Таинственная смерть есенина. Загадочная смерть есенина

28 декабря 1925 года в 5-м номере гостиницы "Интернационал" (бывш. "Англетер") было обнаружено висящее в петле веревки, привязанной к трубе парового отопления, тело Сергея Александровича Есенина. Официальная версия гласила, что поэт покончил жизнь самоубийством. Но чем больше проходит времени со дня смерти Есенина, тем страшнее, запутаннее, загадочнее становятся обстоятельства его гибели.

В средствах массовой информации появляются новые и новые версии о причине смерти поэта. Все они сводятся в основном к тому, что поэт не покончил жизнь самоубийством, а был убит.

ОСНОВАНИЕМ для версий служат главным образом воспоминания современников, осмысление политической обстановки в стране, изучение последних дней и часов жизни поэта. Огромное значение придается анализу документов - акта осмотра места происшествия, акта судебно-медицинского исследования тела, изучению посмертных фотографий и масок поэта. Авторы предлагаемых версий - поэты, журналисты, философы, педагоги, бывшие следственные работники. Но среди них нет профессионалов - криминалистов, судебных медиков, работников прокуратуры. "Как часто у нас бывает, труд по восстановлению истины взяли на себя энтузиасты, подвижники", - с гордостью замечает кандидат педагогических наук А. Меликсетян. Признавая безусловное право на журналистское, поэтическое и прочие расследования, считаю, что необходимы исследования и анализ всех документов и материалов, связанных с гибелью С. А. Есенина, а также оценка "версий" только с профессиональной точки зрения. Необходимо подчеркнуть, что цель этой статьи - не выяснение возможных причин "убийства" или "самоубийства" поэта, а установление причины смерти.

Вернемся к событиям, непосредственно предшествующим гибели Есенина. Для этого воспользуемся книгой известного есениноведа Ю. Прокушева. Автор пишет: "7 декабря Есенин отправил из Москвы ленинградскому поэту В. Эрлиху телеграмму: "Немедленно найди две-три комнаты. 20 числах переезжаю жить в Ленинград. Телеграфируй. Есенин". 21 декабря Есенин покидает московскую клинику. 24 декабря он в Ленинграде. Эрлих пока не успел найти для него и одной комнаты. Есенин решил поселиться в гостинице "Англетер". Ю. Прокушев продолжает: "25, 26, 27 декабря Есенин встречался со своими ленинградскими знакомыми и друзьями... На второй день после приезда пили чай, Есенин снова читал стихи, в том числе и "Черного человека". Говорил:

Снимем квартиру вместе с Жоржем (Г. А. Устиновым. - А. М.). Тетя Лиза (Е. А. Устинова) будет хозяйка. Возьмем у Ионова журнал. Работать буду. Ты знаешь, мы только праздники побездельничаем, а там - за работу", - вспоминал В. Эрлих. Казалось, ничто не предвещало беды.

И вдруг... Перед нами подлинник акта осмотра места происшествия, составленного 28 декабря 1925 года участковым надзирателем 2-го отделения ЛГМ М. Горбовым (здесь и далее стиль и пунктуация оригиналов сохранены): "...Обнаружен висящим на трубе центрального отопления мужчина в следующем виде, шея была затянута не мертвой петлей, а только правой стороной шеи, лицо обращено к трубе, и кисть правой руки захватили за трубу, труп висел под самым потолком и ноги были около 11/2 метров, около места, где обнаружен повесившийся, лежала опрокинутая тумба и канделябр, стоящий на ней, лежал на полу. По снятии трупа с веревки и при осмотре его было обнаружено на правой руке выше локтя с ладонной стороны порез, на левой руке на кисти царапины... По предъявленным документам повесившийся оказался Есенин Сергей Александрович, писатель".

Безусловно, с криминалистической точки зрения документ составлен на крайне низком профессиональном уровне: не описаны обстановка в номере, трупные изменения и пр.

Поэт В. Рождественский записал в этот день: "Пустой коридор одной из "гостиниц для приезжих". Дверь настежь. За круглым столом посередине милиция составляет протокол, а тут же на полу, прямо против дверей, лежит, вытянув ноги и запрокинув лицо, Сережа Есенин. Уже тускнеющие, но все еще золотые волосы разметались по грязному полу среди сора и растоптанных окурков..." Следовательно, после снятия из петли тело первоначально положили на пол, а не на диван, как утверждает ряд авторов. Эта деталь сыграет определенную роль при анализе версий адептов убийства поэта.

Один из сторонников версии убийства поэта поднимает вопрос о необходимости проведения следственного эксперимента. Что же его смущает? "...Рост Сергея Есенина примерно 168 см, значит, подняв руку, он не мог превысить двух метров. Предположим, что поэт встал на тумбу, максимальная высота которой 1,5 метра. Для того чтобы затянуть петлю на трубе парового отопления "под самым потолком", Есенину нужно было совершить с места прыжок на 1,5 метра в высоту и мгновенно обернуть ремень от чемодана вокруг трубы так, чтобы не сорваться. Возможно ли это? Думаю, нет", - рассуждает автор. "Мог ли он, будучи среднего роста, дотянуться до трубы, к которой якобы была привязана веревка?" - сомневается в свою очередь бывший следователь Хлысталов. Это многозначительное "якобы" ставит без всяких оснований под сомнение акт осмотра места происшествия: "...Обнаружен висящим на трубе центрального отопления..." Но специалисты хорошо знают, что между длиной тела и длиной отдельных костей имеются определенные соотношения. Так, длина руки при росте 168 см составляет 60-70 см. На какой же высоте Есенин мог привязать петлю? В акте отмечено: "...ноги были около 11/2 метров". С учетом длины тела и длины руки петля могла быть привязана на высоте около 4 метров, что не противоречит записи в акте: "...под самым потолком". Исследователи-любители считают, что нельзя повеситься на вертикально расположенной трубе, так как под тяжестью тела веревка обязательно должна соскальзывать. Так ли это? Группе экспертов Бюро судебно-медицинской экспертизы г. Москвы была представлена фотография номера гостиницы, на обратной стороне которой имеется надпись: "18 мая 1966 г. 5-й номер гост. "Ленинградская", ранее "Англетер", где жил и умер Есенин". При проведении эксперимента в процессе исследования присутствовал и обеспечивал видеосъемку прокурор-криминалист Генеральной прокуратуры РФ В. Н. Соловьев. Путем математических расчетов и экспериментов было установлено: "1. Высота потолка номера 5 гостиницы "Ленинградская" (ранее "Англетер") на представленной фотографии составляет не более 352 см. 2. Человек ростом 168 см при наличии подставки высотой 150 см может прочно закрепить витую (пеньковую, хлопчатобумажную, шелковую веревку) диаметром около 3,7 см на высоте 358 см. 3. С учетом условий, указанных выше, на веревке (при сохранении фиксации узла крепления) может быть подвешено тело весом более 100 кг". Таким образом, рассуждения о невозможности крепления веревки "под самым потолком" и ее соскальзывании беспочвенны. Также не было никакой необходимости "совершать прыжки".

