Профессия Культуролог. Кто такой Культуролог

Специалист, осуществляющий научно-исследовательскую работу в области культурологии. Он изучает развитие, формирование искусства и культуры. Кроме того, культуролог может заниматься изучением народов и народностей, особенностей их быта, традиций, языка и т.д. Зачастую культурологи уезжают в командировки, этнографические экспедиции, где пользуются самым широким спектром инструментов: наблюдением, проведением опросов и проч.

Личные качества

Неотъемлемым качеством культуролога является любовь к истории и искусству. Любознательность, хорошо развитая память, умение грамотно выражать свои мысли как устно, так и письменно, развитый эстетический и художественный вкус также помогут специалисту в данной области успешно справляться с поставленными задачами. Помимо этого, важными качествами в работе будут являться усидчивость, внимательность к мелочам и хорошо развитое воображение.

Где учиться

Несмотря на то что образование в данной сфере довольно редкое, решить абитуриенту, где учиться на культуролога, довольно несложно. Многие гуманитарные вузы Москвы имеют факультеты культурологии, в некоторых из них имеется возможность дистанционного обучения. Наиболее знаменитыми из них являются:

  • Институт современного искусства
  • Государственная академия славянской культуры

Дополнительное образование в данной области можно получить на курсах культурологии. В Москве такие курсы проводятся в различных центрах искусств.

Плюсы и минусы профессий

Культурологи занимаются научно-исследовательской работы, пишут заметки, статьи, выпускают книги. Поэтому плюсом данной профессии можно назвать возможность проведения собственных исследований и их публикация. Для людей, питающих особую любовь к искусству и культуре, также, безусловно, будет являться плюсом возможность ежедневно соприкасаться с тем, что их действительно интересует. Однако, работу культуролога найти достаточно непросто. В научных лабораториях и научных группах находят свое призвание лишь единицы, остальные же работают в музеях, галереях, архивах, преподают в университетах. Работа в этих областях не только невысокооплачиваемая, но и найти ее в подобных учреждениях тоже весьма непросто.

Карьера, места трудоустройства

Выстраивать карьеру специалисты в области культурологии могут в государственных и коммерческих учреждениях культуры: министерствах, центрах современного искусства, музеях, выставках, фестивалях и других культурных проектах. Область применения знаний и умений культуролога весьма обширна: такие специалисты работают в PR-агентствах, преподают в вузах, работают в СМИ. Поскольку профессионалы данной области не имеют определенной сферы деятельности, то и вакансии культуролога можно встретить довольно нечасто, поэтому их зарплата может варьироваться в зависимости от места работы и занимаемой должности.

Культуролог и искусствовед близкие по смыслу профессии. Искусствовед занимается изучением художественных культур: литературы, театра, музыки, кино, живописи. Культуролог же изучает культуру как целое, не акцентируя внимание на отдельных ее компонентах. В культурологию входит много предметов, а искусствоведение является ее разделом, ее составной частью.

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Обществознание - профильный предмет, по выбору вуза
  • История - по выбору вуза
  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - по выбору вуза

Культурология - дисциплина, появившаяся в нашей стране лишь в постсоветское время и вобравшая в себя мировой опыт, наследие, как нашей страны, так и человечества в целом. В силу относительно короткого отрезка времени развития науки профессиональные исследовательские области данной сферы остаются подвижными, а круг интересов специалистов данного направления включает в себя множество различных течений, начиная от исторической семантики и заканчивая последними произведениями искусства визуальной культуры. Несмотря на недавнее становление отечественной науки, отечественное культурологическое образование считается одним из наиболее фундаментальных и перспективных в мире. Молодая, развивающаяся наука привлекает к себе будущих абитуриентов, умеющих ценить прекрасное, стремящихся к обогащению культурного наследия собственной страны и человечества в целом, готовых приложить усилия для того, чтобы повысить уровень духовной и материальной культуры государства.

