которому посвящена церковь.

Красота внутренней отделки пленит каждого. Она всегда очень богата, сверкает множеством свечей и позолотой. А иконы, выполненные в аскетичном стиле, заключены в золоченый оклад. Алтарь отделен от верующих высоким, богато украшенным, часто резным, иконостасом.

Отличия архитектуры костела

Вытянутый, устремленный ввысь готический собор – что может быть краше? Только группа маленьких девочек, одетых в белое, чинно шествующих к первому причастию.

Кроме удлиненных верхушек костелы украшают статуи или иконы, изображающие Богоматерь. А внутренняя обстановка удивляет открытым алтарем и наличием скамеек для прихожан. Особое волнение вызывают натуроподобные изображения святых. Католический храм имеет исповедальню, множество фресок и цветные витражи. Часто в церкви присутствует кафедра, с которой проповедует священник.

Главным украшением любого католического храма является распятие и статуя Девы Марии.

Свобода вероисповедания в России предполагает право каждого практиковать какую угодно религию или не делать этого вовсе. Но в любом случае знание специальной терминологии полезно и для расширения общего кругозора, и для углублённого изучения особенностей родной страны. Важно правильно понять, в чём главное значение церкви, недаром во все времена она накладывала отпечаток на различные области деятельности государства - экономику, политику и культуру.

И людям, начинающим православную церковную жизнь, и воцерковлённым христианам следует иметь осознанное представление о тех местах , где проводятся религиозные обряды, об истории возникновения их названий и роли в современном обществе. Это знание несущественно для спасения души и обретения Царства Небесного, но учит правильно трактовать понятия и помогает ожиданиям от участия в богослужении соответствовать полученным впечатлениям.

Часто можно услышать вопрос о том, чем отличается храм от церкви или собора. С точки зрения архитектуры, главная задача представляется одинаковой для всех. Она заключается в обеспечении возможности верующим общаться со Спасителем и духовно близкими мирянами. Всё это дома Бога, где приносят искренние покаяния, просят об отпущении грехов и даровании жизни вечной, благодарят Господа за всё и радуются его милостям. А о том, в чём разница между церковью и храмом, собором и часовней, будет рассказано ниже.

Что такое храм

Этим термином называется архитектурное сооружение, построенное во славу Господа и используемое для совершения религиозных обрядов и проведения богослужений. Что значит слово «храм»? Это древнерусское «хоромы» или «храмина», применявшееся для обозначения жилых помещений крупных размеров.

Считается, что первым православным храмом стала горница обычного дома, в которой произошла Тайная вечеря накануне дня, когда Иисус Христос был предан Иудой и принял крестные страдания. Здесь Спаситель преподал ближайшим ученикам заповеди о любви и смирении, предсказал будущее христианской церкви и всего мира. Здесь произошла первая Божественная литургия или Евхаристия - Таинство претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

Это заложило основы православного храма - специально отведённого помещения для общения с Господом посредством проведения молитвенных собраний и совершения религиозных Таинств. Храм - сакральное место с жертвенником и алтарём, в котором наиболее явственно ощущается присутствие Бога. Пришедшим сюда можно помолиться, покаяться в грехах, попросить заступничества, пообщаться с верующими единомышленниками.

Форма постройки храма глубоко символична и может иметь один из видов:

  • Корабль (базилика) - самая древняя конфигурация. Образно выражает мысль о том, что вера - ковчег спасения человечества, плывущий в вечность по бушующему житейскому морю.
  • Крест - основа Церкви, память о распятии Христа, инструмент и средство спасения рода людского.
  • Круг - символ вечности, говорит о безграничности и нерушимости существования православия.
  • Восьмиконечная звезда - сияющий путеводный свет истины на тёмном небосклоне невежества и заблуждений. Он напоминает людям о Вифлеемской звезде, которая привела волхвов к месту рождения младенца Иисуса.