Тело Есенина было обнаружено висящим в петле. В практике судебно-следственных органов чаще всего встречается асфиксия (удушье), вызванная механическими причинами, - при повешении, сдавлении шеи петлей, руками, при закрытии отверстий рта и носа и т. д. При повешении смерть наступает вследствие сдавления шеи петлей, которая затягивается тяжестью тела. Ни в коем случае нельзя путать повешение с удавлением. При наружном исследовании погибшего характерным и достоверным признаком является вдавление на шее - странгуляционная борозда. Борозда является негативным отпечатком материала петли, отображая ее характерные особенности: ширину, наличие узлов, строение ткани петли и т. д., - и выражена тем лучше, чем дольше труп находился в петле. При повешении странгуляционная борозда всегда направлена косо вверх. Это вызвано тем, что одна часть петли (свободный конец) укрепляется за какой-либо предмет, в данном случае за трубу, другой, собственно петля, тяжестью тела увлекается вниз. При этом наибольшая вдавленность борозды образуется на противоположной узлу стороне петли.

Это небольшое отступление необходимо для лучшего понимания версий адептов убийства.

Э. Хлысталов в книжке с категорическим, безапелляционным названием "Тайна убийства Сергея Есенина" недоумевает: "На первой фотокарточке мертвый поэт лежит на диване... и сколько я ни всматривался в фотокарточку, признаков наступления смерти от удушения не видел. Не было высунутого изо рта языка, придающего лицу висельника страшное выражение". Ну зачем же передергивать, господин бывший следователь? И на фотографиях, и в акте судебно-медицинского исследования трупа отмечен кончик языка, зажатый между зубами, - "высунутый изо рта язык", пользуясь терминологией бывшего следователя. Зажатый между зубами кончик языка, по мнению многих профессоров - судебных медиков, является одним из признаков смерти от асфиксии при сдавлении шеи петлей. Кстати, о хлысталовских фотографиях: врач-философ Е. Черносвитов в интересной статье "Еще раз о смерти Есенина" замечает: "Но я не мог поверить также в то, что следователю Хлысталову "лет десять назад... в следственное управление неизвестное лицо прислало конверт с двумя фотографиями. На них изображен Есенин". Читаем дальше: "Потом, при личной нашей встрече, Эдуард Александрович (Хлысталов) признался, что "все это нужно было, чтобы интереснее подать жестокий материал". Это напоминает спекуляцию на трагической смерти поэта.

Очевидно, почувствовав всю шаткость своей версии об убийстве, Хлысталов ищет новые доводы и договаривается до отрицания наличия странгуляционной борозды на шее поэта: "Почему у покойного поэта не видно странгуляционной борозды? Она на шее повешенного или повесившегося не исчезает, имеет ярко выраженный фиолетовый цвет". Однако следователю, даже бывшему, не мешало бы прежде всего заглянуть в акт судебно-медицинского исследования трупа, на который, кстати, в дальнейшем он неоднократно ссылается.

Продолжение следует

Изучая документы...

ИССЛЕДОВАНИЕ тела С. А. Есенина было произведено 29 декабря 1925 года в покойницкой Обуховской больницы опытным судебно-медицинским экспертом, выпускником С.-Петербургской военно-медицинской академии А. Г. Гиляровским. Акт вскрытия выполнен от руки, левый нижний угол его оторван, разорванные обрывки хранятся в приложенном конверте. В акте вскрытия записано: "На шее над гортанью красная борозда, другая тянется слева вверх, теряющаяся около ушной раковины спереди". Таким образом, судя по описанию, на шее поэта имелась косо восходящая снизу вверх, справа налево одиночная незамкнутая странгуляционная борозда. Подобная борозда, как отмечалось, характерна для затягивания петли тяжестью тела, т. е. для повешения. Сторонники убийства поэта считают, что, если нет мертвой петли вокруг шеи, человек не может умереть. Тем более что хрящи гортани у Есенина были целы. Петли бывают закрытыми (замкнутыми) и открытыми (незамкнутыми), повеситься, как показывает судебно-медицинская практика, можно на любой из них. Далеко не в каждом случае повешения встречаются повреждения хрящей гортани, тем более если петля на шее располагалась "над гортанью". Также несостоятельно с судебно-медицинской и криминалистической точек зрения утверждение профессора Ф. Морохова, что повеситься "на ремнях крайне трудно, если совсем невозможно". Но непонятно, почему те, кто пытается раскрыть тайну смерти С. А. Есенина, упорно говорят о "ремне". Ведь в акте осмотра места происшествия записано: "При снятии трупа с веревки...", в акте исследования трупа - "борозда шириной с гусиное перо". Так что же - веревка, как записано в документах, или ремень?

Группа крупных ученых - судебных медиков в составе профессора В. Н. Крюкова, доцента В. О. Плаксина, экспертов С. А. Никитина и С. С. Абрамова, изучив ряд посмертных фотографий, пришла к заключению: "Странгуляционная, восходящая кзади незамкнутая борозда в верхней трети шеи, которая образовалась при повешении, от сдавления шеи петлей из витой веревки, возможно, связанной с ремнем, широкой тесьмой и т. п.". Все-таки веревка!

С. Куняев в своем страстном, честном, пронизанном болью за судьбу поэта исследовании приводит свидетельство Г. Устинова: "Труп держался одной рукой за трубу отопления. Есенин не сделал петли, он замотал себе шею веревкой так же, как заматывал ее шарфом. Он мог выпрыгнуть в любую минуту". Но может ли человек "выпрыгнуть из петли"? Возможно ли самоспасение, когда на шее затягивается петля? Два профессора судебной медицины - Миновичи в Румынии и Флейхман в Германии - проводили на себе, как это часто бывает в медицине, опаснейшие эксперименты. Профессора вызывали у себя явления асфиксии, сдавливая шею мягкой веревкой, перекинутой через блок. Врачи-ассистенты через заранее оговоренное время извлекали их из петли. Ощущения исследователей почти полностью совпали. Оба ученых подчеркивали, что сразу же появилось желание сбросить петлю. Они сознавали, что следует прекратить рискованный опыт, но "не могли пошевелить даже пальцем". Проведенные исследования по существу исключают возможность самоспасения в петле, а тем более возможность "выпрыгнуть" из нее.

Сергей Александрович Есенин является великим русским поэтом-лириком. Большая часть его трудов - это новокрестьянская поэзия, лирика. Позднее творчество относится к ижиманизму, так как в нем прослеживается много использованных образов, метафор.

