Подрядные контракты и торги в строительстве. Виды подрядных торгов

Торги – это способ закупки товаров, размещения заказов и выдачи подрядов, который предполагает привлечение к определенному, заранее установленному сроку предложений от нескольких поставщиков или подрядчиков и заключение контракта с тем из них, предложение которого наиболее выгодно организаторам торгов по ценам или другим коммерческим условиям. Цель организации торгов – повышение эффективности производства, качества строительства и надежности сооружаемых объектов на основе конкуренции.

Виды торгов:

  • 1. Открытые – к участию привлекаются все желающие организации, как российские, так и иностранные. На открытых торгах обычно размещаются заказы на стандартное оборудование, а также на небольшие по объему подрядные работы.
  • 2. Открытые с предварительной квалификацией участников.
  • 3. Закрытые по приглашениям. Привлекаются определенные фирмы, которым высылаются специальные приглашения. На закрытых торгах размещаются заказы на уникальное, сложное и специальное оборудование и т.д.
  • 4. Единичные с организацией, выбранной заказчиком. При единичных торгах их организаторы обращаются только к одной фирме без привлечения конкурентов, но с соблюдением внешней формы и процедуры торгов по правилам данной страны. Единичные торги проводятся в исключительных случаях, когда оборудование или товар можно купить у единственной фирмы-монополиста, а заключение обычного контракта для государственных организаций запрещено законом.
  • 5. В последнее время, с развитием интернет-технологий, торги осуществляются преимущественно в форме электронных аукционов, когда информация размещается на сайте специализированной организации – организатора торгов. Она же осуществляет и прием предложений, а также организует процедуру выбора победителя.

Часто в процедуре торгов используется слово "тендер". Оно может иметь различные значения:

  • – извещение о предстоящих торгах, приглашение ряда фирм, обладающих необходимой базой для участия в торгах, специальное приглашение на закрытые торги;
  • – комплект тендерной документации;
  • – формуляр предложения, составленный организатором торгов в составе тендерной документации;
  • – предложение организации, желающей принять участие в торгах;
  • – закрытая процедура (без приглашения участников торгов), в результате которой определяется контрагент, с которым впоследствии будет заключаться контракт.

Основные участники подрядных торгов.

  • 1. Заказчик – лицо, для которого создается объект торгов. Выполняет при проведении торгов следующие функции:
    • – принимает решение о проведении подрядных торгов;
    • – определяет лицо, которое будет выполнять функции организатора торгов;
    • – контролирует работу организатора торгов и участвует в работе тендерного комитета через своих представителей;
    • – устанавливает окончательные условия контракта и заключает его.
  • 2. Организатор торгов – лицо, которому заказчик поручил проведение торгов. Выполняет следующие функции:
    • – подготавливает документы для объявления торгов, осуществляет публикацию объявления и рассылку приглашений;
    • – формирует тендерный комитет;
    • – направляет и контролирует деятельность тендерного комитета и привлекаемых консультационных организаций по подготовке необходимой документации;
    • – утверждает результаты торгов;
    • – рассматривает апелляции на решения тендерного комитета;
    • – ликвидирует тендерный комитет;
    • – несет все расходы по подготовке и проведению торгов.
  • 3. Тендерный комитет (ТК) – постоянный или временный орган, созданный заказчиком или организатором для организации и проведения торгов. Выполняет следующие функции:
    • – производит сбор заявок на участие в торгах, на предварительную квалификацию;
    • – проводит предварительную квалификацию претендентов;
    • – организует разработку и распространение тендерной документации и решает вопросы изменения этой документации и процедур;
    • – проводит ознакомление претендентов с тендерной документацией и дает необходимые разъяснения;
    • – обеспечивает сбор, хранение и оценку представленных оферт;
    • – осуществляет процедуру торгов и ее оформление;
    • – определяет победителя или принимает иное решение по результатам торгов и представляет его на утверждение;
    • – публикует в СМИ отчет о результатах торгов.

Все решения тендерного комитета принимаются на закрытых заседаниях в присутствии не менее 2/3 состава открытым голосованием простым большинством голосов. При равном количестве голосов решающим является голос председателя. Решение ТК оформляется протоколом, который подписывается всеми участниками голосования. Заказчик вправе утвердить или отменить решение ТК.

  • 4. Претендент – лицо, решившее принять участие в торгах до момента регистрации оферты. Претендент имеет право:
    • – получать от ТК исчерпывающую информацию по условиям и порядку проведения подрядных торгов;
    • – обращаться в ТК с просьбой об отсрочке предоставления оферты в письменном виде.

Лицо приобретает статус претендента с момента обращения в ТК для участия в торгах и утрачивает его в следующих случаях:

  • – по желанию претендента – на любой подготовительной стадии;
  • – вследствие непрохождения предварительной квалификации, невнесения первого задатка к моменту представления оферты;
  • – вследствие нарушения условий торгов. С момента регистрации претендент приобретает статус оферента.
  • 5. Оферент – лицо, от имени которого представлена оферта (предложение заключить договор). Оферта – это комплекс документов, письменно подтверждающий намерение претендента участвовать в торгах и заключить контракт в отношении конкретного предмета торгов на условиях, определенных заказчиком в тендерной документации с учетом дополнительных предложений претендентов.
  • 6. Консультационная фирма может привлекаться организатором торгов и тендерным комитетом для проведения предварительных исследований и выдачи заключения о целесообразности выставления на торги конкретного объекта, подготовки тендерной документации, разработки условий предварительной квалификации, оценки оферт и выдачи рекомендаций о заключении контракта, оценки предложений и просьб претендентов и г.д. Она может также привлекаться и претендентом для разработки оферты (но это должна быть другая фирма).
  • 7. Кредитно-финансовое учреждение является участником торгов, если организатор торгов открывает специальные счета в нем для финансирования операций, связанных с проведением подрядных торгов, в том числе по депонированию гарантийных залогов, а также для проведения расчетов.

Рассмотрим этапы проведения торгов.

  • 1. Подготовка торгов. После принятия заказчиком решения о проведении торгов основные функции на этом этапе выполняются тендерным комитетом. Он подготавливает и публикует объявление о торгах, которое содержит:
    • – наименование заказчика и организатора торгов;
    • – наименование вида торгов и предмета торга;
    • – краткую характеристику места строительства; ориентировочный объем и сроки выполнения работ;
    • – условия исполнения контракта, необходимость учета ряда ограничений;
    • – адрес, сроки, условия приобретения тендерной документации;
    • – срок предоставления оферт.

Тендерная документация – комплект документов, содержащий исходную информацию о технологических, коммерческих, организационных и иных характеристиках объекта и предмета торгов, а также об условиях и процедуре торгов. Как правило, она содержит следующие основные разделы:

  • – приглашение для участия в торгах;
  • – общие сведения об объекте и предмете торгов;
  • – техническая часть (проектная документация) и коммерческая часть тендерной документации;
  • – инструкции оферентам;
  • – форма заявки претендента на участие в торгах;
  • – условия и порядок проведения торгов;
  • – проект контракта.

Тендерный комитет распространяет тендерную документацию среди всех потенциальных участников торгов за определенную плату.

  • 2. Представление предложений участниками торгов. В международной практике реализуется в различных формах:
  • 1) оферент заполняет и подписывает все страницы проформы тендера, указывая в ней свою цену и другие конкурсные условия. Проформа тендера – это формуляр, подлежащий заполнению и подписанию оферентом, если он согласен взять на себя все обязательства по выполнению работы в соответствии с общими и специальными условиями тендерной документации;
  • 2) оферент представляет тендер (оферту), составленный им самим и полностью соответствующий условиям тендерной документации.