Условия поступления

Как уже отмечалось, российская школа культурологии - одна из наиболее сильных в мире. Высокий уровень подготовки будущих выпускников во многом объясняется тем, что я с этапа зачисления в вуз образование студентов ориентировано на понимание ценностей культурного, художественного наследия. В качестве вступительных экзаменов будущим студентам придется сдать историю (или информатику), русский язык и обществознание (профилирующий), иностранный язык сдается по выбору вуза.

Будущая профессия

В сферу проф. деятельности выпускников входит анализ культурных процессов, прогнозирование их развития, подготовка креативных, творческих программ, организация, последующая координация международных культурных взаимосвязей, арт-менеджмент, экспертиза художественных ценностей.

Основной задачей культуролога выступает исследование процессов возникновения, последующего исторического развития отдельных видов искусства, быта и традиций этнических единств, экскурсионная деятельность. В последние годы культурологов активно привлекают в телевизионные проекты. А поскольку, профессия культуролога - новая на отечественном рынке труда перед Вами открываются перспективы карьерного роста в любой из вышеперечисленных отраслей деятельности.

Куда поступать

На сегодняшний день подготовкой будущих специалистов-культурологов занимаются следующие вузы страны:

Срок обучения

Срок обучения (очная форма) составляет 4 года, заочная - 5 лет.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Программа обучения будущих бакалавров-культурологов представляет собой органический синтез важнейших элементов мировой образовательной практики с важнейшими достижениями российской высшей школы, ориентируя студента не только на получение теоретического багажа, но и способствуя усвоению будущими профессионалами новой информации, способствуя развитию творческих и эвристических возможностей, формируя умения синтезировать разобщенные знания о мире.

Реализация образовательной программы подразумевает получение фундаментальных теоретических знаний по таким дисциплинам курса, как:

  • философия, теория культуры;
  • история культуры;
  • массовая культура;
  • культура массовых коммуникаций;
  • межкультурные коммуникации;
  • мифология праздничной культуры;
  • визуальная культура;
  • менеджмент социально-культурной сферы;
  • история культурологии;
  • история отечественного, зарубежного искусства и проч.

В процессе обучения студенты проходят музейную, археологическую и научно-исследовательскую практики.

Приобретаемые навыки

В процессе обучения у будущего специалиста формируются следующие проф. компетенции, навыки:

Перспективы трудоустройства по профессии

Выпускники направления смогут успешно работать в исследовательской, научной, преподавательской сфере. Бакалавры-культурологи востребованы в НИИ, проектных организациях, связанных с изучением культуры, освоением, сохранением культурного наследия; гос. учреждениях, общественных организациях, занимающихся охраной памятников истории и культуры, осуществляющих процессы управления культурой. Культурологические знания включают в себя различные отрасли гуманитарных наук, что гарантирует будущему специалисту социальную мобильность, позволяет с легкостью постигать специфику смежных специальностей, профессий. Выпускник-культуролог может занимать должности:

  • искусствоведа;
  • театрального критика;
  • телевизионного критика;
  • кинокритика;
  • музыкального критика;
  • педагога;
  • музеолога;
  • научного сотрудника;
  • арт-менеджера;
  • литературного редактора.

Перспективность развития направления позволяет предположить, что указанный список профессий уже в ближайшем будущем может быть дополнен специальностями, которые сегодня только начинают оформляться на рынке труда.

Минимальный порог заработной платы сотрудника НИИ или музея составляет 10 000 рублей. В свою очередь, арт-менеджеры, выдающиеся критики получают другие суммы.

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Бакалавр-культуролог может продолжить собственное самосовершенствование в магистратуре по любому профилю гуманитарного цикла. При выборе направления культурологии по завершении магистратуры ему будет присвоено звание магистра культурологии. Диплом магистра позволяет осуществлять профессиональную деятельность за пределами страны без прохождения переаттестации и дополнительных процедур. Продолжение обучения в магистратуре позволит Вам продолжить формирование научной компетенции, углублять знания выбранной отрасли, приступить к педагогической деятельности, написанию и оформлению собственных научных публикаций. Магистерская диссертация может стать первым шагом для последующего обучения в аспирантуре, докторантуре, получения почетного звания профессора.

