Обычно боги олицетворяют просто некую безличную сверхъестественную силу. В мифологических сказаниях сверхъестественное получает имя и образ, так что анонимное чудесное вмешательство становится богом, обладающим именем и играющим определенную роль … Энциклопедия Кольера
Мифология и религия древних римлян никогда не имели законч. системы. Остатки старинных верований уживались в них с мифами и религ. представлениями, заимствованными у соседних народов (этрусков, греков и др.). О Д. м. и р. периода родового строя… … Советская историческая энциклопедия
Ромул и Рем, Луперкал, Тибр и Палатин на рельефе пьедестала, датируемого правлением Траяна (98 117 н. э.) Ри … Википедия
Традиционные религии Ключевые понятия Бог · Богиня мать … Википедия
Совокупность мифологических представлений древних славян (праславян) времени их единства (до кон. 1 го тыс. н. э.). По мере расселения славян с праславянской территории (между Вислой и Днепром, прежде всего из области Карпат) по Центральной и… … Энциклопедия мифологии
У этого термина существуют и другие значения, см. Мара (значения), Марена (значения), Морена (значения) Марена … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Венера (значения) … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Марс (значения). Статуя бога войны Марса (Бранденбургские в … Википедия
Церера, лат., греч. Деметра - римская богиня злаков и урожая, примерно в 5 в. до н. э. отождествленная с греческой .
Церера была одной из древнейших италийских и римских богинь; согласно традиции, она имела специального жреца (фламина) уже в царскую эпоху. В Риме Цереры был посвящен храм, сооруженный в 493 г. до н. э. на склоне холма Авентин, в котором воздавались почести, как самой Церере, так и близким ей богам: супружеской паре и Либере. Храм был построен в этрусском стиле, после пожара 31 г. до н. э. был восстановлен в коринфском стиле; во время Республики в нем хранились постановления сената. Из остальных храмов Цереры самым известным был храм в Остии, остатки которого сохранились. Празднества в ее честь - цереалии (19 апреля) - имели крестьянский и плебейский характер. На цереалиях люди одевались в белые одежды, беднякам предлагалось угощение за государственный счет. Ее культ, особенно распространенный среди женщин, со временем приобрел отдельные мистические черты, хотя и не в такой мере, как, например, элевсинские мистерии.
На иллюстрации: фрагмент картины «Богиня Церера, лежащая на фоне лесного пейзажа», Адриан Ван Сталбемт. На фото: статуя Цереры в Милане, Италия.
Статуй и картин, изображающих Цереру, сохранилось мало, художественный уровень их сравнительно низок, если не считать «Цереру» из Национального музея в Риме. Из немногочисленных картин европейских художников лучшими считаются «Церера» Ватто (1712) и большая картина Вуэ «Церера с плодами урожая» (ок. 1640).
Иносказательно Церера, «плоды Цереры» - пища:
«Притом Церера с Вакхом, так сказать,
Венере помогают побеждать…» (т. е. вино и еда).
- Дж. Байрон, «Дон-Жуан».
Также Церера - самая близкая к Земле карликовая планета.