Дата рождения литературного гения - 21 сентября 1895 года. Родом он из Рязанской губернии, села Константиновка (Кузьминская волость). Поэтому многие произведения посвящены любви к Руси, есть много новокрестьянской лирики. Финансовое состояние семьи будущего поэта нельзя было назвать даже терпимым, так как его родители были достаточно бедными.

Все они относились к крестьянскому роду, а поэтому вынуждены были много работать физическим трудом. Отец Сергея, Александр Никитич, прошел также долгий трудовой путь. В детстве он увлекался пением в церковном хоре, имел хорошие голосовые данные. Когда же он вырос, то перешел на работу в лавку по продаже мяса.

Случай помог ему устроиться на хорошую должность в Москве. Именно там он стал приказчиком, и доходы семьи стали более высокими. Но это не послужило радостью для супруги, матери Есенина. Она все реже видела мужа, что не могло не сказаться на их отношениях.


Сергей Есенин с родителями и сестрами

Еще одним поводом для разлада в семье стало то, что после переезда отца в Москву мальчик стал жить у своего родного деда-старообрядца, отца матери. Именно там он получил мужское воспитание, которым на свой лад занимались сразу три его дяди. Так как они не успели обзавестись своими семьями, то старались уделить мальчику много внимания.

Все дяди были неженатыми сыновьями бабки деда Есенина, которые отличались веселым нравом и отчасти еще юношеским озорством. Они научили мальчика ездить на лошади весьма необычным образом: посадили его на коня, который помчался галопом. Также происходило и обучение плаванию в реке, когда маленького Есенина просто кидали голого с лодки прямо в воду.


Что касается матери поэта, то на нее повлияло расставанием с мужем, когда тот был на долгой службе в Москве. Она получила работу в Рязани, где влюбилась в Ивана Разгуляева. Женщина покинула Александра Никитича и даже родила второго ребенка от нового сожителя. Сводного брата Сергея назвали Александром. Позже родители все же снова сошлись, у Сергея появилось две сестры: Катя и Александра.

Образование

После такого домашнего воспитания семьей было решено отправить Сережу на обучение в Константиновскую земскую школу. Он учился там с девяти до четырнадцати лет и отличался не только своими способностями, но и плохим поведением. Поэтому на одном году обучения, по решению управляющего школой, его оставили на второй год. Но все же выпускные оценки были исключительно высокими.

В это время родители будущего гения решили снова жить вместе. Мальчик стал чаще приезжать в родной дом на каникулах. Тут он ходил к местному священнику, у которого была внушительная библиотек с книгами разных авторов. Он внимательно изучал многие тома, что не могло не повлиять на его творческое становление.


После окончания земской школы он перешел в церковно-приходскую, находящуюся в селенье Спас-Клепки. Уже в 1909 году, после пятилетнего обучения, Есенин окончил и Земское училище в Константиновке. Мечтой его семьи было то, чтобы внук стал учителем. Он смог ее реализовать после обучения в Спас-Клепиках.

Именно там он окончил и второклассную учительскую школу. Она также работала при приходе церкви, как это было заведено в те времена. Сейчас здесь функционирует музей, посвященный творчеству этого великого поэта. Но после получения преподавательского образования Есенин принял решение поехать в Москву.


В многолюдной Москве ему приходилось работать и в мясной лавке, и в типографии. В лавку его устроил родной отец, так как юноше пришлось попросить помощи в трудоустройстве именно у него. Потом он устроил его в контору, в которой Есенину быстро приелась однообразная работа.

Когда он служил в типографии помощником корректора, быстро подружился с поэтами, входящими в Суриковский литературный и музыкальный круг. Возможно, это и повлияло на то, что в 1913 году он не поступил, но зато стал вольным слушателем Московского городского народного университета. Там он посещал лекции историко-философского факультета.

Творчество

Тяга к написанию стихов родилась у Есенина еще в Спас-Клепиках, где он обучался в учительской приходской школе. Естественно, произведения имели духовную направленность, еще не были проникнуты нотками лирики. К таким работам можно отнести: «Звезды», «Моя жизнь». Когда поэт пребывал в Москве (1912-1915 года), то именно там начал свои более уверенные пробы пера.

Очень важно и то, что в этот период в его произведениях:

  1. Использовался поэтический прием образности. Труды пестрели умелыми метафорами, прямыми или переносными образами.
  2. В этот период прослеживалась и новокрестьянская образность.
  3. Можно было заметить и русский символизм, так как гений любил творчество .

Первым напечатанным произведением стало стихотворение «Берёза». Историки отмечают, что при его написании Есенин был вдохновлен работами А.Фета. Тогда он взял себе псевдоним Аристон, не решившись отослать в печать стихотворение под собственным именем. Его напечатал в 1914 году журнал «Мирок».


Первая книга «Радуница» была выпущена в 1916 году. В ней прослеживался и русский модернизм, так как юноша переехал в Петроград и стал общаться с известными писателями и поэтами:

  • С.М. Городецкий.
  • Д.В. Философов.
  • А. А. Блок.

В «Радунице» есть и ноты диалектизма, и многочисленные проводимые параллели между природным и духовным, так как названием книги служит день, когда почитают умерших. Тогда же происходит приход весны, в честь чего крестьяне поют традиционные песни. Это и есть связь с природой, ее обновлением и почитанием тех, кто ушел.


Меняется и стиль поэта, так как он начинает одеваться немного сказочно и более элегантно. На это мог повлиять и его опекун Клюев, который курировал его с 1915 по 1917 года. Стихотворения юного гения тогда с вниманием слушали и С.М. Городецкий, и великий Александр Блок.

В 1915 году было написано стихотворение «Черемуха», в котором он наделяет природу и это дерево человеческими качествами. Черемуха словно оживает и проявляет свои чувства. После призыва на войну в 1916 году Сергей начал общаться и с группой новокрестьянских поэтов.

Из-за выпущенного сборника, в том числе и «Радуницы», Есенин получил более широкую известность. Она дошла и до самой Императрицы Александры Федоровны. Она часто звала Есенина в Царское Село, чтобы он мог читать свои произведения ей и ее дочерям.

В 1917 году случилась революция, которая отразилась и на трудах гения. Он получил «второе дыхание» и, воодушевленный, решил выпустить поэму 1917 года под названием «Преображение». Она вызвала большой резонанс и даже критику, так как в ней было много лозунгов Интернационала. Все они были поданы совершенно иным способом, в стилистике Ветхого Завета.


Менялось и восприятие мира, приверженность к церкви. Поэт даже заявил об этом в открытую в одной из своих поэм. Потом он стал ориентироваться и на Андрея Белого, стал общаться с поэтической группой «Скифы». К работам конца двадцатых годов относятся:

  • Петроградская книга «Голубень» (1918).
  • Второе издание «Радуница» (1918).
  • Серия сборников 1918-1920 годов: Преображение и Сельский часослов.