…культура все более активно выдвигается в число значимых факторов современной экономики, политики и общественной жизни. Что отражается в популярности таких тем, как креативная экономика, культурные индустрии, креативный класс. В массовом сознании культура постепенно перестает ассоциироваться с какой-то изолированной областью высокого искусства, существующей в музеях и других замкнутых пространствах, она выплескивается в повседневность в виде запроса на эстетизацию нашего опыта, превращается в экономический ресурс, в ключевой элемент развития городской среды.

— Виталий Анатольевич, что представляет собой культурология в современной России?

— Культурология - это дисциплина, возникшая в России в постсоветское время, до этого никакой культурологии у нас не существовало. По своему генезису российская культурология весьма неоднородна. С одной стороны, она ориентировалась на отдельных крупных ученых - Сергея Сергеевича Аверинцева, Юрия Михайловича Лотмана и в целом то интеллектуальное явление, которое называется московско-тартуской семиотической школой, и так далее. Здесь я могу упомянуть также наших коллег по отделению - Галину Ивановну Звереву и Александра Львовича Доброхотова. С другой стороны, сюда массово влился интеллектуальный контингент, который в силу новых политических обстоятельств оказался «не у дел», - например, историки партии. Поэтому я бы сказал, что сегодня культурология в России весьма неоднородна: есть отдельные сильные центры, но в значительной мере это не вполне благополучная сфера. Содержательно здесь до сих пор широко процветают некие самобытные концепции, почти никак не соотносящиеся с международным контекстом исследований культуры.

И все же нельзя сказать, что формирование культурологии шло у нас в полном отрыве от основных мировых тенденций гуманитарного знания. Появление культурологии в России формально и дисциплинарно зафиксировало тот «поворот к культуре», который интенсивно происходил во всем мире в течение второй половины XX века. Уже упомянутая московско-тартуская школа по общему направлению своей деятельности также соответствовала общегуманитарному «лингвистическому повороту», а в какой-то мере и тем передовым интеллектуальным трендам, которые разворачивались в это время в западной гуманитарной среде - например, французскому структурализму. Кроме того не следует все же забывать, что именно в советский период были сформулированы концепции, оказавшие заметное влияние на различные западные программы исследований культуры. Прежде всего, необходимо назвать работы русских формалистов, а также работы Михаила Бахтина и Валентина Волошинова. Правда, я едва ли преувеличу, если скажу, что за рубежом они были восприняты более продуктивно, чем в России.

Если говорить о сегодняшней культурологии в международном плане, то я бы отметил, что это одна из самых подвижных исследовательских областей. Речь, конечно, никоим образом не идет о какой-то гомогенной дисциплине, некоей «Науке о культуре» с большой буквы, как кто-то пытается ее представить. Корректнее говорить о наличии различных исследовательских программ и проектов, которые имеют различные циклы существования, но разрабатываются очень активно.

До сих пор на эту область оказывает заметное влияние возникшая в 1960-е годы британская программа культурных исследований (Cultural Studies) - левое по своей политической ангажированности направление критических исследований культуры.

Есть множество направлений, связанных с исторической семантикой («история понятий»), в последнее время - это визуальные исследования, перформативные исследования, различные виды городских исследований, исследования медиа и массовой культуры, рецептивные исследования и прочее. Что касается исследований визуальной культуры, то, замечу, мы с коллегами как раз интенсивно работаем над соответствующим проектом второй нашей магистратуры - на данный момент это очень перспективная и в исследовательском, и в прикладном отношении область.