ЦЕРЕРА, В МИФОЛОГИИ
Римская богиня; принадлежит к числу древнейших богов Рима (к так назыв. di indigetes). Ее главная функция? охрана посева во все моменты его развития; поэтому древнейший культ ее теснейшим образом связан с культом еще более древней богини Tellus (земля). В древнейших представлениях Рима культ богини земли был проникнут анимистическими основами римского миросозерцания, культа душ (manes) ? и это вызвало наблюдаемые и в культе Ц. подробности анимистического характера. Праздники в честь Tellus и Ц. падали на особо важные в сельском хозяйстве дни. Таковы feriae sementivae, по случаю посева: это? подвижной праздник, в зависимости от времени посева. В самом начале сева стоит жертвоприношение Tellus и Ц., совершаемое flamen Cerialis, где Ц. призывали под 12 различными именами, сообразно различным моментам полевых работ. 19 апреля праздновались Cerialia, в связи с праздником Tellus-Fordicidia (15 апр.). В начале жатвы устраивается еще раз жертвоприношение в честь тех же богинь, причем даром Ц. служат первые сжатые колосья (praemetium). Во всех церемониях играет выдающуюся роль принесение в жертву тельных животных? коров и свиней. По сообщению римских анналов в 496 г. до Р. Х. по поводу неурожая и остановки в подвозе хлеба из соседних стран в Риме был обещан и вслед затем выстроен храм элевзинской триаде: Деметре, Дионису и Коре, по греческому образцу и греческими мастерами. Этот факт (сомнение может быть только в его дате) стоит в связи с греческим импортом, материальным и идеальным, из Южной Италии и Сицилии. Связь эта становится еще более ясна, если принять во внимание, что возникший тогда храм сделался средоточием культа и политической жизни римского плебса? носителя торгового развития Рима. В новом храме находился архив плебса; плебейские эдилы и имя свое получили, благодаря исконной связи своей с aedes новых богов. Новые боги, однако, при переходе в Рим изменили свои имена: главная богиня триады, Деметра, слилась с Ц.; Дионис и Кора получили имена Liber и Libera. Преимущественную роль в триаде и в Риме играла Ceres; ее именем звали храм сокращенно aedes Cereris, день ее праздника (19 апр.) был храмовым праздником триады, sacerdotes publicae Cereri s populi Romani Quiritium звались ее жрицы и жрицы триады; в честь триады праздновались игры, получившие имя ludi Ceriales. Как к одной из древнейших греческих богинь, к Ц. примыкают хранители греческих культов в Риме и сивиллиных книг? квиндецемвиры sacris faciundis. Ko времени второй пунической войны мы слышим о празднике в честь Ц. чисто греческого и мистического образца (anniversarium Cereris). Участие в этом празднике принимали исключительно матроны; состоял он в праздновании бракосочетания Плутона и Прозерпины (orci nuptiae), сопровождался рядом чисто греческих церемоний и воздержанием от пищи и супружеских сношений (castus Cereris). Такой же пост (iejunium) справлялся с 191 г., в искупление тяжелых знамений, ежегодно 4 октября. 13 сентября в честь Ц. справлялся лектистерний; 21 декабря ей приносили жертву совместно с Геркулесом, где играла важную роль поросная свинья. В императорское Время Ц. была столько же богиней сельской жизни, сколько и богиней хлебного подвоза, сближаясь в этом с богиней Анноной. Из провинций ее особенно чтила хлебоносная Африка.
Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЦЕРЕРА, В МИФОЛОГИИ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- ЦЕРЕРА в Словаре Мир богов и духов:
в римской мифологии богиня, вдыхающая жизнь во все растения. Защищает молодые побеги от непогоды, сорняков и ДРУГИХ опасностей. Вместе с … - ЦЕРЕРА в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
(Лат.) По-гречески: Деметра. Как женский аспект Отца Эфира, Юпитера, она эзотерически является плодородным принципом во всеохватывающем Духе, который оживляет каждый … - ЦЕРЕРА в Кратком словаре мифологии и древностей:
(Ceres). Богиня, соответствовавшая у римлян греческой Деметре и отождествляемая с ней. Ее праздник — Цереалии, считался праздником преимущественно плебейским. Жертвенным … - ЦЕРЕРА в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
Древняя италийско-римская богиня плодородия, которой поклонялись в храме на Авентине, одном из семи холмов, на которых расположен Рим, с играми … - ЦЕРЕРА в Лексиконе секса:
в рим. мифологии богиня земледелия и плодородия. Соответствует греч. Деметре. Ц. посвящены шванки Сакса, полотна Рубенса, Пуссена, Ватто, … - ЦЕРЕРА в Большом энциклопедическом словаре:
одна из самых крупных (поперечник ок. 1000 км) малых планет (N 1), открыта Дж. Пиацци (Италия, 1801). Расстояние Цереры от … - ЦЕРЕРА