Оферты принимаются в двух конвертах. Во внешнем – заявка на участие в торгах, копия платежного поручения, подтверждающая внесение первого задатка. При приемке оферты проводится формальная экспертиза, т.е. проверка полноты внешнего конверта. Во внутреннем конверте содержатся предложения претендента и банковская гарантия, и он должен быть запечатан претендентом на момент подачи оферты.

Первый задаток – форма обеспечения исполнения претендентом принятого на себя обязательства участвовать в торгах на условиях организатора торгов и нести все связанные с этим риски. В международной практике величина задатка составляет до 2% от цены предмета торгов. Задатки, внесенные участниками торгов (кроме победителя) возвращаются им в течение времени, указанного в тендерной документации. Задаток отчуждается, если претендент:

  • – не сохранит силу и неизменность своего предложения в течение времени, определенного в тендерной документации или предложенного претендентом;
  • – откажется заключить официальное соглашение с заказчиком после того, как его предложение будет принято заказчиком, до истечения срока действия предложения.

Претендент имеет право, принимая в целом условия, содержащиеся в тендерной документации, прилагать отдельные поправки к этим условиям, а также представить альтернативное предложение.

Претендент представляет в ТК следующие документы:

  • – заявку на участие в подрядных торгах, в которой сообщаются решение претендента принять участие в торгах на условиях тендерной документации и реквизиты претендента;
  • – копию платежного поручения о внесении первого задатка;
  • – банковскую гарантию или временное поручительство;
  • – справку о заключенных в последние 12 месяцев контрактов с указанием основных условий контрактов, с перечнем субподрядчиков;
  • – оферту.

Структура оферты:

  • 1) сведения об организации: полное наименование, юридический адрес, почтовые реквизиты; профилирующее направление деятельности; заверенные копии регистрационных и уставных документов; лицензии на определенные виды деятельности; сведения о филиалах и дочерних организациях; годовой объем работ за последние три года (аналогичных предмету торгов); банковские реквизиты; данные по составу и квалификации персонала; численность административно-управленческого персонала; перечень оборудования, необходимого для выполнения работ; данные о финансовом положении (баланс и отчет о прибылях и убытках за последние три года); сведения о платежеспособности претендента, подписанные уполномоченным банком; перечень офисных и производственных помещений; опыт и стаж работы претендента в области, определяемой предметом торгов; фотографии, книги, статьи, отзывы заказчиков, подтверждающие опыт претендента и его способность выполнить представленные на торгах работы;
  • 2) техническая часть: схемы и графики производства работ; графики поставки строительной техники и технологического оборудования; календарные планы выполнения работ; состав привлекаемых материальных и трудовых ресурсов; перечень привлекаемых субподрядчиков и транспортных организаций; режим рабочего времени и подготовки кадров; предложения по охране окружающей среды и технике безопасности;
  • 3) коммерческая часть: цена предмета торгов, условия пересмотра цен; условия, виды и методы внесения платежей, предполагаемая форма оплаты, порядок финансирования, условия кредитования.
  • 3. Оценка оферт и выбор победителя подрядных торгов. После вскрытия заявок участники не имеют права вносить в них какие-либо изменения.

Показатели для оценки технической части:

  • – временные параметры (сроки начала и завершения работ, ввода объекта в эксплуатацию, поставок продукции и т.п.);
  • – показатели качества продукции или услуг;
  • – показатели, характеризующие организацию работ с точки зрения соблюдения мер безопасности, охраны здоровья работающих и охраны окружающей среды;
  • – показатели, характеризующие уровень организации управления;
  • – технический уровень средств производства, используемых оферентом;
  • – показатели, характеризующие степень использования местных ресурсов;
  • – технические и имущественные гарантии, предоставляемые оферентом.

Показатели для оценки коммерческой части:

  • – цена предмета торгов;
  • – метод учета изменений уровня цен в соответствии с инфляцией и макроэкономическими рисками;
  • – условия и порядок финансирования и кредитования подрядных работ.

Результаты торгов представляются организатору для утверждения в трехдневный срок после принятия решения, после чего организатор в течение недели рассматривает и утверждает их. Организатор может принять следующие решения:

  • – подписание соглашения о намерениях между заказчиком и оферентом с целью проведения дальнейших переговоров;
  • – подписание контракта между заказчиком и оферентом;
  • – проведение повторных торгов.

После утверждения их результатов торги считаются закрытыми.

4. Подписание контракта. Оферент, выигравший торги, обязан внести второй гарантийный залог, представляющий форму обеспечения обязательства исполнения принятого на себя оферентом обязательства заключить контракт и выполнить подрядные работы или поставку продукции. После выполнения контракта залог возвращается подрядчику.

Оферент, выигравший торги и заключивший контракт, имеет право назначить и объявить вторичные торги на выполнение части работ, обусловленных контрактом.

  • 3. Ценообразование и сметное нормирование в строительстве
  • 3.1. Особенности ценообразования в строительстве. Определение сметной стоимости строительства
  • Сметно-нормативная (информационная) база ценообразования в строительстве
  • Состав и структура сметной стоимости
  • Методы определения стоимости строительства
  • Общие положения
  • Практическое задание
  • Составление калькуляции транспортных расходов
  • На доставку материалов, изделий
  • Методические указания к расчетам
  • Практическое задание Составление калькуляции стоимости материалов Методические указания к расчетам
  • Практическое задание
  • Локальный сметный расчет затрат на устройство шероховатой поверхностной обработки из битумной эмульсии и щебня фракции 10-15мм с применением щебнераспределятиеля-26
  • Практическое занятие
  • Локальная смета на устройство дорожной одежды
  • Практическое задание Составление локальной сметы базисно-индексным способом Методические указания к расчетам
  • Исходные данные
  • Локальная смета на устройство дорожной одежды
  • 3.2. Себестоимость, прибыль, рентабельность в строительстве
  • Понятие и виды себестоимости смр
  • Структура себестоимости смр. Планирование (расчет) себестоимости смр
  • Направление снижения себестоимости работ и строительной продукции
  • Понятие прибыли, ее образование и расходование
  • Практическое занятие Составление калькуляции затрат себестоимости производства продукции
  • 4. Ресурсы отрасли и предприятий в строительстве
  • 4.1. Основные фонды и средства строительных организаций Состав и структура основных фондов
  • Износ и амортизация основных фондов
  • Показатели и направления улучшения использования основных фондов
  • Практическое занятие Определение стоимости основных производственных фондов и анализ эффективности их использования
  • 4.2. Оборотные фонды и средства строительных организаций Состав, структура оборотных средств
  • Показатели оборачиваемости оборотных средств
  • Пути ускорения оборачиваемости оборотных средств
  • Практическое занятие Расчет потребности и анализ эффективности использования оборотных средств
  • 4.3. Экономические основы организации материально-технической базы транспортного строительства и обеспечения объектов материально-техническими ресурсами.
  • 5. Экономическое обоснование и моделирование инвестиционно-строительной сферы
  • 5.1. Основные участники инвестиционно-строительной сферы
  • Категории, принципы и модели экономических отношений в инвестиционно-строительной сфере
  • Формирование отношений между субъектами инвестиционно-строительной сферы
  • 5.3. Экономические основы проектирования транспортных сооружений
  • Понятие проекта и его роль в повышении эффективности капитальных вложений
  • Экономическое обоснование развития сети автомобильных дорог и транспортных сооружений
  • Экономические изыскания для проектирования транспортных сооружений
  • Оценка и выбор вариантов конструктивных решений транспортных сооружений
  • 5.5. Планирование производственно-хозяйственной деятельности
  • Оперативное планирование.
  • Практическое занятие Формирование производственной программы (план строительного производства) дорожной ремонтно-строительной организации
  • Практическое задание Планирование технического развития дорожной ремонтно-строительной организации
  • 5.6. Оценка экономической эффективности строительства и реконструкции транспортных сооружений
  • 6. Экономика, организация и нормирование труда в строительстве
  • 6.1. Эффективные формы и методы организации труда
  • 6.4. Производительность труда в строительстве и кадры в строительстве транспортных сооружений Производительность труда и методы измерения
  • Кадры в строительстве
  • Сущность экономической категории заработной платы и требования к оплате труда
  • Организация тарифной системы оплаты труда в строительстве
  • Формы и системы оплаты труда в строительстве
  • Совершенствование оплаты труда
  • Практическое задание Расчет затрат труда и заработной платы по производственным нормам (еНиР) на устройство дорожной одежды участка автомобильной дороги
  • Практическое задание Распределение коллективного фонда оплаты труда в бригаде рабочих
  • Практическое занятие Расчет показателей по труду и заработной плате квартального плана работ дорожной ремонтно-строительной организации
  • 7. Регулирование инвестиционно-строительной деятельности
  • 7.1. Управление строительством объектов в системе управления проектом
  • Концепция управления проектами
  • Предынвестиционные исследования
  • Организационная структура управления проектами
  • Планирование проекта и затрат (стоимости)
  • Контроль и регулирование в управлении проектом
  • Срока графика). Δt – отставание срока ввода (прогноз)
  • 7.2. Экономическая безопасность предприятий отрасли
  • 7.3. Swot-анализ деятельности строительных предприятий
  • 7.4. Step-анализ деятельности строительных предприятий
  • 8. Финансовые взаимоотношения в строительстве
  • 8.1. Финансовые и налоговые системы в строительстве
  • Сущность финансово-кредитной системы
  • Финансирование и кредитование капитальных вложений
  • Безналичные расчеты в строительстве
  • Система налогообложений строительных организаций
  • Налог на прибыль
  • Прочие налоги
  • 8.2. Отчетность и анализ производственно-хозяйственной деятельности организаций транспортного строительства.
  • 1.2. Подрядные торги в строительстве