Период имажинизма начался с 1919 года. Под ним подразумевается использование большого количество образов, метафор. Сергей заручается поддержкой В.Г. Шершеневича и основывает свою группу, которая впитала и традиции футуризма, стиль . Важным отличием было и то, что произведения носили эстрадный характер, предполагали открытое чтение перед зрителем.


Это придавало группе большую известность на фоне ярких выступлений с применением. Тогда были написаны:

  • «Сорокоуст» (1920).
  • Поэма «Пугачев» (1921).
  • Трактат «Ключи Марии» (1919).

Также известно, что в начале двадцатых Сергей стал заниматься реализацией книг, арендовал лавку для продажи печатных изданий. Она находилась на Большой Никитской. Это занятие приносило ему доход и немного отвлекало от творчества.


После общения и обмена мнениями, стилистическими приемами с А. Мариенгофом Есенином были написаны:

  • «Исповедь хулигана» (1921), посвященная актрисе Августе Миклашевской. В ее честь было написано семь стихотворений из одного цикла.
  • «Трерядница» (1921).
  • «Не жалею, не зову, не плачу» (1924).
  • «Стихи скандалиста» (1923).
  • «Москва кабацкая» (1924).
  • «Письмо к женщине» (1924).
  • «Письмо матери» (1924), которое является одни из лучших лирических стихотворений. Оно было написано перед приездом Есенина в родное село и посвящено своей матери.
  • «Персидские мотивы» (1924). В сборнике можно увидеть известное стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ».

Сергей Есенин на пляже в Европе

После этого поэт стал часто путешествовать. Его география поездок не ограничилась одним лишь Оренбургом и Уралом, он даже побывал и в Средней Азии, Ташкенте и даже Самарканде. В Урдах он часто заходил в местные заведения (чайхана), путешествовал по старому городу, завел новые знакомства. Его вдохновила и узбекская поэзия, восточная музыка, а также архитектура местных улочек.

После женитьбы последовали многочисленные поездки в Европу: Италию, Францию, Германию и другие страны. Есенин даже несколько месяцев проживал в Америке (1922-1923 года), после чего были сделаны записи с впечатлениями о проживании в этой стране. Они были напечатаны в «Известиях» и названы «Железным Миргородом».


Сергей Есенин (в центре) на Кавказе

В середины двадцатых была осуществлена и поездка на Кавказ. Есть предположение о том, что именно в этой местности был создан сборник «Красный восток». Он был выпущен в печать на Кавказе, после чего в 1925 году свет увидело и стихотворение «Послание евангелисту Демьяну». Период имажинизма продолжался до момента, пока гений не поссорился с А. Б. Мариенгофом.

Также критиканом и известным оппонентом Есенина считался . Но вместе с тем они не выказывали неприязнь публично, хотя их часто сталкивали лбами между собой. Все обходилось критикой и даже уважением к творчеству друг друга.

После того, как Сергей решил порвать с имажинизмом, он начал давать частые поводы для критики своего поведения. Например, регулярно после 1924 года стали выходить различные уличающие статьи о том, что он был замечен в пьяном состоянии или же устраивал дебоши, скандалы в заведениях.


Но такое поведение было всего лишь хулиганством. За счет доносов недоброжелателей был открыто сразу же несколько уголовных дел, которые позже были закрыты. Самым громким из них является Дело четырёх поэтов, в котором значились обвинения в антисемитизме. В это время пошатнулось и здоровье литературного гения.

Что касается отношения советской власти, то она беспокоилась о состоянии поэта. Есть письма, свидетельствующие о том, что Дзержинского просят помочь и спасти Есенина. В них значится о том, чтобы к Сергею приставили работника ГПУ, который бы не давал ему спиться. Дзержинский отреагировал на просьбу и привлек своего подчиненного, который так и не смог найти Сергея.

Личная жизнь

Гражданской женой Есенина была Анна Изряднова. С ней он познакомился тогда, когда работал помощником корректора в типографии. Результатом этого брака стало рождения сына Юрия. Но брак долго не удержался, так как уже в 1917 году Сергей женился на Зинаиде Райх. За это время у них родились сразу двое детей - Константин и Татьяна. Этот союз также оказался скоротечным.


В официальный брак поэт вступил в Айседорой Дункан, которая профессионально занималась танцами. Эта история любви запомнилась многим, так как их отношения были красивыми, романтичными и отчасти публичными. Женщина была известной танцовщицей в Америке, что подогревало интерес публики к этому браку.

При этом Айседора была старше своего супруга, но разница в возрасте им не помешала.


С Дункан Сергей познакомился в частной мастерской в 1921 году. Потом они стали вместе путешествовать по всей Европе, а также четыре месяца проживали в Америке - на родине танцовщицы. Но после возвращения из-за заграницы брак был расторгнут. Следующей женой стала Софья Толстая, которая была родственницей известного классика, союз также распался меньше, чем через год.

Также жизнь Есенина была связана и с другими женщинами. Например, Галина Бениславская была его личным секретарем. Она всегда была рядом с ним, отчасти посвятив свою жизнь этому человеку.

Болезнь и смерть

У Есенина были проблемы с алкоголем, о которых знали не только его знакомые, но и сам Дзержинский. В 1925 году великий гений был госпитализирован в платную клинику Москвы, специализирующуюся на психоневрологических расстройствах. Но уже 21 декабря лечение было закончено или, возможно, прервано по желанию самого Сергея.


Он решил временно переехать жить в Ленинград. Перед этим он прервал работу с Госиздатом и снял все свои средства, которые лежали на государственных счетах. В Ленинграде он проживал в гостинице и часто общался с разными литераторами: В. И. Эрлихом, Г. Ф. Устиновым, Н. Н. Никитиным.


Смерть настигла этого великого поэта неожиданно 28 декабря 1928 года. До сих пор не выяснены обстоятельства, при которых Есенин ушел из жизни, а также сама причина смерти. Это случилось 28 декабря 1925 года, а сами похороны прошли в Москве, где и сейчас находится могила гения.


В ночь на 28 декабря было написано практически пророческое прощальное стихотворение. Поэтому некоторые историки предполагают, что гений совершил самоубийство, но это не является доказанным фактом.


В 2005 году был снят российский фильм «Есенин», в котором главную роль сыграл . Также перед этим был снял и сериал «Поэт». Обе работы посвящены великому русскому гению и получили положительные отзывы.

  1. Маленький Сергей пять лет неофициально был сиротой, так как его опекал дед по матери Титов. Женщина просто отсылала отцу средства на содержание сына. Отец в это время работал в Москве.
  2. В пять лет мальчик уже умел читать.
  3. В школе Есенину было дано прозвище «безбожник», так как его дед когда-тот отрекся от церковного ремесла.
  4. В 1915 году началась служба в армии с последующей отсрочкой. Потом Сергей снова оказался на военных лавах, но уже в качестве санитара.