Церера - римская богиня; принадлежит к числу древнейших богов Рима (ктак назыв. di indigetes). Ее главная функция - охрана посева … - ЦЕРЕРА
[латинское ceres (cereris)] 1) в древнеримской мифологии богиня, покровительница земледелия; то же, что в древнегреческой мифологии деметра; 2) в астрономии … - ЦЕРЕРА в Энциклопедическом словарике:
, ы, ж., с прописной буквы 1. одуш. В древнеримской мифологии: богиня плодородия и земледелия; то же, что в древнегрече-ской … - ЦЕРЕРА
ЦЕР́ЕРА, одна из самых крупных (поперечник ок. 1000 км) малых планет (№ , открыта Дж. Пиацци (Италия, 1801). Расстояние Ц. … - ЦЕРЕРА в Большом российском энциклопедическом словаре:
ЦЕР́ЕРА, в рим. мифологии богиня земледелия и плодородия. Соответствует греч. … - ЦЕРЕРА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
[р"э], -ы, ж. В римской мифологии: богиня плодородия и земледелия. Этимология: Латинское Ceres (Cereris). Энциклопедический комментарий: Церера как богиня злаков … - ЦЕРЕРА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
Малая … - ЦЕРЕРА в Новом словаре иностранных слов:
(лат. ceres (cereris)) 1) в древнеримской мифологии - богиня плодородия и земледелия; то же, что в древнегреческой мифологии деметра … - ЦЕРЕРА в Словаре иностранных выражений:
[лат. ceres (cereris)] 1. в древнеримской мифологии - богиня плодородия и земледелия; то же, что в древнегреческой мифологии деметра; 2. … - ЦЕРЕРА в словаре Синонимов русского языка:
астероид, богиня, брак, деметра, жатва, … - ЦЕРЕРА в Словаре русского языка Лопатина:
Цер`ера, … - ЦЕРЕРА в Орфографическом словаре:
цер`ера, … - ЦЕРЕРА в Современном толковом словаре, БСЭ:
в римской мифологии богиня земледелия и плодородия. Соответствует греческой Деметре. - одна из самых крупных (поперечник ок. 1000 км) малых … - АВРОРИН в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
- ЦЕРЕРА, ПЛАНЕТА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
первая по времени открытия малая планета (астероид). Открыта Пиацци 1 января 1801 г. в Палермо и названа им в честь … - ЦЕРЕРА, МИФ. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
римская богиня; принадлежит к числу древнейших богов Рима (к так назыв. di indigetes). Ее главная функция — охрана посева во … - ЦЕРЕРА, МАЛАЯ ПЛАНЕТА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
? первая по времени открытия малая планета (астероид). Открыта Пиацци 1 января 1801 г. в Палермо и названа им в … - АВРОРИН в Энциклопедии фамилий:
Фамилия из числа искусственных, придуманных. Обычно этим словотворчеством занималось семинарское начальство. Принимали, скажем, на учебу семинариста с фамилией Любовников или … - ГЕРОИ
В греческой мифологии сын или потомок божества и смертного человека. У Гомера Героем обычно именуется отважный воин (в «Илиаде») или … - ДИОНИС
- ДЕМЕТРА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
В греческой мифологии богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса, и Реи (Неs. Theog. 453), сестра и супруга Зевса, от которого … - ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ3 в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
Аристофан в своих комедиях изображает богов в комическом и издевательском духе, следуя традиционной вседозволенности, связанной с ритуальным происхождением театра.Философы древности, … - ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ2 в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
В дальнейшем росло представление о самостоятельности этих демонов, которые не только отличаются от вещей, но и способны отделяться от них … - ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ1 в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
Сущность Г. м. становится понятной только при учете особенностей первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизнь одной огромной родовой общины … - ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
. Сущность Г. м. становится понятной только при учете особенностей первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизнь одной огромной родовой … - ГОРА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
. Мифологические функции Г. многообразны. Г. выступает в качестве наиболее распространенного варианта трансформации древа мирового. Т. часто воспринимается как образ … - ГЕРОЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
в греческой мифологии сын или потомок божества и смертного человека. У Гомера Г. обычно именуется отважный воин (в «Илиаде») или … - ГЕРМАНО-СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии.
