Королёв (Болшево)Космодамианская церковь. Королёв (Болшево)Космодамианская церковь Фото и описание

Г. Королёв (Болшево).

Ещё ближе к Болшеву расположено Мальцево-Бродово (в советское время пос. Лесные поляны), где в 1843 г. появилась шёлковая и полушёлковая фабрика В.М. Фомичева. В 1853 г. на ней было 100 рабочих и вырабатывалось продукции на 100 тыс. руб.

В усадьбу ведут красивые ворота, сохранились главный дом и парковый павильон. Последним владельцем Мальцево-Бродово был доктор Н.В. Соловьёв.

Калининград (в наше время Королёв) был образован в 1938 г. на основе пос. Калининский.

В 1960 г. в его состав был включен г. Костино, в 1963 г.- рабочие посёлки Первомайский и Текстильщики и дачный посёлок Болшево.

Самая древняя часть города - Болшево (в документах XVI-XVIII вв. Большево или Большово).

В XII в. по Клязьме в этом районе находилось городище славянского племени вятичей. Здесь проходил древний торговый путь из Московского княжества во Владимиро-Суздальское, начинавшийся от устья Яузы. Это место называли Пристанищем. Товары грузили на лодки-однодеревки (выдолбленные из цельного дерева) или набойные (однодеревки с набитыми на борт досками). Плыли по Яузе до Мытищ. Оттуда, где в Яузу впадает небольшая р. Работня, начинался восьмикилометровый волок на Клязьму. Спуск судов на воду происходил у селения Городище. Являясь своего рода контрольным пунктом, оно было практически нежилым. Мимо Болшева, из Киева во Владимир , в 1159 г. проследовал со своей дружиной князь Андрей Боголюбский .

В XVI в. Болшево и Костино - владения думного дьяка, печатника (1596) Василия Щелкалова, с 1577 г. возглавлявшего Разрядный приказ, после отставки брата Андрея в 1594 г. он стал во главе Посольского приказа.

В 1601 г. отставлен отдел, в 1605 г. пожалован Лжедимитрием в окольничие, умер в 1611 г.

В 1620 г. по государевой грамоте с. Болшево с принадлежащими ему д. Городище и д. Комаровка перешло во владение боярина Фёдора Ивановича Шереметева (ум. 1650), оборонявшего в 1591 г. Москву от хана Казы-Гирея. По жене он был родственником бояр Романовых, опала на них при царе Борисе Годунове коснулась и его, он был отправлен воеводой в Тобольск и лишился части вотчин и двора в Москве.

В 1605 г. послан против самозванца, но после смерти царя Бориса перешёл на сторону Лжедимитрия и был им пожалован в бояре. После убийства самозванца и избрания на престол Василия Шуйского Шереметев служил ему честно.

В 1606 г. послан против мятежной Астрахани, в 1607 г. занял её, очистил волжские города от изменников и в 1610 г., соединившись с войсками М.В. Скопина-Шуйского, освобождал Москву.

После низложения Шуйского Шереметев стоял в думе вместе с патриархом Гермогеном за избрание царя из русских, но позднее в числе временного правительства из 7 бояр (Семибоярщина) участвовал в посольстве с предложением престола польскому королевичу Владиславу. Затем держался Владислава, был с поляками в осаде в Москве и вышел из Кремля только после капитуляции польского гарнизона.

Принимал активное участие в избрании на престол царя Михаила Романова , ему приписывают слова: "Выберем де Мишу Романова, он молод и ещё глуп".

В 1615 г. освобождал от шведов Псков .

В 1617 г., когда насущной необходимостью было освобождение страны от огромного количества разбойнических шаек, ему поручен Разбойный приказ. Шереметев принимал участие в посольских съездах, закончившихся Деулинским перемирием с поляками, встречал возвращавшегося из плена отца царя, патриарха Филарета, был одним из деятельных участников в заключении Поляновского вечного мира с Польшей.

В 1649 г. принял иноческий чин с именем Феодосия.

