Татьяна Доронова - Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. «Миры детства: конструирование возможностей

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования: Миры детства: конструирование возможностей

Рецензенты: доктор психологических наук, профессор О.А. Карабанова, кандидат педагогических наук Э.Ф. Алиева, кандидат педагогических наук О.Р. Радионова.

Научные руководители : А.Г. Асмолов, Т.Н. Доронова


© ООО «Издательство АСТ»

© Доронова Т.Н., Веннецкая О.Е., Доронов С.Г., Кузнецова Г.В., Ремезова Л.А., Рунова М.А., Тарасова Н.В., Хайлова Е.Г.

Пояснительная записка

Образовательная деятельность в детском саду, отвечающая требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее в тексте – Стандарт), должна быть направлена на обеспечение познавательного, физического, эмоционально-эстетического и социально-этического развития детей дошкольного возраста.

Основной целью образовательной деятельности, регламентируемой Стандартом, является освоение образовательной программы и достижение целевых ориентиров дошкольного образования. Вместе с тем в соответствии с требованиями Стандарта образовательная деятельность должна строиться таким образом, чтобы ребенок становился субъектом собственной активности, а его целенаправленная и осознанная деятельность служила основным средством собственного развития. Это подразумевает внедрение инновационных форм осуществления образовательного процесса, пересмотр отношений взрослый – ребенок.

Другим требованием Стандарта является иное, чем ранее, представление о содержании образования. В целом оно сводится к освоению ребенком различных культурных практик, а не к приобретению конкретных знаний, умений и навыков.

Реализация новых требований подразумевает новый подход к образованию, отличный от тех, которые использовались ранее. На наш взгляд, незначительными, косметическими изменениями традиционного программного содержания, сводящимися в большинстве случаев к редактированию заголовков, уже не обойтись. Требуется системная и качественная реконструкция всего содержания и форм дошкольного образования. Некоторые из возможных новых подходов к образованию предлагаются в этой Программе.

Таким образом, содержание Программы заключается в описании новых средств, которые ранее широко не использовались и с помощью которых взрослый может направлять инициативу ребенка в различных культурных практиках: игре, рисовании, исследовании, коммуникации, чтении.

К средствам, которые позволяют направлять инициативу ребенка в педагогически ценном русле, а не ущемлять ее, которые дают возможность дошкольному образовательному учреждению реализовать Стандарт, мы относим:

Изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка;

Реструктуризацию содержания образовательной деятельности;

Рациональную организацию предметно-пространственной среды;

Эффективное взаимодействие детского сада с семьей.

1. Целевой раздел

1.1. Цели и задачи реализации Программы

Целью программы «Миры детства: конструирование возможностей» (далее в тексте – Программа) является поддержка разнообразия детства, конструирование возможного мира ребенка посредством проектирования социальной ситуации его развития в совместной деятельности со взрослым.

Цели Программы реализуются через решение следующих задач: – охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

– обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

– обеспечения преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования;

– создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

– объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

– формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

– формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

– обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.1.1. Взаимодействие взрослого с ребенком

Общеизвестно, что развитие ребенка, его образование осуществляется через взаимодействие со взрослыми, через самостоятельную деятельность в предметном окружении. Субкультурных взаимодействий со старшими детьми современный ребенок практически лишен. Поэтому основную роль в его развитии выполняют взрослые.

Взаимодействие взрослого и ребенка происходит преимущественно в двух социальных институтах – в семье и детском саду и осуществляется несколькими способами:

– ребенок наблюдает за деятельностью взрослых;

– ребенок непосредственно включен в совместную деятельность с ними;

– взрослый передает знания и образцы культуры в готовом виде, ребенок пассивно их воспринимает.

