Наука - это что такое? Определение, суть, задачи, области и роль науки. Что такое наука и что она производит 2 что такое наука

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Что такое наука?
Рубрика (тематическая категория) Производство

С просвещением и цивилизацией неразрывно связаны наука и образование.

Наука - сфера человеческой деятельности, основная роль которой состоит в создании и приведении в систему знаний об окружающем мире. Она описывает, объясняет и предсказывает процессы и явления природы и общества.

Зарождение наук произошло еще в Древнем мире. Но складываться они начали с XVI-XVII веков и в ходе исторического развития превратились в важнейшую силу, оказывающую влияние на всœе сферы жизни общества и культуру в целом. С XVII века примерно каждые 10- 15 лет удваивается рост числа открытий, научной информации, научных работников.

Науки условно делятся на естественные, общественные, гуманитарные и технические.

Естественные науки изучают природу. Основными естественными науками являются физика, химия, биология.

Общественные науки исследуют основные сферы (стороны) жизни общества. Экономика занимается изучением организации производства и экономической деятельности людей в целом. Политология рассматривает политическую организацию общества (устройство государства, деятельность политических партий, парламента͵ правительства).

Социология изучает устройство общества, взаимодействие групп людей, входящих в него. Культурологию интересует духовная жизнь общества. Важное место среди общественных наук занимает история - наука, изучающая прошлое человечества. А философия стремится понять наиболее общие вопросы устройства мира. К общественным наукам относятся также психология (наука о внутреннем мире человека и его поведении), антропология (наука о происхождении и развитии человека), демография (наука, изучающая населœение и его состав).

В общественных науках используются различные методы исследований: наблюдение, эксперимент, измерение, анализ документов и многие другие. Давайте познакомимся с ними.

Опрос - простой и эективный метод получения знания о том, что думают, как живут и что чувствуют люди. Его используют, хотя и в разной степени, всœе общественные науки.

Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов.

Первым задумался о научной постановке вопросов древнегреческий философ Сократ. Кроме ученых метод опроса используют журналисты, врачи, следователи, учителя.

Опрос должна быть проведен либо в форме интервью, т. е. беседы с одним или несколькими лицами, либо как анкетирование (составление, распространение, изучение опросных листов - анкет). Полученные ответы ученый тщательно обрабатывает и получает достоверную информацию.

В последнее время особенно широкое распространение получили телœефонное интервью, телœевизионный опрос (который также принято называть интерактивным опросом), компьютерный опрос через Интернет.

Другой распространенный метод научного исследования - наблюдение. В случае если, к примеру, ученому-социологу крайне важно узнать, активнее или нет люди стали ходить в музеи за последние полгода, то можно понаблюдать и установить, сколько продано билетов или какие по величинœе очереди образуются около музейных касс.

Но наблюдений для исследования многих явлений не всœегда бывает достаточно. Чтобы лучше изучить их, проводят эксперименты. Слово ʼʼэкспериментʼʼ в переводе с латинского языка означает ʼʼопытʼʼ, ʼʼпробаʼʼ.

Очень часто применяют еще один метод - измерение. Измеряют, к примеру, количество родившихся или умерших людей за один год или месяц, число проголосовавших за конкретную политическую партию, количество подписчиков какой-либо газеты и т. д. В случае если в физике используют линœейку, весы, термометр, секундомер или часы и другие измерительные приборы, то у обществоведов распространены процентные измерения.

Общественные науки имеют важное значение как в исследовании прошлого, так и современного общества.

Что такое наука? - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Что такое наука?" 2017, 2018.

Конспект или материалы чист-мата… кто разберет…

1. Инструментальное понятие.

Наука - средство для достижения определенной, заранее заданной цели.

Цель науки разная на разных этапах:

  • греки - истина как абсолютное благо;
  • в 20-м веке существует для выгоды
  • Ф. Бэкон - "знание - сила"

2. Институциональное понятие.

Наука - совокупность общественных отношений (общ. институтов). Характерно для конца 19-20 веков. Наука социология.