На его дочери Евдокии (ум. 1671) был женат князь Никита Иванович Одоевский (ум. 1689).

В 1651 г. "вотчина Шереметева... Болшево... дана внуку его князю Михаилу Одоевскому...". Стольник, князь Михаил Никитич Одоевский умер в 1652 г.

Болшево перешло к его сыну, князю Юрию Михайловичу (ум. 1685), боярину (1676) и воеводе, рязанскому наместнику (1674), с 1678 по 1680 гг. - первому воеводе в Новгороде. В том же году он начал строить в Болшево деревянную церковь Святых бессребреников Космы и Дамиана (освящена в 1682 г.).

В 1682 г. в числе других бояр подписал Соборное постановление об отмене местничества. В селе тогда находилось 25 дворов крестьянских и восемь прочих (старосты, конюхов, попа). Потом селом владел его сын, князь Михаил Юрьевич Одоевский (в 1682 г. пожалован в комнатные стольники к царю Петру Алексеевичу, в 1689 г. сопровождал его в поездке в Троице-Сергиев монастырь, в 1698 г. поручик Семёновского полка, в 1721 г. в чине гвардии полковника назначен командиром армейской дивизии).

Его сын Иван Михайлович (1702-1775), в 1716 г. поступил на флот гардемарином и был послан учиться в Англию, в 1735 г. уволен из флота по болезни, в 1738 г. назначен советником в Московскую Дворцовую контору, с 1741 г. - действительный статский советник.

В 1776 г. владелец села князь Пётр Иванович Одоевский (1740-1826) "предоставил Большово с деревнями в распоряжение попечительного комитета" на содержание учреждённого им убежища для бедных, сохранив за собой только усадьбу.

В 1786 г. он построил вместо деревянной церкви Космы и Дамиана каменную в стиле раннего классицизма . В этом храме его и похоронили.

В 1878 г. пристроена паперть.

В 1898-1900 гг. по проекту архитектора Бориса Николаевича Шнауберта (1852-?) пристроен южный придел и изменён верх ко-локольни. В храме сохранился иконостас конца XVIII в. Князь П.И. Одоевский, полковник, служил в Конной гвардии, потом в армейских полках, в 1793 г. вышел в отставку. Он основал в Москве приют, который назвал Дарьинским в память о дочери. Она похоронена в церкви Космы и Дамиана в Болшеве, построенной в год её рождения.

Дарья Петровна была женой графа де-Кенсона, впоследствии пэра Франции. После смерти дочери князь остался совершенно один, умерла его супруга (урождённая Полтева), в 1813 г. погиб сын Сергей. Князь отдал Человеколюбивому обществу огромное имение в с. Болшево, на землях которого жило 1130 крестьян. Здесь на средства общества было открыто несколько благотворительных учреждений, в том числе богадельня, училище для крестьянских детей, а в 1835 г. при богадельне построена каменная церковь Преображения Господня (поблизости от храма Святых бессребреников Косьмы и Дамиана).

В 1863 г. в Болшеве была открыта начальная школа для крестьянских детей.

В советское время церковь была закрыта и перестроена

В 1874 г. в с. Болшево в доме, предоставленном попечительным о бедных комитетом Человеколюбивого общества, Общество поощрения трудолюбия учредило исправительный приют для нищенствующих и бродяжничающих девочек в возрасте от 4 до 14 лет. Их помещали сюда по приговору суда или по просьбе родителей. Кроме грамоты, девочки обучались портновскому и белошвейному ремёслам, занимались домашней работой, огородничеством, ухаживали за птицей и домашним скотом. Треть денег из прибыли за произведённую продукцию распределялась между воспитанницами и выдавалась им по выходе из приюта в 16-летнем возрасте. Девочки и дальше пользовались покровительством приюта (трудоустройство и материальная помощь). В 1863 г. в Болшеве открылась начальная школа для крестьянских детей.

