Повесть сашка испытание властью. III

Кондратьев Вячеслав Леонидович(1920 - 1993) - русский
писатель советского периода.
Вячеслав Кондратьев -
фронтовик, свидетель и
участник описываемых им
событий.
Писал с начала 1950-х, но
впервые опубликовался
только в возрасте 49 лет.
Первую повесть -
«Сашка» - опубликовал в
феврале 1979 года в
журнале «Дружба народов».

История создания повести

В течение четырех лет
войны не было ни одного
хоть сколько-нибудь
значительного события,
которое не находило бы
немедленного отражения
в литературе.
Произведения тех лет на
военную тему создавались
буквально по горячим
следам. Эту прозу называют «лейтенантской», что
многое говорит о ее
авторах.
Кондратьева спрашивали, как
случилось, что в немолодые уже
года он вдруг взялся за повесть
о войне.
«Видимо, подошли
лета, пришла зрелость, а вместе
с ней и понимание того, что
война-то – что самое главное,
что было у меня в жизни»,
признавался писатель.
- «О самой войне рассказать
могу только я сам. И должен
рассказать. Не расскажу – какаято страничка войны останется
нераскрытой».

Ржевская битва

В 1942 году 132-я
стрелковая бригада, в
составе которой воевал
В. Кондратьев, вела
тяжёлые бои
подо Ржевом.
Ржевская битва 1941-1943 гг. - самая кровопролитная битва за всю
историю человечества. На Ржевском плацдарме стояли 2/3 дивизий
армии "Центр" для наступления на Москву. Потери советских войск в
боях под Ржевом составили более 2 миллионов человек. В лесах подо
Ржевом погибла 29-я армия. Сам город был превращен в лунный
пейзаж. От 40.000 населения города осталось всего 248 человек.
После ожесточенной 15-месячной битвы Ржев так и не был взят немцы сами отошли на заранее подготовленные позиции.

Повесть «Сашка»

Свою правду о войне,
пропахшую
потом
и
кровью, открыл нам и
Кондратьев, хотя сам он
считал, что "Сашка" "лишь малая толика того,
что нужно рассказать о
Солдате-Победителе".
Время действия повести страшный
1942
год,
изнурительные бои подо
Ржевом. Кругом мертвые
деревни, развороченная
снарядами и минами
земля.
Как поведет себя человек
на войне? Поступится ли
он, оказавшись в
экстремальной ситуации,
своими жизненными
принципами, либо же
останется самим собой?
Именно эти вопросы
находятся в центре
внимания автора.

Образ главного героя

Повествуя о событиях
минувших военных лет,
писатель убеждает нас, что
даже на войне человек может
остаться верным себе. Молодой
кадровый боец Сашка – главный
герой повести.
Для него главным в жизни является защита Родины, он исполняет
свой долг, руководствуясь уже сложившимися жизненными
ценностями. Сашке присуще чувство жалости, сострадания. Он для
других готов сделать то, чего никогда не сделал бы для себя. Уже в
начале произведения Кондратьев показывает нам героизм
молодого бойца: Сашка, рискуя жизнью под обстрелом,
отправляется за валенками для своего товарища.

Три испытания

О многом говорит
заведенный на передовой
порядок:
"ранило - отдай автомат
оставшемуся, а сам бери
родимую трехлинейку".
Про житье-бытье хвастаться нечем: "со жратвой туго, и с
боеприпасами, ...нету силенок ребят хоронить". Из ста пятидесяти
человек в роте осталось шестнадцать, а воюет рота всего два
месяца. Кондратьев проводит своего героя через испытания
властью, любовью и дружбой. Как выдержал Сашка эти
испытания?

Три испытания. Испытание властью

Проявляя отчаянную храбрость, практически
голыми руками Сашка берет в плен немца. Но
"язык" молчит, и ротный приказывает вести
пленного в штаб. По дороге Сашка обещает немцу
жизнь, говоря, что у нас пленных не расстреливают.
Но комбат, не добившись от "языка" никаких
сведений, приказывает его расстрелять. Сашка
приказу не
подчинился. Он понял, что
неограниченная власть над жизнью и смертью
другого человека страшна. Сашка наделен
обостренным чувством ответственности за все
происходящее. Он свято верит в правдивость
нашей листовки, обещающей военнопленному
«хорошую жизнь».
Решение Сашки и его сомнения повлияли на
комбата: он отменил приказ о расстреле пленного.

Три испытания. Испытание любовью

Испытание любовью не менее важно для
понимания сути характера Сашки. Он спас Зине
жизнь, полюбил ее, ждал встречи. Но радость
свидания омрачена думами о родной роте: "когото беспременно сегодня шлепнет".
А потом на Сашку обрушивается известие, что Зина на вечеринке
танцует с лейтенантом. Тяжелую ночь проводит Сашка, и все-таки
приходит к выводу, что "неосудима Зина... Просто война... И нету у него
зла на нее!" Справедливость и доброта и тут берут верх. Сашка
понимает, что у Зины и лейтенанта - любовь. Юноша готов понять, а
значит, и простить даже то, что ему предпочли другого. Он готов
перетерпеть любую боль. А боится только одного – лжи и жалости.

10. Три испытания. Испытание дружбой

Краткая
фронтовая
дружба
связывает Сашку с лейтенантом
Володей, встречаются они по
дороге в госпиталь, и когда
отъевшийся
майор
приходит
успокоить недовольных раненых,
которым дают на ужин по две
ложки пшенки, летит в него
тарелка,
брошенная
рукой
разъяренного Володи, а Сашка всю
вину берет на себя.
Он рассудил так: лейтенанту эта выходка с рук не сойдет, трибунал
в военное время суров, а его, рядового, "дальше передка не
пошлют", а там ему не привыкать.

11. Своеобразие главного героя

По мнению критика И. Дедкова, "Повесть о Сашке становится
повестью о жизни, мучимой войной, но сохраняющей поистине
героическим усилием живое разнообразие, достоинство и
человеческое лицо…"
«Много, очень много видал Сашка смертей за это время -
проживи до ста лет, столько не увидишь,- но цена человеческой
жизни не умалялась от этого в его сознании». И это определяющая черта в образе Сашки - умение в нечеловеческих
условиях сохранить в себе человеческое, «есть у него в душе
заслон какой или преграда, преступить которую он не в
силах». «Ну, Сашок... Ты человек...» - говорят о нем товарищи.
Есть «надо», а есть «сверхнадо».
делает сверх надобного.
Сашка, по мнению критика,

12. Образ рядового

В повести «Сашка» Кондратьев
нарисовал образ честного, смелого,
мужественного,
доброго
и
отзывчивого человека.
Писатель
развернул
перед
читателем объективную картину
войны,
беспощадной
и
смертоносной.
«История «Сашки» - это история человека, оказавшегося в самом
трудном месте и на самой трудной должности - солдатской»,- так
сказал о повести Кондратьева Константин Симонов.