Кроме того классические гуманитарные дисциплины за последние десятилетия в значительной мере совершили, так сказать, собственный поворот к культуре. Ни современную экономику, ни социологию, ни политические исследования нельзя представить без обращения к анализу культуры, что находит своей выражение в появлении, например, культурсоциологии, в различных вариантах институциональной экономики и так далее. В некоторых направлениях исследований я бы сейчас даже затруднился провести границу между социологией и исследованиями культуры. Междисциплинарные исследования также невозможно представить без исследований культуры.

Но изменения в науке не появляются сами собой, они отвечают запросу, идущему от нашего социального опыта. Нетрудно заметить, что культура все более активно выдвигается в число значимых факторов современной экономики, политики и общественной жизни. Что отражается в популярности таких тем, как креативная экономика, культурные индустрии, креативный класс. В массовом сознании культура постепенно перестает ассоциироваться с какой-то изолированной областью высокого искусства, существующей в музеях, консерваториях и других замкнутых пространствах, она выплескивается в повседневность в виде запроса на эстетизацию нашего опыта, превращается во все более заметный экономический ресурс, в ключевой элемент развития городской среды.

— Что должно измениться, чтобы наша культурология влилась в мировой контекст и стала практичнее, ближе к жизни?

— Стратегии здесь понятны, но требуют значительных усилий по обновлению всего поля российской культурологии.

Первое - акцент на современную теорию и преодоление концептуальной отсталости. Теоретический аппарат российской культурологии ближе к XIX, чем к XXI веку. Необходимо включать в образовательный и научный оборот целые пласты методологических и теоретических исследовательских инструментов, обновлять понятийный аппарат, вводить новые языки описания.

Второе - активная исследовательская работа, включая интеграцию в большие международные программы исследований культуры. На отделении культурологии Вышки, кстати, преподает очень большое число специалистов, имеющих западную степень PhD, а некоторые просто чередуют работу в западных университетах и у нас - вопрос о международной интеграции мы решали сразу и без всяких провинциальных скидок. Конечно, в отличие, скажем, от математики или научных подходов с выраженной количественной составляющей, исследования культуры неизбежно имеют национальную и локальную прописку. Но мы не должны быть изолированы в теоретической или методологической сфере.

Добавлю к этому еще одно соображение. Критически важно для российских исследований культуры преодолеть своеобразный «филологизм». Это я не в укор филологии, речь лишь о том, чтобы переориентировать исследования культуры на актуальную социокультурную реальность, а не ограничиваться пространством письменного стола, практикуя своего рода культурный эскапизм. У нас колоссальный провал в знаниях о современной российской культуре - да и не меньший, кстати, и о ее недавнем прошлом. Советские годы наложили на современность отпечаток в том смысле, что в СССР доступ к исследованию актуальной реальности был всегда строго ограничен и подконтролен, что, конечно, побуждало исследователей удаляться в башню из слоновой кости и заниматься вопросами, далекими от окружающей их действительности. В итоге в рамках исследований культуры образовался явный дефицит полевой, культурно-антропологической работы. Сегодняшние журналисты часто лучше умеют описывать происходящее в стране, чем ученые, которые, казалось бы, должны быть здесь на передовой линии. Именно поэтому, кстати, мы уделяем такое большое внимание нашим исследовательским практикам - уже второй год мы проводим летнюю исследовательскую практику в Торжке. Если не совершать систематически подобных усилий, будет воспроизводиться ситуация, при которой студенты лучше осведомлены о новейших интеллектуальных модах Франции, чем о том, что происходит просто на улице - за окном библиотеки.

Третье - постоянное внимание к обновлению исследовательских стратегий смежных научных дисциплин. Без современной социологии, экономической и политической теории, культурология быстро превращается или в эзотерическую «игру в бисер», или в необязательные спекуляции по поводу Микки Мауса - это хорошо известно по накопленному и у нас, и за рубежом печальному опыту.