В 1890 г. в храме с. Болшево была освящена икона, сооружённая усердием правления, служащих и рабочих фабрики товарищества Франца Рабенека в память чудесного спасения императорской семьи при крушении поезда у станции Борки. Икона поставлена в отдельном, богато вызолоченном киоте, написавший её академик С.И. Грибков изобразил святых, чьи имена носили члены императорской фамилии, и тех, память которых празднуется 17 октября.

С 1932 по 1933 г. в храме служил священномученик Павел (Успенский, 1888-1938). Он родился в семье священника, в 1911 г. окончил Московскую духовную семинарию, два года был учителем церковноприходской школы в Каменке (селение вошло в границы г. Электроугли), в 1913 г. рукоположен во священника к Троицкому храму с. Сафонова (ныне г. Электроугли), где служил до 1930 г. Затем почти каждый год был в разных храмах Подмосковья, последним из них (с 23 июня 1936 г. по день ареста, 19 марта 1938 г) стал храм Рождества Божией Матери в с. Рудня (ныне в Орехово-Зуевском районе).

19 января 1938 г., в церковной сторожке, где жил, был арестован диакон болшевской церкви Сергей Владимирович Никольский (1876-1938). Обвиненный в антисоветской агитации, он был расстрелян 31 января 1938 г.

У стен Космодемьянского храма похоронен протоиерей Михаил Нестеров (1919-1996). Он родился в крестьянской семье, у него было 6 братьев и сестёр. С детства был при храме, несмотря на насмешки и унижения, которым подвергался в школе, и стал псаломщиком.

В мае 1941 г. призван в армию и направлен на Север, всю войну сражался на полуострове Рыбачий. Вернулся с больными ногами. Поступил в Богословский институт в Новодевичьем монастыре в Москве. Заболел язвой желудка.

В 1946 г. рукоположен во диакона. Служил в Мариуполе, Орехово-Зуеве, был рукоположен во иерея и назначен настоятелем собора в Можайске . В храм никто не ходил, он стоял пустой, с выбитыми стёклами, не было хора.

О. Михаил потихоньку всё наладил, прослужил 5 лет и вышел за штат после двух инфарктов. Поехал в Болшево, где псаломщицей служила его тётушка Мария. Вновь начал служить в храме в окрестностях г. Пушкино, снова вышел за штат, но в конце того же года назначен в Антиохийское подворье в Москве, где и служил с 1959 по 1977 г. Его там полюбили и прозвали "пушистым" за пышные волосы. О. Михаил был награждён советскими боевыми орденами и медалями и орденами Антиохийской церкви.

По болезни ушёл на пенсию, служил по праздникам в болшевском храме Святых бессребреников Косьмы и Дамиана. Он много болел, у него отняли ногу, и в храм его привозили в кресле-коляске, а последние полгода уже не вставал с постели. Скончался мирно, во сне, 30 апреля 1996 г.

Неподалеку от храма Святых бессребреников Космы и Дамиана стоит дом, в котором провёл последние годы жизни прозаик и поэт, историк литературы и театра, написавший одну из первых и лучших книг о художнике Н.В. Нестерове (своём друге), Сергей Николаевич Дурылин (1886-1954).

В 1906-1908 гг. он был близок к революционному подполью, подвергался обыскам и кратковременным арестам.

В 1914 г. окончил Археологический институт в Москве, в том же году в Москве, Костроме , Рыбинске и других городах читал лекцию "Лик России. Великая война и русское призвание", с 1912 по 1918 г. был секретарём Московского религиозно-философского общества, в 1917 г. выпустил брошюру "Церковный собор и русская Церковь", в которой писал о перспективе возвращения после падения империи к Церкви вселенской и древнерусской, в 1918-1920 г. - член комиссии по охране памятников искусства и старины при Троице-Сергиевой Лавре , выступал в Вольной академии духовной культуры, возникшей в 1919 г. по инициативе Н.А. Бердяева.

В 1920 г. рукоположен во иерея.

Служил в храме Святителя Николая на Маросейке с о. Алексеем Мечевым , потом был настоятелем Боголюбовской часовни у Варварских ворот.