13. Примеры использования повести в качестве аргументов

Определение
проблемы
Примеры раскрытия
Проблема
нравственного
выбора
Автор в повести показывает нам солдата честного, отзывчивого,
человечного. Бывая в сложных ситуациях, он нередко вставал перед
тяжелейшим выбором, но всегда оставался человеком.
Истинная дружба
Истинная
дружба
подразумевает
духовную
близость
и
бескорыстную самоотдачу.
В. Кондратьев рассказывает о фронтовой дружбе Сашки с
лейтенантом Володей, с которым он познакомился по пути в
госпиталь. Сашка принимает вину Володи, бросившего тарелку в
толстого майора, который приходит в эвакогоспиталь утихомирить
недовольных питанием солдат. Сашка понимает, что Володе не
простят этот поступок, накажут по всей строгости военного
времени, а его, рядового солдата, не накажут строго – дальше
ставшего привычным «передка не пошлют».
Проблема
героизма
Сашка голыми руками схватил немца – тема подвига на войне, когда
человек не думает о собственной жизни.
Человек и война
Показывается бессмысленность, жестокость войны. Человеческая
жизнь обесценивается.

Класс: 11

Цели урока: вызвать у детей размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик; совершенствовать умение анализировать текст.

Оборудование урока: проектор, можно попросить принести на урок какие-нибудь семейные реликвии времён войны: письма, документы, фотографии, газеты, вещи.

Методические приёмы: анализ текста, беседа.

ХОД УРОКА

I. Прослушивание песни «Давным-давно была война…»

II. Вступительное слово учителя

Давно отгремели залпы Великой Отечественной войны. 9 Мая 2015 года наша страна будет отмечать 70-ю годовщину со Дня Победы. Но спорить об этой войне, открывать новые страницы в истории этой страшной войны, знакомиться с честными и талантливыми книгами о ней мы будем ещё долго.
Л.Н.Толстой признавался, что каждый раз брал в руки новую книгу с одной и той же думой об авторе: что ты за человек и что нового о жизни можешь поведать?
Что нового о Великой Отечественной войне Вячеслав Леонидович Кондратьев поведал нам в своей повести «Сашка»?
Вячеслав Кондратьев предворяет свой рассказ так: «Всем павшим под Ржевом–живым и мёртвым посвящена эта повесть» . Настолько она автобиографична? Наверное, это неважно. Судбба автора во многом сходна судьбой его героя, с судьбой его боевых товарищей. Насколько важна правда факта, документальность в произведении? Главное, как писал Виктор Некрасов, даже не «так было №, а «не могло быть не так».

III. Беседа c учащимися

– Как начинает повествование и как автор представляет читателю своего героя? (Автор сразу вводит читателя в повествование, без всяких предварительных слов: «К вечеру, как отстрелялся немец, пришло время заступать Сашке на ночной пост» Он не называет бойца по фамилии, не называет его звания, герой – просто Сашка. Повествование ведётся, кажется от лица автора, но в то же время создаётся впечатление, что рассказывает сам герой.)
– Чем занимается Сашка на фронте? (В первом эпизоде мы видим Сашку, когда он задумывает достать валенки с мёртвого немца для своего ротного. Речь идёт не о боеприпасах, не о боевой задаче – о валенках, это жизненно важно.)
– Как изображается война? («А ночь плыла над передовой, как обычно...)
– Автор показывает военный быт: «ни окопов, ни землянок у первой роты не было, ютилась битая-перебитая в шалашиках (это зимой!). Только у ротного был жиденький блиндажик. И со жратвой туго, и с боеприпасами… нету силёнок ребят хоронить, нету… Ведь себе, живым, окопчика вырыть не в силах». Жалкие слова–«шалашик», «окопчик», «блиндажик» подчёркивают шаткость, ненадёжность положения. Мы узнаем о численности личного состава Сашкиной роты:
– «Сколько у вас в роте было человек? – спросил капитан.
– Сто пятьдесят…
– Сколько осталось?
– Шестнадцать…»
(За 2 месяца из каждых десяти человек погибли девять!)
– Какие события выбрал автор из фронтовой Сашкиной жизни? Почему? («Для себя ни за что бы не полез, пропади пропадом эти валенки! Но ротного жалко. Его пимы насквозь водой пропитались – и за лето не просушишь…»)
– Раненый Сашка под огнём возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат. («Но его-то роте ППШ тогда не достанется…Да и с ребятами, и с ротным надо бы проститься…»)
– Сашка ведёт санитаров к тяжелому раненому. («…знает он, этих санвзводовских, на передок арканом не затащишь. Вернутся и скажут – не нашли, дескать, или что помер уже раненый. Кто их проверять будет?.. А ведь он слово дал. Умирающему – слово!»)

История с пленным немцем . («Очень много видел Сашка смертей за это время – проживи до 100 лет, столько не увидишь, – но цена человеческой жизни не умалилась от этого в его сознании».)

История с Зиной. («И опять, перебрав всё, что у него с Зиной за тот день и вечер было, припомнив опять разговоры их все и представив её жизнь тут за эти месяцы, пришёл он к тому – неподсудна Зина… Просто война… И нету у него зла на неё».)

Сашка выручает лейтенанта Володьку. («Ну, какой с меня, рядового Ваньки, спрос? На меня и время тратить жаль, когда всё равно через месяц маршевая и передок. А ты лейтенант. С тобой разговор другой – и разжаловать могут, и под трибунал отдать».)

Эпизод с Пашей.

«– Вот, Паша, – сказал Сашка. – Встретились мы случайно и дня вместе не пробыли, а ведь помнить я тебя весь век буду…
– Брось заливать-то! Знаю я вас…
– Нет, правда, Паша. Я врать не люблю…»
«– Словно из дому ухожу…
– Приголубила, значит?
– Не в том дело…Хорошая женщина очень, сердечная. Звала остаться на недельку…
– Я догадался. Чего ж ты?
– Ни к чему это…– в раздумье ответил Сашка…»

(Эти эпизоды раскрывают личность Сашки с разных сторон, он как бы проходит испытания на выносливость, на человечность, на верность в дружбе, в любви, испытания властью, неограниченной властью над другим человеком.)

