Морской музей в таллине с подводной. Лётная гавань в Таллине - самый крутой морской музей! Как работает Морской музей в Таллине - "Леннусадам"

Пишет Ирина Кузьмина из Калининграда: После посещения Таллина в прошлом году, у меня осталось два неисполненных желания. Первое это побывать в музее «Лётная гавань» и второе каким-нибудь образом проникнуть в Горхолл, поснимать интерьеры, посмотреть в каком состоянии находится самый грандиозный культурно-спортивный комплекс города, доставшийся столице Эстонии в наследство от Советского Союза.

2.

Восхищаться можно начинать прямо с порога. Ведь само здание уже является интереснейшим и уникальным благодаря тому, что это первое и самое большое безопорное железобетонное сооружение в мире. Построено в 1916-1917 гг. в качестве базы для царских гидросамолётов. Чарльз Линдберг, осуществлявший первый одиночный полёт через Атлантический океан, приземлился тут в 1930 году.

3. Макет ангара.

Но это всё цифры и сухие факты, а теперь представьте, какой детский совершенно искренний восторг испытываешь внутри музея. Ты как будто попадаешь в маленькую вселенную, созданную исключительно для тебя! Сколько бы ни было людей в музее, все они как-то равномерно разбредаются по площадке и становятся совершенно незаметными. Всё, ты остаешься один среди криков чаек, шума прибоя, невероятного обнимающего индиго и, конечно, приключений.

4.

Пространство внутри музея подчиняется своей уникальной концепции. Осмотр начинается со второго яруса, имитирующего поверхность воды на которой висят разные лодочки, парусники, бакены. На дне (первом ярусе) можно увидеть мины разных конфигураций, остов парусника 1550-х годов. Справа якобы причал с артиллерийскими орудиями и пришвартованной подводной лодкой «Лембит», а в воздухе завис британский гидроплан-торпедоносец «Шорт-184» времён Первой Мировой войны. Ну как голове не закружиться от всего этого военно-технического разнообразия?

5. На дне.

6. На уровне воды. Моторная лодка 1930-х годов из Билленеса, Финляндия.

7. Бакены.

8. Гидроплан-торпедоносец «Шорт-184».

9. Парусники. Смотрятся как лебеди! Красота!

10.

11.

12. Причал.

13. Аттракционы.

14.

15.

Но жемчужиной музея является всё-таки подводная лодка «Лембит», спущенная на воду в 1936 году. Удивительно, но еще в 2011 году, до списания, она была самой старой действующей подводной лодкой в мире! Идем внутрь!

16.

Вот странно, не могу сказать, что я прям балдею от всяких инженерно-технических штук, но от посещения кораблей, подводных лодок, различных судов вряд ли откажусь! Обожаю смотреть на машинные отделения, всякие переключатели, трубы, провода, переходники и прочие датчики. Это ведь как поэзия и романтика, одновременно нашедшие своё техническое воплощение.

17.

18.

19.

«Лембит», кстати, как и пропавший без вести «Калев», до сих пор являются единственными подводными лодками в истории мореходства Эстонии. Построены обе были в Англии, но своему государству так толком послужить и не смогли. «Калев» пропал без вести в 1941 году, предполагается, что подорвался на мине и затонул, обломки так до сих пор и не найдены.

20.

21.

Помимо экспозиции в ангаре можно посмотреть причал «Лётной гавани», где стоят военные катера, небольшие, как я понимаю, частные парусники и лодочки и, конечно, пароход-ледокол «Суур Тылл».

22.

23.

24.

Судно построено в 1914 году в Германии на судостроительном заводе „VulcanWerkeAG”. Некогда один из самых мощных ледоколов в мире, этот пароход ходил под флагами царской России, Финляндии и Эстонский Республики под названиями «Царь Михаил Фёдорович», «Волынец», «Вяйнямёйнен» и «Суур Тылл».

25.

На корабле можно посмотреть машинное и котельное отделение, каюту капитана и команды, кают-компанию, кухню, экспозиционный зал.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

Музей этот совершенно невероятный, гулять здесь можно полдня точно, а если озадачиться и пройти все аттракционы, то пропасть можно на целый день, и не пожалеть об этом!

37.

Морской музей Эстонии (эст. Eesti Meremuuseum) - музейная экспозиция на морскую тематику, также связанную с рыболовством для научных исследований и подводной археологией.

История

Открыт 16 февраля 1935 года в здании Управления Водных Путей на Байковском причале торгового порта (сейчас территория терминала «D»). Первый директор - капитан Мадис Мей.

В 1940 году, после установления в Эстонии Советской власти, музей был упразднен, а его коллекции разделены между различными музеями. В конце 1950-х годов на старых музейных коллекциях в Таллине был открыт Таллинский городской музей, Морской музей - воссоздан в 1960 году.