Мертон : разработал концепцию науки как соц. ин-та, к-рая доминировала в социологии науки на Западе до 70-х гг. Согласно Мертону, научн. деятель-
ность осуществляется в рамках соц. ин-та науки, к-рый обеспечивает компетентную оценку рез-тов научн. труда и соответствующее этим рез-там вознаграждение ученого в виде признания, премий и т. д. Принадлежность к ин-ту науки требует соблюдения определенных институциональных норм. Но противоречивость складывающихся в ходе науч. деятельности ситуаций, конкуренция между учеными, борьба за приоритет делают их поведение амбива-
лентным. Среди общих соц. условий, наиболее благоприятствующих развитию науки, Мертон называет демократию. Чтобы доказать это, он изучает положение науки в фашистской Германии и показывает, что Духовная диктатура нацизма, его расистская идеология привели к упадку немецкой науки.

Макс Шелер

3. Прагматическое понятие

Наука - специфический вид деятельности живого существа наряду с другими. Это эмпирическое понятие.

Поппер : Наука - это не познание истины, а соревнование гипотез.

4. Логическое понятие

Наука - обоснованная совокупность истинных суждений о положении дел.

ФИХТЕ(1762-1814) "НАУКОУЧЕНИЕ": Я полагает самого себе("Я" ни от чего не зависит, ничем не обусловлено. Оно создает (полагает) самое себя. Оно - есть!) - Я полагает не-Я(внешний для человека мир является созданием его духа, его собственного "Я") - Я полагает не-Я и самого себя(в результате чего осуществляется переход к пониманию абсолютного субъекта, абсолютного Я, как нечто совершенно безусловное и ничем высшим не определяемое). Фихте пытался преодолеть дуализм Канта, который разделял непроходимой пропастью объективно существующий мир, конкретные вещи (ноумен, материю) и идеи, отображающие этот мир (феномен, субъективный мир человека). Фихте провозглашает философию высшим видом науки, которая к тому же служит теоретической основой всех наук о природе и обществе, а также основой всей человеческой практики.

Главным в науке Фихте склонен считать систематический характер ее знания, а значит, то, что в науке знание становится единым и целостным. При этом решающая роль отводится основоположению, на котором, как на фундаменте, может быть последовательно выстроено здание науки и научной философии. В каждой науке есть только одно основоположение. Ему следует быть достоверным. А на чем зиждется достоверность основоположения? На этот и подобный ему вопросы как раз и должно отвечать наукоучение. Оно призвано "обосновать возможность основоположений вообще; показать, в какой мере, при каких условиях, и может быть, в какой степени что-либо может быть достоверным; далее, оно должно, в частности, вскрыть основоположения всех возможных наук, которые не могут быть доказаны в них самих

КАНТ: наука - совокупность истинных суждений. Кант вводит 2 принципиальных критерия
существования науки. Научн суждения облад. 2-мя св-вами: всеобщность и необходимость.
ЛЕЙБНИЦ: принцип необходимости достаточного основания, гласящий, что ничего не
случается без того, чтобы было основание, почему это случается скорее так, а не иначе (мы не
можем помыслить душу без бессмертия)

КОНЕЦ СТРАННОГО

5. Экзистенциальное понятие

Наука - способ бытия человеека. Первичный способ отношения к сущему как к подручному. Научное отношение - это отношение к наличествующему. Экзистенциальное понятие является фундаментом логического.

Многие из нас задаются вопросом о том, что такое наука. Обычно под самим этим термином понимается нечто очень серьезное, приносящее человечеству пользу. Рассмотрим понятие науки и ее значение в мире людей.

Определение

Традиционно под наукой понимают область человеческой деятельности, направленную на получение объективных фактов реальной картины мира. Наука основывается на знании и доказательстве ее истинности. Она оперирует целым категориальным аппаратом, куда входят методы, методологические подходы, предмет и объект познания, цели и задачи и прочее.

Наука на основе полученных данных формирует определенные теории или аксиомы развития мира природы или мира культуры.

По мнению известного науковеда К. Поппера, чтобы понять, что такое наука, необходимо определить следующие критерии: цель науки, результат научной деятельности и методы его получения. Ученый считает, что конечной целью науки является получение новых знаний или ответов на интересующие ученых проблемы. Результатом научной деятельности становится усовершенствование старых знаний и усовершенствование технологий, новый взгляд на уже сложившиеся решения проблем.