Снаружи храм венчается куполами с крестами и часто имеет колокольню . Внутреннее пространство помещения делится на 3 составляющих:

  • алтарь, где находится престол;
  • центральная часть, которая и есть храм;
  • притвор, специальная пристройка.

На престоле в алтарной части совершается таинство причащения - Евхаристии, бескровного жертвоприношения. У входа обычно размещается паперть, а в дополнительном внутреннем притворе в давние времена совершались трапезы. Большой храм имеет много алтарей, для которых пристраивают приделы. Ежедневно может совершаться столько литургий, сколько есть в храме приделов, а все Евхаристии приносят разные батюшки.

Каждый храм освящается в чью-либо честь (Святой Троицы, Спасителя, Богородицы, святого великомученика или престольного праздника) и носит соответствующее название: Преображенский, Свято-Михайловский и т. п. Часто приделы тоже бывают посвящены кому-то и получают его имя, но весь храм называется в честь того, во чью славу освящён главный престол.

Понятие церкви

Слово «церковь», которое в переводе с греческого означает «дом Господа », несёт большую смысловую нагрузку. В православной традиции есть два понятия того, какая бывает церковь:

  • Религиозное здание. Это и христианский храм, и собор тоже.
  • Религиозная организация или сообщество людей, объединённых исповеданием, в этом случае - верой во Христа.

Как культовое сооружение церковь в сравнении с храмом имеет значительно меньший размер и более скромное внутреннее убранство: до 3 куполов и 1 пастыря, отправляющего службы. В её единственном приделе совершается одна литургия в день, а установка трона или кафедры для предстоятеля не предусмотрена вовсе.

Как главное сообщество всех верующих Церковь Христова включает в себя:

  • Церковь Небесную Торжествующую. Это Богородица, Ангелы, святые угодники, души усопших праведников.
  • Церковь Земную Воинствующую. Это все живущие на свете христиане, которые борются за спасение души и стяжание Святого Духа.

Одна из главных православных молитв «Символ веры » называет Церковь Святой, Соборной и Апостольской. Это - единое богочеловеческое собрание всех христиан, живущих и усопших, которых сплотили Евангельский Дух, Таинства и Благодать. Иисус Христос, установивший эту Церковь ещё более 2 тыс. лет назад и ставший её начальником, невидимо управляет паствой, крестит, исповедует и причащает мирян и духовенство.

В архитектурном смысле у церкви такое же предназначение и те же возможности, что и у храма. Но в лице православной организации и живой общности верующих она играет важную роль наставника и воспитателя своих духовных детей. Если сравнить высказывания: «Завтра в шесть часов вечера в церкви на площади состоится праздничное богослужение» и «Православная церковь решительно не одобряет однополые браки», то в первом случае легко вместо слова «церковь» придумать и подставить «храм», а во втором - нет.

Особенности собора

Название «собор» произошло от старославянского «собрание », «съезд» и получило в христианской традиции разные смысловые значения:

  • Собор Апостольский - встреча в Иерусалиме, устроенная апостолами и пресвитерами в 49 г. для обсуждения условий, необходимых для принятия язычников в христианство.
  • Собор Церковный - собрание представителей церкви для решения вопросов вероучения, дисциплины религиозной и нравственной жизни, стратегии руководства христианским обществом.
  • Главный храм местности: монастыря или всего города, где отправляют службы архиерей и несколько священников.
  • Собор Святых - важный церковный праздник, совместно прославляющий подвиги святых, которые объединяются исторически или территориально.

Обычно одна главная городская или монастырская церковь носит название собора, но иногда их бывает и несколько, т. к. в разных местностях существуют свои традиции. Главное отличие собора от других строений состоит в его грандиозных размерах. Богослужения проводятся с участием как минимум трёх священников, а праздничные обряды совершают высшие духовные чины: патриархи и архиепископы. Для этого специально устраивается кафедра архиерея (правящего епископа), и тогда собор будет именоваться Кафедральным.