- БЫК в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
В ряде мифологий (шумерской, египетской и др.) обнаруживаются разнообразные связи быка и соответствующего ему мифологического образа: полное их тождество, бык … - БУДДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
комплекс мифологических образов, персонажей, символики, связанный с религиозно-философской системой буддизма, возникшей в 6-5 вв. до н. э. в Индии, в … - БУДДА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
санскр. и пали buddha, «просветлённый», букв. «пробуждённый») в буддийской мифологии: 1) человек, достигший наивысшего предела духовного развития, 2) антропоморфный символ, … - БАЛТИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии.
- АПОЛЛОН в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
родился семимесячным между оливой и финиковой пальмой на горе Кинф (Остров Делос), его рожали девять дней и после этого Делос … - АФИНА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
(?????) в греческой мифологии богиня мудрости и справедливой войны. Догреческое происхождение образа А. не позволяет раскрыть этимологию имени богини, исходя … - АСТРАЛЬНЫЕ МИФЫ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
мифы о созвездиях, звездах, планетах (в более широком смысле - также лунарные мифы и солярные мифы). В типологически ранней группе … - АПОЛЛОН в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
(???????) в греческой мифологии сын Зевса и Лето, брат Артемиды, олимпийский бог, включивший в свой классический образ архаические и хтонические … - АНТРОПОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
мифы о происхождении (в том числе сотворении) человека. А. м. - составная часть космогонических мифов. В А. м. не всегда … - ЭСТОНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
Советская Социалистическая Республика, Эстония (Ээсти НСВ). I. Общие сведения Эстонская ССР образована 21 июля 1940. С 6 августа 1940 в …
- Цереалии - праздник и игры в Древнем Риме в честь Цереры
|
Напишите отзыв о статье "Церера (мифология)"
Отрывок, характеризующий Церера (мифология)
Седой камердинер сидел, дремля и прислушиваясь к храпению князя в огромном кабинете. Из дальней стороны дома, из за затворенных дверей, слышались по двадцати раз повторяемые трудные пассажи Дюссековой сонаты.В это время подъехала к крыльцу карета и бричка, и из кареты вышел князь Андрей, высадил свою маленькую жену и пропустил ее вперед. Седой Тихон, в парике, высунувшись из двери официантской, шопотом доложил, что князь почивают, и торопливо затворил дверь. Тихон знал, что ни приезд сына и никакие необыкновенные события не должны были нарушать порядка дня. Князь Андрей, видимо, знал это так же хорошо, как и Тихон; он посмотрел на часы, как будто для того, чтобы поверить, не изменились ли привычки отца за то время, в которое он не видал его, и, убедившись, что они не изменились, обратился к жене:
– Через двадцать минут он встанет. Пройдем к княжне Марье, – сказал он.
Маленькая княгиня потолстела за это время, но глаза и короткая губка с усиками и улыбкой поднимались так же весело и мило, когда она заговорила.
– Mais c"est un palais, – сказала она мужу, оглядываясь кругом, с тем выражением, с каким говорят похвалы хозяину бала. – Allons, vite, vite!… [Да это дворец! – Пойдем скорее, скорее!…] – Она, оглядываясь, улыбалась и Тихону, и мужу, и официанту, провожавшему их.
– C"est Marieie qui s"exerce? Allons doucement, il faut la surprendre. [Это Мари упражняется? Тише, застанем ее врасплох.]
Князь Андрей шел за ней с учтивым и грустным выражением.
– Ты постарел, Тихон, – сказал он, проходя, старику, целовавшему его руку.
Перед комнатою, в которой слышны были клавикорды, из боковой двери выскочила хорошенькая белокурая француженка.
M lle Bourienne казалась обезумевшею от восторга.
– Ah! quel bonheur pour la princesse, – заговорила она. – Enfin! Il faut que je la previenne. [Ах, какая радость для княжны! Наконец! Надо ее предупредить.]