Методы научного познания весьма разнообразны. В разных сферах науки предлагаются разные методы. Если мы изучаем гуманитарные науки, то там ведущими методами будут анализ и синтез, сбор эмпирических данных, наблюдение, беседа, эксперимент. Естественные науки более всего опираются на экспериментальные исследования, однако и они используют наблюдение и анализ.

История возникновения феномена науки

Вопрос о том, что такое наука, задавали еще люди древнего мира. По мнению историков, первые научные знания наши предки получали в ходе естественного наблюдения за миром природы. Благодаря появлению письменности эти знания стали передаваться по наследству. Накапливаясь, знания рождали новый опыт, который потом лег в основу науки.

Зародилась наука одновременно в разных точках нашей планеты. Можно говорить об античной науке (физике, геометрии, математике, языкознании) и о науке стран Востока (арифметике, медицине и прочее). Считается, что родоначальницей науки стала философия. Поэтому древнегреческие мыслители, пытавшиеся узнать первооснову материального мира, и стали первыми учеными на земле (Фалес, Демосфен и т. д.).

Широкое развитие наука получила в эпоху Возрождения в Европе благодаря стечению нескольких обстоятельств: во-первых, было уже достаточно накоплено знаний и мире природы, мире вещей и деятельности людей, а, во-вторых, в отличие от мусульманского востока, накладывающего запрет на познания творения Аллаха, христианская Европа стремилась к активному преобразованию мира.

Кто такие ученые?

Поставив пред собой проблему о том, что такое наука, нельзя обойти стороной вопрос о ее основных созидателях - ученых. Ученый - это человек, профессионально занимающийся наукой, создающий объективную картину мира, работающий в сфере созидания новых знаний. Профессия ученого, как и другие профессии социально активного типа, предполагает определенное служение человека своему делу. В данном случае подразумевается, что новые знания могут помочь человечеству облагородить себя и дадут новый толчок для технического прогресса.

В современном мире профессиональный путь ученого лежит через обучение в высших учебных заведениях, работу в институтах и университетах, получение ученых степеней. Ученый самостоятельно или в группе других своих коллег работает над какой-либо темой в течение долгих лет, а иногда и всей жизни. Он может защищать по этой теме диссертации, а также осуществлять публикации своих работ. Сегодня критерием успешности ученого является его цитируемость (в мировом научном сообществе есть так называемый индекс Хирша, учитывающий внешние ссылки на работы того или иного ученого).

Основные научные направления

В настоящее время выделяется несколько ведущих научных направлений. Это неудивительно, ведь наука, изучающая социальные отношения людей, отличается от естественной или технической науки.

Науки принято подразделять следующим образом:

  1. Фундаментальные науки. Сюда входят исследования глубинных основ бытия человечества на земле, законов природы, особенностей того или иного явления и т. д. Фундаментальные науки не могут дать мгновенного практического результата, порой такой результат необходимо ожидать целыми десятилетиями.
  2. Прикладные науки. К нам относятся исследования, которые, с одной стороны, используют достижения фундаментальной науки, а с другой - помогают созданию новых технологий.
  3. Научно-исследовательские разработки. Сюда включаются все виды научных исследований, которые нельзя отнести ни к первой, ни ко второй группе.

Философское понимание науки

Благодаря тому что сама наука, изучающая объективные законы мироздания, вышла из философии, то вопрос о связи науковедения и философии до сих пор остается открытым.

Сегодня существует раздел философии, изучающий само понятие научного знания, границы научной деятельности, вопрос о соотношении этики и научного прогресса, методологию науки. Этот раздел носит название философия науки.

Среди основных направлений данного раздела можно выделить такое философское учение, как позитивизм (Бэкон, Гегель), основывающийся на вере в науку, на то, что рациональные знания являются высшей ценностью, они же способны придать развитию человечества новый импульс.