V. Пересказ эпизода «Пленение немца» и анализ этого эпизода.

Сашкина рота напоролась на немецкую разведку и стала поспешно отходить. Фашисты хотели отрезать от наших свою разведку и стала поспешно отходить. Фашисты хотели отрезать от наших свою разведку: полетели мины. «Но всё это было привычное, испитываемое ими каждодневно и потому особого страха не вызывало» Сашка оторвался от своих, рванул черезогонь и тут увидел немца. Сашка проявляет отчаянную храбрость–берёт немца голыми руками, патронов у него не было, свой диск он отдал ротному. При этом вовсе не считает себя героем – на вопрос ротного, как это вышло отвечает: «А шут его знает. Дуриком» Безрезультатно допрашивает немца ротный, потом приказывает Сашке вести немца в штаб. По дороге Сашка говорит немцу, что у нас пленных не расстреливают, обещает ему жизнь. Комбат, не добившись от немца никаких сведений, приказывает его расстрелять. Сашка приказу не подчиняется.)

VI. Вопросы

1. Почему Сашка не подчиняется приказу? Как расценивать это его поступок?

(Сашке нетрудно было бы убить немца в бою («Вот когда поднялись они из-под взгорка – серые, страшные, нелюди какие-то, – это были враги», «поджигателей этих стрелял бы Сашка безжалостно, если б попались»). Этот же немец был пленным, безоружным, расстрелять его он не мог, так как обещал ему сохранить жизнь («Мы не вы. Пленных не расстреливаем», «не такой он, чтобы над пленным и безоружным издеваться»).
Между двумя солдатами – русским и немецким – завязываются человеческие отношения: оба умываются и чистятся перед тем, как прийти в штаб; немец угощает Сашку сигаретами; Сашка обращается к пленному уже не так как сначала (не «фашист», а «фриц», более нейтрально, ведь Фриц – это немецкое имя); Сашке уже хочется поговорить с ним, расспросить о житье-бытье, жаль, немецкого не знает.
Сашка увидел в пленном не просто врага, а другого человека: «…когда брал он этого фрица, дрался с ним, ощущая тепло его тела, силу мышц, показался он Сашке обыкновенным человеком, таким же солдатом, как и он, только одетым в другую форму, только одураченным и обманутым…Потому и мог разговаривать с ним по-человечески, принимать сигареты, курить вместе…»).
У Сашки очень сильны нравственные принципы: если он дал слово, то должен его сдержать («Много, очень много видал Сашка смертей за это время – проживи до ста лет, столько не увидишь, – но цена человеческой жизни не умалилась от этого в его сознании»).
– Какие чувства вызывают поступки героя? (Сашка вызывает уважение к себе своей добротой, гуманностью. Война не исколечила его душу, не обезлечила его. Удивительно огромное чувство ответственности за всё, даже за то, за что он не мог отвечать. Стыдно ему было перед немцем за никудышную оборону, за ребят, которых не похоронили: он старался вести пленного так, чтоб не видел тот наших убитых и не захороненных бойцов, а когда натыкались на них, стыдно было Сашке, словно он в чём-то виновен.)
Как разрешается ситуация с невыполненным приказом? (Сашка жалеет немца, не представляет, как сможет нарушить данное в его сознании» И не выполнить приказ комбата тоже невозможно. Сашка ведёт пленного немца не расстрел, изо всех сил тянет время, и автор растягивает их путь, заствляя читателя переживать: чем же это кончится? Приближается комбат, и Сашка не опускает перед ним взгляда, чувствуя свою правоту. «И отвергнул глаза капитан», отменил своё приказание. Сашка же испытывает необыкновенное облегчение, видит будто впервые и «церкву разрушенную», и «синеющий бор за полем, и нешибко голубое небо» и думает: «коли живой останется, то из всего, им не передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабываемым….»)

2. Какова позиция Толика, связного комбата?

(Девиз Толика: «Наше дело телячье…Приказали – исполнил!»
Примеривается к часам ещё не убитого немца («…ухватил цепким взглядом часы на его руке и уже не отпускал»).
Готов торговаться с Сашкой, чтобы не упустить «трофей» («…я бы тебе буханку черняшки дал…за часики-то…Махры могу пачку в придачу.»)
Ротный, например, ведет себя совсем по-другому: «ротный взял зажигалку, чиркнул, прикурил и дал огня Сашке… Повертел зажигалку, рассматривая, и подал её обратно немцу».
Нет у него в душе «заслона, преграды», как у Сашки, он уж, не задумываясь и не мучаясь муками совести, расстрелял бы безоружного («…не расколется – к стенке!...А чего с ним цацкаться? Раз молчит, туда ему и дорога»).Сашка понимает, что «Толик похвалиться любит, а сам слабак».
Сашка и Толик противопоставлены, как ответственность и безответственность, сочувствие и равнодушие, честность и шкурничество.)

3. Какие духовные качества Сашки проявляются в этом эпизоде?

(Деятельная доброта; действенный гуманизм; твёрдость нравственных принципов; отношение к жизни как высшей ценности; страх от неограниченной власти над другим человеком; огромное чувство ответственности за всё, даже за то, за что он не мог отвечать).

VII. Работа с эпизодом «Отношения Сашки и Зины»

Война не убивает в Сашке человеческого, а даже обостряет жажду жить, любить.

1. Какое место в жизни Сашки занимает Зина?

(Сашка спас Зине жизнь, когда прикрыл её своим телом во время бомбёжки. Это его первая любовь. Он так ждёт встречи! Но на передовой он не разрешает себе думать о ней, потому что война, и всякое может случиться, потому что «привыкли на фронте жить часом, а то и минутой».
По дороге в госпиталь, когда страшное напряжение передовой постепенно отпускает, когда радость нахлынула в душу, что он живой, Сашка разрешает себе подумать о Зине, сестрёнке из санроты. Его беспокоило, как они встретятся, ведь всё-таки 2 месяца прошло. И ничего у них не было, только поцеловались несколько раз. Но при прощании он понял, что роднее и ближе у него никого нет, что готов для этой девчушки в шинели сделать всё, лишь бы было ей хорошо и спокойно.
И потом в наступлении представлял он, что идёт он защищать её, Зину, которая обещала его ждать, и ему становилось легче.
Но, ожидая Зину, он всё время думает о своей роте: ей опять дрожать в шалашиках, а «кого-то беспременно сегодня шлёпнет», «и смутно ему и вроде стыдно, что он – здесь, а они – там».
Когда он узнаёт о вечеринке, то это вызывает у него гнев: «Какие танцы! Врёшь, Зина! Быть этого не может!», и «шатнуло его даже». Он говорит строго: «Понимаешь, нельзя это…Веселиться нельзя, когда все поля в наших!» Даже в тылу он не может жить по иным законам, кроме законов передовой.
При встрече с Зиной вечером Сашка уловил, что «в ласках Зининых больше жалости, …и слова-то она говорила всё жалкие: родненький, глупенький, бедненький…Может, из жалости и решилась на всё да ещё потому, что считает себя жизнью ему обязанной».
Думается ему, что их любовь с Зиной будет такой же короткой, как вспышка ракеты: «Погорит недолго, согреть как следует не успеет и…погаснет – разведёт их война в разные стороны».)