Четвертое - необходимо развитие прикладной культурологии. Для реализации проектов в сфере культуры - в современном, широком смысле этого слова - необходим особый набор компетенций и навыков: организационных, управленческих, информационных. Перед нами огромное поле работы. Это можно назвать сферой культурного предпринимательства, и именно на развитие данного направления нацелена наша магистратура «Прикладная культурология». Но, разумеется, продуктивная активность здесь невозможна без определенных аналитических навыков, без знания и понимания процессов современной культуры.

Собственно, когда создавалось отделение культурологии Вышки, мы исходили именно из такой концепции культурологии. При этом мы, конечно, исходим из специфики нашего университета, тех преимуществ, какие предоставляет нам кооперация с существующими здесь научными и образовательными подразделениями.

— Кем обычно работают люди с культурологическим образованием в России и чем отличается подготовка таких специалистов во ВШЭ?

— Культурологи могут работать в сфере образования и заниматься исследовательской работой. Но исследователи - штучный товар, это скорее призвание, а не профессия. Однако задача обновления этой научной и образовательной среды стоит весьма остро, и исследования в этой области перспективны.

Вторая профессиональная возможность - современные культурные индустрии; подвижная среда культурных проектов, развивающихся, прежде всего, в крупных городах и связанных, грубо говоря, с коммерциализацией культурной и креативной деятельности. Быстро формирующийся рынок труда отмечен все возрастающей активностью по актуализации культурного наследия, прежде всего, на региональном уровне. Необычайно востребованы люди, обладающие соответствующими компетенциями и профессиональными навыками. Также и традиционные институты культуры - музеи, библиотеки и другие учреждения. Они находятся сегодня в совершенно новой для себя ситуации, когда они не обеспечены гарантированной аудиторией, формирующейся под давлением государственной просветительской политики, но должны активно формировать свою аудиторию. Одних управленческих компетенций для этого недостаточно. Важно понимать основные тенденции современной культуры, запросы аудитории - наши выпускники хорошо подготовлены для решения подобных задач.

Наконец, к третьей сфере профессиональной занятости я бы отнес сферу медиа, которая со временем только расширяется и требует в том числе профессионалов, способных работать в культурном сегменте информационного поля.

Наши магистры успешно вступают в трудовую деятельность - работают редакторами, начинают публиковаться как критики, работают в галереях, активно включены в столичные культурные проекты. Так, в начале этого года на площадке Artplay проходила самая масштабная выставка современного искусства, посвященная двадцатилетию распада СССР - «Искусство памяти». Она была организована и сопровождалась нашими преподавателями, студентами и выпускниками. Курировал ее, кстати, Валериан Валерианович Анашвили - координатор магистерской программы «Прикладная культурология».

Подготовка специалистов в названных областях имеет в настоящее время особую сложность, связанную с инерционной системой профессиональной подготовки. Дело в том, что традиционные номенклатуры профессий - вроде «клубный работник» - совершенно не вписываются в подвижную проектную сферу современной культурной индустрии. Поэтому мы ориентированы не на подготовку узких специалистов с фиксированным багажом знаний, а именно на компетентностный подход. Последний обеспечивает нашим выпускникам необходимую здесь мобильность и компетентностные конкурентные преимущества. Для реализации этой программы университетская подготовка должна быть обеспечена тем, что можно называть «живой связью с городом». Поэтому у нас на отделении, особенно в магистратуре, преподают многие ведущие организаторы культурного предпринимательства - кураторы, издатели, редакторы профильных СМИ, руководители выставочных компаний, представители московских музеев. Так запрос от рынка труда мы получаем, что называется, из первых рук.

— Все-таки журналистика и организация выставок — очень разные сферы деятельности. Как помочь будущему культурологу определить, что ему ближе?

— Нужно создавать для студентов возможности попробовать себя в разных ролях. У нас для этого выстроена многоуровневая система практической деятельности. Так, непосредственно на отделении действует целый инкубатор различных проектов, «завязанных» на наш проектный семинар. Есть и своя пресс-служба, и фотослужба: если вы пройдетесь по зданию, то увидите, что здесь регулярно проходят тематические фотовыставки - как наших студентов, так и приглашенных мастеров. Организованы клубы. Старейший - клуб «Креативный класс», он существует с первого года работы нашего отделения. В его рамках регулярно проходят встречи с известными специалистами различных культурных индустрий, с писателями и режиссёрами, проходят обсуждения самых актуальных культурных событий.