Уже в 20 столетии позитивизм был переосмыслен в работах теоретиков постпозитивизма К. Поппера и Т. Куна. Эти авторы стали первооткрывателями нового направления в науке, изучающей ее как объект познания. Это направление получило определение науковедения.

Российская наука: история возникновения

Наука в нашей стране стала активно развиваться в 17 веке. Нельзя сказать, что до этого времени активные наблюдения за миром природы не велись, они были, однако, знания, как правило, передавались устным путем, что тормозило процесс их научного осмысления.

Некоторые научные знания Русь получила еще от Византии, однако из-за падения великой империи и утраты связи с западным миром часть этих знаний не использовалась, а часть была утрачена. Однако в целом развитие науки в нашей стране совпало с этим же периодом на Западе.

При Петре Великом наука начинает активно развиваться, Петр создает множество учебных заведений, благоговейно относясь к точным наукам, имеющим прикладное значение. В 1724 году в Петербурге открывается первая Российская Академия наук. Позже благодаря деятельности русского ученого М. В. Ломоносова, немало сделавшего для развития отечественного научного знания, открывается и Московский университет.

С тех пор российская наука прочно входит в ряд западноевропейских, ничем не уступая им.

Классификация науки

С 19 столетия до наших дней было предложено множество классификаций различных наук. Например, Ф. Бэкон разделял их на три большие группы:

  • теоретические (математика и физика);
  • естественные и гражданские;
  • поэтические (включавшие в себя искусство и литературу).

Позже были предложены иные классификации.

Ученый Б. М. Кедров считает, что современная наука включает в себя три большие группы, разделяющиеся, в свою очередь, на некоторые подгруппы:

  • общественные и гуманитарные науки (педагогика, религиоведение, психология и т. п.);
  • технические науки (геофизика, механика, робототехника и т. п.);
  • естественные науки (зоология, экология, химия и т. п.).

Наука сегодня

Сегодня наука представляет собой одну из важнейших отраслей жизни людей. Она имеет хорошую структуру и организованность. Так, во всех государствах есть министерство науки, отвечающее за развитие научного знания, организацию научных лабораторий, современные разработки в области высоких технологий и т. д.

Собственно говоря, без науки сейчас невозможно прожить ни одному государству, ведь научно-технический прогресс неумолим, технологии постоянно обновляются (особенно в военной сфере), и если страна не будет уделять им должное внимание, то окажется перед военными угрозами со стороны своих противников.

В нашей стране существует министерство образования и науки, отвечающее не только за развитие научной отрасли в целом, но и за всестороннее воспитание и образование подрастающего поколения.

