Сборник задач «военно-прикладные задачи на уроках математики. Разминка для мозга: маленькие задачки на внимательность и логику Калибр снаряда в «мм»

Развивающие и логические задачи по теме «Вторая мировая война.Великая Отечественная война 1941-1945гг.»

Задание 1

Английский военный историк А.Ситон пишет: «Успех Советского Союза в срыве немецкого наступления был обусловлен, в-первую очередь, особенностями географии, необъятными просторами Советского Союза, недостаточно развитой системой обычных дорог и железных дорог, плохим климатом и суровой зимой».

В книге «Война на востоке», изданной в США, утверждеется, что осенью 1941г. дожди превратили дороги на Москву в болото, но это «было лишь прелюдией к зимним морозам». Что касается морозов, то авторы не колеблясь называют и 52 и 63 градуса ниже нуля по Цельсию.

Американский историк У.Крейг, описывая борьбу советских войск против частей Манштейна, прорывающегося к окруженным группировкам Паулюса во время Сталинградской битвы, сообщает, что «сопротивление русских было незначительным; самой большой проблемой был лед, который мешал движению танков». Если под Москвой и Сталинградом немцам мешали морозы, то осенью 1943 и зимой 1944гг., по утверждениям ряда западных историков, все было наоборот. Немцы из-за небольшого количества дождей не смогли создать «барьер из грязи, с помощью которого Гитлер расчитывал приостановить наступление советских войск», но теплая зима 1943-1944гг. «играла на руку наступлению русских. Им не мешали не бездорожье, не снег».

Доказать неспособность оправдания поражения вермахта на советско-немецком фронте из-за климата и бездорожья (географические и климатические факторы).

Задание 2

«Война, а не мир рождается коммунизмом»-так звучит тезис, принадлежащий американскому советологу Л.Фишеру. Возникновение Второй мировой войны связанно с «марксистской теорией о необходимости мировой революции»,- заявляет французский ученый Р. Шовен.

Что стоит за подобным высказыванием?

Согласны ли вы с ним?

Какие основные причины Второй мировой войны?

Задание 3

В июле 1939г уполномоченный немецкого командования Вальтер проводит в Лондоне переговоры о подписании пакта о ненападении на следующих условиях:

Германия не вмешивается в дела Британской империи;

Англия предоставляет Германии свободу действий в Юго- Восточной Европе.

Создание военного союза;

Англия ликвидирует политику гарантий малых стран;

Англия прекращает переговоры с СССР.

На что расчитывало правительство Англии, проводя переговоры на таких условиях?

Задание 4

Бывший американский президент Г.Трумен в своих мемуарах писал:

«Деньги, потраченные по ленд-лизу, безусловно спасали много амереканских жизней. Каждый русский, английский или австралийский солдат, получив снаряжение по ленд-лизу, шел в бой, пропорционально сокращая военную опастность для нашей молодежи».

Дайте оценку расчетам амереканского руководства и покажите часть помощи США СССР по ленд-лизу. Насколько существенно влияла эта помощь на ход военных событий на Восточном фронте?

Задание 5

Авторы книги «Российский фронт» утверждают, что «несмотря на то, что немецкая армия проиграла войну, она в ходе войны показала такую военную виртуозность, которая никогда не была большей», и «по уровню военного искусства на поле боя немцы оставили русских далеко позади». Американский историк Э. Зимке пишет, что «Германия имела качественную победу, особенно более высокий уровень военного искусства», а Х. Болдуин отмечал, что в стратегии русских «было мало блеска».

На примере Курской и Берлинской операций опротестовать вышеуказанные тезисы, показать преимущества советского военного искусства над немецко-фашистским.

Задание 6

Результаты английских бомбардировок:

29 марта 1942г. г. Любек: разрушенно более 1 гектара застроенной территории города.

1944 год - Берлин: в следствии 16 бомбандировок в Берлине разрушено около 75% жилых строений в центре города.

Какие стратегические цели преследовали англичане?

Задание 7

В конце апреля 1945г. У. Черчилль приказал английскому главнокомандующему Монтгомери: «Тщательно собирать немецкое оружие, чтобы его можно было снова раздать немецким солдатам, вслучае продолжения советского наступления».

Как эти слова характеризуют отношение английского правительства к успехам советской армии?