Сегодня хорошо известно, что последний способ образования (прямое обучение) не годится для дошкольника. Ситуация, когда учебная деятельность определяется мотивами взрослых, а собственные интересы ребенка остаются в стороне, приводит к ряду негативных последствий. Этот факт находил неоднократное подтверждение в психологических концепциях развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), в психолого-педагогических образовательных системах (П.П. Блонский, О. Декроли, Дж. Дьюи).

Сегодня в силу ряда причин ребенок лишен возможности наблюдать за осуществлением взрослыми различных культурных практик: трудовая деятельность, как правило, совершается за пределами дома, а практическая бытовая деятельность носит однообразный характер. Поэтому ребенок не видит как трудятся взрослые и не может посильно помогать им. Кроме того, современные родители не всегда осознают ценность общения, игры, продуктивных форм деятельности. У них бытует мнение, что образование ребенка начинается лишь в тот момент, когда он приступает к освоению знаково-символических форм (букв, цифр и пр.).

В детском саду совместная деятельность взрослого с детьми тоже носит эпизодический характер – одному воспитателю сложно уделить должное внимание каждому ребенку группы. Как результат, сейчас в ДОО наиболее распространено прямое обучение, которое осуществляется путем разъединения культурных форм деятельности на отдельные составляющие.

Занятия по развитию отдельных психических функций – мышления, речи, памяти, которые обычно проводятся в детском саду, призваны компенсировать возникший дефицит естественных культурных форм деятельности. До известной степени такие формы обучения поощряются и родителями, так как они видят в этом «подготовку к школе».

В Программе, напротив, дошкольное образование понимается как осуществление ребенком различных форм активности совместно со взрослым и самостоятельно, в детском саду и в семье. В самостоятельной деятельности, которая все более набирает силу, и с помощью взрослого ребенок учится играть, рисовать, общаться с окружающими. Процесс приобретения универсальных культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде мы называем процессом овладения культурными практиками.

Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выполняет роль партнера, а не учителя. Партнерские отношения взрослого и ребенка в детском саду и в семье являются разумной альтернативой двум диаметрально противоположным подходам: прямому обучению и образованию, основанному на идеях свободного воспитания.

Основной функциональной характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка включение взрослого в процесс деятельности. Возможны два варианта реализации позиции «включенного» партнера. Он может ставить для себя цель и начинать действовать, предоставляя детям возможность подключиться к этой деятельности. Такую позицию мы условно называем «партнер-модель». Другой подход в осуществлении партнерской позиции заключается в том, что взрослый предлагает детям цель: «Давайте сделаем…» Подобный подход также оставляет для детей возможность выбора. Взрослый участвует в реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер. Такую позицию мы условно называем «партнер-сотрудник». Каждая из моделей может находить применение в зависимости от ситуации.

Татьяна Горячева

Уважаемые коллеги! Сегодня я начинаю серию публикаций из опыта работы по программе "Миры детства. Конструирование возможностей" под редакцией С. Г. Доронова, Т. Н. Дороновой, разработанной ФИРО. В 2016 году наш детский сад на конкурсной основе был выбран в качестве экспериментальной площадки для осуществления педагогической деятельности по упомятой выше комплексной программе. С программой вы можете ознакомиться на сайте. Что же интересного предложили нам разработчики?

Начать хотелось бы с представления их точки зрения на взаимодействие детского сада и родителей, как социальных институтов.

Вопросам взаимодействия детского сада и семьи в отечественной педагогике уделялось значительное внимание. Но даже при поверхностном анализе существующих методик взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений в них становится заметным их одно общее качество – стремление подчинить семью детскому саду. Родители и детский сад – два принципиально различных образовательных института , несмотря на общность целей. Но, поскольку родители и педагоги детского сада – воспитатели одних и тех же детей, результат их деятельности может быть успешным только тогда, когда они станут союзниками . И взаимодействие союзников предполагает их совместную деятельность по выполнению общей задачи.