2. Почему Зина всё-таки пошла на вечеринку?

(Приходил лейтенант, уговаривал её, потому что отправляют его на передовую, хотел он проститься с Зиной. Зина Сашке на прогулке сказала, что нравится она лейтенанту, что ухаживает он за ней по-хорошему. И Зине этот лейтенант, судя по всему нравится.)

3. Как отнёсся Сашка к тому, что пошла на танцы?

(Когда он узнаёт, что Зина там, танцует с лейтенантом, то ему горько, больно: «А то, что Зина сейчас там, на вечере, затронуло больно, и что-то тошнотное стало подступать к горлу. Задышал он прерывисто, тяжело и торопливо непослушной рукой стал натягивать гимнастерку».
«Нарастало комом в груди что-то холодное, тяжелое, подступало к горлу, давило…»
«…будто разорвалось что в Сашкиной голове», когда он увидел в окне Зину, готов был бросить в оконный проём обломок кирпича, если бы кто-то её обидел.
Но ещё большие страдания принесли ему Зинины слова, когда она сказала лейтенанту:
«– Не надо, Толя…– и отвела его руки мягко и несердито.
Вздыбись рядом земля от взрыва, не ошеломило бы так Сашку. И ни слова, ни обращение по имени, а вот жест этот покойный, даже ласковый, каким отвела она его руки, словно имеет она силу на лейтенанта, поразил Сашку в самое сердце и уверил его, что любовь у них…
Словно ударом под вздох надломило Сашку и откинуло назад.»

4. Как вы оцениваете поведение Сашки в финале второй части повести?

(Сашка повёл себя в этой ситуации в высшей степени достойно. Несмотря на потрясение, боль, обиду, припомнив их встречу, разговоры и «представив её жизнь тут за эти месяцы, пришёл он к тому – не осудима Зина…Просто война…И нету у него зла на неё…»
Понял Сашка, что любовь у них, а раз любовь, какое право он имеет ей мешать? И Сашка уходит, не причиняя Зине боли лишними разговорами.
Доброта, чуткость, благородство героя и здесь взяли верх. В нём пробудилась способность уважать чужие чувства, понять и простить любимого человека, не причинить ему боль. Это и есть настоящая любовь.

VIII. История с лейтенантом Володькой («испытание дружбой»)

(В эпизоде в эвакогоспитале румяный, сытый майор успокаивает возмущенных раненых–дали всего две ложки каши. В сердцах лейтенант запустил в майора тарелкой, и сашка выгораживает друга, которого подведут под трибунал, а ему, рядовому, ничего не будет–дальше передовой не пошлют.

IX. Проблемная ситуация

Учитель: «…ротный, бывало, перед тем, как приказать что-нибудь, хлопал Сашку по плечу и говорил: «Надо, Сашок. Понимаешь, надо ». И Сашка понимал – надо, и делал всё, что приказано, как следует». Это было необходимо на войне.
Есть «надо» и «сверх надо». Сашка, по мнению критика Игоря Дедкова делает сверх надобного. А как считаете вы?
(Статья «Пядь Ржевской земли» – «Литературное обозрение», 1980, №5).

X. Самостоятельная работа (по группам): отметить особенности повести.

1. Своеобразие организации повествования (несобственно-прямая речь, позволяющая увидеть «ржевскую мясорубку» глазами простого солдата и одновременно дать оценку его характеру, его будничному героизму.
2.Особенности композиции:

  • отсутствие единого сюжета; цепочка микросюжетов, раскрывающих характер главного героя;
  • испытание властью, любовьюи дружбой;
  • отсутствие батального напряжения, экстремальных ситуаций;
  • постепенное всматривание в героя, определяющее замедленный темп повествования;
  • движение Сашки от линии фронта в глубь страны и «движение» в глубь души героя;
  • стремление автора рассказать не только о войне, но и об общечеловеческих проблемах.

Смысл названия повести (самое распространённое имя, данное в сниженно-бытовой форме, делает героя максимально близким читателю; значение имени («защитник»).

XI. Заключительное слово учителя

Характер Сашки – открытие Кондратьева. Пытливый ум и простодушие, жизнестойкость и деятельная доброта, скромность и чувство собственного достоинства–всё это соединилось в цельном характере героя. Кондратьев открыл характер человека из народной гущи, сформированный своим временем и воплотивший лучшие черты этого времени. «История Сашки–это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности – солдатской»

XII. Подведение итогов

XIII. Домашнее задание

Написать сочинение по повести Кондратьева «Сашка» по следующему плану:

  • Мой впечатление от повести «Сашка»
  • Легко или трудно иметь такого друга, как Сашка?
  • Что главное в Сашкином характере?
  • Время и пространство в повести.

Урок-конференция по повести В. Л. Кондратьева «Сашка»

Тема урока: «Человек на войне. Проблема нравственного выбора».

Цель урока: попытаться прикоснуться сердцем к живым истокам Великой Победы, прежде всего – нравственным, «примерить на себя» и героизм, и трагизм тех дней.

Оборудование урока: компьютер, проектор, мультимедийная презентация; стенд, посвящённый произведению В. Кондратьева «Сашка» (на нем вопросы для обсуждения повести, высказывания о ней, иллюстрации); материалы, подготовленные к уроку учащимися (печатные тексты выступлений).