Задание 8

Весной 1944г. У. Черчилль сказал: «Воздушные бомбандировки и есть Второй фронт в Европе».

Согласны ли вы с этим высказыванием? Обоснуйте свой ответ.

Задание 9

Как случилось, что немецкая армия, одержав победу на фронтах Европы длинной в сотни километров, потерпела поражение на узкой полосе в 300 километров?

Задание 10

В конце августа 1939г. советское правительство окончательно убедилось в нежелании Англии и Франции противостоять фашизму в Европе и в стремлении правительств этих держав направить фашистскую агрессию на Восток.

На основании каких фактов был сделан такой вывод?

Какой выход оставил для себя СССР, чтобы разрушить планы этих государств?

Задание 11

Во время Нюрбергского процесса выяснилось, что гитлеровский план установления мирового господства имел 7 стадий:

*1-5 - подготовка к нападению на СССР путем завоеваний на континенте;

*6 - план «Барбаросса» - завоевание СССР;

*7 - завоевание Англии путем высадки на Британские острова и разгром США на море, воздушном пространстве и на континенте.

Чем продиктован такой порядок завоеваний?

Задание 12

22 августа 1939г. Гитлер во время совещания с высшим генералитетом вермахта заявил: «Я дам пропагандисткий повод для развязывания войны, а будет ли он правдоподобным - значения не имеет. Победителя потом не спрашивают, говорил он правду или нет. Для развязывания и ведения войны важно не право, а победа».

Какой повод выбрал Гитлер для вторжения в Польшу? В чем заключалась провокация гитлеровцев? Укажите основные причины Второй мировой войны.

Задание 13

Поясните и подтвердите известными фактами слова Д.Ибаррури, напечатанные в «Правде» 1 августа 1937г.:

«В нашей стране решается доля мира. Наша земля - великая арена, где куется на много лет судьба человечества».

Задание 14

29 апреля 1939г. Гитлер в Рейхстаге заявил о разрыве англо-немецкого морского договора и договора о ненападении с Польшей.

Французское правительство с тревогой отметило, что наступление Германии, которое намечалось сначало в сторону Восточной Европы, может быть направлено на Запад.

В этих условиях правительство Англии и Франции начинают переговоры с целью подписания договора.

Какую цель преследовали правительства этих стран, проводя Московские переговоры?

Задание 15

оказались в 16км от порта Дюнкерк, где была расположена значительная часть английского экспедиционного корпуса.

Неожиданно Гитлер отдает приказ №13, который остановил наступление и ограничил действия немецкой авиации в районе порта и доков. В результате 338-тысячная английская армия была успешно эвакуированна.

Как можно объяснить появление этого приказа?

Обосновать свой ответ.

Задание 16

По словам английского историка Л. Гарта, военная политика Англии в 1939-1945гг. определялась принципом: «Во время ведения войны надо постоянно помнить о тех целях, которых вы хотите достичь после войны».

Раскройте содержание этого высказывания и подтвердите его фактами из истории Второй мировой войны.

Задание 17

26 августа 1939г. Германия выдвинула Англии условия, при которых она отказывалась от военных действий против Польши:

    военный союз Англии и Германии;

    Англия должна вернуть бывшие немецкие колонии (этот пункт был не принят, не обговаривались условия урегулирования этого вопроса).

Загадки с подвохом - загадки с обычным вопросом и нестандартным ответом. На первый взгляд ответ может показаться странным и неправильным, но если внимательнее прочитать загадку и подумать над ответом, то он окажется вполне логичным. Загадки с подвохом, как правило, не без чувства юмора. Они не только развивают сообразительность и нестандартное мышление, но также доставляют веселье. Расскажите загадки с подвохом своим друзьям и родственникам, проведите время весело и с пользой.