30 лет
Дата рождения:

Дата смерти:

и того 30 лет

1925 года умер Сергей Есенин. Спустя 80 лет его племянница Светлана Петровна Есенина и актер Сергей Безруков, сыгравший в телесериале «Есенин» главную роль, написали письмо президенту Путину с просьбой возобновить дело о гибели поэта с целью получить согласие на эксгумацию останков Есенина. Ведущие судмедэксперты страны только развели руками, назвав эту идею глумлением над останками поэта.

Если все же удастся добиться возобновления расследования по факту гибели Есенина и будет принято решение об эксгумации его тела на Ваганьковском кладбище, скорее всего проводить повторную судмедэкспертизу придется Евгению Степановичу Мишину, профессору, доктору медицинских наук, заведующему кафедрой судебной медицины Медицинской академии им. И И. Мечникова. Он считается лучшим экспертом в нашей стране по повешениям и удушениям, и расследование ни одного запутанного дела не обходится без его участия.

Евгений Степанович, эксгумация останков Есенина поможет установить точную причину его гибели?
Люди, которые настаивают на эксгумации, думают найти в могиле череп с дыркой или остатки кожи, на которых видно несколько борозд от удушения. Но в могиле давно кроме останков костей ничего нет. Дело в том, что Ваганьковское кладбище расположено на возвышенности, в сухом месте. Вот если бы Есенина хоронили в низине, в заболоченном месте, труп поэта мог бы «законсервироваться» и по результатам его исследования можно было бы дать заключение по некоторым вопросам.


Выходит, убили Есенина или нет, навсегда останется тайной?
Почему тайной? Причиной смерти Есенина было самоубийство через повешение.
Многие говорят об убийстве.

Это полный бред! Когда в конце 80-х годов появились первые статьи, утверждающие, что Есенин был убит ГПУ, я разобрал все три версии убийства поэта, которые обсуждались в печати: смерть от перелома черепа, полученного в результате удара рукояткой револьвера или утюга, смерть от удушения подушкой или рукавом и смерть от огнестрельного ранения в голову. Многие даже на посмертных фотографиях умудрились увидеть пробоину от пули и 20 граммов мозгового вещества на его лице.
А вы?

Версий может быть сколько угодно, но правда одна. В начале 90-х годов было выполнено несколько судебно-медицинских экспертиз экспертами высокой квалификации и доказано, что имело место самоубийство. Поэтому дознание было прекращено.

Может быть, медики не захотели афишировать ошибку коллеги, эксперта Гиляревского, проводившего вскрытие?
Я абсолютно согласен с заключением судебного медика Гиляревского, который проводил исследование трупа поэта в Обуховской больнице и причиной смерти назвал асфиксию - смерть в результате сдавления шеи петлей при повешении. Я сделал то же заключение исходя из изучения фотографий мертвого поэта, посмертной маски и акта исследования трупа. По борозде на шее поэта мне удалось реконструировать повешение. У поэта с большей силой производилось сдавление передней справа и правой боковой областей шеи. То есть натяжение петли шло спереди назад и справа налево и вверх. А теперь реконструируем. При таком натяжении петли голова отклоняется в противоположную сторону, то есть к паровой трубе отопления гостиницы «Англетер», от которой в переносье трупа образовалась «вмятина», которую многие приняли за проломленный череп. При таком положении головы эта «вмятина» приобретает вертикальное направление.

А почему «вмятина» не может быть следом от удара?
Если был бы нанесен прижизненный удар утюгом или рукояткой револьвера, то мог образоваться кровоподтек или рана с переломом. Вследствие этого возникли бы отек и припухлость, а не вдавление, как на фото.
Считается, что накануне смерти поэта сильно ударили в живот.

Это заключение было сделано некомпетентными людьми в результате чтения акта Гиляревского. В нем сказано, что петли кишечника поэта были красноватого цвета. На это могу ответить одно: изучайте судебную медицину. Если труп долгое время находится в вертикальном положении, вся кровь спускается в нижележащие части тела и органы. Отсюда их красноватый цвет.

Гиляревский в легких поэта нашел еще и кровоподтеки. Разве это не доказывает, что перед смертью Есенина били?
Гиляревский действительно зафиксировал точечные кровоподтеки не только на легочной оболочке, но и на наружной оболочке сердца. Это одни из признаков смерти от удушения, которые в медицине называют не кровоподтеками, а точечными кровоизлияниями. Проще говоря, в момент смерти у поэта повысилось давление, развилась одышка, вот сосуды и не выдержали.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2296306


Поделиться в социальных сетях!

Бег за все убыстряющим свое движение к новому «поездом»-эпохой надломил силы поэта. О своей жизни все чаще он говорит в прошедшем времени: «все укатилось» , «все пролетело… далече… мимо… сердце остыло и выцвели очи» , «я все прожил» , «эту жизнь прожил я словно кстати, заодно с другими на земле…» .

С высоты прожитых лет он удивляется былому озорству, веселью:

Эх, бывало, заломишь шапку,
Да заложишь в оглобли коня,
Да приляжешь на сена охапку, -
Вспоминай лишь, как звали меня.

И откуда бралась осанка… .

Вполне закономерно на этом фоне возникает мотив ухода, прощания с жизнью:

На душе - лимонный свет заката… ,
………………………………
Цветы мне говорят - прощай,
Головками склоняясь ниже,
Что я навеки не увижу
Ее лицо и отчий край ,
………………………
И эту гробовую дрожь
Как ласку новую приемлю….

Поэт все чаще думает о собственной смерти как о чем-то близком и неизбежном:

Не знаю, болен я
Или не болен,
Но только мысли
Бродят невпопад.
В ушах могильный
Стук лопат
С рыданьем дальних
Колоколен.

Себя усопшего
В гробу я вижу
Под аллилуйные
Стенания дьячка.
Я веки мертвому себе
Спускаю ниже,
Кладя на них
Два медных пятачка .

Все, о чем просит поэт, чтобы ему дали «на родине любимой… спокойно умереть» .

Чувство усталости, обреченности нарастало, как снежный ком. Ощущая себя «как лошадь, загнанная в мыле» , далеко не убежишь. Развязка приближалась…

«Безнадежная грусть… стала песней моей…»

Весьма важная предпосылка самоубийства Есенина - трагедийная составляющая мироощущения поэта.

Безнадежная грусть
В тихом треске углей
У костра моего
Стала песней моей , -

говорит автор «Больных дум». По стилю подражательные, ученические, по содержанию эти строки уже есенинские. Взятая однажды высокая трагическая нота останется характерной чертой художественного мира Есенина на протяжении всех лет творчества.

Истоки трагедийного мироощущения - в полученной в детстве психической травме.