Что такое "Наука"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Наука 1-й источник: НАУКА (греч. episteme, лат. scientia) – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не во все времена и не у всех народов. Родоначальниками науки как отрасли культуры, выполняющей самостоятельную функцию, были греки, передавшие затем ее, в качестве особого идеала культурной жизни, европейским народам. Наука образует сущность человеческого знания; по Канту, она есть совокупность знаний, упорядоченная согласно некоторым принципам; реальная упорядоченная связь истинных суждений, предположений (см. ГИПОТЕЗА, ТЕОРИЯ) и проблем, относящихся к действительности в целом и отдельным областям или сторонам ее. В отличие от опытного знания (эмпирии), наука не довольствуется только вопросом «что», но спрашивает также и «почему», вопрошает об основах и причинах вещей (Аристотель). В анализе она переходит от «целого» к «частям», а в синтезе – наоборот; посредством индукции наука от опыта и наблюдений обращается к понятиям, суждениям и умозаключениям, от отдельного, особенного – к общему, а при помощи дедукции – от общего к частному, всегда проверяя одно другим (см. МЕТОД). Прогресс науки заключается в том, что она все более систематически проникает вглубь и вширь (см. СИСТЕМА) в действительность, в элементы бытия, событий, т.е. во все более глубоком познании их связей, всеобщей связи действительности вообще, которую мы называем миром. Смысл этой связи исходит от нас самих, из нашего существования с другими и из роли, которую играет в этом событии реальность сущего. Наукой в истинном смысле является наука о мире. По отношению к частным наукам задача философии заключается в том, что она намечает области реально связанных друг с другом объектов. Но наметить предметные области – значит дать не простую схему деления на специальные области, но «вместе с тем и проект, на котором основывается вся конкретная работа мысли и постановка научных вопросов... При этом особенно важно, что этот намечающий области проект реальности и ее строения может сделать видимым лишь то сущее, которое он определяет» (Хайдегтер). И именно потому, что философия в первую очередь должна выработать инструменты мышления, прежде чем вообще сможет обнаружиться какая-нибудь определенная и соответственно новая область реальности (напр., техника стала возможной только тогда, когда уже были налицо метафизические предпосылки господства над природой в современном смысле этого слова; см. РАЦИОНАЛИЗМ). Такие проекты возникают постепенно, являясь результатом взаимодействия философии с частными науками. В Западной Европе наука представляет собой продукт развития мысли древних греков, которая, возникнув из мифологического рассмотрения мира, перешла к постижению его в понятиях (см. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ). Наука в дневнегреч. культуре представляла собой целостную науку, и зачатки мышления, идущие в плане частных наук, появившиеся в особенности под влиянием Аристотеля и его школы, таких великих врачей, как Гиппократ, Гален и т. д., а также атомистов, не нарушали целостности науки и картины мира. В эпоху христ. средневековья наука также разрабатывалась (и с успехом) как гармоническое целое. Только в конце средних веков произошла (замеченная только немногими мыслителями) подмена понятия «наука» понятием «естествознание». Эта «новая наука» начала свое триумфальное шествие с эпохи Возрождения, когда была признана возможность математического описания результатов, получаемых экспериментальным путем, и обнаружена и точно исследована закономерность природы. Эта новая форма приобрела столь большое значение, что Кант оценивал частные науки в зависимости от степени их применения в математике. Под влиянием экспериментально-математической науки коренным образом изменилось мировоззрение европейца и усилилось его влияние на духовную жизнь остальных стран мира. В особенности оно возросло благодаря подведению строго научного фундамента под возникшую из медицины технику, которая базировалась до этого времени исключительно на ремесленном опыте. С развитием новой науки возникла необходимость более глубокого разделения ее на специальные. В результате этого часто утрачивалось понимание истинной цели науки как науки о мире в целом, а действительности – как единого целого. Рационализм также превратился в единственно господствующую форму образования и воспитания, что привело к переоценке интеллектуального образования. Это в свою очередь отразилось на науке и повлекло за собой все большее и большее превращение ученого в специалиста, а высших учебных заведений – в места по подготовке специалистов. Из-за отсутствия со стороны частных наук достаточного внимания к этой общей для них всех цели наступил «кризис» науки, который был не только кризисом доверия в отношении вещей, но гл. о. кризисом самих ученых. «Ныне всюду глядят в корень, ищут теоретические принципы в разнообразных возможностях, противопоставляют их друг другу. Это обстоятельство повергает дилетанта в сомнение и приводит его к выводу, что больше вообще нет никакой твердой опоры и все познанное эфемерно. Но познание выглядит таким только для того, кто сам не участвует в нем. Творческие шаги к новым принципам хотя и потрясают все здание знаний, но они предпринимаются вновь и вновь, составляя непрерывную цепь исследований, которые в новом смысле сохраняют по отношению к отдельной науке в целом полученные результаты, вызывавшие сомнение. Впрочем, кризис науки является кризисом людей, которые ее постигают, если они неискренни в своем желании знания» (Ясперс). Некоторые мыслители (напр., такие, как Фр. Бэкон, Лейбниц, Даламбер, Кант, В. Вундт, Б. Эрдман, Оствальд и др.) пытались объединить частные науки в систему, основанную на единых принципах. Но только возврат к метафизике и применение целостного способа рассмотрения во всех областях науки преодолевают ее «кризис» и способствуют в наше время срастанию частных наук и философии в единую науку в собственном смысле этого слова (см. STUDIUM GENERATE). Частные науки классифицируют с точки зрения их предмета или метода и выделяют описательные, объясняющие, типизирующие, генерализирующие науки; науки, изучающие события, законы, структуру, чисто теоретические дисциплины, технические методы и т. д. Они делятся также на практические и теоретические, общие и специальные, идеальные и реальные. Точными науками часто называют те, которые основаны на мере и числе (математика, физика и астрономия).