Украшение собора значительно более помпезно, алтарей же, как и в храме, может быть несколько. Когда кафедру архиерея переносят в другую церковь, название «собор» у храма не отнимается, а остаётся пожизненно. Во всех крупных российских городах есть бережно хранимые величественные соборы. Они завораживают взгляды туристов, живо интересующихся такими достопримечательностями, а для верующих давно стали местом благодатного общения со Всевышним.

Определение часовни

Часовня тоже помещение для чтения молитв, которое отличается совсем маленькими размерами. Здесь есть иконы и свечи, но нет алтаря и престола, поэтому совершение Литургий допускается только в особых случаях . Часовни строят в городах и сёлах, на дорогах и кладбищах, как правило, в память о важном моменте в жизни верующих, которым было, например, явление чудотворной иконы или источника.

Поводя итоги проведённого исследования, можно выделить такие главные моменты, которые кратко обобщают всё сказанное выше:

  1. Храм - это всегда архитектурное сооружение, тогда как церковь бывает и строением, и религиозной организацией, и сообществом последователей определённого культа вероисповедания.
  2. Церковь всегда однозначно христианская, а храм может принадлежать к любой конфессии, быть древнегреческим или даосским.
  3. С точки зрения архитектуры они отличаются количеством куполов и расположением на карте местности. Храмы обычно имеют более 3 маковок и воздвигаются в значимых, центральных районах поселений. Церкви - менее 3, и могут строиться на отшибе.
  4. Размер всегда имеет значение. Величественные здания с богатыми богослужениями, от которых «дух захватывает», в народе называют храмами. Церковью, а иногда и «церквушкой», зовут более простое строение меньшего размера, которое рассчитано на небольшой приход. Постройку совсем маленькую и без алтаря именуют часовней, а главные религиозные сооружения величают Соборами.
  5. В храме может быть несколько алтарей с престолами, и потому ежедневно тут свершаются сразу две или три литургии. В церкви имеется один алтарь, поэтому эта служба совершается только раз в сутки.
  6. Для обозначения любых зданий, где проходят православные требы, можно безошибочно говорить и «храм», и «церковь». Если нужно подчеркнуть архитектурное величие христианского строения или рассказать о культовом сооружении древних греков, говорят «храм».

Иерархический принцип и структура должны соблюдаться в любой организации, в том числе и в РПЦ, которая имеет собственную церковную иерархию. Наверняка каждый человек, посещающий богослужения либо иным образом вовлечённый в деятельность церкви, обращал внимание на то, что каждый священнослужитель имеет определённый чин и статус. Это выражается в разном цвете одеяния, виде головного убора, наличии либо отсутствии украшений, праве проводить те или иные священнодействия.

Иерархия священнослужителей в РПЦ

Священнослужителей Русской православной церкви можно разделить на две большие группы:

  • белое духовенство (те, кто могут заключать брак и заводить детей);
  • чёрное духовенство (те, кто отреклись от мирской жизни и приняли монашеский сан).

Чины в белом духовенстве

Ещё в ветхозаветном писании говорится о том, что до Рождества пророком Моисеем были назначены люди, задачей которых было стать промежуточным звеном в общении Бога с людьми. В современной церковной системе эту функцию исполняют белые священники. Низшие представители белого духовенства не имеют священного сана, к ним относятся: алтарник, псаломщик, иподиакон.

Алтарник — это человек, который помогает священнослужителю в проведении служб. Также таких людей называют пономарями. Пребывание в этом чине - обязательная ступень перед получением священного сана. Человек, исполняющий обязанности алтарника, является мирским, то есть он вправе покинуть церковь, если передумает связывать свою жизнь со служением Господу.