Для успешной организации социального партнерства детского сада и родителей необходимо решить следующие задачи:

Найти пути самоорганизации родителей, чьи дети посещают одну и ту же группу детского сада;

Сформулировать содержание образования и воспитания детей, общее для детского сада и родителей;

Найти средства трансляции данного содержания родителям детей.

Вот в качестве средства транляции и было выбрано дидактическое пособие "Детский календарь".

"Детский календарь"- это дидактический материал для ежедневных занятий взрослого с ребенком в условиях семьи.

Что представляет собой пособие? Это полноцветная брошюра формата А4, которая:

Напечатана на плотной бумаге,

Каждая страница снабжена перфорацией, что дает возможность оторвать старницу и в дальнейшем работать только с нею.

Текст и изображения в календаре нанесены с двух сторон (на одной стороне - текстовое сопровождение, ориентированное на родителей, с другой стороны – задание для ребенка)

В календаре столько же страниц, сколько дней в месяце, поэтому работа по пособию подразумевает ежедневные развивающие занятия с ребенком.

Как осуществвляется совместная деятельность ребенка и родителей по данному пособию?

на каждой странице календаря.

2. Родителю не надо готовиться к совместной деятельности. Что может понадобиться, кроме календаря, это:

Ножницы для ребенка и для взрослого,

Клей (желательно жидкий, типа ПВА и клеящий карандаш,

Степлер или прочные нитки с иголкой;

Материалы для творчества - краски (акварельные и гуашь, карандаши, мелки,фломастеры и т. д.






Основной целью использования «Детского календаря» является создание единого подхода в воспитании и обучении детей, когда родители и воспитатели, взаимодействуя друг с другом, осуществляют развитие ребенка с учетом возможностей семьи и детского сада.





По итогам работы с пособием "Детский календарь" мы сделали отчет и представили его в виде презентации .

Публикации по теме:

Детский мастер-класс "Дедушка Мороз из конусов» - конструирование из бумаги Необходимые материалы и инструменты: 2 листа картона.

Детский мастер-класс "Снегурочка из конусов» - конструирование из бумаги Необходимые материалы и инструменты: 2 листа картона синего.

Формы организации познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте по программе «Миры детства» Формы организации познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте по программе «Миры детства» Прохорова Екатерина.

Подготовила воспитатель первой квалификационной категории Зрячева Наталия Валентиновна МБДОУ детский сад №3 р. п. Тумботино В нашем ДОУ.

Проект пособия «Календарь настроения» Это пособие может быть полезно как для воспитателей, так и для специалистов образовательных учреждений. Представляю на ваше внимание проект:.

Конспект занятия «Путешествие в мир насекомых» (по материалам «Детского календаря» программы «Миры детства…») Культурная практика: познавательная и продуктивная деятельность Форма представленности цели: работа по словесному описанию цели-условия.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Абакана «Детский сад «Машенька»

Программа саморазвития педагога

Тема: Создание социальной ситуации развития дошкольников 4-7лет по средствам программы «Миры детства: конструирование возможностей»

под редакцией Доронова Т.Н.

Кондратьева Ирина Викторовна

ФИО педагога

2017-2020год.

Оглавление

Основные направления и действия для повышения личного самообразования

Профессиональное направление:

Своевременно повышать квалификацию на курсах.

Знакомиться с новинками педагогической литературы.

Принимать активное участие в работе методических объединений.

Своевременно знакомиться с нормативно- правовой документацией.

Проводить открытые ООД для анализа со стороны коллег.

Психолого- педагогическое направление:

Повышать свои знания в области современной психологии и педагогики.

Информационно-коммуникативные технологии:

Качественно расширять знания пользовательских навыков работы на компьютере.

Методическое направление:

Изучать научно-методическую и учебную литературу.

Знакомиться с новыми педагогическими технологиями информационно-коммуникативной, игровой и проектной направленности , формами, методами и приемами обучения через предметные издания, через Интернет-сайты.

Разрабатывать разные формы ОД.

Эстетическое направление:

Посещение выставок, музеев, проведение экскурсий.