Наука - НАУКА ж. учение, выучка, обучение. Жизнь наука, она учит опытом. Отдать кого, пойти, или взять... Толковый словарь Даля

Наука - в широком смысле совокупность всяких сведений, подвергнутых некоторой умственной проверке или отчет... Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Наука - I Нау?ка сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическ... Большая Советская энциклопедия

Наука - НАУКА, науки, ж. 1. только ед. Система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышле... Толковый словарь Ушакова

Наука - ж. 1. Исторически сложившаяся и непрерывно развивающаяся система знаний о закономерностях развития... Толковый словарь Ефремовой

Наука - НАУКА, сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация з... Современная энциклопедия

Наука - "НАУКА" - Всероссийское объединение издательских, полиграфических и книготорговых предприятий РАН, М... Большой энциклопедический словарь

Наука - НАУКА - особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно орг... Новейший философский словарь

Наука - НАУКА особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно орган...

Наука – сфера человеческой деятельности, основная функция которой – выработка знаний о мире, их систематизация, построение на их основе образа мира (научная картина мира) и способов взаимодействия с ним (научно обоснованная практика). Наука важнейшая форма человеческого познания. Она оказывает все более зримое и существенное влияние на жизнь не только общества, но и отдельного человека. Наука выступает сегодня как главная сила экономического и социального развития мира. Вот почему философское видение мира органично включает в себя определенные представления о том, что такое наука, как она устроена, развивается, что она может дать, а что ей недоступно.

Понятие «наука» достаточно многозначно. Наука, имея многочисленные определения, выступает в трех основных ипостасях.

Форма (сфера) человеческой деятельности;

Особый способ познания мира;

Система или совокупность дисциплинарных знаний;

Социальный институт (система учреждений и организаций).

Под наукой понимают особую сферу человеческой деятельности, основная функция которой - выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможно построение образа мира (так называемая научная картина мира) и построение способов взаимодействия с миром (научно обоснованная практика). В этом смысле мы используем понятие «наука», говоря, например, о том, что кто–то «занимается научной деятельностью», «увлечен наукой» и т. д.

Во–вторых, под наукой понимается особый способ познания мира, отличный, например, от художественного или обыденного познания, то есть от искусства и жизненного опыта (о чем речь ниже). В этом смысле говорят о научном подходе, о научности данных, о том, что нечто является научно установленным и пр.

В–третьих, под наукой имеется в виду сама система знаний, полученная в результате исследовательской деятельности. В этом смысле мы говорим о так называемой Науке с большой буквы (например, «наука утверждает, что…»), физической науке (то есть о системе знаний, выработанных физикой), биологической науке и т. д. «Тело» науки в этом смысле составляют законы - открытые устойчивые связи между явлениями, - формулировка которых позволяет описать, объяснить и предсказать явления объективной действительности.

Науку чаще определяют как систему знаний; так и Кант определял. Но такое определение узко, ибо ограничивается лишь гносеологической характеристикой; здесь не отражается социальная функция науки и ее творчески-деятельный вектор. Кроме того, наука включает в себя не только знания, но и учреждения, поэтому наука все чаще определяется как вид духовного производства. Однако обобщающего определения науки пока нет.

Наконец, в–четвертых, под наукой иногда понимается система учреждений и организаций (Академий, институтов, лабораторий, профессиональных сообществ и т. п.), в рамках которой организуется исследовательская деятельность, созываются конференции и т. д. В таком значении мы используем термин «наука», говоря, к примеру, о том, что кто–то «занят в сфере науки» или «является работником науки» - по аналогии с тем, что кто–то может быть занят в сфере производства или в сфере торговли.

По поводу возникновения и критериев научного знания среди ученых-науковедов имеются очень большие расхождения. Укажем на две крайние точки зрения. Согласно первой из них, наука в собственном смысле слова родилась в Европе лишь в 15-17 веках, в период, именуемый «великой научной революцией». Ее возникновение связывается с деятельностью таких ученых, как Галилей, Кеплер, Декарт, Ньютон. Именно к этому времени относится рождение собственно научного метода, для которого характерно специфическое соотношение между теорией и экспериментом. Тогда же была осознана роль математизации естественных наук.