Методические приёмы: обмен информацией (выступления учащихся - биографа, литературоведа, историков); беседа; краткий пересказ; анализ эпизодов; сопоставление; решение проблемного вопроса.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Объявление темы и цели урока. (Слайды 1-3)

II. Вступительное слово учителя.

Всё дальше и дальше уходят от нас в прошлое годы Великой Отечественной войны. Все меньше остаётся среди нас её участников. Ушёл из жизни и писатель В. Л. Кондратьев. Но голос его продолжает звучать со страниц его произведений, «трепещет – как на ладони! – его израненное, но продолжающее болеть – за всех нас! – сердце…»

В одном интервью В.Л.Кондратьев сказал: «У каждого писателя должна быть сверхзадача. Для меня она заключалась в том, чтобы рассказать ту правду о войне, которая ещё не написана». (Слайд 4)

«Не за победными трофеями возвращается настоящая литература на поля давних сражений… и не славы она ищет, а хочет понять, каким он был, тот человек, спасший нашу землю от фашистского нашествия? Какими они вообще были, вставшие от края и до края? Ведь было в них, наверное, что-то, ЧТО НЕ ПОЗВОЛЯЕТ УГАСНУТЬ ВЕЧНОЙ НАДЕЖДЕ НА ЛУЧШИЕ И СВЕТЛЫЕ, ЧИСТЫЕ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА?» (И.Дедков) (См. стенд)

Что выше, что важнее: приказ, общее мнение, обстоятельства, воля кого-то, кто выше тебя, или ты сам со своим пониманием совести и добра? Старое и вечное испытание человека: переступить или не переступить?

III . Выступления учащихся: биографа, литературоведа, историков.

    Биография писателя В. Кондратьева. (Слайды 5-6,8, 9)

    Литературное творчество. (Слайды 6-7)

    История создания повести «Сашка». (Слайд 10)

    История города Ржева. (Слайды 11, 12, 14)

    Воспоминания маршалов Г.К. Жукова и К.К. Рокоссовского. (Слайд 13)

IV . Фоторяд под фонограмму песни М. Ножкина «Под Ржевом». (Слайд 15)

V . Обсуждение повести В. Кондратьева «Сашка».

Мысленно перенесёмся в то время и на ту землю, о которых узнали по воспоминаниям военачальников и прочли в повести «Сашка».

1. Два месяца воюет Сашка. Много это или мало? Какие детали, картины помогают писателю воссоздать, а нам представить это время?

(Быт войны. Тот самый, про который писатель скажет: «…вся война из этого быта и состояла. Сами бои составляли не главную часть жизни человека на войне. Остальное был быт, непомерно трудный, связанный с лишениями и с огромными физическими нагрузками»).

Как показан военный быт в повести? (Слайд 16)

(«Ни окопов, ни землянок у первой роты не было, ютилась битая-перебитая в шалашиках. Только у ротного был жиденький блиндажик».

«И со жратвой туго, и с боеприпасами… нету силёнок ребят хоронить, нету… Ведь себе, живым, окопчика вырыть не в силах»

«Войско вроде зимой тут стояло, а может, и бои были, потому как валялись по сторонам каски простреленные, ящики цинковые от патронов, обмотки ржавые, обрывки бинтов окровавленных и даже труп один они приметили, но подходить не стали - хватит, на всю жизнь насмотрелись»

« - Сколько у вас в роте было человек?

Сто пятьдесят…

Сколько осталось?

Шестнадцать…»)

- Зачем Кондратьев так дотошно выписывает этот убогий быт войны?

(Мы понимаем, что эта правда детали, быта выводит к той самой главной истине, ради которой живёт наша литература, – к правде человека, решившегося остаться человеком в этой страшной войне).

Сашка добывает валенки для ротного.

Сашка берёт в плен немца и отказывается его расстрелять.

Раненый Сашка под огнём возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат.

Сашка ведёт санитаров к раненому, не полагаясь на то, что они сами его разыщут.

Встреча с Зиной.

Сашка выручает лейтенанта Володю.

3. Один из критиков заметил, что В. Кондратьев провёл своего героя через испытания властью, любовью, дружбой. Как выдержал Сашка эти испытания?

VI. Анализ отдельных эпизодов.

Эпизод пленения немца. Испытание властью. («И тут понял Сашка, какая у него сейчас страшная власть над немцем. Ведь тот от каждого его слова или жеста то обмирает, то в надежду входит. Он, Сашка, сейчас над жизнью и смертью другого человека волен. Захочет - доведет до штаба живым, захочет - хлопнет по дороге! Сашке даже как-то не по себе стало, и немец, конечно, понимает, что в Сашкиных руках находится полностью. А что ему про русских наплели, одному богу известно! Только не знает немец, какой Сашка человек, что не такой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться.

Вспомнил Сашка: был у них в роте один больно злой на немцев, из белорусов вроде. Тот бы фрица не довёл. Сказал бы: «При попытке к бегству», - и спросу никакого.

И стало Сашке как-то не по себе от свалившейся на него почти неограниченной власти над другим человеком».)

Каким мы видим Сашку в этом эпизоде? Какие чувства вызывает он у нас? Что мы ценим в нём? (+ обращение к иллюстрации. См. стенд)

(Сашка вызывает симпатии, уважение к себе добротой, участливостью. Гуманностью. Война не обезличила, не обесцветила Сашкин характер. Он любознателен и пытлив. На все события имеет свою точку зрения. Сашке не по себе от почти неограниченной власти над человеком, он понял, какой страшной может стать эта власть над жизнью и смертью. Мы ценим в Сашке и огромное чувство ответственности за всё. Даже за то, за что отвечать он не мог. Стыдно перед немцем за никудышную оборону. За ребят, которых не похоронили: он старался вести немца так, чтобы не видел тот наших убитых и не захороненных ещё бойцов, а когда всё-таки натыкались они на них, стыдно было Сашке, словно он в чём-то виновен).

- Вспомните похожий эпизод романа «Война и мир» (Бой под Островной. Николай Ростов и француз. Состояние Николая).

Почему Сашка не выполнил приказ? Это ведь немыслимое в армии событие – неподчинение приказу старшего по званию.

(Сашка жалеет немца, не представляет, как сможет нарушить данное ему слово. «Цена человеческой жизни не умалилась в его сознании»).

- Есть ли похожий эпизод в романе «Война и мир»? (Долохов и Денисов: спор о пленных).

- «Сашка вздохнул глубоко, полной грудью…и подумал: коли живой останется, то из всего им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабываемым…». Почему? (Слайд 18)

(Сашка ходил в атаки, часто безнадёжные и поэтому смертельно опасные, отбивал нападения немецкой разведки, бился один на один с немцем, видел смерть, но самый памятный день – это тот, когда не убил немца. Не убил, чтобы остаться человеком.

Не убитый им немец – это сила души, борющейся с таким победоносным, с таким могучим злом. И Кондратьев убеждает, что мы победили не потому, что были сильнее, а потому, что были выше, духовно чище.)

Какой из этих поступков - пленение немца или спасение его - можно назвать подвигом? Какой из них достоин награды?

- Сопоставьте жизненные принципы Сашки и связного комбата Толика. На чьей стороне вы?