Участвовать в творческих конкурсах.

Охрана здоровья:

Вести здоровый образ жизни.

Способ демонстрации результата проделанной работы

Презентация творческого отчета об итогах реализации работы на педагогическом совете и на итоговом родительском собрании в 2020 году. Публикация в СМИ. Помещение своих разработок на сайтах в Интернете. Участие в конкурсах различного уровня.

Форма отчета по проделанной работе.

Обобщение опыта работы

Список литературы:

    Примерная основная образовательная программа «Миры детства: конструирование возможностей»/Т.Н. Доронова (и др.). – Москва: АСТ: Астрель, 2015. – 206 с.

    Журналы «Дошкольное образование», «Обруч».

    Журнал «Дошкольное воспитание»

    Сайты: http://www.maaam.ru «Мааам», http://www.doshkolnik.ru «Дошкольник», http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования.

Примерная основная образовательная программа

дошкольного образования

«Миры детства»

Москва, ФГАУ ФИРО

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Миры детства» разработана в Федеральном институте развития образования в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования.

Научный руководитель: Асмолов А.Г. Под редакцией Дороновой Т.Н.

Редактор: Чайка И.

Рецензенты: Алиева Э.Ф., Радионова О.Р.

1. Целевой раздел...................................................................................................

1.1. Цели и задачи реализации Программы....................................................

1.2. Пояснительная записка..............................................................................

2.1. Сюжетная игра

..........................................................................................

2.2. Продуктивная деятельность....................................................................

2.3. Познавательно-исследовательская деятельность..................................

2.4. Игра с правилами......................................................................................

2.5. Музыка......................................................................................................

2.6. Чтение художественной литературы......................................................

2.7. Физическая культура................................................................................

3. Организационный раздел................................................................................

3.1. Роль педагогов-предметников и специалистов в образовательной

деятельности детского сада........................................................................................

3.2. Взаимодействие с семьей........................................................................

3. 3. Алгоритм тематического планирования...............................................

3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды

3.5. Педагогическая диагностика...................................................................

ГЛОССАРИЙ...................................................................................................

Приложение № 1.

Материалы и оборудование.........................................

Приложение № 2.

Социально-личностное развитие................................

1. Организация межвозрастного общения.............................................

2. Формирование способности находить достоинства в каждом члене

группы........................................................................................................................

3. Формирование положительного отношения к себе...............................

4. Формирование представлений о хорошем и плохом.............................

Приложение № 3. Речевое развитие.................................................................

Младший дошкольный возраст (3-4 года) ..................................................

Средний дошкольный возраст (4-5 лет) ......................................................

Старший дошкольный возраст (5-7лет) ......................................................

Приложение № 4.Финансовое обеспечение реализации основной

общеобразовательной программы «Миры детства» в дошкольной образовательной

организации образовательной организации………………

1. Целевой раздел

1.1. Цели и задачи реализации Программы

Целью программы «Миры детства» (далее в тексте – Программа) является обеспечение эмоционального благополучия и положительного отношения детей к себе, к другим людям, к миру, их полноценное развитие в следующих сферах:

социально-коммуникативной;

– познавательной;

– речевой;

художественно-эстетической;

– физической.

Цели Программы реализуются через решение следующихзадач :

охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

обеспечения преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования;

создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

– обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.2. Пояснительная записка

Образовательная деятельность в детском саду, отвечающая требованиям Федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее в тексте – Стандарт), должна быть направлена на обеспечение познавательного, физического, эмоционально-эстетического и социально-этического развития детей дошкольного возраста.

Основной целью образовательной деятельности, регламентируемой Стандартом, является освоение образовательной программы и достижение целевых ориентиров дошкольного образования.