В его обязанности входит:

  • Своевременное зажжение свечей и лампад, контроль за их безопасным горением;
  • Подготовка одеяний священников;
  • Вовремя подносить просфор, кагор и прочие атрибуты религиозных обрядов;
  • Разжигать огонь в кадиле;
  • Подносить полотенце к губам во время причащения;
  • Поддержание внутреннего порядка в церковных помещениях.

В случае надобности алтарник может звонить в колокола, читать молитвы, однако ему воспрещается касаться престола и находиться между алтарём и Царскими вратами. Алтарник носит обыкновенную одежду, сверху надевается стихарь.

Псаломщик (иначе - чтец) - ещё один представитель белого низшего духовенства. Его главная обязанность: чтение молитв и слов из святого писания (как правило, они знают 5−6 основных глав из Евангелия), объяснение людям основных постулатов жизни истинного христианина. За особые заслуги может быть посвящён в иподиакона. Эта процедура осуществляется священнослужителем более высокого ранга. Псаломщику разрешено надевать подрясник и скуфью.

Иподиакон - помощник батюшки в проведении служб. Его одеяние: стихарь и орарь. При благословении архиереем (он же может возвести псаломщика или алтарника в сан иподиакона) иподиакон получает право касаться престола, а также заходить в алтарь через Царские врата. Его задача: обмывать руки священника во время богослужений и подавать ему необходимые для обрядов предметы, например, рипиды и трикирий.

Церковные саны православной церкви

Вышеперечисленные служители церкви не имеют священного сана, а, следовательно, не являются церковнослужителями. Это обыкновенные люди, живущие в миру, однако желающие стать ближе к Богу и церковной культуре. На свои должности они принимаются с благословения церковнослужителей, находящихся выше рангом.

Диаконская степень церковников

Диакон - низший чин среди всех церковников, имеющих священный сан. Его основная задача - быть помощником попа при богослужении, в основном они занимаются чтением евангелия. Самостоятельно проводить богослужение диаконы не имеют права. Как правило, несут свою службу в приходских церквях. Постепенно этот церковный сан утрачивает своё значение, и их представительно в церкви неуклонно сокращается. Диаконскую хиротонию (процедуру возведения в церковный сан) осуществляет архиерей.

Протодиакон - главный дьякон при храме или церкви. В прошлом веке этот сан получался диаконом за особые заслуги, в настоящее время необходимо 20 лет служения в низшем церковном сане. Протодиакон имеет характерное одеяние - орарь со словами «Свят! Свят! Свят». Как правило, это люди с красивым голосом (они исполняют псалмы и поют на богослужениях).

Пресвитерская степень служителей

Иерей в переводе с греческого означает «жрец». Младший титул белого духовенства. Хиротонию также осуществляет архиерей (епископ). В обязанности иерея входит:

  • Проведение таинств, богослужений и иных религиозных обрядов;
  • Проведение причащения;
  • Нести заветы православия в людские массы.

Иерей не имеет права освящать антиминсы (плат материи из шёлка либо льна со вшитой в него частицей мощей православного мученика, находящийся в алтаре на престоле; необходимый атрибут для проведения полной литургии) и проводить таинства рукоположения священства. Вместо клобука носит камилавку.

Протоиерей - титул, которым награждают представителей белого духовенства за особые заслуги. Протоиерей, как правило, является настоятелем храма. Его одеяние во время проведения богослужений и церковных таинств - епитрахиль и риза. Протоиерей, награждённый правом носить митру, называется митрофорным.

В одном соборе могут служить несколько протоиереев. Посвящение в протоиереи осуществляется епископом с помощью хиротесии - возложения рук с молитвой. В отличие от хиротонии проводится в центре храма, вне алтаря.

Протопресвитер - высшее звание для лиц белого духовенства. Присваивается в исключительных случаях в качестве награды за особые заслуги перед церковью и обществом.

Высшие церковные чины относятся к чёрному духовенству, то есть, таким сановникам запрещено иметь семью. Представитель белого духовенства также может встать на этот путь, если отречётся от мирской жизни, а его супруга поддержит мужа и пострижётся в монахини.