В 1922 г арестован, сидел в Бутырках, потом во Владимирской тюрьме, отбывал ссылку в Киржаче , потом в Челябинске.

В 1927 г сложил священнический сан.

Ныне настоятель храма - протоиерей Александр Славинский, почётный гражданин г. Королёва.

К Космодамианской церкви приписан храм-часовня при Доме ветеранов пос. Болшево.

Через дорогу от церкви находится Городище, самая древняя часть Болшева. Во 2-й половине XIX в. её называли Жуковкой, по имени владельцев, дворян Жуковых.

Здесь в 1887-1889 гг. в усадьбе, которую незадолго до этого купили Сапожниковы, жил художник Василий Дмитриевич Поленов с семьёй. Его жена (тоже художница) Наталья Васильевна, урождённая Якунчикова, была сестрой хозяйки имения Елизаветы Васильевны Сапожниковой. Для Поленовых это было очень тяжёлое время, они только что потеряли своего первенца, сына Фёдора.

В 1888 г. Поленов написал здесь картины "Река Клязьма. Жуковка" и "Дали. Вид с балкона. Жуковка".

Первое упоминание о храме относится к 1585 г.

В 1776 г. владелец села князь Петр Иванович Одоевский пожертвовал Болшево с древним храмом «в распоряжение попечительного комитета на содержание учрежденного им убежища для бедных», усадьба же осталась за ним.

В 1786 г. тщанием князя Петра Ивановича Одоевского начал строиться доныне существующий кирпичный храм. В XIX в. в Болшеве появилась вторая, теплая церковь в честь Преображения Господня. Здание этой церкви сохранилось до нашего времени. Обезглавленный храм приспособлен под болшевский поселковый совет. С был 1814 г. к Космодемьянской церкви села Болшева приписана Рождественская церковь, что в селе Костине.

В 1878 г. старостой стал С. Алексеев (отец К. С. Станиславского), полностью отремонтировавший Космодамианский храм.

В храме почиталась икона, написанная в память чудесного спасения императора Александра III и его семьи во время железнодорожной катастрофы. На иконе изображены лики святых покровителей августейшей семьи, а также тех святых, которые празднуются 17 октября. Икона была написана академиком Грибковым и поставлена в отдельном богато вызолоченном иконостасе, с неугасимой серебряной лампадой перед ней (икона эта пропала).

В 1900 г. на пожертвования прихожан и местных фабрикантов-иностранцев, благодаря старанию настоятеля храма отца Николая Георгиевского и церковного старосты С.П.Киричко, соорудили южный придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Чертежи исполнил архитектор Д. Шнауберг.

В 1929-1930 гг. храм разгромили безбожники, однако потом ее вернули верующим.

Протоиерей Николай Георгиевский и протодьякон Андрей Рубин погибли в лагерях. В 1937 г. в храме святых бессребреников Космы и Дамиана служили священник Александр Русинов и диакон Сергий, а также протодиакон Николай Васильевич Тахтуев. Все они были репресированы в 1940 г. и погибли в лагерях в Коми АССР.

Построенный в 1800 г. храм Преображения Господня в советское время был закрыт и осквернен. В 1970-х гг. внешний облик храма окончательно изменился.

В 2001 г. первый этаж здания Преображенского храма отдали в пользование общине Космодамианской церкви для размещения в нем воскресной школы.

В 1915 г. на территории больницы (ныне поселок Первомайский) фабрики товарищества Рабинек выстроили больничную часовню. В 2001 г. обезображенную часовню восстановили.

Летом 2002 г. началось строительство храма-часовни во имя святителя Николая при муниципальном Доме ветерана и Социально-реабилитационном лечебном центре «Забота» в поселке Первомайский. 25 сентября 2002 г. храм освятили.

Чтимой святыней является храмовая икона святых Космы и Дамиана с частицей мощей.

С 1997 г. при храме работает воскресная школа, издается газета «Приходской листок» окормляются близлежащие детский сад, а также несколько школ, есть библиотека.