Вместе с тем, в соответствии с требованиями Стандарта, образовательная деятельность должна строиться таким образом, чтобы ребенок становился субъектом собственной активности, чтобы его целенаправленная и осознанная деятельность служила основным средством его собственного развития. Это подразумевает внедрение инновационных форм осуществления образовательного процесса, пересмотр отношений взрослый – ребенок.

Другим требованием Стандарта является иное, чем ранее, представление о содержании образования. В целом, оно сводится к освоению ребенком различных культурных практик, а не к приобретению конкретных знаний, умений и навыков.

Реализация новых требований подразумеваетновый подход к образованию, отличный от тех, которые использовались ранее. На наш взгляд, незначительными, «косметическими» изменениями традиционного программного содержания, сводящихся в большинстве случаев к редактированию заголовков, уже не обойтись. Требуется системная и качественная реконструкции всего содержания и форм дошкольного образования. Некоторые из возможных новых подходов к образованию предлагаются в программе. Таким образом, содержание Программы заключается в описании новых средств, которые ранее широко не использовались, и с помощью которых взрослый может направлять инициативу ребенка в различных культурных практиках: игре, рисовании, исследовании, коммуникации, чтении.

К средствам, которые позволяют направлять в педагогически ценном русле инициативу ребенка, а не ущемлять ее, которые дают возможность дошкольному образовательному учреждению реализовать Стандарт, мы относим:

изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка;

реструктуризацию содержания образовательной деятельности;

рациональную организацию предметно-пространственной среды;

эффективное взаимодействие детского сада с семьей. Рассмотрим каждое из средств более подробно.

1.2.1. Взаимодействие взрослого с ребенком

Общеизвестно, что развитие ребенка, его образование осуществляется через взаимодействие со взрослыми, через самостоятельную деятельность в предметном окружении. Субкультурных взаимодействий со старшими детьми современный ребенок практически лишен. Поэтому основную роль в его развитии выполняют взрослые.

Взаимодействие взрослого и ребенка происходит преимущественно в двух социальных институтах – в семье и детском саду, и осуществляется несколькими способами:

ребенок наблюдает за деятельностью взрослых;

ребенок непосредственно включен в совместную деятельность с ними;

взрослый передает знания и образцы культуры в готовом виде, ребенок пассивно их воспринимает.

Сегодня хорошо известно, что последний способ образования (прямое обучение) не годится для дошкольника. Ситуация, когда учебная деятельность определяется мотивами взрослых, а собственные интересы ребенка остаются в стороне, приводит к ряду негативных последствий. Этот факт находил неоднократное подтверждение в психологических концепциях развития личности (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), в психолого-педагогических образовательных системах (П.П. Блонский, О. Декроли, Дж. Дьюи, Н.А. Короткова).

Сегодня, в силу ряда причин, ребенок лишен возможности наблюдать за осуществлением взрослыми различных культурных практик. Это объясняется тем, что трудовая деятельность, как правило, совершается за пределами дома, а практическая бытовая деятельность носит однообразный характер. Тем самым, ребенок лишен возможности наблюдать, как трудятся взрослые, и посильно помогать им. Кроме того, современные родители не всегда осознают ценность общения, игры, продуктивных форм деятельности. У них бытует мнение, что образование ребенка начинается лишь в том момент, когда он приступает к освоению знаково-символических форм (букв, цифр и пр.). В детском саду совместная деятельность взрослого с детьми тоже носит эпизодический характер – одному воспитателю сложно уделить должное внимание каждому ребенку группы. Как результат, сейчас в ДОУ наиболее распространено прямое обучение, которое осуществляется путем «расщепления» культурных форм деятельности на отдельные составляющие. Занятия по развитию отдельных психических функций – мышления, речи, памяти, которые проводятся обычно в детском саду, призваны компенсировать возникший дефицит естественных культурных форм деятельности. До известной степени такие формы обучения поощряются и родителями, так как они видят в этом «подготовку к школе».