(Девиз Толика – «наше дело телячье». Но Сашка не хочет быть телёнком, он хочет оставаться человеком. Сашка и Толик противопоставлены, как ответственность и безответственность, сочувствие и равнодушие, честность и шкурничество).

- Не напоминает ли вам Толик Николая Ростова? В каких эпизодах? (Разговор Николая с Пьером о тайном обществе. Николай: «Ты лучший друг мой…, но…начни вы противодействовать правительству, какое бы оно ни было, я знаю, что мой долг –повиноваться ему. И вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить – ни на секунду не задумаюсь и пойду»)

- Что, по-вашему, повлияло на решение комбата отменить приказ о расстреле пленного немца?

- Какие качества Сашки проявляются в эпизодах:

1. Раненый Сашка под огнём возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат.

2. Сашка ведёт санитаров к раненому, не полагаясь на то, что они сами его разыщут.

(Ответственность, верность слову)

- Можно ли сказать, что Сашка – « рыцарь без страха и упрёка»?

(Сашка не раз испытывал страх, но умел его преодолевать).

Сопоставление с эпизодом: «На батарее Раевского.

Пьер: «А разве ты боишься?»

Солдат: «А то как же?.. Ведь она не помилует. Она шмякнет, так кишки вон. Нельзя не бояться…».

Поэт-фронтовик Ю.Друнина писала: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне»)

Эпизод «Встреча с Зиной». Испытание любовью.

-Что значит Зина в Сашкиной жизни? (+ Обращение к иллюстрации. См. стенд)

(Сашка и Зина. Как всё сложно складывается в их судьбе: любовь и ревность переплелись. И всё же после расставания Сашка говорит: «Неосудима Зина. Просто война... И нету у него зла на неё». Это равносильно пушкинскому «Как дай вам бог любимой быть другим».

Вот и опять мы увидели зрелость Сашки. А ведь ему - чуть-чуть за двадцать: отслужив срочную службу на Дальнем Востоке, попал на ржевскую землю, где принял боевое крещение.)

Противоречит ли поведение Сашки вашему мнению о его характере или, наоборот, подтверждает уже сложившееся мнение о нём?

(Сашка остаётся Сашкой: справедливость, доброта и здесь взяли верх. Сашка не ожесточился, не огрубел, сумел понять Зину и не осудить её, хотя горько ему и больно. «Неосудима Зина… Просто война… И нету у него зла на неё!..»

Раз у них любовь, какое право он имеет ей мешать? И Сашка уходит, не причиняя Зине боли лишними разговорами. Он бы по-другому не мог).

Эпизод «Фронтовая дружба с Володей». Испытание дружбой.

- Как проявляет себя Сашка во время краткой фронтовой дружбы с лейтенантом Володей?

-Осуждаем ли мы или оправдываем Сашку в эпизоде с утихомирива-нием солдат? А автор?

(Автор сочувствует Сашке: он, на вид совсем не геройский, не лихой солдат, оказался сильнее и смелее отчаянного лейтенанта с Марьиной Рощи, выручает его из беды. «История эта нервишек стоила, если по-честному, то совсем не «наплевать» было Сашке»)

VII. Решение нравственной проблемы

- Есть «надо» и «сверх надо». Сашка делает «сверх»? Или это командует совесть?

(С точки зрения Сашки, его поведение, поступки – это норма, ничего сверхъестественного. Он иначе не может. Нет двух совестей – совести и иной совести: совесть или есть, или её нет, как нет двух патриотизмов).

VIII. Выводы

- Чем привлекателен Сашка? Что хотел показать в нём автор? (Слайд 19)

Характер Сашки – открытие Кондратьева. Пытливый ум и простодушие, жизнестойкость и деятельная доброта, скромность и чувство собственного достоинства – всё это соединилось в цельном характере героя. Кондратьев открыл характер человека из народной гущи, сформированный своим временем и воплотивший лучшие черты этого времени. «История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности – солдатской». «…Не прочитай я «Сашку», мне что-то не хватало бы не в литературе, а просто-напросто в жизни. Вместе с ним у меня появился ещё один друг, полюбившийся мне человек», – писал К. Симонов.

- А что для вас значит Сашка, ведь по возрасту он близок вам?

Мы не случайно пытались сопоставлять эпизоды повести В. Кондратьева и романа Л.Н. Толстого. Какие толстовские традиции в изображении «войны» и «мира», человека на войне вы обнаружили?

IX. . Заключительное слово учителя.

Действительно, многие толстовские мысли о войне и мире нашли свое отражение в повести В. Кондратьева. И поэтому, наверное, уместно закончить урок обращением писателя В. Кондратьева к вам, ученикам-старшеклассникам (См. стенд):

«К ребятам: для нашего военного поколения самым главным было то, что мы с детства были пополнены великой русской литературой прошлого века. Она воспитала в нас гражданские и высокие нравственные понятия, которые позволили нам прожить в страшное время и остаться чистыми, не запятнать свою совесть ничем. Желаю всем вам того же, т.е. чтобы читать и читать святую русскую литературу».

X. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение: «Почему повесть «Сашка» - произведение, нужное сегодня?» или дать развёрнутый ответ на вопрос «Какое впечатление произвела на меня повесть «Сашка»? «Как вы понимаете слова «Сердца! Да это же высоты, которых отдавать нельзя»? (См. стенд)

Использованная литература

    В.Л. Кондратьев. Привет с фронта. Повести и рассказы – Москва, «Художественная литература», 1995.

    Произведение о Великой Отечественной войне на уроках литературы и во внеклассной работе. – М., «Просвещение», 1985.

    Н. Крупина, Н. Соснина. «Я вам жизнь завещаю…» (Старшеклассники обсуждают повесть В. Кондратьева «Сашка») – «Литература в школе», №3 1989.

    А. Коган. …Жил и умер, как солдат. О Вячеславе Кондратьеве, его жизни и творчестве, его непростой судьбе. – «Литература в школе», №2 1995.

В отечественной литературе немало достойных произведений, посвященных Великой Отечественной войне. К ним относится и повесть Вячеслава Леонидовича Кондратьева «Сашка». Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 11 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Год написания – 1979 год.

История создания – Повесть «Сашка» во многом автобиографична, поскольку автор сам принимал участие в тяжелых боях под Ржевом. Эти воспоминания долгие годы не давали ему покоя, и в зрелом возрасте вылились в повесть, в которой раскрывалась проблематика войны.

Тема – Центральная тема произведения - проблема нравственного выбора в условиях войны.