Настоятель храма – протоиерей Александр Славинский.
Сайт храма.

Московская обл., г. Королев, пос. Болшево, Станционная ул., д 43.

Первое упоминание о церкви Космы и Дамиана в селе Болшеве относится к 1585 г.

В 1776 г. владелец села князь Петр Иванович Одоевский пожертвовал Болшево с древним храмом «в распоряжение попечительного комитета на содержание учрежденного им убежища для бедных», усадьба же осталась за ним.

В 1786 г. тщанием князя Петра Ивановича Одоевского начал строиться доныне существующий кирпичный храм. В XIX в. в Болшеве появилась вторая, теплая церковь в честь Преображения Господня. Здание этой церкви сохранилось до нашего времени. Обезглавленный храм приспособлен под болшевский поселковый совет. С был 1814 г. к Космодемьянской церкви села Болшева приписана Рождественская церковь, что в селе Костине.

В 1878 г. старостой стал С.Алексеев (отец К.С.Станиславского), полностью отремонтировавший Космодамианский храм.

В храме почиталась икона, написанная в память чудесного спасения императора Александра III и его семьи во время железнодорожной катастрофы. На иконе изображены лики святых покровителей августейшей семьи, а также тех святых, которые празднуются 17 октября. Икона была написана академиком Грибковым и поставлена в отдельном богато вызолоченном иконостасе, с неугасимой серебряной лампадой перед ней (икона эта пропала).

В 1900 г. на пожертвования прихожан и местных фабрикантов-иностранцев, благодаря старанию настоятеля храма отца Николая Георгиевского и церковного старосты С.П.Киричко, соорудили южный придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Чертежи исполнил архитектор Д.Шнауберг.

В 1929-1930 гг. церковь разгромили безбожники, однако потом ее вернули верующим.

Протоиерей Николай Георгиевский и протодьякон Андрей Рубин погибли в лагерях. В 1937 г. в храме святых бессребреников Космы и Дамиана служили священник Александр Русинов и диакон Сергий, а также протодиакон Николай Васильевич Тахтуев. Все они были репресированы в 1940 г. и погибли в лагерях в Коми АССР.

Построенный в 1800 г. храм Преображения Господня в советское время был закрыт и осквернен. В 1970-х гг. внешний облик храма окончательно изменился.

В 2001 г. первый этаж здания Преображенского храма отдали в пользование общине Космодамианской церкви для размещения в нем воскресной школы.

В 1915 г. на территории больницы (ныне поселок Первомайский) фабрики товарищества Рабинек выстроили больничную часовню. В 2001 г. обезображенную часовню восстановили.

Летом 2002 г. началось строительство храма-часовни во имя святителя Николая при муниципальном Доме ветерана и Социально-реабилитационном лечебном центре «Забота» в поселке Первомайский. 25 сентября 2002 г. храм освятили.

Чтимой святыней является храмовая икона святых Космы и Дамиана с частицей мощей.

С 1997 г. при храме работает воскресная школа, издается газета «Приходской листок» окормляются близлежащие детский сад, а также несколько школ, есть библиотека.

Настоятель храма - протоиерей Александр Славинский.

Церковь Космы и Дамиана в Болшево в Королеве - описание, координаты, фотографии, отзывы и возможность найти это место в Московской области (Россия). Узнайте где находится, как добраться, посмотрите что интересного вокруг. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.

(Россия, Московская область, г. Королев, ул. Станционная, д. 43)

По государевой грамоте 1613 г., при воцарении Михаила Романова, Болшево, ставшее к этому времени деревней было отдано боярину Федору Ивановичу Шереметеву. В деревне было всего три крестьянских двора, а деревянная церковь, вероятно, пришла в ветхость или сгорела. В шереметевскую вотчину входили деревня Городищи, «что была пустошь», а «в ней крестьянских дворов – 4» и пустоши, которые недавно были деревнями: Комаровка, Подлипки, Костино, Усады, Савинская, Дутово, Селезнево, Лошаково... Итого — 2 деревни и 10 пустошей.
Ф.И. Шереметев был ловкачом, служил Борису Годунову, Лжедмитрию, В.И. Шуйскому; входил в «семибоярщину» — правительство, образовавшееся после свержения Шуйского и фактически передавшее русский престол польским интервентам. С тем же рвением боярин был слугой Романова. Как пишет историк И.Е. Забелин, «достопамятная служба Федора Ивановича началась в 1618 г. по случаю переговоров о мире с поляками, проведенных с большим успехом на радость царя и всех людей Московского государства...