Другая точка зрения, прямо противоположная только что изложенной, не накладывает на понятие науки жестких ограничений. По мнению ее сторонников, наукой в широком смысле слова можно считать любую совокупность знаний, относящуюся к реальному миру. С этой точки зрения зарождение математической науки, например, следует отнести к тому времени, когда человек начал производить самые элементарные операции с числами: астрономия появилась с первыми наблюдениями за движением небесных светил; зоология и ботаника - с появлением первых сведений о флоре и фауне и т. д.

Ясно, что проблема возникновения науки упирается в проблему выделения родовых характеристик научного знания, по которым и можно провести демаркационную линию между знанием научным и ненаучньм.

Характерные признаки науки удачно выделены И.Д. Рожанским и П.П. Гайденко в их работах, посвященных исследованию античной цивилизации.

Во-первых, всякая наука не просто совокупность знаний, что имеет место и в обыденном познании. Гораздо важнее то что наука есть особая деятельность, а именно - деятельность по получению новых знаний. Последнее предполагает существование определенной категории людей, которые и занимаются получением новых знаний. Необходимым условием научной деятельности является возможность фиксации получаемой информации, что предполагает существование развитой письменности. Общество, лишенное письменности, не может иметь науки.

Отсюда следует, что традиционные или архаичные цивилизации, обладавшие механизмом хранения и передачи накопленной информации, но где отсутствовала деятельность по получению новых знаний, не имели науки. Не умаляя достижений архаичных цивилизаций: древнеегипетской, шумеро-вавилонской, хараппской, древнеиндийской, древнекитайской и др. - можно сказать так: в них формировалась протонаука, так и не превратившаяся в науку.

Второй признак науки в собственном смысле слова, состоит в ее самоценности. Целью науки должно быть познание ради самого познания, иначе говоря, постижение истины. Научная деятельность по получению новых знаний не может быть направлена лишь на решение практических задач; в последнем случае она попадает в сферу прикладных дисциплин.

Для греков, наоборот, подходивших к математике чисто теоретически, имело значение, прежде всего строгое решение, полученное путем логических рассуждений. Это привело к разработке математической дедукции, что оказалось недоступно всей восточной математике. Таким образом, отличительной чертой античной науки с момента ее зарождения была теоретичность, то есть стремление к знанию ради самого знания, а не ради практических применений.

Третьим признаком настоящей науки следует считать ее рациональный характер. Переход «от мифа к логосу», то есть к рациональному объяснению любых явлений, был огромным шагом в развитии, истоки ранней греческой науки тоже следует искать в мифологии, в частности, в космогонических мифах.

В-четвертых, следующим признаком настоящей науки является ее систематичность. Совокупность не связанных внутренним единством разрозненных знаний, даже если они относятся к одной и той же реальности, еще не образуют науки.

Псевдонау?ка (от др.-греч. ?????? - «ложный» + наука; реже: лженау?ка, квазинау?ка, альтернати?вная нау?ка) - деятельность, имитирующая научную деятельность, но по сути таковой не являющаяся. Характерными чертами псевдонаучной теории являются игнорирование или искажение фактов, нефальсифицируемость (несоответствие критерию Поппера), отказ от сверки теоретических выкладок с результатами наблюдений в пользу апелляциям к «здравому смыслу» или «авторитетному мнению», использование в основе теории не подтверждённых независимыми экспериментами данных, невозможность независимой проверки или повторения результатов исследований, использование в научной работе политических и религиознх установок, догм.

Разработчики непризнанных научным сообществом теорий нередко действуют как «борцы с закостенелой официальной наукой». При этом они считают, что представители «официальной науки», например, члены комиссии по борьбе с лженаукой, отстаивают групповые интересы (круговая порука), политически заангажированы, не желают признавать свои ошибки и, как следствие, отстаивают «устаревшие» представления в ущерб новой истине, которую несёт именно их теория. Часть ненаучных концепций получили название паранаука.