Есть и серьезная дискуссионная площадка - совместно с издательством НЛО и журналом «Неприкосновенный запас» - «Клуб гуманитарных диспутов»: это, как правило, виртуозные интеллектуальные дискуссии, на которые приглашаются яркие современные исследователи.

Совместно с культовыми книжными магазинами «Фаланстер» и «Циолковский» у нас вот только что начал действовать книжный клуб «Гутенберг».

Один из популярных проектов - клуб культурных путешествий «Улисс», организующий совсем не тривиальные поездки - эта такая сложная альтернатива массовому экскурсионному туризму, где сочетается и исследовательская, и игровая, и просветительская составляющие.

Есть также киноклуб «Синий ключ» - со своей вполне оригинальной концепцией. Постоянно возникаютя какие-то новые инициативы - студенты пробуют, экспериментируют. На первый взгляд кажется, что это какая-то побочная активность студентов. Но на самом деле это не так. Вот мы много слышим разговоров про креативный класс. А что это такое, как можно людей научить креативности? - Да, оказывается, научить-то нельзя, не особенно приспособлен классический университета для этого. Можно только в рамках вот таких проектов - ребята сами все организуют, вкладываются в них. И, замечу, это совершенно спонтанная активность - мы ее никак не бюрократизируем, не просим на них специальных ресурсов, не вешаем какую-то формальную вывеску - вот в этом кабинете у нас «инкубатор культурных проектов». Культурные индустрии развиваются за счет личной инициативы небольших групп, поэтому и важно, чтобы студенты проявляли свою креативность в условиях, приближенных к реальным.

Другой уровень включения в практическую деятельность - система практик. Студенты сами находят работу - в профильных исследовательских институтах, в музеях, в журналах, на фестивалях и так далее. Мы организуем некоторое пространство возможностей, а дальше они действуют самостоятельно.

И еще раз скажу о том, что у нас преподает большое число реальных практиков и мы прикладываем специальные усилия для привлечения лучших из них. Это своеобразная система мини-базовых кафедр. Особенно в магистратуре - это и урбанисты, и музыканты, и кураторы. Магистрам это дает необычайное приращение и профессионального, и социального капитала - фактически, они сразу имеют дело с потенциальными работодателями или могут напрямую включаться в соответствующие профессиональные среды.

За время учебы наши культурологи имеют дело с разными культурными индустриями — будь то издательство, журнал, галерея или студия звукозаписи. Ведь если мы говорим о прикладной составляющей, то современный культуролог — это культурный предприниматель, то есть человек, который может создать интересный проект и довести его от стадии замысла до реализации, обеспечив необходимыми ресурсами.

— А каковы основные принципы образования в сфере культурологии за рубежом?

— Пожалуй, корректнее было бы говорить отдельно о разных странах. Но я отмечу один общий момент. Важная социальная особенность европейского и американского аналога культурологии заключается в том, что «Liberal Arts» - это престижное, элитарное образование. За этим стоит глубоко укорененная в традиции и весьма сложная концепция гуманитарного образования. «Свободные искусства» - это образование, ориентированное не на то, чтобы человек превращал себя в некий инструмент зарабатывания денег, но на идеал полноценного свободного развития. Я не склонен - при всех имеющихся сложностях - алармистски оценивать состояние современной отечественной культуры, но совершенно очевидно, что по ряду конкретных причин в России эта традиция не получила развития, не укоренилась в достаточной степени, чтобы мы могли ориентироваться на этот образец.