    Основные понятия, используемые при проведении подрядных торгов

    Подрядные торги – форма размещения заказов на строительство, предусматривающая выбор подрядчика для выполнения работ и оказания услуг на основе конкурса.

    Объект торгов – производственный или непроизводственный объект, к которому относится предмет торгов.

    Участник торгов – лицо, имеющее право принимать участие в торгах, в их подготовке, проведении, утверждении результатов торгов.

    Заказчик – лицо, для которого строится, реконструируется или оснащается объект торгов.

    Организатор торгов – лицо, которому заказчиком поручено проведение торгов.

    Тендерная документация – комплект документов, содержащих исходную информацию о технических, коммерческих, организационных и иных характеристиках объекта и предмета торгов, а также об условиях и процедуре торгов.

    Тендер – конкурсная форма проведения подрядных торгов, представляющая собой соревнование представленных претендентами оферт с точки зрения их соответствия критериям, содержащимся в тендерной документации.

    Претендент – лицо, решившее принять участие в торгах до момента регистрации оферты.

    Оферта – предложение заключить контракт в отношении конкретного предмета торгов на условиях, определяемых в тендерной документации.

    Оферент – лицо, от имени которого представлена оферта.

    Альтернативное предложение – предложение, представляемое одновременно с основным, содержащее отличающиеся от основного предложения условия.

    Роль заказчика в проведении торгов

    Заказчик является ключевой фигурой в проведении торгов. Именно он принимает решение об их проведении, он утверждает их результаты. Заказчик непосредственно взаимодействует со всеми субъектами подрядных торгов – собственно с организатором торгов, тендерным комитетом, экспертами, инженерно-консультационными организациями, проектировщиками, подрядчиками, поставщиками технического оборудования, материалов и изделий и др.

    Разработка процесса подготовки и проведения подрядных торгов по заданному объекту является одной из первостепенных задач, которую должен решать заказчик до принятия решения о проведении торгов – на стадии прогнозирования строительства объекта. При этом он должен учитывать следующие особенности этого процесса. Подготовка, организация и проведение торгов – процесс творческий и не может быть полностью формализован: в каждом конкретном случае он должен чётко отражать концепции участников торгов. К подготовке документов, необходимых для проведения торгов, их анализу, оценке и выработке, исходя из них, рекомендаций для принятия решения желательно привлекать разработчиков или экспертов различных специальностей – юристов, проектировщиков, строителей. Документы, относящиеся к торгам, должны составлять взаимосвязанную единую систему. При этом каждый документ должен носить целостный (самостоятельный) характер.

    Прежде чем приступить к разработке организационной схемы процесса проведения подрядных торгов, руководителю организации заказчика необходимо определить должностное лицо в его организации, которое будет от имени заказчика координировать и направлять всю его деятельность, связанную с организацией и проведением подрядных торгов. Роль координатора или координирующей группы заключается в том, чтобы обеспечить бесперебойность и устойчивые темпы выполнения работ по разработанной схеме (плану) процесса организации и проведения торгов.

    На рис. 1.1 приведена общая типовая схема технологического процесса проведения подрядных торгов.

    Рис. 1.1. Общая организационная схема процесса подрядных торгов

    Подготовка подрядной организации к участию в подрядных торгах

    Подрядным организациям отечественного строительного комплекса целесообразно начинать подготовку к участию в подрядных торгах заблаговременно. Этому должны способствовать маркетинговые исследования , которые проводятся до разработки бизнес-плана подрядной организации и формализуются в нем в виде конкретных разделов, определяющих стратегию маркетинга 1 .

    Для успешного участия оферентов на торгах важное значение имеет строгое соблюдение всех положений и требований, указанных в условиях тендерной документации, четкое составление предложения по строго определенной форме. Без соблюдения этих требований выиграть торги практически не реально, поскольку их организаторы имеют право не только отклонять, но и совсем не рассматривать предложения, не соответствующие оговоренным условиям.

    Помимо соблюдения всех этих формальностей, предложения участников торгов должны быть надлежащим образом подписаны, заверены печатью оферента и своевременно направлены организаторам торгов.

    Разработка предложения, как правило, должна возглавляться руководителем проекта предложения. Проект предложения представляет собой комплекс высокоприоритетных краткосрочных задач и, как правило, разрабатывается в пределах финансовых возможностей организации-претендента на участие в подрядных торгах. Поэтому он имеет жесткий бюджет и подвергается интенсивному контролю со стороны высшего руководства. Руководитель проекта предложения заранее определяется высшим звеном руководства организации. В организации, где работа по подготовке предложений продолжается непрерывно, для этого может быть создана группа из руководителей проектов предложений, обладающих опытом и способных исполнять роль катализаторов в проведении такой работы в условиях ограниченного бюджета и жестких временных рамок. Персонал по подготовке предложений также формируется заранее. Эти специалисты должны обладать навыками работы с электронными устройствами. Из-за ограниченности времени для подготовки проекта предложения и принимая во внимание повторяемость большинства данных, используемых в предложениях, целесообразно собирать максимально возможный объем такой информации заблаговременно.