Композиция – Композиция повести имеет мозаичную структуру и состоит из микросюжетов, с помощью которых в полной мере раскрывается сущность главного героя. Для произведения характерен неспешный темп повествования, что позволяет лучше понять внутренний мир Сашки, мотивы его поступков.

Жанр – Повесть.

Направление – Реализм.

История создания

Вячеслав Леонидович отправился на фронт, когда ему едва исполнился 21 год. В составе стрелковой бригады он отчаянно сражался за город Ржев, получил ранение, был награжден медалью «За отвагу».

Воспоминания о военном лихолетье не оставляли Кондратьева на протяжении всей жизни: они терзали его, не давали радоваться настоящему. По признанию писателя, он перечитал много художественной литературы о Великой Отечественной войне, но ни одно произведение не смогло по-настоящему зацепить его, ни в одном из них он не находил описания «своей» войны.

Повесть Вячеслава Леонидовича «Сашка» была опубликована в 1979 году в журнале «Дружба народов».

Тема

В повести, описывающей все реалии Великой Отечественной войны, Кондратьев мастерски раскрывает центральную тему произведения - проблему нравственного выбора в экстремальных условиях. На долю главного героя выпадает немало жизненных испытаний, способных как нельзя более точно отобразить истинную сущность человека.

Одним из наиболее острых и эмоционально сильных эпизодов является пленение Сашкой немца. В пылу борьбы солдатом движет лишь желание одолеть врага, но затем в пленном немце он видит обычного человека. Он достойно проходит испытание властью, не причинив вреда безоружному человеку и пообещав ему сохранение жизни. Не в силах выполнить приказ комбата и расстрелять беззащитного юношу, Сашка сам подставляет себя под удар.

Весьма показательной является сцена, в которой Сашка вступается за своего нового знакомого, и берет его вину на себя. Его благородный поступок невольно вызывает чувство восхищения, поскольку герой ставит интересы товарища выше собственных.

Достойно проходит Сашка и испытание фронтовой любовью. Узнав, что избранница Зина разлюбила его, герой с достоинством принимает ее измену. Несмотря на глубокое разочарование, он находит в себе силы, чтобы понять ее и отпустить без слов упрека.

По сути, Сашка стал тем собирательным образом, в котором нашли свое отражение сотни тысяч простых ребят, оказавшихся один на один с ужасами войны. В своем произведении автор выделил простую и старую, как мир, идею - нужно оставаться человеком при любых обстоятельствах, не убивать в себе то доброе и светлое начало, заложенное в каждом человеке при рождении. Мир может спасти только доброта, милосердие, сострадание.

Композиция

Проводя в повести «Сашка» анализ произведения, следует отметить, что для него характерна мозаичная композиция при отсутствии единого сюжета. Повесть состоит из крошечных сюжетов, призванных максимально точно и емко раскрыть характер главного героя.

Композиция повести построена таким образом, что раскрытие душевных качеств Сашки, его жизненных приоритетов происходит постепенно, чему способствует замедленный темп повествования. С продвижением героя от линии фронта вглубь страны читатель погружается и в его внутренний мир.

Жанр

Произведение написано в жанре повести. В произведении детально воспроизводится быт военных лет, события того времени, основные сражения, поэтому его относят к литературному направлению реализм.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 41.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА

ИСТОРИИ И ЛИТЕРАТУРЫ «УКРАДЕННАЯ ЮНОСТЬ»

УРОК- РЕКВИЕМ

Цели урока:

1. Образовательные:

- привести примеры участия молодёжи в Великой Отечественной войне;

- доказать, что одним из источников победы в войне был высокий патриотизм

советского народа;

-познакомить с судьбой выпускников нашей школы, ушедших на фронт;

-объяснить как война коснулась судьбы вашей семьи;

-сделать вывод какое влияние оказала война на становление молодого поколения

2. Воспитательные:

- продолжать воспитывать чувство патриотизма;

- продолжать воспитывать чувство сострадания к судьбе других людей;

- продолжать воспитывать чувство уважения к ветеранам войны

3. Развивающие:

- развивать умение анализировать литературное произведение;

- развивать умение анализировать исторический источник по схеме;

- развивать навыки устной речи;

Оборудование:компьютерная презентация, тексты книги В.Л.Кондратьева «Сашка», фото

героев Великой Отечественной войны, письмо с фронта, воспоминания участников войны,

семейные реликвии

Формы работы: групповая, индивидуальная

Ход урока:

I. . Звучит песня из кинофильма «Офицеры».

Слайд 1. с эпиграфом:

Как это было! Как совпало –

Война, беда, мечта и юность!

И это всё в меня запало,

И лишь потом во мне очнулось!

Д.Самойлов

Учитель литературы. Из каждой сотни мальчиков, родившихся в 1923- 24 годах, после

Великой Отечественной войны осталось в живых только трое.

- Опираясь на слова эпиграфа, сформулируйте тему сегодняшнего урока и его цели.

Примерные ответы учащихся:Война и юность.

Цели: 1. Какое участие принимала молодёжь в войне?

2. Какое влияние оказала война на становление молодого поколения?

Слайд 2. Мы дали уроку своё название –«Украденная юность», ведь понятия юность и война

несовместимы.

Учитель истории. Обратимся к данным статистики.

1941-1945 год называют временем демографического кризиса.

Каковы причины этого кризиса?

Слайд 3.Статистические данные

Естественный прирост населения- 6 млн.

Неестественная убыль- 18 млн.

Сокращение численности- 12 млн.

Суммарные демографические потери- 24 млн.

Женский перевес- 1339 женщин- 1000 мужчин.

Учитель истории. Половина погибших - те, кто принимал участие в боевых действиях. Сейчас

вы посмотрите кадры документального фильма. На листке № 1 перед вами вопросы, на которые

вы должны ответить.

Слайд 4.Фильм о Ржевской битве.

Работа с вопросами по фильму:(листы с вопросами на столах)

О каком сражении идёт речь в документальном фильме?

Назовите хронологические рамки битвы.

Какую роль сыграло это сражение в ходе войны?

Кто руководил операцией?

Почему об этом сражении не упоминается в ряде учебников по истории?

В каких литературных произведениях нашла отражение эта битва?(А.Т. Твардовский «Я

убит подо Ржевом», В.Л.Кондратьев «Сашка»)

Слайд 5. Портрет В.Л.Кондратьева

III .Учитель литературы . Что вы знаете об авторе повести «Сашка»?