Также на этот путь вступают сановники, ставшие вдовцами, так как они не имеют права повторно вступать в брак.

Чины чёрного духовенства

Это люди, принявшие монашеский постриг. Им запрещено заключать брак и заводить детей. Они полностью отрекаются от мирской жизни, давая обеты целомудрия, послушания и нестяжания (добровольного отказа от богатства).

Низшие чины чёрного духовенства имеют множество сходств с соответствующими чинами белого. Иерархию и обязанности можно сравнить при помощи следующей таблицы:

Соответствующий чин белого духовенства Чин чёрного духовенства Комментарий
Алтарник/Псаломщик Послушник Мирской человек, который принял решение стать монахом. По решению игумена его зачисляют в братию монастыря, выдают подрясник и назначают испытательный срок. По его окончании послушник может решить, становиться ли ему монахом либо вернуться к мирской жизни.
Иподьякон Монах (инок) Член религиозной общины, давший три монашеских обета, ведущий аскетичный образ жизни в монастыре либо самостоятельно в одиночестве и отшельничестве. Не имеет священного сана, следовательно, не может совершать богослужения. Монашеский постриг совершается игуменом.
Диакон Иеродиакон Монах в сане диакона.
Протодиакон Архидиакон Старший диакон в чёрном духовенстве. В Русской православной церкви архидиакон, несущий службу при патриархе, называется патриаршим архидиаконом и принадлежит к белому духовенству. В крупных монастырях главный диакон также имеет сан архидиакона.
Иерей Иеромонах Монах, имеющий сан священника. Иеромонахом можно стать после процедуры хиротонии, а белые священники - через монашеский постриг.
Протоиерей Изначально - настоятель православного монастыря. В современной Русской православной церкви чин игумена даётся как награда иеромонаха. Часто чин не связан с управлением монастырём. Посвящение в игумены производит архиерей.
Протопресвитер Архимандрит Один из высших монашеских чинов в православной церкви. Возложение сан происходит через хиротесию. Чин архимандрита связан с административным управлением и монастырским настоятельством.

Епископская степень священнослужителей

Епископ принадлежит к разряду архиереев. В процессе рукоположения они получили высшую господнюю благодать и поэтому имеют право на проведение любых священных действий, в том числе проводить хиротесию диаконов. Все епископы имеют одинаковые права, старшим из них является архиепископ (имеет те же функции, что и епископ; возведение в сан осуществляет патриарх). Только епископ имеет право благословить службу антимисом.

Носит красную мантию и клобук чёрного цвета. К епископу принято следующее обращение: «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Является руководителем местной церкви - епархии. Главный священник округа. Избирается Священным Синодом по приказу патриарха. В случае необходимости в помощь епархиальному архиерею назначается викарный епископ. Архиереи носят титул, включающий название кафедрального города. Кандидат в архиереи должен быть представителем чёрного духовенства и возраст старше 30 лет.

Митрополит - высший титул епископа. Подчиняется непосредственно патриарху. Имеет характерное одеяние: голубая мантия и клобук белого цвета с крестом, выполненным из драгоценных камней.

Сан даётся за высокие заслуги перед обществом и церковью, является древнейшим, если начинать отсчёт со становления православной культуры.

Выполняет те же функции, что и епископ, отличаясь от него преимуществом чести. До восстановления патриаршества в 1917 году в России было только три епископских кафедры, с которыми обычно соединялся сан митрополита: Санкт-Петербургская, Киевская и Московская. В настоящий момент в Русской православной церкви насчитывается более 30 митрополитов.

Патриарх - высший сан православной церкви, главный священник страны. Официальный представитель РПЦ. С греческого патриарх переводится как «власть отца». Его избирают на Архиерейском соборе, которому и отчитывается патриарх. Это пожизненный сан, низложение и отлучение от церкви человека, получившего его, возможно лишь в самых исключительных случаях. Когда место патриарха не занято (период между смертью прошлого патриарха и выборами нового), его обязанности временно исполняет назначенный местоблюститель.