    Организация и проведение подрядных торгов

    Основными участниками подрядных торгов являются заказчик (инвестор), организатор торгов, тендерный комитет, претенденты, оференты, определенные инженерно-консультационные фирмы. Все участники торгов определяются в процессе подготовки, организации и проведения торгов. В процессе формирования организационных структур между ними на контрактной основе устанавливаются отношения, регламентирующие их функциональные задачи и меру ответственности за их выполнение. В процессе проведения торгов к основным участникам могут временно или постоянно подключаться инженерно-консультационные фирмы, эксперты, проектные организации и другие юридические и физические лица.

    Все участники подрядных торгов обязаны: соблюдать нормы, порядок и правила, установленные законодательством Российской Федерации и нормативными актами субъектов Федерации; безукоризненно выполнять требования государственных органов и должностных лиц, предъявляемые в пределах их компетенции.

    Участники торгов должны иметь лицензию или сертификат на право осуществления деятельности. Возникающие в процессе проведения торгов споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством, действующим на территории Российской Федерации.

    Координатор (заказчик) подбирает специализированную организацию, которой он поручает выполнение функций организатора торгов на контрактной основе. В процессе проведения торгов заказчик: принимает непосредственное участие в разработке тендерной документации, подготавливая для ее разработки исходные данные; участвует в выработке окончательных условий контракта, заключаемого с победителем торгов.

    Организатор торгов является официальным юридическим лицом, от имени которого проводятся торги. Организатор торгов выполняет следующие функции: формирует и утверждает состав тендерного комитета; готовит документы для объявления торгов, осуществляет публикацию объявления или рассылку предложений. Он организует разработку тендерной документации; распространение тендерной документации; разработку документации для предварительной квалификации претендентов и ее распространение; подготовку и распространение другой необходимой для проведения торгов документации. Кроме того, организатор торгов: утверждает результаты торгов; рассматривает апелляции на решение тендерного комитета; прекращает деятельность тендерного комитета. Полномочия организатора торгов подтверждаются распорядительным документом заказчика или соответствующим договором в зависимости от статуса обоих юридических лиц. Организатор торгов имеет право делегировать часть своих полномочий тендерному комитету. Организатор торгов осуществляет покрытие всех финансовых и ресурсных издержек по подготовке и проведению торгов и несет ответственность по всем видам рисков.

    Тендерный комитет – постоянный или временный орган, создаваемый заказчиком или организатором торгов для проведения торгов. Тендерный комитет – коллегиальный орган, сформированный организатором торгов из своих представителей, представителей заказчика (инвестора), экспертных и консультационных организаций. В состав тендерного комитета могут привлекаться и физические лица различных специальностей на договорной основе. Тендерный комитет является рабочим органом процесса подрядных торгов, Он осуществляет рассылку, прием и оценку представленных тендерных предложений, определяет победителя торгов, которого утверждает организатор торгов, а затем и заказчик. Как рабочий орган он может образовывать в своем составе или с привлечением специализированных фирм секретариат и различные комиссии для решения конкретных задач в рамках проведения торгов. Тендерный комитет осуществляет следующие основные функции: сбор заявок на участие в торгах, на предварительную квалификацию, сбор, регистрацию и хранение конкурсных предложений и другой входящей документации; оформляет все необходимые документы, обеспечивающие подготовку и проведение торгов.

    Претендент – организация, фирма, консорциум (отечественный или международный), под чьим именем подана заявка. Организация получает статус претендента после регистрации ее заявки на участие в подрядных торгах в тендерном комитете. К подрядным торгам допускаются претенденты, представляющие любые формы собственности.

    Оферент – претендент, приславший тендерное предложение (оферту), подкрепленное банковской гарантией, содержащее согласие оферента участвовать в торгах на условиях, изложенных в тендерной документации. Юридические лица, подписавшие оферту, несут совместную ответственность по всем обязательствам и рискам, возникающим в процессе торгов. Распределение ответственности и рисков осуществляется и регулируется договорными документами. Коллективная оферта должна содержать обязательства всех ее участников, а в случае выигрыша на торгах партнерские фирмы должны оформить окончательно сотрудничество всех коллективных участников в допустимых законодательством организационно-правовых формах.

    Инженерно-консультационная организация – предприятие, осуществляющее инженерно-консультационные услуги. Инженерно-консультационная организация может привлекаться заказчиком, организатором торгов или тендерным комитетом на началах инжиниринга для выполнения следующих услуг: проведение предварительных исследований и выдача заключения на торги конкретного объекта; выдача рекомендаций по составу тендерного комитета; разработка тендерной документации; разработка условий предварительной квалификации; разработка и ранжирование системы показателей для оценки предложений конкретного объекта и предмета торгов; оценка представленных тендерных предложений (оферт) и выдача рекомендаций на определение победителя конкурса.

    До принятия решения о проведении подрядных торгов заказчик должен получить необходимые инвестиционные ресурсы (или право распоряжаться ими в требуемый для создания объекта интервал времени).

    Получению требуемых инвестиций предшествуют предынвестиционные исследования, ориентированные на изучение конъюнктуры рынка, на спрос и предложение определенных видов товаров и услуг. Эти исследования позволяют оценить экономические альтернативы целесообразности и возможности инвестиционной деятельности.

    Для выполнения этого комплекса работ можно рекомендовать заказчику привлечение специализированной инженерно-консультационной организации, имеющей соответствующую лицензию на выполнение функций заказчика.

    Объявление о проведении торгов публикуется организатором торгов или по его поручению тендерным комитетом.

    Официальными периодическими изданиями, в которых публикуются все объявления об открытых торгах, проводящихся на территории Российской Федерации, а также результаты их проведения являются «Строительная газета» и газета «Развитие» и специальные приложения.

    «Объявления об открытых торгах должны содержать: наименование заказчика и организатора торгов; наименование вида торгов, объекта и предмета торгов; краткую характеристику места строительства; ориентировочный объем и сроки выполнения работ; условия исполнения контракта, необходимость учета ряда ограничений; адрес, сроки, условия приобретения и другие сведения для получения тендерной документации; срок представления оферт». 2

    Объявление о торгах должно быть произведено за 2-6 месяцев до срока представления оферт.

    В некоторых случаях, особенно при объявлении торгов на достаточно сложные объекты и при наличии большого числа претендентов на участие в торгах, рекомендуется применять двухступенчатую систему торгов. В первом туре (в нем происходит отбор фирм), называемом «предквалификацией» 3 , участвуют все желающие претенденты. Во втором - только те, которые уже были отобраны тендерным комитетом.

    Предварительная квалификация претендентов в подрядных торгах – это процедура по определению технических, экономических, организационных и других возможностей претендента по выполнению представляемого на торги подряда.

    Предварительная квалификация состоит из следующих процедур: разработка тендерным комитетом опросника (опросник – это документ, содержащий сведения об основных критериях предварительной квалификации, в том числе критериях к проведению сопоставимых работ); рассылка опросника по запросам претендентов; сбор оформленных опросников, отзывов и другой информации и оценка их по формальным критериям; анализ технической, организационной, финансовой способности претендента и составление экспертного заключения; вынесение решения о результате предварительной квалификации.

    Объем включенных в опросник показателей предварительной квалификации, его состав, содержание и формы представления информации определяются тендерным комитетом в зависимости от предмета торгов.

    При проведении открытых торгов претенденты направляют в тендерный комитет заявку на опросник.