В настоящее время музейная экспозиция размещена в башне «Толстая Маргарита» в Таллине (отреставрированной к Олимпийским играм в Москве 1980 года, реконструкция была завершена в 1981 году). В экспозиции представлена история мореплавания, местного судостроения, портового и маячного хозяйства. Особого внимания заслуживает коллекция находок, поднятых со дня Балтийского моря. Также тут представлено водолазное оборудование разных времен.

Во внутреннем дворе - экспозиция под открытым небом.

Во внутреннем дворе музея

На верхнем ярусе башни «Толстая Маргарита» оборудована смотровая площадка на Таллинский порт. Представлен старый фонарь (1951-1998) Суурупского верхнего маяка.

Филиалы музея

Музей мин - расположен в здании единственного сохранившегося в городе порохового погреба на улице Уус (постройка 1748 года). В экспозиции представлены мины от крепостных до современных и представляющие мины военных флотов Англии, Германии, России, Финляндии, Франции и Эстонии.

Историческая гидрогавань (Лётная гавань) - экспозиция исторических кораблей, как под открытым небом, так и в бывших лётных ангарах. В экспозиции представлены следующие корабли: паровой ледокол «Суур Тылл» (1914г), подводная лодка «Лембит» (1936), тральщик «Калев» (1967), патрульный катер «Гриф» (1976), полномерная копия Short Type 184, английского гидроплана, который использовался в эстонских вооруженных силах. Интерактивная экспозиция Морского музея в бывших лётных ангарах повествует о военно-морской истории Таллинна и Эстонии. Летные ангары, построенные в 1916 и 1917 годах, являлись частью Морской крепости Петра Великого. Эти ангары являются первыми железобетонными бесколонными конструкциями такой величины в мире. Чарльз Линдберг, осуществлявший первый одиночный полёт через Атлантический океан, приземлился тут в 1930 году.

Время работы:

Май - сентябрь: Пн-Вс 10.00-19.00 Октябрь - апрель: Вт-Вс 10.00-19.00 В государственные праздники Эстонии музей открыт с 10.00 до 17.00 с 5-го августа ледокол Суур Тылль открыт с 10.00 до 17.00

Музей гидроаэропорт Леннусадам – это место, где можно увидеть корабли и суда XIX-XX веков, посетить их отсеки, ознакомится с жизнью моряков, а также проникнуть внутрь самого старого сохранившегося подводного минного заградителя и узнать о его боевом пути в составе двух флотов. Леннуссадам – лучшее место в Таллине для тех, кто хочет своими руками прикоснутся к истории флота.

Гидроаэропорт был построен в 1916 году, как часть крепости Петра Великого. Использовался до 1941 года после чего долгое время был заброшен. В 1996 был взят под охрану государством, как памятник старины В 2012 году в его ангарах была открыта вторая экспозиция Морского музея Эстонии. В Леннусадаме можно увидеть:

  • подводный минный заградитель «Лембит»
  • ледокольный пароход «Суур-Тыл»
  • патрульный катер «Грифф»
  • патрульные суда «Сууроп» и «Торм»
  • копию британского гидросамолета «Шорт-184»

В Летной гавани созданы все условия для передвижения инвалидов и детей в колясках по всей территории гидроаэропорта, кроме подводной лодки.

Вход в «Лембит» в музее осуществляется через предусмотренный конструкцией люк, а не через специально оборудованный вход, как это делается в других подобных музеях.

Удивительно, но факт, что в музее можно отмечать дни рождения детей, а во время каникул открывается детский городской лагерь во время пребывания в котором ребята смогут узнать больше об истории флота и его выдающихся руководителях. В Леннусадаме регулярно проводятся мероприятия для взрослых: ночь ужасов в Хеллоуин, фотоохота на ледоколе и многие другие.

Как добраться?

Чтобы добраться до летной гавани необходимо подъехать на автобусе №3 или трамваях №№1,3 до остановки «Линнахалль» (Linnahall). Дойти до ул. Суур-Патарей (Suur-Patarei) с которой свернуть на ул. Вана-Каламая (Vana-Kalamaja). Прогулявшись 200м в гору необходимо пройти на ул. Кюти (Küti), а с нее повернуть на ул. Ода (Oda), с которой будет видно авиационные ангары.

Также до гавани ходят двухэтажные автобусы City Tour красного и синего маршрутов. Они отправляются с площади Виру и идут в гавань. Воспользовавшись одним из них можно подъехать прямо к музею, не петляя по улочкам возле него. Двухсуточный проездной билет на экскурсионные автобусы обойдется в 13 евро.

Из пассажирского порта Таллина можно прогуляться до музея по дорожке для пробежек Kulturkilometer.