В нашей работе 1993 года сказано: «Поэт очень рано разочаровался в родительской любви. Это разочарование было обусловлено обстоятельствами его детства… С двух лет Есенин был отдан на воспитание в семью деда… он ощущал себя бесконечно одиноким… мечтал о том времени, когда родители заберут его к себе», но «любящая» мать не спешила за сыном», и «в какой-то момент должно было произойти событие, которое окончательно разрушило веру ребенка в родительскую любовь… учитывая обстоятельства детства… легко объяснимо признание Есенина-юноши: «мать нравственно для меня умерла уже давно…» …отчужденность поэта от родителей сохранилась и позже» . Современные российские исследователи Н. Кубанёв и Л. Набилкина, участники ежегодной конференции на родине Есенина, отмечают: «Невротический склад характера Есенина идет из детства, а точнее из взаимоотношений с матерью. С матерью у Есенина складывались очень сложные и далеко не радужные отношения. Сергей не был ни долгожданным, ни любимым ребенком. Презрение здоровой, полной сил и естественных желаний молодой красивой женщины к своему «квелому» мужу, который к тому же редко бывал дома, перенеслось и на ребенка. В раннем детстве Сергей воспринимал мать как чужую женщину. Горькой обидой лег на сердце будущего поэта и эпизод с саваном: тяжело заболевший подросток Сергей не мог забыть плачущую мать с «живенько снующими пальцами», шившими ему смертную одежду. Так с раннего детства Сергей Есенин чувствовал внутреннее одиночество, отсутствие родимой и любящей души» . Таким образом, именно пережитая в детстве психическая травма, заключавшаяся в утрате веры в родительскую любовь, обусловила трагическое мировосприятие Есенина.

Уже первые литературные опыты Есенина обнаруживают чувствительность восприятия поэта к несовершенству окружающего мира и души человека. Корень, причину мучений и бед человека он видит, в первую очередь, в самом человеке, в инерции и консервативности его природы, не поддающейся преображению: «живой души не перестроишь ввек» . Лишь малая часть людей - творчески мыслящее меньшинство – способна воспринять новые идеи, загореться жаждой самосовершенствования, однако это настолько незначительная часть от общей массы, что оказать какое-либо влияние на жизнь человечества она не в состоянии. «Напев», зовущий к преображению, «всколыхнет… Брюсова и Блока, встормошит других», тем не менее, все останется по–прежнему: «все так же тень взойдет с востока, так же вспыхнет миг» . Поэт уверен, что «не изменят лик земли напевы», что зло, лежащее в основе человеческой природы, вечно: «Навсегда простер глухие длани звездный… Пилат» .

Подобные суждения поэта о «душе» человека не позволяют усомниться в том, что именно трагедийная нота составляла основу, сердцевину его мироощущения. Конечно, это не значит, что ею исчерпывалось все богатство идейно-художественного содержания его творчества, а именно в таком утверждении упрекают меня Ю. Мамлеев и О. Воронова . Безусловно, голос Есенина в разные периоды творчества, в разных произведениях имеет разные, порой взаимоисключающие, оттенки. Но констатация данного факта не опровергает тезис, выдвинутый нами. У Пушкина тоже изредка встречаются строки пессимистического толка (например: «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?»), но мы же не причисляем его на этом основании к трагическим поэтам? Бывают оптимисты, которые впадают в меланхолию, точно также встречаются и пессимисты, проявляющие признаки безудержной веселости.

Все есенинские прорывы сквозь экзистенциальные тупики существования к свету заканчивались разочарованием и отрицанием света. Дело не только в количественном преобладании произведений с трагическим содержанием, но и в преобладании качественном, которое проявляется в идейно-художественной эволюции есенинских тем. От чего к чему приходит лирический герой поэта? От воспевания отчизны, чьих «коровьих глаз» «нет лучше, нет красивей» , к разочарованию («Что родина? Ужели это сны? Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый бог весть с какой далекой стороны…» ), от первоначальной одержимости революцией в цикле «революционных» поэм к горькому выводу: от революции остались только «клюнь да трубка», от надежды обрести гармонию в любви к ее утрате (как это случилось с лирическим героем «Любви хулигана» и «Персидских мотивов»).

Как романтик экзистенциалистского толка Есенин проявил себя не только в мироощущении, но и в образах своего творчества.

Экзистенциальный ужас художника перед неразрешимыми противоречиями жизни, ее «свинцовыми мерзостями», которые влекли в бездну отчаяния, запечатлен в стихотворениях «Я последний поэт деревни…» , «Песнь о хлебе» , «Мир таинственный, мир мой древний…» , поэмах «Сорокоуст» , «Черный человек» и др. Это и «прощальная обедня кадящих листвой берез» , и «луны часы деревянные», которые «прохрипят… двенадцатый час» поэта, и «каменные руки шоссе», «сдавившие за шею деревню» , и образ «страшного вестника», тянущего «к глоткам равнин пятерню» .
Одним из наиболее жизнеутверждающих образов русского фольклора, крестьянской поэзии является образ жатвы. Восприятие поэта так переиначивает традиционный образ этого светлого праздника, что сам процесс жатвы предстает чуть ли не как вселенский апокалипсис:

Режет серп тяжелые колосья,
Как под горло режут лебедей.

Наше поле издавна знакомо
С августовской дрожью поутру.
Перевязана в снопы солома,
Каждый сноп лежит как желтый труп.

На телегах, как на катафалках,
Их везут в могильный склеп - овин.
Словно дьякон, на кобылу гаркнув,
Чтит возница погребальный чин.

А потом их бережно, без злости,
Головами стелют по земле
И цепами маленькие кости
Выбивают из худых телес.

Никому и в голову не встанет,
Что солома - это тоже плоть!..
Людоедке-мельнице - зубами
В рот суют те кости обмолоть.

И, из мелева заквашивая тесто,
Выпекают груды вкусных яств…
Вот тогда-то входит яд белесый
В жбан желудка яйца злобы класть .

Смерть одного дает жизнь другому - таков непреложный закон природы. Именно против закона смерти, делающего конечным существование любого индивидуума, и направлен экзистенциализм как философское направление; именно против смерти, понятой экзистенциалистски, восстает герой есенинского стихотворения.

Чем не экзистенциалистский пейзаж изображен в стихотворении

Как будто дождик моросит
С души, немного омертвелой ,
……………………………………………
Как кладбище, усеян сад
В берез изглоданные кости

и в стихотворении «Сторона ль ты моя, сторона!» :

В черной луже продрогший фонарь
Отражает безгубую голову… ,
……………………………………….
…меж скелетов домов
Словно мельник, несет колокольня
Медные мешки колоколов ,

а также в стихотворении «Отговорила роща золотая» :

… каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом ,
………………………………………………………
Стою один среди равнины голой… ,
………………………………………………………
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть ?