На футбольный матч всегда приходил один и тот же человек. До начала игры он угадывал счет. Как он это делал?
Ответ: До начала игры счет всегда 0:0
87238

Больше часа, меньше минуты.
Ответ: Секунда (стрелка некоторых моделей часов)
Таг. Anna
50085

На каком языке говорят молча?
Ответ: Язык жестов
143202

Почему стоп-кран в поездах красного цвета, а в самолётах голубого?
Ответ: Многие скажут: «Не знаю.» Бывалые ответят: «В самолётах нет стоп-крана.» На самом деле в самолёте есть стоп-кран в кабине пилота.
Макарова Валентина, Москва
33395

Мальчик заплатил за бутылку с пробкой 11 рублей. Бутылка стоит на 10 рублей больше, чем пробка. Сколько стоит пробка?
Ответ: 50 копеек
Орлов Максим, Москва
41937

Один французский писатель ужасно не любил Эйфелеву башню, но постоянно там обедал (на первом уровне башни). Как он это объяснял?
Ответ: Это единственное место во всем огромном Париже, откуда ее не видно
Боровицкий Вячеслав, Калининград
39425

В каком городе спрятались мужское имя и сторона света?
Ответ: Владивосток
Межулева Юлия
45647

Семь сестер находятся на даче, где каждая занята каким-то делом. Первая сестра читает книгу, вторая - готовит еду, третья - играет в шахматы, четвертая - разгадывает судоку, пятая - занимается стиркой, шестая - ухаживает за растениями. А чем занимается седьмая сестра?
Ответ: Играет в шахматы
Гобозов Алексей, Сочи
45188

По чему ходят часто, а ездят редко?
Ответ: По лестнице
182155

Идет то в гору, то с горы, но остается на месте.
Ответ: Дорога
141713

В каком слове 5 "е" и никаких других гласных?
Ответ: Переселенец
Радаев Евгений, Петрозаводск
41682

К реке подходят два человека. У берега лодка, которая может выдержать только одного. Оба человека переправились на противоположный берег. Как?
Ответ: Они были на разных берегах
25 25, Владивосток
31173

Василию, Петру, Семену и их женам Наталье, Ирине, Анне вместе 151 год. Каждый муж старше за свою жену на 5 лет. Василий на 1 год старше Ирины. Наталье и Василию вместе 48 лет, Семену и Наталье вместе 52 года. Кто на ком женат, и сколько кому лет? (Возраст должен быть выражен в целых числах).
Ответ: Василий (26) - Анна (21); Петр (27) - Наталья (22); Семен (30) - Ирина (25).
Челядинская Виктория, Минск
19196

Летели галки, сели на палки. Сядут по одной - галка лишняя, сядут по две - палка лишняя. Сколько было палок и сколько было галок?
Ответ: Три палки и четыре галки
Барановский Сергей, Полоцк
26140

Где встречается такое, что конь через коня перепрыгивает?
Ответ: В шахматах
)))))))) Renesmee, L.A
36559

Какой стол не имеет ног?
Ответ: Диетический
Бойко Саша, Волчиха
30928

Ничего не пишите и не используйте калькулятор. Возьмите 1000. Прибавьте 40. Прибавьте еще тысячу. Прибавьте 30. Еще 1000. Плюс 20. Плюс 1000. И плюс 10. Что получилось?
Ответ: 5000? Неверно. Правильный ответ 4100. Попробуйте пересчитать на калькуляторе.
Иванова Дарья, Дарья
34123

Как человеку не спать 8 дней?
Ответ: Спать по ночам
Sone4ka0071, Sosnogorsk
34861

По какому животному ходят люди и проезжают машины?
Ответ: Зебра
кострюкова таня, саранск
27192

В каком слове «нет» употребляется 100 раз?
Ответ: Стонет
муслимова сабина, дагестан(дербент)
32348

Какой слон без носа?
Ответ: Шахматный
прокопьева ксения, москва
28138

Мистера Марка нашли убитым в своем кабинете. Причиной оказалось пулевое ранение в голову. Детектив Робин, осматривая место убийства, нашел на столе кассетный диктофон. И когда он его включил, то услышал голос мистера Марка. Он говорил: «Говорит Марк. Только что мне позвонил Джонс и сказал, что через десять минут он будет здесь для того, чтобы пристрелить меня. Бежать бесполезно. Я знаю, что эта запись поможет полиции арестовать Джонса. Я слышу его шаги на лестнице. Вот открывается дверь...». Помощник детектива предложил арестовать Джонса по подозрению в убийстве. Но детектив не последовал совету его помощника. Как оказалось, он был прав. Убийцей оказался не Джонс, как это было сказано на пленке. Вопрос: почему у детектива возникли подозрения?
Ответ: Кассета в диктофоне была пересмотра на начало. Тем более Джонс забрал бы кассету.
Катарина, Москва
11148