Заслуга Федора Ивановича возвысила его в боярской среде особым приближением к царю, как одного из самых доверенных лиц».
Женитьба на Ирине Борисовне Черкасской, двоюродной сестре Михаила Романова упрочила положение боярина. Он имел обширные земельные владения, в которых насчитывалось более 2500 крестьянских и бобыльских дворов. Возглавляя Аптекарский приказ, Ф.И. Шереметев наблюдал за лечением царя Михаила Федоровича, который и умер на руках своего «ближнего» боярина. Ф.И. Шереметев дожил до глубокой старости, пережив всех своих детей от трех браков, кроме двух дочерей.

Шереметев отписал болшевскую вотчину внуку – Михаилу Никитовичу Одоевскому, потомки которого владели этой землей более столетия. О первом владельце Болшева из рода Одоевских — князе Михаиле Никитовиче, мы не имеем каких-либо сведений, разве что его имя упоминается в списке стольников. Всю свою службу он провел при дворе, часто сопровождая царя Алексея Михайловича в поездках на богомолье и государственным делам. Едва вступив в 1651 г. в наследство Болшевом, он в 1652 г. внезапно умер.

После смерти Михаила вотчина переходит к его сыну Юрию Михайловичу. В 1661 г. в нее входило сельцо Болшевево где располагался княжеский двор и три двора крестьянских, и деревни Городище, Баскаки, Комаровка, Новинки, в которых имелось 20 крестьянских дворов с населением 89 человек мужского пола и 8 дворов бобыльских, то есть не имевших всего хозяйства, с населением 19 человек мужского пола. Деревня Костино была отписана на Государя и отдана боярам Кузьминым.

При Юрии Михайловиче в 1680 г. в Болшеве возводится деревянный храм во имя Косьмы и Дамиана, освященный двумя годами позднее. Последним владельцем Болшева из рода Одоевских был правнук Юрия Михайловича — князь Петр Иванович Одоевский. Он прожил долгую жизнь и оставил по себе добрую память.
Князь Петр Иванович родился в 1740 г., получил хорошее домашнее образование, много путешествовал, но при этом подолгу жил в своем болшевском имении.

В 1776 г. он «предоставил Болшево с деревнями на содержание учрежденного им «убежища бедных». За собой оставил лишь поместье, расположенное недалеко от церкви. Петром Ивановичем в селе были выстроены две церкви – в 1786 г. ныне действующий храм Косьмы и Дамиана, и в 1800 г. теплая Преображенская церковь, ныне сильно перестроенная. Сохранилось её описание: «... теплая церковь без колокольни, однопрестольная... каменная с круглым куполом над аттиком с двух сторон под фронтонами полукруглыми окнами. Покрыта железом с одною главою, у коей низ медный, позлащенный, а верх английской белой жести с медным яблоком и медью обшитым позлащенным крестом. Снаружи оштукатурена, а внутри по штукатурке расписана историческими ветхого и нового завета масляными картинами».

О владельце имения Петре Ивановиче Одоевском мемуарист Вигель вспоминал: «Дом князя Одоевского, коего сделался я частым посетителем, не был шумен, пышен, как другие дома богатых в Москве людей, но он был, однако же, верное изображение тогдашних нравов древней столицы... В одеянии, поступи, в самом выражении лиц господских людей виден характер господина... Вид спокойствия, довольство, даже тучность домашней прислуги князя Одоевского, почтительно-свободное ее обхождение с хозяевами и гостями, вместе с тем заметный порядок и чистота показывали, что он отечески управляет домом. Действительно, он был барич, который, по достижении совершеннолетия, долго путешествовал за границей и, возвратясь оттуда, сохранил в доме своем обычаи старины, прибавив к ним устройство и опрятность, которые заимствовал он у европейских народов.