Вячеслав Леонидович Кондратьев на момент начала Великой Отечественнойвойны служил

наДальнем Востоке. В декабре 1941 года после многочисленных рапортов он отправился на

фронт. Весной 1942 года Кондратьев в составе стрелковой бригады под Ржевом.Был ранен,

награжден медалью “За отвагу”. После отпуска по ранению служил в железнодорожных

войсках, был снова тяжело ранен, пробыл полгода в госпитале, стал инвалидом.В немолодые

уже годы Кондратьев взялся за повести о войне.

«Видимо подошли лета, пришла зрелость, а с нею и ясное понимание, что война- то –

войны ощущал, не забыл, хотя шли уже 60- е. Начали приходить в сны ребята,

покуривали самокрутки, поглядывали на небо, ожидая бомбардировщика. Жадно читая

прозу о войне, тщетно искал и не находил в ней своей войны, хотя война была одна.

Понял, что о своей войне рассказать могу только я сам».

Добывает валенки для ротного.

Берет в плен немца и отказывается его расстрелять.

Под огнем возвращается проститься с ребятами и отдать автомат (стыдно уйти не

попрощавшись).

Ведет санитаров к раненому, не полагаясь, что они сами разыщут его.

Встреча с Зиной.

Выручает лейтенанта Володьку.

Работа в группах

Подготовьте развёрнутые ответы на предложенные вопросы, подтвердите цитатами свои

высказывания

Эпизод 1. «Валенки для ротного»

- Какие детали военного быта в эпизоде с валенками показывает автор?

–Чем вызывает симпатии к себе Сашка в этом эпизоде?

Эпизод 2. «Пленный немец»

- Почему Сашка не подчиняется приказу комбата расстрелять плененного им немца?

Как расценивать его поступок?

–Почему комбат сначала приказал расстрелять немца, а затем все- таки отменил свой

приказ? Как это характеризует капитана?

Эпизод 3. «Помощь раненому»

- Почему Сашка не надеется на санитаров и сам провожает их к раненому?

- Считает ли он, что сделал что -то особенное?

Эпизод 4. «Сашка выручает лейтенанта Володю»

–Каковы мотивы Сашкиного заступничества за лейтенанта Володьку?

- В тексте сказано, что Сашке наплевать на последствия, правда ли это?

Задание на слушание:

Какие испытания приходится пройти герою В.Л.Кондратьева? Можно ли поступки Сашки

назвать героическими?

IV. Учитель истории. Многие отдали жизни за Родину, так и не дожив до Победы. Среди

участников войны 11635 героев Советского Союза. Перед вами только 5 фотографий. Они были

немногим старше вас.

Назовите имена героев и подвиги, которые они совершили.

Зоя Космодемьянская.18 лет. Партизанка во время Московской битвы. 1 женщина герой СССР.

Александр Матросов. 19 лет. Закрыл грудью амбразуру немецкого дзота.

Олег Кошевой. 17 лет. Один из организаторов подпольной группы « Молодая гвардия».

Виктор Талалихин. 23 года. Военный лётчик. Превый применил ночной таран.

Неизвестная фотография.

Учитель истории.А это Борис Краснов. Его имя на доске Славы на первом этаже среди имён

выпускников нашей школы, погибших в годы войны. В нашем школьном музее хранится

подлинник письма Бориса с фронта.

Ученик читает письмо.

Мама, дорогая моя, хорошая мама, здравствуй!

Посылаю вам с сестричкой Иночкой мой горячий, красноармейский, фронтовой

Дорогие мои, что же вам написать?

Я пока жив, здоров. Работаю страшно много. Ничего не поделаешь - война,

фронт. Надо скорее выполнять приказ т. Сталина: покончить с гитлеровскими бандами

в 1942 году.

Да, мама, только теперь я начинаю понимать жизнь, видеть её хорошие и плохие

великая школа, великое испытание, великая закалка.

Ну да ладно. Не будем больше философствовать.

Если б вы знали, как хочется вас видеть, родные мои - мама и сестричка. Целую

вас крепко- крепко. Пишите чащею

Ваш сын и брат Боря.

Папа почему то мне не пишет….

Учитель истории. Все, кто мог воевать ушли на фронт. В тылу остались старики, женщины и

V. Учитель истории. Вторая половина погибших в годы войны - мирное население. В

Интернете существует сайт «Непридуманные рассказы о войне». Он содержит воспоминания

тех, кто пережил это страшное время. Сегодня мы обратимся к воспроминаниям четырёх

участников событий.

Слайд 6. Непридуманные рассказы о войне

Работа с историческими документами –воспоминаниями людей, переживших войну

Чьи воспоминания перед вами?

Можно ли его поведение назвать героическим? Почему?

Документы:

Евгений Сосновских, Харьков

Площадь класса была около 30 метров. Напротив входной двери находились окна,

забитые досками, а между ними лежала солома. Посреди комнаты стояла маленькая круглая

железная печурка. У печки на табуретке всегда сидел один человек, который поддерживал

В классе писали на газетных листочках. Также делал тетради из книжных листов.

Писали на белом поле между строк. Тетрадь стоила на чёрном рынке как стакан соли –около

100 рублей. Когда не хватало чернил, писали соком свёклы. Учебниками пользовались по

очереди, договариваясь между собой. Иногда отдельные рассказы читали вслухдля всего

класса. Так же коллективно учили стихотворения. Всех заставили учить немецкий язык. На

стене класса висела стенгазета, которую выпускал наш класс.

В.Фёдоров, Ленинград

После смерти отца я пошёл на завод устроиться на работу. Как работник выглядел я,

безусловно, комично. Мне было неполных 12 лет, росточком был маленький, шапка на голове

больше, чем сама голова. Худющий, жалобно смотрящий из- под нависшей на глаза шапки, я,

По улицам лежали трупы. Их никто не подбирал. У валявшихся трупов обрезали мягкие

части. Дома в столярный клей клали сухие коренья и ели с уксусом и горчицей. Весной мама

слегла с высокой температурой и цинготными язвами на ногах.

Людмила, концлагерь Кретинга

рассказывала, что женщин с грудными детьми загнали в карцер- бункер, где по колено было

воды и плавали крысы. Через сутки их выпустили и разрешили кормящим матерям по очереди

оставаться в бараках, чтобы кормить детей.

У многих детей не росли ногти, не было волос, на голове были страшные гнойники. Всё

было оттого, что у малышей брали кровь для немецких лётчиков, которые находились в

госпитале в Паланге. Чем меньше был ребёнок, тем ценнее была кровь. Иногда у маленьких

доноров брали всю кровь до капли, а самого ребёнка выбрасывали в ров вместе с казнёнными.

Осенью 1943 года большинство заключённых перебросили в лагерь на берегу Одера.