Древний военизированный зарегулированный Рим не слишком озаботился, чтобы придумать своим богам интересные биографии и приключения. Только захватив Грецию и перевезя статуи греческих богов к себе, они заодно и прихватили их замечательные истории. Католики, которые вели богослужения на латыни, читали латинские тексты и познакомили во времена Возрождения весь мир с Поэтому мы знаем не Феба, а Аполлона, не Артемиду, а Диану, например. Похожая история произошла с Церерой, италийской богиней плодородия, которая впоследствии получила красивое жизнеописание греческой Деметры. До наших дней дошли мраморные статуи Цереры, созданные с греческих копий Деметры. Вот пример - статуя Цереры.
Древние италийские верования
Культ земли был важен для многих народов древности. Не были исключением италийские народы, жившие на Церера - богиня земли и плодородия Рима - одно из древнейших божеств. И первоначально она связывалась в сознании италийских народов с еще более древней богиней земли Теллус. В начале Церера имела одну задачу - охрану зерновых посевов.
Этому посвящалось время от момента сева, далее прорастание растений и их созревание. Древние верили в одушевленность всей природы в целом (и дерево, и камень по их представлениям были живы, в них была душа), и, естественно, Церера, богиня Теллус были ими оживлены, наполнены у них жизнью. Церера, как полагали, учила людей возделыванию полей, а кроме того, это была богиня зарождения жизни. Цветы и фрукты - это ее одушевленные подарки, ее обязательная атрибутика. Поэтому она изображалась суровой, красивой, величественной, с короной из шипов на голове, факелом в одной руке и корзиной, наполненной зерном и фруктами. В ее функции входили также защита материнства и супружества и урожая от грабителей. Она также оберегала сельскую общину, но могла и насылать на людей безумие.
Праздники в честь древних богинь
Впервые богини появились, как предполагают в Италии, на сицилийской, самой плодородной земле (Теллус). Церера, богиня, получала свои плоды, в основном зерно. В самые важные дни, например в день первой вспашки и сева, а это был праздник, который зависел от погодных условий и потому мог передвигаться и иметь условные сроки, Церера, богиня Теллус получали кровавые жертвоприношения. Для них закалывали чаще всего свиней, но бывало, что и тельных коров. Праздники назывались цереалии и начинались примерно (разные источники приводят немного разные даты) 11-12 апреля. Они назывались Луди Цереалис и были очень зрелищны (происходила травля лисиц, например). Земледельцы обряжались в белые одежды, на головы возлагали венки и проводили пиры и торжества в течение восьми дней. К 19 апреля они завершались в честь Цереры, Либера (греческий Дионис) и Либеры (Кора). Для этого на холме Авентин был построен в храм между 493 и 495 г. до н. э. Церера, богиня плебеев, имела еще двенадцать различных дополнительных имен:
- Хозяйка.
- Хлоя.
- Та, которая подает на землю подарки.
- Та, что дает яблоки.
- Безжалостная.
- Теплая и другие.
Они связывались с различными моментами полевых работ
Храмы
Во-первых, был храм в Риме, на Авентийском холме. Там и находилась статуя божества. Сейчас статуя богини плодородия Цереры в Риме находится в римском национальном музее. Точнее, это не статуя, а римская мраморная копия с бюста Деметры, 4 век до н. э.
Следующий храм находился в Пестуме.
Святилище есть и в Лавинио. Там нашли медную табличку с текстом, в котором говорится, как надо варить внутренности животных, чтобы потом их поднести богине.
Слияние Цереры и Деметры
Из древнеримских источников известно, что в 496 г. до н. э. был большой неурожай. По этому поводу греческие мастера выстроили в Риме храм, посвященный триаде, состоящей из Деметры, Диониса и Коры. Новые боги слились, как уже упоминалось, со старыми и получили
Главную роль играла Церера, богиня плодородия. Праздники стали проводиться по греческим образцам. Это были мистерии, в которых принимали участие только замужние женщины. Девушки и мужчины на мистериальные оргии не допускались. Они состояли из праздника бракосочетания Плутона и Прозерпины.
Таким образом, древние италийские культы объединились с греческими и стали неразрывными в сознании земледельцев-плебеев, которые наиболее сильно почитали именно эту богиню, дающую жизнь.