    «Состав опросника таков:

    Полное наименование организации (претендента) и его реквизиты: адрес, телефон, телефакс, телекс;

    Профилирующее направление деятельности;

    Заверенные копии регистрационных и уставных документов;

    Прежнее название организации, если оно менялось;

    Лицензия на деятельность, являющуюся предметом торгов;

    Информация о финансовом положении, техническом оснащении, производственной базе, составе и квалификации персонала, ноу-хау и др.;

    Структура организации (фирмы), наличие филиалов, дочерних предприятий;

    Сведения об опыте и стаже работы претендента по виду деятельности в области, определяемой предметом торгов. Претендент должен привести перечень введенных объектов, сопоставимых по виду и объему, а также представить (если они имеются) буклеты, статьи, отзывы заказчиков, книги и другие документы, подтверждающие опыт претендента и его способность реализовать проект, предложенный на торгах, с высокими организационно-техническими параметрами в сжатые сроки;

    Данные по составу и квалификации технического и производственного персонала претендента по состоянию за последние три года;

    Данные о финансовом состоянии претендента, в том числе – балансы и расчеты прибылей за последние три года.

    Порядок проведения предквалификации . Предквалификационная комиссия рассматривает заявки претендентов, исходя из установленных в опроснике критериев. В случае внесения изменений в основные критерии комиссия должна известить об этом всех претендентов до истечения срока подачи документов.

    Место и время проведения подрядных торгов . Торги на объекты, расположенные на территории Российской Федерации, проводятся, как правило, по месту нахождения организатора торгов. Торги должны проходить в день, час и в месте, официально объявленных организатором торгов.

    Виды и предмет подрядных торгов . Виды торгов:

    Конкурентные торги – это торги, в которых участвуют два или более оферентов.

    Единичные торги – это торги, в которых участвует один оферент. Единичные торги являются исключительным видом торгов и могут назначаться в случае: если организатор торгов располагает достоверными сведениями, что данное лицо в состоянии выполнить все требования заказчика.

    Открытые или публичные торги – это торги с участием в качестве оферентов всех лиц, пожелавших выступить в этом качестве. Объявление о назначении открытых торгов и их результаты должны быть опубликованы в официальном периодическом издании.

    Закрытые торги – это торги с участием в качестве оферентов только тех лиц, которых пригласит организатор торгов.

    Торги без предварительной квалификации – это торги с участием в них в качестве оферентов всех претендентов, которые пожелают участвовать в них в этом качестве.

    Торги с предварительной квалификацией – это торги с участием в них в качестве оферентов только тех претендентов, которые пройдут предварительный отбор по критериям, установленным организатором торгов.

    Право выбора вида торгов принадлежит организатору торгов с последующим утверждением этого решения заказчиком.

    Предмет торгов – это конкретные виды работ и услуг или продукция, любое технически сопрягаемое сочетание видов услуг и продукции, по которым проводятся торги.

    Процедуры этапа проведения подрядных торгов, оценки конкурсных предложений и выявления победителя:

    1. Приемка оферт . Приемка оферты осуществляется тендерным комитетом.

    Оферты принимаются в двух конвертах. Во внешнем конверте содержится заявка на участие в торгах, копия платежного документа, подтверждающая внесение первого задатка, и внутренний конверт, в котором находятся предложения претендента-оферента и банковская гарантия.

    2. Регламент проведения торгов . Датой открытия торгов является дата официальной публикации объявления в средствах массовой информации (для открытых торгов) либо дата рассылки официальных приглашений участников торгов по почте или телефаксу (для закрытых торгов).

    Срок подачи тендерных предложений (оферт) устанавливается тендерным комитетом и указывается в объявлении об открытии торгов.

    Заказчик не имеет права вести какие-либо переговоры по предмету торгов с участниками торгов или с другими лицами с момента объявления о проведении торгов до момента заключения контракта.

    Если в ходе переговоров с победителем торгов претендент выдвигает неприемлемые условия, тендерный комитет по соглашению с заказчиком вправе начать переговоры с претендентом, занявшим последующее место.

    3. Вскрытие оферт и их экспертиза .

    В случае полного соответствия представленной оферты условиям тендерной документации оферта претендента принимается к рассмотрению. Претендент принимает статус оферента.

    Тендерный комитет в процессе рассмотрения оферт экспертными группами имеет право пригласить оферентов для дачи разъяснений, запрашивать у них и из других источников дополнительные сведения, подтверждающие присланную информацию.

    4. Порядок оценки тендерных предложений . Оценка тендерных предложений проводится в течение определенного срока, установленного регламентом работы тендерного комитета. Участники торгов или их представители не вправе присутствовать при оценке оферт. В ходе оценки тендерный комитет имеет право вызывать претендентов для дачи пояснений.

    Выбор победителя определяется критериями, содержащимися в тендерной документации. Перечень показателей (критериев), их оценка, методический подход к оценке оферты в целом и выбору лучшего предложения разрабатываются тендерным комитетом (или инженерной фирмой по его заявке) и зависят от особенности объекта, специфики предмета торгов, задач, целей, поставленных заказчиком.

    Во внимание также могут приниматься дополнительные технические, организационные и коммерческие предложения, представленные оферентами, а также их деловая репутация.

    5. Принятие решения тендерным комитетом . Решение тендерного комитета о выборе победителя торгов принимается простым большинством голосов от числа членов, присутствующих на заседании тендерного комитета полномочного состава и оформляется протоколом.

    Тендерный комитет извещает участников о результате торгов в сроки, предусмотренные в тендерной документации (не более чем в недельный срок) и возвращает им задатки, кроме победителя.

    6. Утверждение результатов торгов . Протокол о результатах торгов тендерный комитет представляет заказчику.

    Заказчик или организатор торгов в недельный срок рассматривает представленный протокол и соответствующие необходимые документы и принимает решение об утверждении (неутверждении) результатов торгов.

    Протокол заседания тендерного комитета, представленный на утверждение заказчику, должен содержать: наименование объекта; предмет торгов; стоимость подряда; сроки реализации проекта; наименование победителя; перечень оферентов, заключение экспертов по представленным для оценки оферт; результаты оценки; состав тендерного комитета.

    Заказчик при рассмотрении протокола о результатах торгов может принять решения: о проведении повторных торгов; об утверждении победителя торгов и приглашения его на подписание протокола о намерениях по заключению подрядного договора; об утверждении победителя торгов и приглашения его к процедуре подготовки и подписанию подрядного договора на предмет торгов.

    7. Заключение контракта . Победитель торгов имеет право на заключение контракта с заказчиком на условиях, изложенных им в оферте, составленной в соответствии с тендерной документацией.


    Рыночные отношения формируются в процессе подрядных торгов. Подрядные торги могут проводится при: строительстве зданий, сооружений, предприятий; выполнении проектно-изыскательских, монтажных, пусконаладочных и других видов работ; выборе поставщика материалов, конструкций, оборудования; управлении проектом, инжиниринге, консультировании, контроле и надзоре; других технических и организационных работах и услугах или их обоснованных сочетаниях.
    Подрядные торги - конкурсная форма размещения заказов и инвестиционно-строительной деятельности на всех фазах осуществления проекта с целью выбора лучшего предложения для выполнения работ и оказания услуг.
    Торги - практически единственный способ выбора исполнителей строительных работ на конкурсной основе, которые материально гарантировали бы точное выполнение своих обязательств.
    Процедура проведения торгов состоит из следующих этапов.
    Организационный процесс подрядных торгов
    Таблица 1.1

    Фаза торгов

    Процедуры процесса подрядных торгов

    Начальная фаза

    Инициация торгов Назначение организатора торгов Определение объекта и предмета торгов Объявление о торгах