Он был сухонький старичок, но весьма живой и, как говорят французы, еще зеленый. Мне сказали, что он отставной полковник, а я, признаюсь, сначала принял его за отставного камергера…». Скончался князь Одоевский в возрасте 86 лет, в 1826 г. и был похоронен в Косьмодамиановской церкви.
Болшево и его окрестности исконно суконный край. Здесь функционировала парусиновая фабрика Пастухова, о работе которой была осведомлена сама императрица Елизавета Петровна. Недовольная качеством парусины, она в 1749 г. издала указ с наставлением Пастухову «завод в наилучшем виде как можно содержать» и выпускать ткани «хорошей доброты». Содержатель поспешил исправиться и вскоре получил хорошую оценку своих полотен от Мануфактур-коллегии.

Фабрика Пастухова была типичной для начала и середины XVIII в. — фабрикой-поместьем с натуральным хозяйством. На той же территории размещались кузница, токарная и столярная избы, скотные амбары, конюшня с сенником, погреба с продовольствием «для корму фабричных служителей и лошадей». При фабрике жили приписные крестьяне, для которых в стороне от светлиц были построены избы «с сенями и огородами».
В начале 50-х годов Пастухов перестал арендовать землю в Болшеве у княгинь Одоевских, а купил сельцо Лапино вместе с пустошами Вилы и Подлипки и перевел в Лапино свою фабрику. Из 13 парусных и полотняных фабрик, созданных при Петре I, дотянули до 70 — 80 годов XVIII столетия лишь 5, среди них – предприятие Пастухова.

Но жизнь не стоит на месте, фабрика ветшала. В довершение бед — пожар 1768 г. уничтожил дорогое иностранное оборудование и несколько строений. Пытаясь выбраться из финансовых проблем, Прокофий Дмитриевич в 1774 г. ввязался в аферу, был обманут и лишился фабрики. Мануфактура вернулась к Пастуховым только в 1799 г., а в 1803 г. её приобрел купец Федор Пантелеевич Пантелеев. Разоренная мануфактура потребовала солидных вложений и перевооружения, т.к. новый владелец решил выпускать здесь вместо полотна шелк. Через 25 лет, при сыне купца Ф.Ф. Пантелееве предприятие было переоборудовано в бумаготкацкую. На ней вырабатывался плис – «бумажный бархат».

Суконный край

На протяжении всего XIX в. производственная специализация Болшева и Лапина четко сохранялась: в Лапине работало прядильное и бумаготкацкое производство — бывшее Пастухова — Пантелеева, а в Болшеве — красильное Рабенека. В 1832-36 гг. Франц Рабенек, купец 2-й гильдии, перестраивает и расширяет фабрику. В 50-х гг. фабрика имеет 2 летних сушильни, 22 чана и 50 котлов с печами, и специализируется на окрашивании бумажной пряжи, плиса и кумача, а так же сукна в «андрианопольский» алый цвет. После смерти Ф. Рабенека в 1860 г. фирма переходит к его сыну Герману, продолжая называться «Франц Рабенек и сыновья».

Расширение фирмы совпадает с новым экономическим этапом развития страны. Так же, как когда-то изжила себя петровская «посессионная» мануфактура, так теперь уходит в прошлое принадлежавшая одному владельцу и его семье сравнительно небольшая фабрика, сменяясь укрупненным, технически оснащенным производством, основанным на кооперативных началах. В России тех лет возникает масса паевых товариществ и акционерных обществ. Вчерашние владельцы фабрик — теперь пайщики, держатели контрольных пакетов акций, они занимают высокооплачиваемые и престижные должности содиректоров новых объединений.