Да, и в Европе, и, прежде всего, в США это элитарное образование - и там действительно воспитывается элита, обладающая широким кругозором, воспроизводящая определенную систему ценностей, обладающая глубоким и всесторонним пониманием как традиции, так и современной культуры. У нас такого рода элиты пока не сложилось - детей скорее отправляют получать «полезные» профессии, что затем уже в карикатурных формах воспроизводят и другие социальные слои - отсюда у нас расцвет разного рода «фейкового» образования, получения «хлебных» профессий. Но это вопрос взросления культуры - надеюсь, когда-нибудь и мы здесь достигнем своего совершеннолетия.

— От каких ошибок вы могли бы предостеречь начинающих культурных предпринимателей в России?

— Я бы сказал иначе: на ошибках учатся, не нужно их бояться. Джон Хокинс - ведущий специалист по креативной экономике - как-то во время одного из своих докладов назвал креативную экономику экономикой неудач. Это важно понимать: далеко не все креативные проекты удаются и нужно быть к этому готовым. Но настойчивость, труд и творческое начало все равно побеждают. Отечественные культурные индустрии ждут тех, кто готов проявлять инициативу и не боится возможных неудач.

Беседовала Екатерина Рылько

22.01.2013

Виталий Куренной, заведующий отделением культурологии НИУ ВШЭ: …культура все более активно выдвигается в число значимых факторов современной экономики, политики и общественной жизни. Что отражается в популярности таких тем, как креативная экономика, культурные индустрии, креативный класс. В массовом сознании культура постепенно перестает ассоциироваться с какой-то изолированной областью высокого искусства, существующей в музеях и других замкнутых пространствах, она выплескивается в повседневность в виде запроса на эстетизацию нашего опыта, превращается в экономический ресурс, в ключевой элемент развития городской среды..jpg" data-yashareQuickServices="yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,lj">

Когда встает вопрос о выборе специальности, нам всего 17 лет. В этом возрасте не многие знают, чего хотят от жизни, в какой сфере хотят работать. Поэтому часто прислушиваемся к мнению родителей, старших знакомых или просто выбираем что-нибудь интересное, не имея малейшего понятия, как в будущем использовать приобретенные знания.

Многие студенты гуманитарных специальностей где-то на 4-ом курсе задумываются, где они реально могут работать. Как доказать работодателю, что Вы умеете думать, быстро находить выход из сложных ситуаций, если Ваша профессия – культуролог?

В чем заключается цель культурологи?

Культура – это динамический процесс, а не статическое явление. Культурологи изучают, как создаются отдельные элементы культуры, как они рушатся, трансформируются, какую роль играет самоидентификация в современной культуре, какие изменения происходят под воздействием современных технологий и глобализации. Кроме этого, целью культурологи является изучение этапов становления мировых культур, развития искусства, истории и теории музейного дела.

В процессе освоения профессии культуролог, студент получает ценные навыки, которые можно использовать в различных сферах, в частности:

  • понимание современных культурных тенденций;
  • критическое и креативное мышление;
  • аналитическое мышление, умение интерпретировать информацию;
  • понимание процессов развития современного общества и отдельных групп интересов;
  • устная и письменная коммуникация.

Для изучения явлений и предметов культуры специалист использует данные различных источников: исторические документы, собственные наработки и опыт других ученых.

Специальность культуролог напрямую связана с изучением культурных ценностей, так что без любви к истории и искусству здесь не обойтись. Специалисту пригодятся такие личностные качества, как: любознательность, наблюдательность, хорошая память. Кроме этого, пригодятся знания иностранных языков.

Практика показывает, что данную профессию больше выбирают женщины. Не часто встретишь мужчину на этом поприще.

Не пропустите:

Кем работать культурологу?

Изучение культурологи позволяет работать в сферах, которые напрямую связаны с понимание современных социальных процессов. Специалисты работают в медиаиндустрии: журналистика, издательское дело, связи с общественностью, социальные исследования, аналитика. Грамотные специалисты становятся экспертами и кураторами социальных и политических проектов, часто работают исследователями и преподавателями.