Шерлок Холмс шел по улице.И вдруг он увидел мертвую женщину лежащую на земле. Он подошел, открыл ее сумку и достал телефон. В тел. книге он нашел номер ее мужа. Он позвонил. Говорит:
- Срочно приезжайте сюда. Ваша жена умерла. И через некоторое время муж приезжает. Он смотрит на жену и говорит:
- О, милая что с тобой случилось???
И потом приезжает полиция. Шерлок показывает пальцем на мужа женщины и говорит:
- Арестуйте этого человека. Это он убил ее. Вопрос: Почему Шерлок так подумал?
Ответ: Потому что Шерлок не сказал ее мужу адрес
Тусупова Аружан
19325

Два пятиклассника Петя и Алёнка идут со школы и разговаривают.
- Когда послезавтра станет вчера, - сказал один из них, - то сегодня будет так же далеко от воскресенья, как и тот день, который был сегодня, когда позавчера было завтра. В какой день недели они разговаривали?
Ответ: В воскресенье
Хрюшка, Ололошкино
14365

Стоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом будет тушить полиция?
Ответ: Полиция пожары не тушит, пожары тушат пожарные
80960

По какому пути ещё никто никогда не ходил и не ездил?
Ответ: Млечный путь
Тихонова Инесса, Актюбинск
23896

Сколько лет в году?
Ответ: одно (лето)
МаКсИм, пенза
29269

Какой пробкой нельзя заткнуть ни одну бутылку?
Ответ: Дорожной
волченкова настя, москва
24370

В каком слове «спрятался» напиток и природное явление?
Ответ: Виноград
ануфриенко даша, хабаровск
23880

Какой знак нужно поставить между 6 и 7, чтобы результат оказался меньше 7 и больше 6?
Ответ: Запятую
миронова виолетта, саратов
21011

Без чего ничего никогда не бывает?
Ответ: Без названия
Анютка, Омск
24666

Союз, число потом предлог -
Вот и вся шарада.
А чтоб ответ найти ты смог,
О реках вспомнить надо.
Ответ: и-сто-к
назгуличка, уфа
17127

Какая мышца в теле человека самая сильная?
Ответ: Распространенное мнение - язык. На самом деле - икроножная и жевательная мышцы.
Аноним
18753

Завязать можно, а развязать нельзя.
Ответ: Разговор
Даша, Челябинск
22865

Перед каким простым смертным даже президент снимает шапку?
Ответ: Парикмахер
Настя Слесарчук, Москва
21552

Как 2 литра молока поместить в литровую банку?
Ответ: Превратить его в творог
Аноним
18772

Жила-была в чаще одна девочка-сирота, у неё были только два котёнка, два щенка, три попугая, черепаха и хомяк с хомячкой, которая должна была родить 7 хомячков. Пошла девочка за кормом. Идёт она лесом, полем, лесом, полем, полем, лесом, лесом, полем. Пришла она к магазину, но кормов там никаких не было. Идёт дальше, лесом, лесом, полем, полем, лесом, полем, лесом, полем, лесом, полем, полем, лесом. И упала девочка в яму. Если она вылезет, умрёт папа. Если останется там, умрёт мама. Туннель копать нельзя. Что ей делать?
Ответ: Она - сирота
Я Юлечка, Омск
14608

Они бывают металлические и жидкие. О чем речь?
Ответ: Гвозди
бабичева алена, москва
15521

Как написать «уточка» в 2 клетках?
Ответ: В 1-ой - букву «у», во 2-ой - точку.
Сигунова 10 лет Валерия, Железногорск
21347

Назовите слово, в котором одна буква - приставка, вторая - корень, третья - суффикс, четвёртая - окончание.
Ответ: Ушла: у (приставка), ш (корень), л (суффикс), а (окончание).
Малец Даниэль
14983

Отгадай загадку: у кого за носом пятка?
Ответ: Обувь
лина, донецк
18141

В автобусе ехали 20 человек. На первой остановке вышли 2 и вошли 3 человека, на следующей - 1 вышел и 4 вошли, на следующей - 5 вышли и 2 вошли, на следующей - 2 вышли и 1 вошел, на следующей - 9 вышли и никто не вошёл, на следующей - ещё 2 вышли. Вопрос: сколько было остановок?
Ответ: Ответ на загадку не так важен. Эта загадка с неожиданным вопросом. Пока вы рассказываете загадку, отгадывающий начинает в уме считать кол-во людей в автобусе, а в конце загадки вопросом про кол-во остановок вы поставите его в тупик.
41035