Напротив, в Программе дошкольное образование понимается как осуществление ребенком различных форм активности совместно со взрослым и самостоятельно, в детском саду и в семье. В самостоятельной деятельности, которая все более набирает силу, и с помощью взрослого ребенок учится играть, рисовать, общаться с окружающими. Процесс приобретения универсальных культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде мы называем процессом овладения культурными практиками.

Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выполняет роль партнера, а не учителя. Партнерские отношения взрослого и ребенка в детском саду и в семье являются разумной альтернативой двум диаметрально противоположным подходам: прямому обучению, и образованию, основанному на идеях «свободного воспитания». Основной функциональной характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка включение взрослого в процесс деятельности. Возможны два варианта реализации позиции «включенного» партнера. Он может ставить для себя цель и начинать действовать, предоставляя детям возможность подключится к этой деятельности. Такую позицию мы условно называем «партнер-модель».

Другой подход в осуществлении партнерской позиции заключается в том, что взрослый предлагает детям цель: «Давайте сделаем…». Подобный подход также оставляет для детей возможность выбора. Взрослый участвует в реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер. Такую позицию мы условно называем «партнер-сотрудник». Каждая из моделей может находить применение в зависимости от ситуации.

Выводы : Партнерские отношения взрослого и ребенка являются наиболее подходящей формой построения образовательной деятельности в дошкольном детстве. Но есть риск, что идея партнерства так и останется декларативным лозунгом, если не будет поддержана и укреплена другими средствами, которые мы рассмотрим ниже.

Образовательная деятельность – это понятие обширное, даже если речь идет о дошкольном детстве. Взрослый, в принципе, не может заниматься образованием вообще, он всегда должен делать что-то конкретное. Приведем здесь классификацию (типологию) образовательных подходов, бытующую в современной педагогике.

Первый подход заключается в том, что ребенку предоставляется возможность выбора занятий в специально организованной предметной среде, при этом он находится в среде сверстников, роль взрослого на занятиях минимальна.

Недостатков у такого подхода несколько. Во-первых, некоторые виды деятельности могут быть усвоены ребенком только в контакте с носителем практического опыта, а во-вторых, неизбежны «перекосы» в его развитии, так как он, естественно, отдаст предпочтение тем занятиям, в которых почувствует себя более уверенным.

Диаметрально противоположным является второй подход. Его отличает нацеленность на конечный результат. В нашем случае, это может быть образовательная область, упомянутая в Стандарте. В ней аналитическим путем выделяются те конкретные знания, умения, навыки и личностные качества,

составляющие: знание и соблюдение этических норм; коммуникативные навыки; саморегуляция, произвольность действий; эмоциональная отзывчивость; рефлексивное осознание собственных переживаний, самооценка; патриотическое чувство.

Набор ожидаемых достижений ребенка, который мы привели в качестве примера, неупорядочен и даже абсурден. Кроме того, их перечисление можно вести бесконечно, так же как и дробить такое широкое понятие, как «личность». При таком подходе складывается впечатление, что каждое умение, навык или личностное качество формируется у ребенка отдельно, путем специально разработанных с этой целью занятий.

Охватить бесконечное множество составляющих любой образовательной области, уяснить их происхождение – задача довольно сложная для педагогапрактика, не говоря уже о родителях ребенка. На наш взгляд, второй подход к образовательной деятельности столь же неэффективен, как и первый. Ни в том, ни в другом невозможно наладить партнерские отношения взрослого и детей. Педагог, который, руководствуясь программой, должен ежедневно формировать, развивать некие личностные качества, навыки и умения, по определению не может быть партнером, он может быть только учителем.

Третий подход к образовательной деятельности условно назван нами культурологическим. Идея его очень проста и интуитивно понятна – данный подход близок каждому, кто заинтересован в развитии своего ребенка. Взрослый подбирает для него те культурные практики, которые считает нужными и полезными, и показывает ребенку способы их осуществления. Чем младше ребенок, тем более универсальными являются культурные практики. Любому взрослому известно, что детям полезно играть, рисовать, много двигаться, и он в различной степени способствует этому – покупает им игрушки, карандаши и краски, организует прогулки. Далее, взрослый, ориентируясь на проявившиеся способности и интересы ребенка, выбирает для него более специализированные культурные практики.