Имеет первенство чести среди всех епископов РПЦ. Осуществляет управлению церковью совместно со Священным Синодом. Контактирует с представителями католической церкви и высшими сановниками других конфессий, а также с органами государственной власти. Издаёт указы об избрании и назначении архиереев, руководит учреждениями Синода. Принимает жалобы на архиереев, давая им ход, награждает клириков и мирян церковными наградами.

Кандидат на патриарший престол должен быть архиереем РПЦ, иметь высшее богословское образование, в возрасте не моложе 40 лета, пользоваться доброй репутацией и доверием церкви и народа.

Продолжаем цикл духовных бесед с архимандритом Маркеллом (Павуком), духовником Киевских духовных школ.

– Отче, мы все погрязли в осуждении… Что это за напасть?

– В «Лествице» прп. Иоанн Синайский отожествляет осуждение с клеветой и практически ставит знак равенства между ними.

– Почему так?

– Есть такое выражение: «Каждый судит в меру своей испорченности». Когда мы даем оценку другому человеку, наше мнение, как правило, субъективно, потому что мы смотрим на ситуацию сквозь призму своих страстей. Мы вроде бы с «благими намерениями» осуждаем, но на самом деле клевещем. Преподобный советует стараться не отвлекаться на недостатки других людей, а больше себе внимать.

В целом, если человек ведет правильную духовную жизнь, ему некогда заниматься грехами других людей, потому что у него самого работы непочатый край и нет времени и сил анализировать недостатки других.

Когда человек не занят внутренним деланием, он замечает: Иван такой-то, Мария такая-то… Он всю свою энергию тратит на то, чтобы других пересуживать.

– Получается, что осуждение – это показатель, верующий ли человек на самом деле или только номинально…

– Действительно, именно наше отношение к другим людям выдает то, насколько мы верующие. Люди крепкой веры более склонны себя осуждать, потому что они все время заботятся о том, чтобы достойно предстать перед Богом, а если вера слабая, то они не себя, а других осуждают.
К примеру, в теленовостях наблюдается сплошное осуждение: все плохие и все плохо.

Неосуждение других не означает, что мы, христиане, елейные и никак не должны реагировать на происходящее вокруг нас зло. Следует лишь осознавать, что зло начинается в душе каждого из нас. Побеждая в себе даже самую маленькую страсть, мы наносим сокрушительный удар по мировому злу. Вот почему прп. Серафим учит: «Стяжи дух мирен, и возле тебя спасутся тысячи».

Если один человек падает в грех, тогда и другие люди, которые слабее его, опускаются еще ниже, а когда он поднимается, то и окружающие тянутся за ним. Никого не осуждать научиться непросто. Этому можно научиться лишь по мере видения каждым человеком своих грехов.

– Золотое правило «Не судите, да не судимы будете».

– Вот именно! Интересный факт: в русском языке клевета и ложь – синонимы. А в «Лествице» прп. Иоанна эти понятия различаются. Клевету преподобный отожествляет с осуждением, а ложь – это сознательное желание причинить вред и боль другому человеку. Если клевета и осуждение несут отпечаток неосознанного действия, человек при этом руководствуется «благими намерениями», то ложь – это крайняя степень нечестия, когда люди лгут осознанно.

К сожалению, если посмотреть на мир глазами монаха, беспристрастно, то кругом сплошная ложь. Осознанная или неосознанная. Из нее, конечно же, хочется вырваться.

Преподобные старцы говорят: если у вас хватает сил исполнять заповеди Божии в миру, среди всей его неправды – живите в миру, а если нет – уходите в монастырь.

Исходя из собственного опыта, скажу: монашество – это желание вырваться из плена лжи.

Беседовала Наталья Горошкова

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