Ведущее положение в «Товариществе бумагокрасильной фабрики ф. Рабенек» получают владельцы крупных торговых домов, объединяющих одновременно промышленную и торговую деятельность: Даниил Васильевич Стукен, Герман Романович Шпис, Гуго Максимович Вогау. Все они так или иначе связаны родственными узами с семейством Рабенек или между собой. Фирма по существу остается семейной, с доступом узкого круга людей.
Развивающемуся производству становятся тесны старые рамки. Как писала одна из тогдашних газет, «современная промышленность требует свободной покупки земли, ей нужны торфяные болота, каменоломни, леса, пастбища, реки с берегами для плотин и т.д. ».

В Болшевской округе уже не дворяне, а купцы-промышленники приобретают земельную собственность. На протяжении 70-х — середины 80-х годов Товарищество бумагокрасильной фабрики Ф. Рабенек, и связанные с ним лица покупают у крестьян и частных владельцев ненаселенные земли при деревнях Власово, Костино, Комаровка, в Заовражье, в пустошах Баскаки, Сугорская, Усады. Часть этих земель идет на расширение фабричных территорий, часть используется под дачи фабрикантов.

Наталья Бондарева по материалам книги Позамантир Р.Д., Бондаренко Л.К. Королев — Калининград, М., 1998

История храма Косьмы и Дамиана в Болшево

Первое упоминание о церкви Космы и Дамиана в селе Болшеве относится к 1585 г. В 1776 г. владелец села князь Петр Иванович Одоевский пожертвовал Болшево с древним храмом «в распоряжение попечительного комитета на содержание учрежденного им убежища для бедных», усадьба же осталась за ним.
В 1786 г. тщанием князя Петра Ивановича Одоевского начал строиться доныне существующий кирпичный храм. В XIX в. в Болшеве появилась вторая, теплая церковь в честь Преображения Господня. Здание этой церкви сохранилось до нашего времени. Обезглавленный храм приспособлен под болшевский поселковый совет. С был 1814 г. к Космодемьянской церкви села Болшева приписана Рождественская церковь, что в селе Костине.
В 1878 г. старостой стал С. Алексеев (отец К.С. Станиславского), полностью отремонтировавший Космодамианский храм.

В храме почиталась икона, написанная в память чудесного спасения императора Александра III и его семьи во время железнодорожной катастрофы. На иконе изображены лики святых покровителей августейшей семьи, а также тех святых, которые празднуются 17 октября. Икона была написана академиком Грибковым и поставлена в отдельном богато вызолоченном иконостасе, с неугасимой серебряной лампадой перед ней (икона эта пропала).
В 1900 г. на пожертвования прихожан и местных фабрикантов-иностранцев, благодаря старанию настоятеля храма отца Николая Георгиевского и церковного старосты С.П.Киричко, соорудили южный придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Чертежи исполнил архитектор Д.Шнауберг.

В 1929-1930 гг. церковь разгромили безбожники, однако потом ее вернули верующим.
Протоиерей Николай Георгиевский и протодьякон Андрей Рубин погибли в лагерях. В 1937 г. в храме святых бессребреников Космы и Дамиана служили священник Александр Русинов и диакон Сергий, а также протодиакон Николай Васильевич Тахтуев. Все они были репрессированы в 1940 г. и погибли в лагерях в Коми АССР.
Построенный в 1800 г. храм Преображения Господня в советское время был закрыт и осквернен. В 1970-х гг. внешний облик храма окончательно изменился.

В 2001 г. первый этаж здания Преображенского храма отдали в пользование общине Космодамианской церкви для размещения в нем воскресной школы.
В 1915 г. на территории больницы (ныне поселок Первомайский) фабрики товарищества Рабинек выстроили больничную часовню. В 2001 г. обезображенную часовню восстановили.
Летом 2002 г. началось строительство храма-часовни во имя святителя Николая при муниципальном Доме ветерана и Социально-реабилитационном лечебном центре «Забота» в поселке Первомайский. 25 сентября 2002 г. храм освятили.
Чтимой святыней является храмовая икона святых Космы и Дамиана с частицей мощей.