К основным культурным практикам, осваиваемым дошкольниками, относятся: игра (сюжетная и с правилами), продуктивная деятельность,

литературы. Перечень сугубо детских видов деятельности может меняться в зависимости от социокультурной ситуации, в которой растет конкретный ребенок,

и ценностей общества в целом. Перечисленные выше культурные практики являются до известной степени универсальными – они используются для образования детей в любом современном обществе.

В тоже время, они могут быть дополнены другими культурными практиками, такими как практическая деятельность («трудовое воспитание»); результативные физические упражнения («физкультура»); коммуникативный тренинг («развитие речи»), простейшее музицирование, целенаправленное изучение основ математики, грамоты, и многое другое.

Причин расширить перечень культурных практик может быть много. Например, коммуникативный тренинг необходим ребенку, который в раннем детстве был лишен возможности слышать правильную, разнообразную, богатую речь, у которого по упущению взрослых не сформировалась инициативная речь. Гипотоничному ребенку требуются регулярные и целенаправленные физические упражнения.

Причина сделать особый акцент на некоей культурной практике может быть

и в другом. Например, разумно предположить, что в семье музыкантов ребенкадошкольника будут приобщать к музицированию, и именно эта культурная практика станет основополагающим стержнем, культурной идеей в развитии личности ребенка. Совершенно по другой траектории пойдет развитие детей, рано проявивших выдающиеся физические качества. В каждом описанном случае необходимы свои культурные практики, и поэтому Программа не может претендовать на завершенность.

В результате, в Программе выделены следующие разделы: «Сюжетная игра», «Игра с правилами», «Продуктивная деятельность», «Познавательноисследовательская деятельность», «Художественная литература», «Музыка» и «Физическая культура».

В процессе осуществления указанных культурных практик, а также в бытовой практической деятельности у ребенка происходит нравственное и коммуникативное развитие.

Можно предположить, что в подготовительной группе указанные культурные практики будут дополнены практической деятельностью детей по самообслуживанию, обучением грамоте и элементарной математике. В случае возникновения проблем в речевом развитии детей, мы рекомендуем использовать дополнительный раздел Программы «Речевое развитие», представленный Л.А. Ремезовой (см. Приложение). Прекрасным дополнением к Программе является технология по социально-личностному развитию детей, предложенная С.Г. Якобсон (см. Приложение). Одним словом, вариантов множество, и каждый педагог имеет возможность учесть интересы конкретных детей и их родителей. 40% времени, отводимого в Стандарте на вариативную часть, для этого вполне достаточно.

В настоящее время приоритетным направлением в отечественной образовательной политике является внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - Стандарт) и осуществление воспитания и образования детей дошкольного возраста в соответствии с его требованиями. Вместе с тем существует мнение, что содержание примерных программ и учебно-методических пособий, позиционируемых авторами и издательствами как соответствующие требованиям Стандарта, не претерпело существенных изменений. Исключение составляет примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Миры детства: конструирование возможностей». Автором программы «Миры детства» является Татьяна Николаевна Доронова, заведующая отделом дошкольного образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования». Вот что она рассказала об отличительных особенностях новой программы:

- « Название придумал Александр Григорьевич Асмолов - доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, директор ФГАУ «ФИРО», руководитель рабочей группы по разработке Стандарта. Оно полностью соответствует содержанию программы, ведь «Миры детства» касаются самых разных сфер детской жизни - социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической, направлены на обеспечение эмоционального благополучия и положительного отношения детей к себе, к другим людям, к миру».