    Фаза разработки проекта торгов: подготовка и проведение торгов

    Формирование тендерного комитета Проведение предварительной квалификации Разработка тендерной документации Расчёт смет инвестора и оферента Подготовка оферты и предложений Встречи и переговоры Посещение места строительства Проверка документов Внесение задатка

    Фаза выполнения проекта торгов: проведение торгов

    Утверждение регламента и критериев оценки Процедура вскрытия оферт Оценка предложений и их анализ Обоснования тендерного комитета Выбор генподрядчика Выбор субподрядчика Контроль и проверка документов

    Фаза завершения:
    заключение
    контрактов

    Подготовка контракта Заключение контрактов и субконтрактов Контроль документов, процедур, анализ и банк данных
    Информация о победителе и контракте

    До и после принятия решения о проведении подрядных торгов заказчик должен получить необходимые инвестиционные ресурсы (или право распоряжаться ими в требуемый для создания объекта интервал времени), подтвержденные соответствующими финансовыми документами, например, кредитным договором, банковской справкой, постановлением исполнительного органа государственной власти, на полное или частичное финансирование объектов для федеральных государственных нужд.
    Следующим комплексом проблем, которые необходимо решить заказчику до объявления торгов, является разработка концепции будущих договорных отношений между заказчиком и победителем торгов. Суть концепции выражается в степени ответственности всех субъектов инвестиционной деятельности. Степень ответственности определяется организацией взаимоотношений заказчика и исполнителя работ (подрядчика).
    Наиболее развитой формой отношений между заказчиком и исполнителем является подбор генерального исполнителя (генподрядчика). Степень ответственности за выполнение работ определяется на основе контракта, заключенного между заказчиком и генподрядчиком. На основе этих контрактных отношений генподрядчик выбирает для выполнения специальных видов работ субподрядчиков.
    После выполнения вышеперечисленных условий одной из первых проблем, которую следует решить заказчику, является определение и назначение организатора торгов.
    Функции организатора торгов заказчик может поручить одной из специализированных фирм, имеющей лицензию на этот вид деятельности, либо приказом главы администрации субъекта РФ определяется фирма, которой поручается работа на всей территории данного субъекта РФ. Организатор торгов выполняет следующие функции: формирует и утверждает состав тендерного комитета, готовит документы для объявления торгов, осуществляет публикацию объявления или рассылку предложений, организует разработку и распространение тендерной и другой необходимой документации, утверждает результаты торгов, ликвидирует тендерный комитет.
    Полномочия организатора торгов подтверждаются распорядительным документом заказчика или соответствую-
    щим договором. Организатор имеет право делегировать часть своих полномочий тендерному комитету.
    После назначения организатора торгов заказчик или организатор торгов определяет объект и предмет торгов.
    До объявления о торгах организатор торгов, реализуя условия заказчика, решает вопрос о виде торгов: открытые торги или закрытые, с предварительной квалификацией или без нее.
    При закрытых торгах заказчик для участия в них приглашает несколько уже известных ему фирм. При открытых торгах заказчик путем объявления в открытой печати приглашает всех желающих принять участие в торгах. Объявление о торгах, публикуемое в печати, составляется в произвольной форме. В открытых торгах могут принять участие все желающие иностранные и местные фирмы. Сообщение о проведении предварительной квалификации обязательно должно содержаться в объявлении о торгах. При проведении закрытых торгов сообщение о проведении предварительной квалификации содержится в приглашении.
    В зависимости от объекта и предмета торгов заказчик (или организатор торгов) самостоятельно формирует тендерный комитет, привлекая собственных специалистов, представителей научно-исследовательских, проектных, инженерно-консультационных и других организаций, отдельных консультантов и экспертов на основании заключенных с ними договоров в соответствии с действующим законодательством.
    В случае принятия заказчиком решения о проведении торгов с предварительной квалификацией претендентов проводится процедура по определению технических, экономических, организационных и других потенциальных возможностей претендента для выполнения представляемого на торги подряда, предварительная квалификация обеспечивает определенные гарантии отбора возможных претендентов.
    Обычно содержание тендерной документации (тендера) разделяют на две части:
    1) общую (общие условия торгов), которая нередко аналогична для многих видов объектов, строящихся в данной стране;
    2) специальную, содержащую необходимые сведения о данном конкретном объекте (подробные технико-экономические характеристики); к этой части в случае необходимости могут прилагаться (помимо спецификаций) чертежи и другая документация.
    При успешном прохождении предварительной квалификации подрядчики представляют на торги оферту, конкурс между подрядчиками обостряется и на последующем этапе торгов отбираются наиболее сильные из них, в том числе за счет обоснования рациональной для заказчика и подрядчика стоимости работ. На заключительном этапе торгов с победителем определяется окончательная договорная цена подрядных работ.
    На рынках объектов капитального строительства применяется значительное число моделей контрактов, отличающихся способами оценки стоимости выполняемых подрядчиком работ и степени ответственности участвующих в выполнении работ. На сегодня существуют четыре основных типа контрактов, используемых в инвестиционной сфере, - А, В, С, D.
    Тип А - контракт с установленной твердой, паушальной ценой (суммой). Паушальная цена (сумма) - это общая сумма без дифференцирования составляющих ее частей (слагаемых). Термин происходит от немецкого слова pauschal (на круг, в общем, всего); употребляется, когда речь идет об установлении одной общей суммы за партию однородных или разнородных товаров либо за выполнение определенных работ (услуг). Например, за поставку комплектного оборудования для сооружаемой электростанции назначается паушальная сумма 30 млн долл, (вместо указания цены каждого соответствующего агрегата). В торговых сделках паушальная цена - это цена на круг для общего количества товара без различия по сортам, качеству и т. д.; паушальная скидки - общая скидка, выраженная не в процентах от суммы, а в абсолютной цифре; паушальное количество - общее количество без подразделения по отдельным сортам, видам и прочее.
    Контракт типа А предусматривает выплату заказчиком подрядчику заранее обусловленной паушальной суммы
    после выполнения последних работ, определенных чертежами или спецификациями. Обусловленная паушальная сумма не подлежит пересмотру, за исключением случаев внесения самим заказчиком изменений в проект в ходе его выполнения.
    В современных условиях многие заказчики отдают предпочтение контрактам с паушальной ценой. Для заказчиков преимущества контрактов с паушальной ценой проявляются в точном определении издержек реализации проекта, отсутствии (для заказчика, но не для подрядчика) финансовых рисков, простоте выбора подрядчика и управления проектом. Определение издержек по проектам осуществляется на ранней стадии, что дает возможность заказчику принимать решения с учетом предстоящих затрат и сроков выполнения работ до того, как будут сделаны крупные капиталовложения. Общий объем капитальных вложений по данному виду контракта является фиксированным.
    Контракты с твердой ценой обычно связаны с меньшими инвестиционными расходами по сравнению с другими типами контрактов при условии благоприятной для заказчика экономической конъюнктуры.
    Финансовый риск в этом случае для заказчика минимален, поскольку подрядчик гарантирует непревышение договорной цены, в то время как для подрядчика финансовый риск может возникнуть в связи с возможным увеличением затрат на субподрядные работы, ростом цен на материалы, оборудование, проектно-конструкторские работы, рабочую силу. Кроме того, на него полностью ложится риск невыполнения работ в оговоренные сроки вследствие погодных факторов, ошибок и просчетов.
    В контрактах с паушальной ценой сокращаются и упрощаются обязанности заказчика по управлению и надзору за ходом выполнения работ, поскольку подрядчик берет на себя стоимостные риски. Здесь заказчик может ограничиваться только контролем над соблюдением сроков и за качеством выполняемых работ. Обязанности по контролю над издержками реализации проекта сводятся к надзору за изменениями в работах и осуществлению
    денежных расчетов. Кроме того, действует естественный стимул для полного завершения работ по проекту в установленные сроки или досрочно, так как увеличение сроков строительства ведет в данном случае только к росту издержек у подрядчика.
    Применение контрактов с твердой ценой требует соблюдения ряда обязательных условий. Если эти условия не выполняются, контракт может перестать быть эффективным для заказчика. Значительная часть квалифицированных и конкурентоспособных подрядчиков выдвигает в качестве условий требования, на которых они соглашаются брать на себя риски, связанные с выполнением контрактов с паушальной ценой.
    Подрядчику должны быть полностью известны объемы и виды работ, конкретные условия строительства задолго до срока подачи заявок на торги, чтобы он мог четко оценить свои затраты. Объем работ должен соответствовать финансовым возможностям подрядчика, а стабильность экономических, политических, социальных условий в той стране, где строится объект, должна обеспечивать сведение к минимуму затрат подрядчика на покрытие различных видов рисков.
    Для заключения контрактов с применением паушальной цены должны существовать благоприятные для заказчика условия на строительном рынке: не только значительное число квалифицированных и конкурентоспособных подрядчиков, проявляющих желание выступать на торгах, но и такой уровень деловой активности в соответствующем секторе строительного рынка, при котором подрядчики могут получить большой объем работ по сравнению с тем, который доступен для них по другим типам контрактов, с меньшим риском.
    Контрактам с твердой ценой присущи и недостатки, из- за которых такие контракты в отдельных случаях не могут быть использованы, например, возможное увеличение сроков работ из-за необходимости более длительной проработки проекта; большой объем работ, высокая сложность проектов, своеобразный характер работ.
    Тип В - контракт с оплатой по объему работ. В контрактах этого типа стоимость работ определяется исходя из объемов работ и рыночных расценок. Первоначально оцениваются предварительные объемы предполагаемых работ, фактические объемы замеряются и оцениваются по завершении работ.
    Тип С - контракт с возмещение»! издержек основан на оплате подрядчику фактических расходов, которые он понес в ходе выполнения работ. Этот контракт содержит также дополнительные выплаты на покрытие накладных расходов и т. д. Дополнительные выплаты определяются либо как фиксированная сумма, либо как переменная колеблющаяся величина. Контракты А, В и С могут выступать как серийные и как контракты на проектирование и строительство. К серийным контрактам относятся контракты, заключаемые с одним и тем же подрядчиком для последовательного выполнения ряда проектов, при этом первый контракт заключается в соответствии с обычной процедурой, а последующие служат как бы продолжением первого. По контракту на проектирование строительства один и тот же подрядчик осуществляет и проектные, и строительные работы.
    Тип D - срочный контракт, предусматривающий выполнение подрядчиком определенной работы в установленный срок. При этом оплата может производиться на основе выполняемого объема работ и по конкретным срокам (этапам).
    Контракты типа А, В, С и D могут быть с фиксированной или корректируемой ценой. По контракту с фиксированной ценой стоимость контракта согласовывается и фиксируется в момент его подписания. При этом фиксируемая сумма не может пересматриваться, за исключением случаев внесения изменений в спецификации либо в чертежи, а также случаев, предусмотренных условиями контракта (например, при несовпадении планируемых и фактических работ). В контракте такого типа подрядчик берет на себя весь риск, связанный с инфляционным повышением стоимости работ. Поэтому он добивается, чтобы в контракте были предусмотрены дополнительные суммы на покрытие непредвиденных расходов. Контракт с фиксированной ценой не следует смешивать с контрактом с паушальной ценой.
    Контракт с корректируемой ценой содержит положение, позволяющее повышать или понижать стоимость контракта в зависимости от размеров издержек, которые несет подрядчик. Обычно контракты такого типа заключаются на длительный срок (свыше года).
    К категории договоров подряда относятся и субконтракты, заключаемые генеральным подрядчиком с субподрядными фирмами, выполняющими, как правило, специализированные работы. При этом субподрядчика может назначить заказчик либо его может выбрать подрядчик по своему усмотрению.
    В процессе заключения и выполнения строительных контрактов подрядная фирма берет на себя гарантийные обязательства, требующие внесения соответствующих залоговых сумм.
    Можно различать следующие виды гарантийных обязательств. Гарантийный залог при подаче предложений на строительство объектов. Вносится фирмами-оферентами в тендерный комитет-организацию, которая проводит торги, - на четко установленный срок. Если предложение оферента не принимается заказчиком, то залог возвращается. В случае, если представленное предложение будет отозвано оферентом ранее установленного срока, внесенный залог не возвращается.
    Величина гарантийного залога зависит от общей стоимости поставок и составляет обычно в среднем 2% от общей суммы предложения (оферты).
    Залог выставляется в одном из банков страны, прово- дящей торги, или в отделении какого-либо иностранного банка в данном государстве. Если оферентом является государственная организация, то указанный залог может быть заменен банковской гарантией. Гарантийный залог по выполнению контракта охватывает весь период строительных работ и обычно составляет примерно 10% от стоимости контракта. Залог вносится строительной фирмой (подрядчиком) под банковскую гарантию. Гарантию также может предоставлять страховая компания, которая берет на себя ответственность за действие подрядчика. Залоговая сумма предназначена для