На автомобилях фирмы Tulka takso – официального партнера музея – можно добраться до гавани за 15-30 минут из любой точки города всего за 5-6 евро. Короткий номер вызова такси – 1200.

Припарковать автомобиль можно только на бесплатной парковке возле музея, которая никогда не бывает заполненной. Окрестные улицы очень узкие и оставить там машину будет проблематично.

Время и стоимость посещения

Стоимость посещения Летной гавани составляет 14 евро для взрослых, 7 евро для детей и студентов, 28 евро для семей из 2 взрослых и 2 детей.

Стоимость посещения только кораблей в музее составляет 5 евро для взрослых, 3 для детей и студентов, 10 для семей.

За билеты, дающие возможность посещения обоих экспозиций морского музея (в гидроаэропорту и башне Толстая Маргарита) придется заплатить 16 евро взрослым, 8 детям и студентам, 30 семьям.

Люди, часто бывающие в столице Эстонии, могут купить годовой абонемент в морской музей. Его стоимость составляет 35 евро для взрослых, 20 для детей и студентов, 65 для семей.

Летная гавань открыта:

  • с мая по сентябрь – с 10 до 19 часов без выходных
  • с октября по апрель с 10 до 18 часов, выходной в понедельник

Кассы прекращают работу за час до закрытия экспозиции. Музей не работает 24-25 декабря, а в дни государственных праздников Эстонии открыт с 10 до 17 часов, но территория его территория открыта для посещения ежедневно с 8 до 22.

Интерактивная экспозиция Морского музея в бывших Лётных ангарах повествует о волнующей военно-морской истории Таллинна и Эстонии, обещая море восторга для всей семьи.

Наиболее ценным экспонатом новой экспозиции музея является построенная в Великобритании подводная лодка «Лембит» водоизмещением 600 тонн. Подводная лодка была построена в 1936 году для Эстонского флота, и служила во Второй мировой войне под советским флагом. Лодка оставалась на службе 75 лет, будучи самой старой работающей подлодкой в мире до прошлого года, когда она была поднята на берег.

Еще одним волнующим экспонатом является полномерная копия Short Type 184, английского гидроплана, который так же использовался в эстонских вооруженных силах. Это был первый самолет, атаковавший корабль врага выпущенной с воздуха торпедой. Поскольку ни один из оригинальных гидропланов этого типа не сохранился, самолет, находящийся в Летной гавани Таллинна, является единственной полномерной копией этого самолета во всем мире.

Лётная гавань - это отличный пример современного живого музея. Здесь все сделано для того, чтобы не просто рассматривать экспонаты, но погрузиться с головой атмосферу. Даже внутреннее пространство и экспозиции музея поделены на три уровня, в соответствии с реалиями морской жизни.
Первый - подводный уровень - это дно музея и дно моря. Здесь можно увидеть рыб, глубинные бомбы и останки затонувшего корабля (копия деревянного корабля Маасилинна, построенного в ХVI веке). Пол расписан под морские карты с указанием глубин и особенностей подводного рельефа. Вода в светильниках под потолком создает реалистичную рябь и блики на «дне» моря. Здесь же покоится и подводная лодка, но чтобы попасть в нее нужно подняться на поверхность.

Второй - уровень поверхности воды. Здесь все, что плавает на поверхности, лодки, ялики, большие и маленькие буи, надводные сооружения, береговое вооружение. Отсюда перекинут мостик на подводную лодку «Лембит», в которую можно спуститься и почувствовать себя настоящим подводником.
Третий уровень - надводный, где в свободном полете парит гидроплан. Каждые 10-15 минут происходит небольшое представление, которое имитирует налёт на военно-морскую базу. Изображение атакующего гидроплана проецируется на потолок. Его появление сопровождается гулом моторов и звуками выстрелов, создавая вполне реалистичную картину для посетителей музея.

И детям, и взрослым понравится «поиграть» в интерактивных зонах музея. Например, можно поднять в воздух или посадить в аэропорту Таллинна небольшой самолет на симуляторе аэроплана, погрузиться на симуляторе подводной лодки, попробовать провести радиоуправляемые модели кораблей по уменьшенной копии Таллинского порта, сбить пару-тройку самолетов с помощью береговой зенитки или запустить бумажный самолетик, так чтобы он пролетел через сужающийся тоннель.

Вне ангаров посетители могут осмотреть коллекцию исторических судов, в том числе ледокол «Большой Тылль» (Suur Tõll), самый большой в Европе ледокол на паровом двигателе.

Часть экспозиции морского музея, расположенная в показывает мирную часть морской истории.
Еще один филиал - , расположен в здании единственного сохранившегося в городе порохового погреба (постройка 1748 года). В экспозиции представлены мины военных флотов Англии, Германии, России, Финляндии, Франции и Эстонии.