Жили муж и жена. У мужа в доме была своя комната, в которую он запрещал своей жене входить. Ключ от комнаты лежал в комоде спальни. Так они прожили 10 лет. И вот муж уехал в командировку, а жена решила зайти в эту комнату. Она взяла ключ, открыла комнату, включила свет. Жена походила по комнате, затем на столе увидела книгу. Она открыла её и услышала, что кто-то открывает дверь. Она закрыла книгу, выключила свет и закрыла комнату, ключ положила в комод. Это пришёл муж. Он взял ключ, открыл комнату, что-что в ней сделал и спросил у жены: «Зачем ты туда заходила?»
Как муж догадался?
Ответ: Муж потрогал лампочку, она была горячая.
СлЕпЦоВа ВиКуСя, ОМСК
12348

Шли муж с женой, брат с сестрой да муж с шурином. Сколько всего человек?
Ответ: 3 человека
Архаров Михаил, Орехово-Зуево
15391

Полностью это имя звучит Данута. Как оно звучит сокращенно?
Ответ: Дана
Ханукова Данута, Брянск
13391

Река, которая «помещается» во рту?
Ответ: Десна
Безусова Анастасия, Посёлок Оверята

Чтобы ум оставался острым, ему необходима тренировка. И для этого на помощь всегда придут хитрые задачки. Мы приготовили для вас 10 советских загадок разной сложности: какие-то совсем простые, какие-то потруднее, а над некоторыми придётся серьёзно поломать мозг. Все задания будут в картинках и потребуют от вас внимательности и логики. Родом эти головоломки прямиком из СССР, но до сих пор не потеряли своей актуальности и заковыристости. Отложите все дела: сейчас у вашего мозга будет полноценная зарядка.

1. Начнём с разминки, это легко. Итак, взгляните на картинку

Ребята вышли в лес, чтобы покататься на коньках и на лыжах. Навстречу им выскочил заяц, испуганно присел и помчался дальше. Ребята погнались было за ним, но потеряли его из виду. А заяц-то никуда не убегал, он всё ещё на картинке. Найдёте?

Да вот же он! Между мальчиком и девочкой

2. Теперь посложнее. Встреча на улице

Встретились на улице 2 друга:
— Здравствуй, Стёпа. Ты куда?
— Я иду в дом №23, — говорит Стёпа. — А ты куда, Петя?
— А я — к приятелю Ванюше. Он живёт в доме №7, — отвечает Петя.
Вот теперь скажите: кого из них зовут Стёпой, а кого Петей.

Стёпа — это мальчик в кепке. Почему? Обратите внимание на номер дома — 19. Если идти от первого дома на улице, то дома с нечётными номерами будут на левой стороне, мальчик в кепке движется по направлению к домам с большими номерами, 23 больше, чем 19, а значит, это Стёпа.

3. Чей Мурзик?

На рисунке три подружки: Ира, Таня и Галя. С ними кот Мурзик. Только вот чей он? Кто хозяйка Мурзика?

Мурзик принадлежит Гале — девочке с одним бантом. Второй она отдала Мурзику.

4. Имена детей

На рисунке пятеро ребят. Одного из них зовут Колей, и он стоит с краю. Если бы Нюра стояла рядом с Володей, то Петя оказался бы рядом со своим тёзкой. Кто где стоит?

Итак, по порядку: Коля, Володя, Петя, Нюра, Петя.

5. Загадка про лейки

Мальчики пошли с лейками за водой для поливки огорода. Какой из них принесёт больше воды?

Несмотря на то, что у одного из мальчиков лейка больше, носики у них располагаются на одном уровне, выше которого вода в лейке не поднимется (вспоминаем физику и закон о сообщающихся сосудах). Так что принесут они одинаковое количество воды.

6. Куда едет поезд?

На рисунке вы видите участок железной дороги «Москва-Смоленск». Здесь направление дороги совпадает с направлением стрелки, изображённой сверху, концы стрелки показывают запад и восток. Всё происходит в начале апреля. Куда идёт поезд: из Москвы в Смоленск или обратно?