Чем занимается культуролог? Проводит научно-исследовательскую, аналитическую и консультационную работу в театрах, музеях, галереях, филармониях, библиотеках. Благодаря приобретенным навыкам и знаниям выпускники-культурологи могут легко менять работу в отраслях: управление, образование, внешкольное и неформальное обучение, исследовательская работа, искусство и дизайн, туризм, общественный сектор (изучение и анализ социокультурных проблем, работа в полиэтнических коллективах) и бизнес.

Зарплата культуролога во многом зависит от региона и колеблется в диапазоне 12-30 тыс. рублей.

Где учиться на культуролога?

  • Государственная академия славянской культуры;
  • Государственный академический университет гуманитарных наук;
  • Московский государственный университет культуры и искусства;
  • Московский институт государственного управления и права;
  • Московский гуманитарный университет.

Я дипломированный культуролог, более того - культуролог-преподаватель, со специализацией "Культура России". Перед тем, как поступить в университет, я ходил на подготовительные курсы, где преподаватели говорили, что культурологии принадлежит будущее, со временем она перевернет жизнь человечества, и что скоро не будет ничего - одна сплошная культурология.

С этого момента прошло 18 лет, после окончания университета я никогда не работал именно как культуролог, но всё же всё послеуниверситетское время я работал в сферах, так или иначе связанной с тем, чему меня на кафедре культурологии научили. В первую очередь это журналистика (и "типа журналистика" с написанием текстов для сайтов, и нормальная такая газетно-журнальная журналистика в известных изданиях), во вторую - сфера, связанная с исторической наукой: сейчас я работаю в компании, занимающейся генеалогическими исследованиями, и это предполагает необходимость какого-то общеисторического ну и вообще какого-то общефактологического бэкграунда.

На мой взгляд, важная часть культурологического образования - это не то, что вас научат разбираться в искусстве или в целом в культуре, этому, наверное, научить сложно, а то, что за пять лет можно набрать тот самый общий бэкграунд, который потом позволяет его использовать по своему усмотрению. У вас есть пять лет для того, чтобы читать, учиться структурировать информацию, уметь более-менее прилично выражать мысли. По большому счету звучит все это весьма не практично, но на самом деле нет:)

Профессий много, но

Прекрасней всех - (...)

Кто в этот мир попал -

Навеки счастлив стал.

Во-первых, это, по моему мнению, самая интересная из специальнотей (гуманитарных), потому что, учась на культуролога (а я в этом уже убедился), можно затронуть очень много теорий и историй, которые нашим остальным обывателям покажутся скучными (и кстати, по этим теориям можно проследить ранее незамечаемые Вами тонкости общества и культуры). Например, теорию культуры (массы, элиты, типология культур - запад, восток, юг, север; различные концепции культуры и т.д. ). Также историю - здесь выбор поярче - история музыки, изоискусства, философии, литературы, история мировой культуры вообще и тоже т.д. П.С.: хотя программа обучения наверное у всех вузов разная, у нас культурологию преподают вот так...

Во-вторых, обращусь непосредственно к теме вопроса. Культуролог - универсальный специалист.

Кабинетный:
- филолог (если интересна литература);
- историк (понятно, да?);
- социальный философ (это, как я считаю, самая понятная и легкая для восприятия сфера философии);
- искусствовед (здесь уже синтез кабинетника и выездного).
Думаю здесь все.

Выездной:
- археолог (или назваться "археологом", чтобы побывать на месте раскопок, где воскресает прошлое);
- этнолог (тут мы описываем разные народы, этносы, этникосы и т.д., т. е. бродилка по планете);
- искусствовед в плане зарубежных музеев (в первой категории можно растолковать "искусствоведа" в плане отечественных музеев и галерей).

Думаю, внятно объяснил, хоть и неполно и со всякой кучей несостыковок (если этот ответ прочтет опытный читатель), но пока что так:)

Или даже можно так опослесловить - культурология - это весело и познавательно:)