    Подрядные торги - один из вариантов закупок продукции, размещения заказов, а также предоставления подрядов, по которым и производится выбор поставщика (подрядной организации) на конкурсной основе.

    Подрядные торги: классификация

    Торги - один из наиболее популярных способов закупок, который применялся еще Петром I при строительстве кораблей.

    На современном этапе подрядные торги проводятся для решения различных задач:

    Покупки работ, услуг и продукции в пределах государственных заказов;
    - закупки ресурсов, необходимых для реализации инвестпроектов;
    - закупки товаров для проектов, оплачиваемых за счет государственных денег;
    - закупок в пределах проектов, финансируемых международными структурами (ЕБРР, МБРР и прочими).

    Подрядные торги можно классифицировать:

    1. По отраслям - машиностроительные, сельскохозяйственные, топливно-энергетические, жилищно-коммунальные и т.д.

    2. По разновидности - электромонтажные, санитарно-технические, общестроительные.

    3. По направлению - на выполнение отдельных работ (к примеру, поставку транспорта, оборудования), возведение объектов, реализацию предпроектных мероприятий, строительство «под ключ», проведение комплексного анализа и мониторинговой деятельности.

    4. По типам собственности - на возведение объектов для государственных или федеральных нужд, на выполнение работ (услуг) для разных видов собственности (иностранной, частной, государственной).

    5. По виду организации :

    С предварительным выбором претендентов или без него;
    - с привлечением участников других стран или допуском только резидентов;
    - с ограниченным или свободным доступом участников.

    6. По кругу потенциальных исполнителей:

    - обычные открытые торги. Главное требование - наличие публикаций о проведении торгов в печатной прессе и интернете. Такой вид подрядных торгов является публичным. Участниками открытых торгов могут быть все желающие. Торги проводятся для поиска исполнителей на заказы небольшой сложности. При этом общая сумма заказа может быть существенной. Компании, которые выступают в роли претендентов, должны выкупить тендерные документы у стороны-организатора, изучить их и подготовить свои предложения;

    - открытые торги с условием предварительной классификации - одна из разновидностей публичного конкурса. Открытые торги с «отсеиванием» во второй фазе имеют свойства закрытых торгов;

    - единичные торги - редкое явление. Их особенность - привлечение одного оферанта, то есть стороны, у которой есть разрешение () на проведение конкретных поставок;

    - закрытые торги. Проводятся с участием известных поставщиков, консультантов, подрядчиков, которые зарекомендовали себя и имеют опыт в конкретной отрасли. Закрытые торги организуются при закупке дорогой техники, имеющей особые технические характеристики, поставке дорогого оборудования, проведении проектных и комплектных работ.