Снег ещё не растаял, он лежит на северном склоне, значит поезд движется с востока на запад. Получается, что из Москвы в Смоленск.

7. А сейчас поищем ошибки и неточности на картинке

Художник нарисовал улицу, но вот незадача: допустил в рисунке 5 ошибок. Сможете найти?

  1. У троллейбуса не хватает одной штанги.
  2. У светофора 2 огня, а должно быть 3.
  3. Номер дома тоже неправильный — нулевых домов не бывает.
  4. Машины едут не в том направлении, как при левостороннем. А у нас правостороннее.
  5. Ну и дата — 31 сентября быть не может.

8. Туристическая загадка, наверное, самая популярная в интернете

Посмотрите на эту картинку и ответьте на вопросы:

  1. Сколько человек живёт на данный момент в этом лагере?
  2. Когда они приехали (сегодня или несколько дней назад)?
  3. На чём приехали туристы?
  4. Далеко ли находится лагерь от ближайшего населённого пункта?
  5. Откуда дует ветер: с юга или с севера?
  6. Какое время суток изображено?
  7. Куда делся Шура?
  8. Кто вчера дежурил (имя)?
  9. Какое число изображено (день, месяц)?
  1. 4 человека. 4 столовых прибора, 4 имени в списке дежурств.
  2. Несколько дней назад, между палаткой и деревом уже появилась паутина.
  3. На лодке. Видите вёсла около дерева?
  4. Недалеко. В левом нижнем углу курица, значит, недалеко какой-то населённый пункт.
  5. Ветер дует с юга. Определяем по флажку на палатке и еловым веткам, где они гуще, там юг.
  6. Утро. Где юг мы уже поняли, а значит, остальные части света тоже найдём. Тени от предметов падают на запад, значит, солнце на востоке. А это утро.
  7. Шура ловит бабочек сачком.
  8. Коля. Он копается в рюкзаке с буквой «К», Вася что-то фотографирует (в рюкзаке с буквой «В» виден штатив), Шура ловит бабочек, а значит, сегодня дежурит Петя. А вчера Коля (смотрим на график дежурств).
  9. 8 августа. 8 — потому что дежурит Петя, август — потому что арбуз лежит.

9. Загадка про мальчика и папу в квартире

  1. Какое время года на рисунке?
  2. А месяц какой?
  3. В квартире есть водопровод?
  4. Кто ещё живёт в квартире, кроме сына и отца?
  5. Кем работает папа?
  1. Зима. Мальчик в валенках, печка истоплена (отдушник открыт)
  2. Декабрь. Открыт последний лист календаря.
  3. Мальчик пользуется рукомойником, значит, водопровода нет.
  4. На рисунке есть куклы, значит, в квартире есть девочка, скорее всего, дошкольного возраста.
  5. Врачом. Молоточек на столе и фонендоскоп в кармане.

10. Переправа (а вот это уже сложно)

  1. На рисунке поздняя осень или ранняя весна?
  2. Журавли летят на север или на юг?
  3. В какое время дня всё происходит?
  4. Эта река судоходна?
  5. В каком направлении она течёт (север, юг, запад, восток)?
  6. Около берега, где стоит лодка, река глубокая?
  7. Есть ли поблизости мост?
  8. Далеко ли железная дорога?
  1. Ранняя весна. В поле идёт сев. Осенний сев идёт тогда, когда на деревьях есть листья, но на рисунке деревья голые. Значит, это ранняя весна.
  2. Весной журавли летят с юга на север.
  3. Ранее утро, люди спешат на работу, тени падают на северо-запад.
  4. На реке есть бакены (устройства, похожие на буйки), значит, река судоходна.
  5. Посмотрев на тени от предметов и на то, как вода огибает бакен, делаем вывод, что река течёт с севера на юг.
  6. Мальчик на берегу ловит рыбу, поплавок у него достаточно далеко от крючка, значит, река глубока.
  7. Если так хорошо налажена переправа, значит, моста нет.
  8. У переправы стоит железнодорожник, значит, недалеко.

И бонус, это очень просто. С какой целью создан данный плакат?

Чтобы Коля выходил во двор, очевидно же! А если неочевидно, читайте буквы!