Таким образом, наша попытка проложить тропинку от мироощущения поэта к экзистенциалистскому восприятию действительности вполне оправданна. Именно экзистенциальный ужас перед тяжелой поступью нового времени, страх перед неотвратимостью вступления человека и человечества в новую, постиндустриальную эру, ощущение катастрофичности происходящего, породив щемящую есенинскую тоску, страх перед новым в жизни, и повлекли потребность отвлечься, забыться:

Я на всю эту ржавую мреть (курсив мой - А.Л.)
Буду щурить глаза и суживать… ,
……………………………………………..
И я сам, опустясь головою,
Заливаю глаза вином,
Чтоб не видеть в лицо роковое,
Чтоб подумать хоть миг об ином .

Трагедийное восприятие действительности опасно не само по себе, а своими возможными последствиями. Вкупе с другими рассмотренными выше факторами (неустойчивость эмоциональной сферы поэта, мучительное переживание отчуждения, крах социальных иллюзий), пессимистическое мироощущение убеждало поэта в бессмыслице существования и оправданности «ухода». Но все названные факторы - это лишь предпосылки самоубийства, но не его действительная причина. Причина всегда вещественна, материальна, ее почти можно потрогать, почувствовать, наблюдая за метаниями погруженного в меланхолию индивидуума.
Все-таки каждому человеку дан сильнейший инстинкт самосохранения, который денно и нощно стоит на страже его жизни.

Какая причина усыпила бдительность инстинкта, ослабила его контроль над ситуацией и тем самым предопределила ход событий по трагическому сценарию?

Дальнейшее осмысление проблемы потребует иных - медицинских критериев ее решения.

«Осыпает мозги алкоголь…»

На мой взгляд, непосредственная причина самоубийства Есенина лежит в сфере медицины. Я вижу по меньшей мере две причины, убедительно объясняющие самоубийство поэта.

Первая из них связана с так называемым «инстинктом смерти», «любовью к смерти», открытым З. Фрейдом стремлением любой органической материи вернуться назад, к первоначальному неорганическому состоянию.
Существование неосознанного стремления к смерти легко подтверждается образами, мотивами творчества поэта.

В ряде стихов герой Есенина призывает смерть:

…уже лучше тогда поскорей
Пусть я уйду до могилы,
Только там я могу и лишь в ней
Залечить все разбитые силы ,
………………………………………………………………..
Я хочу… умереть ,
………………………………………………………………..
Научи, чтоб можно было
Никогда не просыпаться ,
………………………………………………………………..
Захлебнуться бы в этом угаре,
Мой последний, единственный друг и т.п.

Предвидя трагическую «точку» в конце, в самом начале творческого пути поэт создает стихотворение «Исповедь самоубийцы» , представляющее собой предсмертный монолог человека, решившего покончить с жизнью. Причины, побуждающие самоубийцу к этому шагу, лежат не в социальной, а в личностной сфере. В отказе от жизни виновато не общество, а «холодный яд в душе» самоубийцы, не позволяющий ему «жить среди людей». Он говорит:

И то, чем жил, и что любил
Я сам (курсив мой - А.Л.) безумно отравил.
Своею гордою душой
Прошел я счастье стороной .

Человеческая жизнь в стихотворении осмысляется как «песня похорон».

О самоубийстве говорится также в стихотворении «Русалка под Новый год» , в котором желанием лишить себя жизни одержима героиня стихотворения, а по сути сам поэт.
В стихотворении «Устал я жить в родном краю…» он предсказывает способ ухода:

В зеленый вечер под окном
На рукаве своем повешусь .

Но точно еще не было известно орудие убийства:

Слушай, поганое сердце,
Сердце собачье мое.
Я на тебя, как на вора,
Спрятал в рукав лезвие.

Рано ли, поздно всажу я
В ребра холодную сталь .

Это стихотворение было записано автором в дневнике М. П. Мурашова на вечере писателей после прослушивания произведений Глинки «Не искушай…» и «Сомнение». В тот же вечер оно было прочитано А. Блоком. Последний спросил Есенина: «Сергей Александрович, вы серьезно это написали или под впечатлением музыки?» «Серьезно, - чуть слышно ответил Есенин» .

Стихотворение «Слушай, поганое сердце…» - одно из самых пессимистичных в лирике Есенина. Тягу к смерти герой объясняет невозможностью отыскать в жизни смысл. «Если и есть что на свете - это одна пустота», - приходит к выводу он . Идеал человечества в виде справедливого, гуманистического мироустройства предстает в стихотворении в образе «вечной сгнившей дали», к которой поэт устал «стремиться» .

В письме Маше Бальзамовой - одной из первых, робких своих любовей - поэт признается в первой попытке самоубийства: «мне стало обидно на себя. Я не вынес того, что про меня болтали пустые языки, и… и теперь оттого болит моя грудь. Я выпил, хотя и не очень много, эссенции. У меня схватило дух, и почему-то пошла пена; я был в сознании, но передо мной немного все застилалось какою-то мутною дымкой. Потом - я сам не знаю почему, вдруг начал пить молоко, и все прошло…» .

Мотив «любви к смерти», широко представленный в ранней лирике поэта, усиливается в его творчестве последних двух лет.

Поэт жалуется на усталость от жизни, говорит о какой-то тяжелой болезни:

Устал я жить в родном краю ,
………………………………………………………………….
Запрокинулась и отяжелела
Золотая моя голова ,
……………………………………………………
Я устал себя мучить бесцельно,
И с улыбкою странной лица
Полюбил я носить в легком теле
Тихий свет и покой мертвеца (курсив мой - А.Л.) ,
……………………………………………………………………
Одержимый тяжелой падучей,
Я душой стал, как желтый скелет .

В 1925 году Есенин осуществляет давний замысел и пишет цикл «зимних» стихов. В этих стихах явственно звучит мотив «охлаждения» к жизни, «сердце» поэта «остыло», а очи «выцвели» , «все прошло! Поредел мой волос…» , герой «все прожил. Юношам счастье, а мне лишь память снежною ночью в лихую замять» . Главная мысль, пронизывающая «зимние» стихи поэта, может быть выражена словом «эх…», неоднократно повторяющимся в них.

В «зимнем» цикле Есенина одним из центральных является мотив «прощания». Поэт прощается с молодостью, с жизнью, с родимой стороной и отчим домом:

Вот отчего я чуть-чуть не заплакал
И, улыбаясь, душой погас, -
Эту избу на крыльце с собакой
Словно я вижу в последний раз .

Определяя состояние поэта последних лет жизни, критик Ф. Жиц писал: «Мне пришлось однажды видеть на охоте жуткое дыхание охотничьей сумки - в ней шуршали крылья не метко убитого вальдшнепа. Вот этой шуршащей сумкой и кажется мне творчество Есенина последнего, наиболее зрелого периода» .