- «Времена меняются, и на смену когда-то популярным образовательным методикам и программам неизбежно приходят новые. «Миры детства» - одна из них. В этой программе мы попытались, насколько это возможно, учесть требования Стандарта, не забывая вместе с тем про интересы детей и взрослых (родителей и воспитателей)».

- «Создавая программу, мы рассуждали следующим образом. Положения Стандарта совершенно очевидно требуют дополнительных ресурсов со стороны социального окружения ребенка. Прежде всего, это обусловлено стремлением к индивидуализации образования. Если раньше взрослый оперировал группой детей целиком, никого не выделяя в ней отдельно, то теперь он должен уделить внимание каждому ребенку. При этом каждому человеку, который работал с детьми, хорошо известно, что эта деятельность требует большого напряжения, и иногда оно достигает критического предела. Следовательно, каким-то образом необходимо повысить производительность труда воспитателя, не повышая вместе с тем нагрузки».

- «Если не брать в расчет способы из области фантастики, например уменьшение числа детей в группах, вариантов остается не так много, и именно они послужили отправной точкой для создания программы «Миры детства»:

Совершенствование предметно-пространственной среды;

Вовлечение родителей в образование детей.

Особенностью всех перечисленных направлений является то, что их возможно реализовать на практике. Это работоспособная система, показывающая уже сейчас положительные результаты.»

-«При разработке новой программы мы стремились повысить качество труда воспитателя, не увеличивая на него нагрузки за счет разработки нового поколения дидактических материалов для работы с детьми в семье и оказывая помощь в планировании образовательной деятельности в детском саду. В отличие от субботников и подготовки к праздникам, в которые обычно вовлекаются семьи, «Детский календарь» позволяет родителям действительно заниматься образованием своих детей, обеспечивая при этом единство образовательного пространства. Это достигается за счет того, что содержание «Детского календаря» и планирование работы воспитателя взаимосвязаны; педагог включает в образовательный процесс все, что прочитано, изготовлено, изучено детьми в семье; ежемесячная сменяемость материалов обеспечивает вариативность предметной среды.»

МДОУ ЦРР- детский сад №30 является экспериментальной площадкой, работающей по программе «Миры детства: конструирование возможностей» Т.Н.Дороновой.

Целью программы «Миры детства: конструирование возможностей» является обеспечение эмоционального благополучия и положительного отношения детей к себе, к другим людям, к миру, их полноценное развитие в следующих сферах: социально-коммуникативной; познавательной; речевой; художественно-эстетической; физической.

В наше, быстро меняющееся время, взрослому иногда сложно угнаться за новыми методиками, а подрастающее поколение очень подвижное и интеллектуальное. И порой родителям в домашних условиях трудно подобрать развивающее содержание, и определить, чем и как надо заниматься с младшим дошколенком, чтобы он получил своевременное развитие. К сожалению для маленьких детей не подходят школьные методы обучения, и для того, чтобы помочь родителям в решении вопросов, связанных с развитием детей от 3 лет, было разработано оригинальное пособие - «Детский календарь», который обеспечивает единство образовательного пространства семьи и детского сада. Автор пособия Доронова Татьяна Николаевна.

Родители наших малышек с удовольствием дома день за днем осваивают интересные задания. Каждое занятие оставляет свой «предметный след», итогом занятия становится конкретный игровой предмет, поделка, книга, макет. Значительная часть заданий, предназначенных для выполнения в семье, находит свое продолжение в детском саду.
Благодаря дидактическому материалу «Детский календарь» совместная деятельность взрослых и детей в семье и в детском саду представляет целостный и неразрывный образовательный процесс.

Педагогам, внедряющим программу «Миры детства: конструирование возможностей» необходимо творчески осмыслить новое содержание дошкольного образования, условия его реализации, найти более эффективные пути, формы и методы организации своей профессиональной деятельности, как творческого процесса.

Конева Л.А., воспитатель,

Хлюстова Д.Р., воспитатель,

Гальцева Е.В., старший воспитатель