Итак, небольшой отчет о нашем посещении филиала Морского музея - гавани Леннусадам (Lennusadam Seaplane Harbour).

Леннусадам - часть основанного в 1935 году Морского музея Эстонии, постоянная экспозиция которого размещена в орудийной башне Толстая Маргарета, построенной в 1529 году и входящей в комплекс Больших морских ворот Таллина. Он знакомит с историей мореплавания и рыболовного промысла страны.

Основная экспозиция музея Леннусадам расположена в огромных ангарах, построенных в начале XX века и предназначенных для стоянки гидросамолетов.
Когда мы были здесь в январе, ангары были закрыты, посмотреть можно было только корабли в порту и ледокол. Сейчас музей открылся после ремонта:

Здесь есть аквариум, шхуны, яхты, орудия береговой обороны и т.д. Также посетители музея могут увидеть исторические гидросамолеты и подводную лодку "Лембит".

C помощью новейших технологий внутри ангаров создана иллюзия нахождения в воде. Интерактивная часть экспозиции включает в себя симуляторы гидросамолета и подводной лодки, а также специальный аттракцион, где туристы смогут попробовать свои силы в навигации по Таллинскому заливу.
Смотрим фото (ввиду специфического освещения качество фотографий не очень хорошее, но представление о месте дает):

Структура построения экспозиции сильно напоминает музей корабля Ваза в Стокгольме: тот же тусклый синеватый цвет, та же галерея вокруг основных экспонатов на втором этаже.

Обнаружился даже танк

В центре находится подводная лодка Лембит. Ее можно осмотреть не только со стороны, но и спуститься внутрь.

Немного информации:
Спуск на воду -7 июля 1936
Тип корабля - Торпедно-минная подводная лодка
Обозначение проекта - Kalev
Разработчик проекта - Vickers and Armstrongs Ltd.
Скорость (надводная) - 13,5 узлов
Скорость (подводная) - 8,5 узлов
Рабочая глубина погружения - 70 м
Предельная глубина погружения - 90 м
Автономность плавания - 20 суток
Экипаж - 32 человека (в т. ч. 4 офицера) - EST;
38 человек (в т. ч. 7 офицеров) -СССР

Длина наибольшая - 59,5 м
Ширина корпуса наиб. - 7,24 м
Силовая установка - Дизель-электрическая
Торпедно-минное вооружение - 4 носовых ТА x 533 мм, 8 торпед, 20 мин

«Ле́мбит» (эст. Lembit) - эстонская подводная лодка, построенная в 1937 году в Великобритании по заказу эстонского правительства, второй корабль типа «Калев». В 1940 году лодка вошла в состав Краснознамённого Балтийского флота СССР. С 1979 года - музейный корабль в Таллине.

Эстонский старейшина Лембиту в 1211 году возглавил борьбу племён эстов против вторгшегося на эстонские земли Ордена меченосцев. Лембиту погиб в бою 21 сентября 1217 года и почитается в Эстонии как народный герой.

18 сентября 1940 года на «Лембите» был поднят советский военно-морской флаг. Лодка была включена в состав Балтийского флота. В связи с этим на корабле произошло почти полное обновление экипажа.

Во время Великой Отечественной войны командиром лодки был назначен капитан второго ранга Матиясевич.

1 августа 1994 года «Лембит» был зачислен в список кораблей Эстонских ВМС кораблём под № 1. 16 мая 2011 года на «Лембите» был спущен военно-морской флаг. 20 мая 2011 года «Лембит» отбуксировали к слипу и 21 мая 2011 подняли с помощью надувных подушек на берег.

До 2011 года «Лембит» находился на стоянке в порту Таллина и являлся филиалом Эстонского морского музея, открытым для посещения. В отличие от большинства других подводных лодок-музеев, в которых проделаны специальные входы для посетителей, в «Лембит» экскурсанты попадают через один из предусмотренных проектом входов - торпедопогрузочный люк в первом отсеке. «Лембит» входит в число немногих сохранившихся подводных лодок времён Второй мировой войны и в 2011 году являлся самой старой подводной лодкой в мире из всё ещё находившихся на плаву. В 2011 году корабль был поднят из воды и перебазирован в царский ангар для гидросамолётов на сухое хранение. Доступ экскурсантов открылся 12 мая 2012 года.

Торпедные аппараты

На площадке под открытым небом доступны для посещения музейные суда. Смотрим:

В основном, корабли еще на ремонте, поэтому пока их можно осмотреть только снаружи.

Здесь же находится и исторический ледокол Suur Tõll, открытый для посещения. О нем следующий пост.

Posted via