Собственно, все у Есенина вело к смерти. Он искал смерть, иначе чем объяснить бесконечные пьяные скандалы, после которых он оказывался в большевистских тюрьмах, строки типа «Я готов дойти хоть до дуэли», актуализацию в стихах пушкинского «Блажен, кто не допил до дна и не дослушал глас свирели» ?

Все-таки лично я считаю более вероятной другую причину смерти Есенина. Поэт болел алкоголизмом.

Алкоголизм - в случае Есенина - был болезнью вторичной (то есть обусловленной другой, истинной болезнью - меланхолией, страхом перед не устраивавшей поэта действительностью, тенденциями в развитии цивилизации, несогласием с правилами жизни, принятыми в социуме). В «Черном человеке» об этом говорит двойник поэта: «Счастье… - есть ловкость ума и рук. Все неловкие души за несчастных всегда известны. Это ничего, что много мук приносят изломанные и лживые жесты. В грозы, в бури, в житейскую стынь, при тяжелых утратах и когда тебе грустно, казаться улыбчивым и простым – самое высшее в мире искусство» . Вот она, настоящая болезнь, причина развития алкоголизма - отчуждение и самоотчуждение личности в современном мире, необходимость казаться, а не быть в социально и морально деградировавшем социуме, постоянно «играть» предписанную социальную роль, не быть искренним, не быть самим собой.

Но какова бы ни была причина самого алкоголизма, от этого его течение не становится менее опустошающим и разрушительным.

Развитие болезни химической зависимости - в основном за пределами лирики, но симптомы заболевания хорошо известны современной медицине: формирование психической и физической зависимости от наркотика, деградация личности, хроническая интоксикация организма и постепенное разрушение его, возникновение соматических и психических заболеваний (в случае Есенина - алкогольного делирия или, по меньшей мере, галлюциноза). От 50 до 80% самоубийств во всем мире совершается в результате вызываемых алкоголизмом психических состояний личности. Это установленный факт. И, уверен, именно алкогольное изменение личности, деформация психики подтолкнули поэта к роковому шагу. Это была главная составляющая смерти поэта, главная причина его преждевременного ухода.

Как и всякий поэт, Есенин много думал о смерти, писал о ней, тем самым изживая меланхолию. Но все это не означало неизбежность самоубийства. Есенин и стихотворение, написанное кровью, уверен, передал своему ленинградскому «другу» для того, чтобы спасли, уберегли, остановили (он чувствовал приближение «костлявой»). Трагедия поэта в том, что не оказалось рядом действительно родного, близкого, неравнодушного к судьбе поэта человека, который бы почувствовал всю тяжесть ситуации, выслушал, пожалел, предостерег, согрел теплотой своей души.

Сегодня мы говорим об алкоголизме как об острейшей проблеме современной России. Как бы и в этом великий национальный поэт разделил общую судьбу русского народа, испил до дна чашу с ядом, которой со времен Бориса Годунова настойчиво потчуют русского человека равнодушные к его судьбе правители.

В этом смысле судьба Есенина должна стать уроком для будущих поколений россиян, которые, надеюсь, сумеют избавиться от пагубной зависимости и возродят русскую нацию.

Выводы

Анализ обстоятельств смерти Есенина склоняет нас к выводу, что самоубийство поэта произошло в результате развития алкогольной фобии. Это не Есенин совершил самоубийство, его убил «черный» двойник, сумевший «отключить» сознание поэта.

При измененном сознании Есенину могло показаться, что его преследуют, он мог слышать звуки, голоса, видеть людей и просто фантастических существ, которые склоняли его к самоубийству, пугали, угрожали. Совершенное при таких обстоятельствах самоубийство всегда спонтанно, и никогда самоубийцы не оставляют предсмертных записок. У них просто нет на это времени.

Таким образом, Сергея Есенина убил не Троцкий, не Блюмкин и не кто-то из недругов поэта, его убил главный убийца русского человека, на счету которого гораздо больше русских жизней, чем на счету всех тиранов, вместе взятых, - наркотик по имени «алкоголь», главный убийца и чума ХХ века.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аринштейн Л. Исчезнувшее письмо Есенина // Литературная Россия. - 1989. – 29 сентября. – С. 21.
2. Банчуков Р. Мифы о смерти Сергея Есенина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vestnik.com/issues/98/1208/koi/banch.htm. – Дата доступа: 31. 03. 2009.
3. В мире Есенина: Сб. ст. : / К 90-летию со дня рождения // Сост. А. А. Михайлов, С. С. Лесневский. М. : Сов. Писатель, 1986. – 656 с.
4. Воронова О. Е. Мировое есениноведение: современные аспекты интерпретации творчества С. А. Есенина // Вестник Рязанского государственного педагогического университета им. С. А. Есенина. - 2003. – № 1 (9). – С. 48 – 57.
5. Воронский А. К. Памяти Есенина: (Из воспоминаний) // Красная новь. – 1926. – № 2. – С. 207–214.
6. Есенин С. А. Избранные сочинения. – М. : Художественная литература, 1983. – 432 с.
7. Есенин С. А. Собрание сочинений: В 6 т. – М. : Художественная литература, 1977 – 1980. – 6 т.
8. Жиц Ф. Почему мы любим Есенина (этюд) // Красная новь. – 1926. – № 5. – С. 216–222.
9. Кубанев Н. А., Набилкина, Л. Н. Сергей Есенин - «русский Гамлет»? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.. – Дата доступа: 31.03.2009.
10. Лагуновский А. М. Художественная концепция действительности в творчестве С. Есенина (проблема отчуждения) [Текст] : автореф. Дис… канд. филол. наук. – Минск: 1993. – 21 с.
11. Мамлеев Ю. В. Есенин и кризис современной цивилизации // Столетие
Сергея Есенина: Международный симпозиум. М., 1997. Вып. 3. – С. 368–375.
12. Хлысталов Э. А. Неизвестный Есенин // Москва. – 1990. – № 8. – С. 198–199.

The cause of Sergei Yesenin’s suicide

The article proves that the initial reason for Sergei Yesenin’s suicide was the negative emotional conditions surrounding the poet during all his life. Among them were the peculiarities of the artist’s emotional sphere, his traits of character such as excessive vulnerability, suspiciousness, drastic mood alterations; excruciating experience of self-alienation, alienation from the society, caused by the failure of his social hopes (degeneration of the Revolution, anxiety about the lot of the state and Russian rural population); psychic trauma experienced in childhood which called forth his tragic worldview. All the reasons mentioned had a destructive impact upon the poet’s mind; they led to the necessity of finding oblivion and, as a result, caused his chronic alcoholism. Mental phenomena begotten by the disease such as alcoholic delirium and hallucinosis led to the tragedy in the Hotel Angleterre. Сайт Александра Лагуновского