Логические задачи - пожалуй, самый эффективный инструмент для развития логики и мышления как у детей, так и у взрослых.

Решение задачи на логику предполагает сложный мыслительный процесс. Это последовательное совершение определённых логических действий, работа с понятиями, использование различных логических конструкций, построение цепочки точных рассуждений с правильными промежуточными и итоговыми умозаключениями.

В отличие от большинства математических и других видов задач, при решении логических задач ключевым является не нахождение количественных характеристик объекта, а определение и анализ отношений между всеми объектами задачи.

Используйте комплексный подход

Среди всего многообразия логических задач часто дети выбирают себе пару любимых категорий и погружаются в их решение. Достаточно ли этого?

Наверняка большинство из нас хотя бы раз проходили тесты на уровень логики. Большинство их составлено из одних силлогизмов или вопросов с подвохом. Мы не предлагаем подобные тесты, потому что точно знаем, что определить уровень развития логического мышления с помощью десятка или двух вопросов, даже приблизительно, невозможно. Так же, как и развить нестандартное мышление, решая только отдельные типы логических задач.

Классические логические, комбинаторные и истинностные задачи, закономерности и математические ребусы, задачи про фигуры в пространстве и развертки, на перестановки и движение, на взвешивание и переливание; решаемые с конца, с помощью таблиц, отрезков, графов или кругов Эйлера – это далеко не все разнообразие логических задач, при решении которых активизируются всевозможные мыслительные операции и развивается творческое, нестандартное мышление.

Логика - это вкусняшка для ума

Именно так написали на доске ученики перед началом одного из занятий нашего кружка по логике. В чём же прелесть логических задач?

  • они будут одинаково интересны и увлечённым математикой детям, и «гуманитариям»;
  • многие из них не требуют знаний школьной программы;
  • их может решать даже дошкольник без навыков чтения (например, судоку, ребусы, головоломки со спичками, «шестерёнки» и другие задачи в картинках).

Дети любят решать логические задачи и загадки. Им это интересно! Когда я работала в школе, я видела, что ребята справляются с программой, механически запоминая способ решения тех или иных типовых задач.

А задачи со звёздочками сразу оживляли класс, в процесс обсуждения включались и сильные, и слабые ученики. Дома эту задачу дети уже могли и хотели сами объяснить родителям. Но даже эти задачи со звёздочками были расположены на страницах учебника случайным образом, не было выработано никакой системы.

Битно Галина Михайловна

завуч LogicLike, учитель высшей категории

Только системный и комплексный подход создаёт благоприятные предпосылки для формирования нестандартного мышления. «Пища для ума» тоже должна быть сбалансированной и разнообразной. Попробуйте сами и предложите вашим детям решить именно такую подборку задач. Это поможет выявить те звенья в логике, над которыми стоит поработать усерднее.

Попробуйте сами

В онлайн-платформе Logiclike , созданной для развития логики и математических способностей у детей 5-12 лет, авторы постарались реализовать всё то, чего зачастую так не хватает и ученикам, и учителям в школьных программах. Системность, вовлечение, интерактивность, наглядность, мотивация… Но первым делом это - пища для ума, та самая «вкусняшка», которая заставляет ребенка думать, рассуждать, проверять свои силы, проявлять творческий подход и радоваться, когда удаётся найти правильное решение.

  • Хотите развить у ребенка нестандартное мышление и гибкую логику – давайте ему хорошую зарядку для ума в виде разнообразных логических задач, для решения которых нужно использовать разные логические законы и методы решения (метод с конца, табличный метод, с помощью графов или кругов Эйлера и т.д.)
  • Подходите к обучению системно: от теории к задачам, от простого к сложному, от знакомства с новыми типами заданий к рефлексии.
  • Учитывайте специфику мышления у детей младшего школьного возраста – используйте визуальные образы и наглядные материалы.
  • Важно не навязывать детям способ решения, а стараться проводить разбор так, чтобы они сами путем логических рассуждений нашли правильный ответ.
  • Внедряйте игровые элементы в процесс обучения, используйте обучающие возможности IT.
  • Занятия логикой, как и спортивные тренировки, нуждаются в регулярности и постепенном повышении сложности задач.

Занимайтесь вместе с ребенком и с удовольствием!