    7. По принадлежности - международные, национальные.

    Подрядные торги могут проходить в два этапа. На первом этапе выбирается генподрядчик, который проводит вторичные торги, определяя подходящих субподрядчиков.

    Подрядные торги: принципы, этапы проведения

    Для подрядных торгов характерны следующие принципы:

    - открытость. Потенциальным участникам и общественности открывается доступ к информации, необходимой для участия - публикациям нормативных актов, данным о результатах, условиям подрядных торгов и так далее;

    - соблюдение процедур и открытость. Организаторы подрядных торгов должны четко следовать установленному порядку. К примеру, для государственных закупок должна быть доступна вся документация, установлен объем необходимых данных, определены методы торгов и так далее;

    - эффективная и открытая . К подрядным торгам должны получать доступ все участники, подходящие под требование заказчика. Чем выше открытая конкуренция, тем больше эффективность закупок;

    - равноправие и справедливость. Все претенденты (участники торгов) должны иметь равное и справедливое отношение со стороны организаторов. Критерии, условия, принципы и особенности торгов для всех идентичны. Менять условия в период проведения конкурса запрещено. Также запрещена дискриминация в отношении любого из претендентов;

    - экономичность . Процедуры подрядных торгов стоит производить с минимально возможными расходами.

    Этапы реализации подрядных торгов включают:

    - организационные мероприятия. Сюда входит решение о проведении торгов, выдача распорядительного документа, определение ответственных лиц и так далее;

    - разработка тендерной документации с определением порядка и срока проведения работ;

    Подрядные торги в строительстве и в городском хозяйстве проводятся на объекты, работы и услуги, включающие строительство новых, расширение, реконструкцию и капитальный ремонт действующих зданий, городских автомобильных дорог, инженерных сооружений, содержание жилищного фонда, транспортных коммуникаций. Торги выступают эффективным способом выбора на конкурсной основе участников инвестиционно-строительной деятельности. Внедрение системы подрядных торгов обеспечивает повышение качества строительства, снижение его сроков, рациональное использование денежных средств, снижение риска невыполнения договорных обязательств при реализации инвестиционных проектов. Кроме того, в современных условиях хозяйствования, роста конкуренции конкурсное получение подряда является главным условием выживаемости строительной организации и показателем ее конкурентной позиции на рынке строительных работ и услуг.

    Подрядные торги - основные понятия, сущность и содержание Переход к рыночным отношениям в инвестиционно-строительной сфере потребовал коренного пересмотра сложившихся отношений участников инвестиционного процесса, принципов формирования и установления обратных связей. При этом возникают проблемы соизмерения спроса и предложения; поведения инвесторов, заказчиков и подрядчиков; развития конкурентных отношений в строительной сфере; воздействия государства на экономическую политику организаций и др. Для решения данных проблем особенно актуальным становится включение рыночных механизмов управления строительным производством и, в частности, развитие системы подрядных торгов. Подрядные торги - это форма размещения заказов на строительство предусматривающая выбор подрядчика для выполнения работ и оказания услуг на конкурсной основе. Система торгов в капитальном строительстве представляет собой способ, при котором заказчики путем одновременного привлечения многих участников (оферентов), материально гарантирующих надлежащее исполнение своих обязательств, стремятся достичь оптимальной цены и других наилучших условий выполнения контракта (договора). Основными преимуществами торгов по сравнению с прямыми двусторонними контрактами выступают: - создание условий конкуренции при размещении заказа на выполнение работ и услуг; - поставка необходимых ресурсов и выполнение работ в требуемые строки; - обеспечение соответствующего качества закупаемых ресурсов, работ, услуг; - возможность привлечения нескольких поставщиков и подрядчиков при их солидарной ответственности за весь комплекс поставок и услуг и др. Практика показала, что внедрение системы торгов подряда обеспечивает повышение качества строительства, снижение его сроков, рациональное использование денежных средств, снижение риска невыполнения договорных обязательств при реализации инвестиционных проектов.

    При соблюдении правил проведения торгов они становятся основным инструментом оптимизации цены на строительную продукцию и развития конкуренции в инвестиционно-строительной сфере. В среднем договорная цена на строительство, определяемая в результате проведения подрядных торгов оказывается на 5-30 процентов ниже первоначальной. При этом реальные стимулы для развития получают строительные организации и предприятия с эффективной организацией производства и менеджмента. Кроме того, система торгов выступает активным механизмом всесторонней интеграции отечественного строительства в мировой строительный рынок. В качестве товара на строительном рынке выступают объекты промышленного, сельскохозяйственного, социального, гражданского назначения, объекты инфраструктуры, а также отдельные виды работ. Объект капитального строительства является объектом особого рода - его потребительская стоимость заключается в способности производить другие товары или удовлетворять функциональные потребности заказчика (инвестора) и реализуется в процессе его эксплуатации.

    · на строительство объектов для государственных нужд (государств, ассоциированных с Россией, входящих в РФ краев, областей и других

    · образований, городов и сельских населенных пунктов);

    · для инвестиций за счет различных видов собственности (государственной, общественной, частной, иностранных инвесторов, смешанной).

    Могут быть и другие классификации. По виду торги могут быть внутренними и привлечением иностранных участников.

    · в зависимости от проведения организатором торгов предварительного отбора претендентов - с предварительным квалификационным отбором и без него;

    · в зависимости от участия иностранных оферентов - с привлечением иностранных участников и внутренние;

    · в зависимости от степени допуска участников к процедуре торгов и оглашения их результатов - гласные и с ограниченным допуском участников;

    · в зависимости от того, в который раз назначаются торги по данному предмету торгов, - первичные и повторные.

    В практике размещения заказов для государственных нужд в строительстве и городском хозяйстве применяются следующие виды торгов: открытые с квалификационным отбором, закрытые и двухэтапные.

    Частные заказчики могут применять и другие виды торгов, которые могут быть комбинацией указанных выше. Сюда относятся закрытые торги с предварительным квалификационным отбором, торги на серию объектов, торги с условиями на последующие отношения заказчика и подрядчика после окончания работ по данному проекту и другие. Вид торгов определяется так называемой тендерной стратегией, которую заказчик вместе со своим консультантом должен выбрать в самом начале работ по проекту. Далее приведены виды торгов, используемые государственными заказчиками.

    Открытые торги предусматривают участие любых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подавших заявку на участие в торгах и отвечающих требованиям положений, регламентирующих организацию закупок продукции для государственных нужд. Оповещение об открытых торгах осуществляется в печатных средствах массовой информации и в специальных изданиях. Количество участников открытых торгов и степени информированности возможных претендентов. Проведение открытых торгов обеспечивает наивысшую гласность и конкуренцию. Однако этому виду торгов присущи два серьезных недостатка: во-первых, высока стоимость организации и проведения таких торгов из-за необходимости рассматривать и оценивать большое количество заявок; во-вторых, в случае, если единственным критерием является минимальная заявленная цена, существует высокий риск получить заявку с наинизшей ценой от организации, которая в силу неопытности или предумышленно неверно оценила стоимость работ.